Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 1070133-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13-2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
(в части расширения целей кредитных договоров (договоров займа), в отношении которых реализуются меры государственной поддержки),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1070133-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13-2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (в части расширения целей кредитных договоров (договоров займа), в отношении которых реализуются меры государственной поддержки).
Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации с учетом сложившейся практики при реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) (далее - меры государственной поддержки).
Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации в части расширения мер государственной поддержки для граждан Российской Федерации - отца или матери, являющихся заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу), у которых с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года родился третий ребенок или последующие дети, в виде полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) в сумме не более 450 тысяч рублей.
1. Законопроектом предлагается уточнить цели предоставления ипотечного кредита (займа), в отношении которого могут быть предоставлены меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2019 г. N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - Закон N 157-ФЗ).
В настоящее время согласно Закону N 157-ФЗ целью кредитного договора должно являться приобретение по договору купли-продажи жилого помещения, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства, или земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, либо приобретение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.
1.1. Законопроектом предусматривается, что целью ипотечного кредита (займа) может быть строительство объекта индивидуального жилищного строительства и приобретение объекта незавершенного строительства.
При этом для достижения целевого использования средств, предоставляемых в рамках мер государственной поддержки, предусматривается, что направление таких средств на цели погашения задолженности (ее части) по таким кредитам (займам) возможно только в случае окончания строительства и государственной регистрации в установленном порядке права собственности гражданина на созданный объект индивидуального жилищного строительства.
1.2. Кроме того, предлагается предоставлять меры государственной поддержки, в случаях, когда целью предоставления кредита (займа) являлось предоставление средств на приобретение жилого помещения с неотделимыми улучшениями или с ремонтом, и страхование такого имущества или страхование ответственности заемщика, в том числе по договору личного страхования, заключенному в целях обеспечения исполнения обязательств заемщика по ипотечному жилищному кредиту (займу).
1.3. По кредитным договорам (договорам займа), заключенным ранее, предлагается предоставить возможность гражданам получить меры государственной поддержки, если целью кредитного договора (договора займа) было внесение паевого взноса члена жилищно-строительного кооператива, осуществившего строительство многоквартирного дома, если разрешение на строительство такого дома получено до дня вступления в силу Федерального закона от 1 июля 2018 г. N 175-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
1.4. В целях создания условий для участия в реализации мер государственной поддержки граждан, которые приобрели жилые помещения в рамках программ (мероприятий), реализуемых в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и направленных на улучшение жилищных условий указанных граждан, законопроектом предусмотрено соответствующее расширение перечня возможных целей кредитования (заимствования).
1.5. Законопроектом также предусматривается, что целью ипотечного кредита (займа) может быть приобретение на территории Российской Федерации доли (долей) в праве общей собственности на жилые помещения, в том числе объекты индивидуального жилищного строительства.
2. Также, в связи с необходимостью усиления контроля за расходованием средств при их направлении на улучшение жилищных условий путем погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) законопроектом предлагается определить перечень лиц, которые могут быть кредиторами (заимодавцами) по кредитным договорам (договорам займам), на погашение которых направляются средства в рамках мер государственной поддержки.
Действующая редакция Закона N 157-ФЗ не ограничивает перечень заимодавцев по договорам займа, заключенным с гражданами, которым могут быть предоставлены меры государственной поддержки. В этой связи отдельные организации предоставляют займы по более высокой процентной ставке по сравнению с банковскими кредитами, что значительно увеличивает затраты семьи на приобретение жилья за счет оплаты повышенных процентов и риски неисполнения обеспеченного ипотекой обязательства со стороны гражданина. Данное обстоятельство может привести к обращению взыскания на заложенное жилье гражданина, как правило, являющееся единственным.
Принятие законопроекта позволит повысить эффективность реализации мер государственной поддержки семей с детьми.
На основании изложенного, а также отмечая социальную направленность законопроекта, Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1070133-7"О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13-2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (в части расширения целей кредитных договоров (договоров займа), в отношении которых реализуются меры государственной поддержки), внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.