Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к постановлению
Правительства Саратовской области
от 21 декабря 2020 года N 1010-П
Региональная программа
"Обеспечение защиты прав потребителей в Саратовской области" на 2021-2025 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Региональная программа "Обеспечение защиты прав потребителей в Саратовской области" на 2021-2025 годы (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы |
министерство экономического развития области |
Участники Программы |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (по согласованию); министерство экономического развития области; министерство образования области; министерство здравоохранения области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области; министерство промышленности и энергетики области; министерство транспорта и дорожного хозяйства области; министерство информации и печати области; комитет государственного регулирования тарифов области; комитет по туризму области; управление ветеринарии Правительства области; Государственная жилищная инспекция области; органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (по согласованию); Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области (по согласованию); Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по согласованию); федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний им. Б.А.Дубовикова в Саратовской области" (по согласованию); федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" (по согласованию); отделение по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию); федеральное государственное бюджетное учреждение "Саратовская межобластная ветеринарная лаборатория" (по согласованию); государственное автономное учреждение Саратовской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг"; общественные объединения потребителей области (по согласованию) |
Цель Программы |
развитие системы обеспечения прав потребителей в регионе, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты |
Задачи Программы |
координация деятельности всех участников по достижению цели Программы; повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения; повышение доступности правовой помощи для потребителей; систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей; повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке; содействие органам местного самоуправления области в решении задач по защите прав потребителей; создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров, работ и услуг; обеспечение защиты прав наиболее социально уязвимых категорий потребителей; создание эффективной системы оперативного обмена информацией в системе органов в сфере защиты прав потребителей; развитие институтов досудебного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей; развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей; профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей и создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров (работ, услуг) |
Целевые показатели Программы |
количество органов и организаций, входящих в систему защиты прав потребителей, в расчете на 100 тыс. населения Саратовской области; количество муниципальных образований Саратовской области, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей; количество консультаций в сфере защиты прав потребителей на 100 тыс. населения Саратовской области; количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности, на 100 тыс. населения Саратовской области; количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации и сети Интернет, направленных на повышение потребительской грамотности; количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, на 100 тыс. населения Саратовской области; удельный вес продукции, реализуемой на территории Саратовской области, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции) |
Сроки реализации Программы |
2021-2025 годы |
Ресурсное обеспечение Программы |
финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет и в пределах средств соответствующих бюджетов, а также внебюджетных источников, предусмотренных на содержание ответственного исполнителя Программы и участников Программы (прогнозно) |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
организация консультирования на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных организаций и комплексного подхода к защите прав потребителей; повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации; повышение правовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей; повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг (работ) посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей; увеличение количества фактов добровольного удовлетворения законных требований потребителей продавцами (исполнителями), в том числе с применением процедуры медиации |
I. Характеристика текущего состояния сферы защиты прав потребителей в Саратовской области
Динамичное развитие рынка товаров и услуг, совершенствование его инфраструктуры, появление новых, в том числе цифровых, технологий порождает потребительские риски и требует большей консолидации усилий, умения прогнозировать эти риски и своевременно на них реагировать.
На протяжении 2019 года областной рынок товаров и услуг демонстрировал относительную стабильность и высокий уровень товарной насыщенности. Только в организациях розничной торговли области ежемесячный объем товарных запасов оценивался размером от 21,3 млрд рублей в январе 2019 года до 24,5 млрд рублей в декабре 2019 года.
Розничный товарооборот по итогам года составил 375 млрд рублей с динамикой 100,7 процента, оборот общественного питания - 15,5 млрд рублей с динамикой 101,5 процента, населению области оказано платных услуг на 102,2 млрд рублей или 100,1 процента к 2018 году.
В объеме платных услуг доля коммунальных услуг составила 28,9 процента, телекоммуникационных - 18,5 процента, транспортных - 11,9 процента, бытовых - 10,3 процента.
Важно подчеркнуть, что перечень потребительских товаров и услуг постоянно расширяется и требует новых подходов к вопросам защиты прав потребителей.
В 2019 году на территории области действовал программно-целевой подход к решению вопросов защиты прав потребителей, который обеспечивал прозрачность и согласованность действий уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области, общественных организаций.
В регионе сформирована система защиты прав потребителей, обеспечивающая комплекс работ по формированию и реализации политики в сфере защиты прав потребителей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В 2019 году исполнение мероприятий Комплексной программы "Обеспечение защиты прав потребителей в Саратовской области" на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 19 июля 2016 года N 378-П (далее - Комплексная программа) осуществлялось по шести направлениям.
Информационно-аналитическое сопровождение системы защиты прав потребителей на территории Саратовской области и определение приоритетных направлений деятельности по совершенствованию системы защиты прав потребителей.
Поступательное развитие рынка товаров и услуг требует оперативного решения вопросов защиты прав потребителей на муниципальном уровне. Поэтому в качестве приоритета определена работа с органами местного самоуправления по их интеграции в областную систему защиты прав потребителей, как звена наиболее приближенного к потребителю.
