Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
о проекте федерального закона N 1040722-7 "О внесении изменения в статью 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части устранения пробела в правовом регулировании порядка ведения реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений)",
внесенном Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 1040722-7 "О внесении изменения в статью 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Законопроект), и отмечает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской, законопроект подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года N 19-П "По делу о проверке конституционности статьи 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Горизонт" (далее - Постановление N 19-П).
Законопроектом предлагается дополнить статью 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) положением, устанавливающим, что уполномоченный орган исключает из реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений информацию об арендаторах и покупателях по истечении двух лет с даты ее включения в реестр или по решению суда.
Действие этого положения предлагается распространить на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу федерального закона.
Статья 98.1 кодекса регулирует правоотношения, связанные с ведением уполномоченным федеральным органом исполнительной власти реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений (далее - реестр), и предусматривает в том числе необходимость включения в реестр сведений о нарушении лесного законодательства недобросовестными арендаторами и покупателями, информации о лицах, с которыми были расторгнуты договоры по основаниям, предусмотренным данной статьей Кодекса, а также устанавливает состав информации, включаемой в реестр, и порядок ее включения.
Вместе с тем внесение в реестр приводит к серьезным ограничениям в деятельности. Так, например, лесопользователи, числящиеся в реестре, не могут претендовать на заключение новых договоров аренды лесных участков.
Конституционный Суд Российской Федерации признал статью 98.1 Кодекса не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой предусмотренное этой нормой включение информации об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, с которыми договор аренды лесного участка расторгнут по основанию, установленному пунктом 3 части первой статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, в реестр влечет бессрочное ограничение прав указанных субъектов в сфере хозяйственного лесопользования, в том числе права заключать договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как отмечается в Постановлении N 19-П, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, ограничения свободы экономической деятельности могут быть введены федеральным законом, если только они оправданны целями защиты конституционно значимых ценностей, отвечают требованиям объективной необходимости, разумности и соразмерности, носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционных прав.
Требования, предъявляемые к лесопользователям, должны обеспечивать эффективную защиту лесов как одного из важнейших факторов окружающей среды и вместе с тем не препятствовать рациональному использованию гражданами и юридическими лицами этого природного ресурса, в том числе в хозяйственных интересах.
Таким образом, принятие законопроекта позволит устранить пробел в правовом регулировании порядка ведения реестра и обеспечит возможность арендаторам и покупателям осуществлять лесопользование по истечении двухлетнего срока после допущенных ими нарушений.
С учетом изложенного, Комитет поддерживает проект федерального закона N 1040722-7 "О внесении изменения в статью 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.