Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 1040742-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Земельный кодекс Российской Федерации" (об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации объектов культурного наследия)",
внесенный сенаторами Российской Федерации А.В. Кутеповым и С.В. Мамедовым
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 1040742-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Земельный кодекс Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) и сообщает свое заключение.
Концептуальными положениями проекта федерального закона предусматриваются:
приватизация объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, на аукционе, приватизация памятников истории и культуры, находящихся в неудовлетворительном состоянии, - на конкурсе; а приватизация объектов культурного наследия, которые уже арендуются субъектами малого и среднего предпринимательства, путем реализации преимущественного права данных лиц на приобретение указанных объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ);
предоставление земельного участка, на котором расположен приватизированный объект культурного наследия, находящийся в неудовлетворительном состоянии, в собственность приобретателю такого объекта культурного наследия только после выполнения условий конкурса (до этого указанный земельный участок может быть предоставлен его новому собственнику исключительно в аренду в размере одного рубля в год на срок выполнения условий конкурса).
Комитет по культуре поддерживает данные концептуальные положения проекта федерального закона.
Вместе с тем, к законопроекту имеются следующие замечания.
1) Согласно изменениям к пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) особенности продажи на конкурсе объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, устанавливаются статьей 29 указанного Федерального закона, предусматривающей, в том числе в качестве существенного условия договора купли-продажи объекта культурного наследия обязанность нового собственника объекта культурного наследия выполнять требования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
В случае отсутствия данного существенного условия сделка приватизации объекта культурного наследия считается ничтожной (абзац второй пункта 3 статьи 29 Федерального закона N 178-ФЗ).
Полагаем целесообразным включить по аналогии в статью 18 Федерального закона N 178-ФЗ, определяющую порядок продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, отсылочную норму к статье 29 указанного Федерального закона.
2) Проект федерального закона предусматривает право выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства объектов культурного наследия, которые они арендуют, путем реализации преимущественного права на приобретение таких объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ.
Однако, Федеральный закон N 159-ФЗ не учитывает особенностей приватизации такого особого вида имущества как памятники истории и культуры, в связи с чем Комитет по культуре предлагает дополнить Федеральный закон N 159-ФЗ отсылочными нормами к положениям Федерального закона N 73-ФЗ и Федерального закона N 178-ФЗ, устанавливающим особенности приватизации объектов культурного наследия.
3) Указанный в пункте 1 статьи 29 Федерального закона N 178-ФЗ перечень требований, установленных в сфере охраны объектов культурного наследия, обязательных для выполнения приобретателями памятников истории и культуры, следует дополнить требованием к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия, предусмотренным подпунктом 5 пункта 2 статьи 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ.
4) Учитывая, что в статье 29 Федерального закона N 178-ФЗ отсутствует порядок приватизации выявленных объектов культурного наследия, полагаем необходимой проработку данного вопроса в проекте федерального закона.
Комитет по культуре поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1040742-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Земельный кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении при условии учета вышеизложенных замечаний.
Председатель Комитета |
Е.А. Ямпольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.