В 2019 году в муниципальных образованиях области действовали муниципальные программы по защите прав потребителей, за год при администрациях 8 муниципальных районов образованы совещательные органы по защите прав потребителей.
В качестве оказания методологической помощи и для применения в работе администрациям районов области направлено более 30 методических рекомендаций.
Методологическая и информационная поддержка производителям и продавцам товаров, исполнителям работ и услуг в сфере защиты прав потребителей.
Информационная поддержка предприятий-производителей осуществлялась через региональный специализированный информационно-аналитический портал государственной поддержки и развития инновационной деятельности. Услугами портала воспользовались более 70 организаций Саратовской области.
В рамках информационной поддержки субъектам предпринимательства направлено более 100 писем информационно-разъяснительного характера об изменениях действующего законодательства и правоприменительной практики.
Информация о мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также специальных налоговых режимах для малого бизнеса, в том числе промышленных предприятий, размещена на портале Правительства области, официальном сайте министерства экономического развития области, официальных сайтах органов местного самоуправления муниципальных образований, сайтах организаций инфраструктуры поддержки бизнеса и общественных бизнес-объединений области.
По вопросам созданных в регионе условий для развития предпринимательства размещено 1474 информационных материалов.
В целях повышения доступности инструментов финансовой поддержки для субъектов бизнеса, в том числе в сфере промышленности, проводится системная информационная работа о возможностях микрофинансовой и гарантийной поддержки некоммерческой микрокредитной компании "Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства Саратовской области" и акционерного общества "Гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства Саратовской области", а также о программах кредитно-гарантийной поддержки акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" и акционерного общества "МСП Банк".
На площадке бизнес-инкубатора проведен семинар для предпринимателей в сфере гостиничного бизнеса.
Федеральным бюджетным учреждением "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний им. Б.А.Дубовикова в Саратовской области" с руководителями метрологических служб предприятий проведены совещания, оказано 78 консультаций по вопросам метрологического обеспечения.
В 2019 году реализованы мероприятия по обучению и повышению квалификации 340 сотрудников предприятий и организаций, формирующих рынок товаров и услуг.
Совершенствование системы оказания правовой помощи потребителям.
В 2019 году органами, входящими в систему защиты прав потребителей, оказано 37613 бесплатных консультационных услуг потребителям, в том числе по письменным и устным обращениям граждан, из них на долю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Саратовской области) и федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" пришлось 56,2 процента консультационных услуг.
Продолжена реализация проекта по организации консультирования потребителей на базе государственного автономного учреждения Саратовской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - МФЦ).
В рамках расширения форм участия МФЦ в защите прав потребителей площадка МФЦ использовалась для организации консультирования в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей. Технические возможности МФЦ использовались для трансляции просветительских видеороликов по финансовой грамотности Банка России.
Судебная практика в защиту прав потребителей, формировалась с тенденцией к росту объемов гражданских дел, в которых принимало участие Управление Роспотребнадзора по Саратовской области. Удельный вес судебных решений, вынесенных в пользу потребителей, по результатам участия Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в процессах составил 99,4 процента. В пользу потребителей присуждено более 11 млн рублей.
Во исполнение Комплексной программы и в целях развития системы оказания правовой помощи потребителям Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области заключено 6 соглашений о взаимном сотрудничестве с общественными организациями, осуществляющими защиту прав потребителей, в рамках которых проведено 49 мероприятий с предпринимателями.
Организация системного обучения основам правовых знаний в сфере защиты прав потребителей.
В целях создания эффективной системы профессионального образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на базе областных государственных профессиональных образовательных организаций созданы 4 многофункциональных центра прикладных квалификаций для реализации программ профессионального обучения и профессиональных стандартов.
В 42 профессиональных образовательных организациях проведены тематические занятия, круглые столы по правовому просвещению и консультированию студентов.
Исполнителями программы среди обучающихся образовательных учреждений организовано более 550 лекций, семинаров, "открытых уроков", а также 340 просветительских акций.
Проведены региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по Праву, в котором приняли участие 126 учащихся, а также конкурс "Юный знаток финансовой грамотности" с участием 26 школьников.
Просвещение и информирование населения по вопросам защиты прав потребителей.
Большое значение традиционно уделено акции, посвященной Всемирному дню защиты прав потребителей, которая прошла во всех муниципальных образованиях области.
В ходе акции распространено более 68 тысяч памяток и брошюр по вопросам защиты прав потребителей, организованы выставки образцов нестандартной продукции, фальсифицированных средств измерений, литературы по вопросам защиты прав потребителей.
В рамках акции проведено 9 выездных консультаций потребителей на площадках торговых центров, рынков. Консультации по вопросам потребительского права получили 218 потребителей, составлено 28 проектов претензий в адреса хозяйствующих субъектов, 13 исковых заявлений, проведено 3 семинара с представителями бизнес-сообщества с охватом 59 слушателей.
По вопросам, посвященным тематике Всемирного дня защиты прав потребителей, организовано 34 выступления на телевидении, 14 - на радиостанциях, 24 пресс-конференции, 612 статей по вопросам потребительского права размещены в местных средствах массовой информации.
