Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 18 декабря 2020 г. к N 242. п. 1.3.
по проекту федерального закона N 1076241-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части реализации программ, направленных на строительство (завершение строительства) многоквартирных домов для предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан) (внесен депутатами Государственной Думы Н.В. Панковым, Н.П. Николаевым)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 1076241-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается предоставить публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" (далее - Фонд) полномочия по осуществлению строительства на земельных участках, переданных Фонду по решению арбитражного суда на основании принятия им решения о выплате возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим соответствующие требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений.
Одновременно законопроектом предусматривается наделение Фонда полномочиями по реализации совместных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации программ, направленных на строительство (завершение строительства) многоквартирных домов на земельных участках, принадлежащих Фонду, с последующей передачей части жилых помещений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для их предоставления отдельным категориям граждан, включая лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переселяемых из аварийного жилищного фонда, имеющих невысокий уровень дохода, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, а также многодетные семьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно законопроекту, реализация Фондом таких совместных программ будет осуществляться в соответствии с условиями заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соглашений
Проектируется также, что с учетом полученных полномочий Фонд при передаче ему на основании соответствующего определения арбитражного суда прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями сможет принять одно из следующих решений: о реализации прав на переданное имущество, о строительстве (завершении строительства) на полученном земельном участке многоквартирных домов и иных объектов недвижимости либо о реализации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации программ, направленных на строительство (завершение строительства) многоквартирных домов на принадлежащих ему земельных участках с последующей передачей части жилых помещений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как указано в пояснительной записке, на практике могут возникать ситуации, когда земельный участок, о приобретении прав на который Фонд в настоящее время обязан заявить в арбитражный суд после принятия решения о выплате возмещения пострадавшим гражданам, не представляет для него инвестиционной привлекательности (имеются обременения, запрет на строительство и т.д.). В результате приобретение соответствующих прав может привести к излишним операционным и финансовым затратам Фонда. Для исключения подобной ситуации законопроектом предлагается установить для Фонда право, а не обязанность направлять в арбитражный суд заявление о намерении приобрести права на такой земельный участок.
Наряду с этим законопроектом устанавливается механизм возврата в бюджет субъекта Российской Федерации денежных средств, предоставленных ранее Фонду в качестве имущественного взноса с целью финансирования мероприятий по восстановлению прав пострадавших граждан. Предполагается, что в случае реализации Фондом прав на имущество полученные денежные средства за вычетом расходов Фонда, связанных с реализацией такого имущества, будут распределены между Фондом и бюджетом субъекта Российской Федерации или публично-правового образования пропорционально размеру софинансирования в соответствии с решением Фонда о финансировании.
В свою очередь, при принятии Фондом решения о строительстве (завершении строительства) многоквартирных домов и иных объектов недвижимости на земельных участках, переданных ему по решению арбитражного суда в связи с выплатой возмещения пострадавшим гражданам, проектируется, что перечислению в бюджет субъекта Российской Федерации будет подлежать часть денежных средств, полученных от реализации жилых и нежилых помещений, машино-мест в таких домах и объектах недвижимости, в размере осуществленного субъектом Российской Федерации софинансирования мероприятий, связанных с выплатой возмещения пострадавшим гражданам.
Законопроектом предлагается также установить порядок передачи Фонду прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем объектом (объектами) незавершенного строительства, неотделимыми улучшениями в случае выплаты возмещения гражданам - членам жилищно-строительного кооператива.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и считает, что его реализация обеспечит создание условий, позволяющих Фонду решать приоритетные социальные задачи в жилищной сфере за счет осуществления строительства на земельных участках, полученных им в рамках процедуры банкротства проблемных застройщиков, включая завершение строительства многоквартирных домов, в отношении которых были приняты решения о выплате возмещения пострадавшим гражданам. По мнению Комитета, вносимые законодательные изменения позволят Фонду играть более активную роль в решении актуальных для регионов проблем в сфере жилищного строительства. Кроме того, законопроект позволит укрепить региональные бюджеты посредством обеспечения возможности возврата в них предоставленных ранее Фонду средств на софинансирование мероприятий по восстановлению прав граждан - участников строительства.
По законопроекту имеются замечания юридико-технического и лингвистического характера, которые требуют учета при его доработке ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять представленный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.