5 "горячих линий" действовало в органах исполнительной власти области по вопросам защиты прав потребителей транспортных, жилищно-коммунальных, медицинских услуг, услуг розничной торговли и общественного питания.
Для потребителей медицинских услуг в подведомственных министерству здравоохранения области организациях размещена информация о перечне оказываемых платных услуг, их стоимости, режиме работы специалистов по оказанию платных услуг, льготах, контактах главных врачей и ответственных сотрудников министерства здравоохранения области.
Для получателей ветеринарных услуг в электронных и печатных средствах массовой информации опубликован 221 материал, на сайтах учреждений ветеринарии области - 530 материалов, проведено 6 пресс-конференций, подготовлено 10 тематических сюжетов на телевидении и 6 на радио.
Администрациями 17 муниципальных районов организовано проведение "круглых столов" с собственниками многоквартирных домов по разъяснению законодательства об управлении многоквартирным домом, проведения его капитального ремонта.
Совершенствование системы контроля безопасности товаров, работ и услуг.
Исполнителями Комплексной программы:
проведено 1501 мероприятие по контролю качества товаров, работ и услуг, что на 79,3 процента больше аналогичного периода 2018 года;
исследовано 25844 проб пищевых продуктов, что на 4 процента больше чем в 2018 году;
проведены контрольно-надзорные мероприятия, направленные на соблюдение законодательства при подготовке многоквартирных домов к осенне-зимнему периоду, в отношении 1680 многоквартирных домов;
организованы внеплановые выездные проверки контроля хода подготовки предприятий электроэнергетики и теплоснабжения к работе в осенне-зимний период в отношении 13 электросетевых организаций и 5 объектов, осуществляющих производство электрической энергии;
проведено 35 рейдов по проверке качества оказания транспортных услуг, в том числе 2 выезда с участием средств массовой информации;
осуществлялся постоянный мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары в целях недопущения фактов их необоснованного роста, а также постоянный мониторинг соблюдения транспортными предприятиями правил перевозок пассажиров и багажа.
В целях своевременного реагирования на факты нарушений прав потребителей в учреждениях здравоохранения размещены ящики "Для писем руководителю", заведены книги жалоб и предложений.
Сроки и требования к качеству государственных услуг и функций установлены соответствующими административными регламентами. Всеми исполнителями Комплексной программы осуществлялся внутренний контроль за качеством предоставляемых государственных услуг.
По итогам 2019 года достижение целевых показателей Комплексной программы характеризовалось следующими значениями:
N п/п |
Наименование целевых показателей реализации Комплексной программы |
Единица измерения |
Значения целевых показателей реализации Комплексной программы |
|
2019 год (прогноз) |
2019 год (факт) |
|||
1. |
Количество органов и организаций, входящих в систему защиты прав потребителей, в расчете на 100 тыс. населения Саратовской области |
единиц |
6 |
6,8 |
2. |
Доля муниципальных районов и городских округов, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей |
процентов |
100 |
100 |
3. |
Количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности, на 100 тыс. населения Саратовской области |
единиц |
2700 |
4062 |
4. |
Количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности |
единиц |
1000 |
2448 |
5. |
Количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей |
единиц |
30000 |
53716 |
6. |
Удельный вес продукции, реализуемой на территории Саратовской области, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего количества исследованной продукции) |
процентов |
до 5 |
1,8 |
II. Цели, задачи и показатели Программы, основные ожидаемые результаты
Цель Программы - развитие системы обеспечения прав потребителей в регионе, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты.
Основные задачи Программы:
координация деятельности всех участников по достижению цели Программы;
повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения;
повышение доступности правовой помощи для потребителей;
создание эффективной системы оперативного обмена информацией в системе органов в сфере защиты прав потребителей;
систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей;
повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке;
содействие органам местного самоуправления области в решении задач по защите прав потребителей;
создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров (работ, услуг);
обеспечение защиты прав наиболее социально уязвимых категорий потребителей;
развитие институтов досудебного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей;
развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей;
профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей и создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров (работ, услуг).
Показатели Программы
п/п |
Наименование показателя |
Единиц измерения |
Значения показателя |
||||
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
|||
1. |
Количество органов и организаций, входящих в систему защиты прав потребителей, в расчете на 100 тыс. населения Саратовской области |
единиц |
5 |
5 |
5 |
6 |
6 |
2. |
Количество муниципальных образований Саратовской области, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей |
единиц |
42 |
42 |
42 |
42 |
42 |
3. |
Количество консультаций, в сфере защиты прав потребителей, на 100 тыс. населения Саратовской области |
единиц |
3000 |
3100 |
3200 |
3300 |
3500 |
4. |
Количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности, на 100 тыс. населения Саратовской области |
единиц |
2000 |
2200 |
2300 |
2400 |
2500 |
5. |
Количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации и сети Интернет, направленных на повышение потребительской грамотности |
единиц |
1100 |
1100 |
1200 |
1300 |
1500 |
6. |
Количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, на 100 тыс. населения Саратовской области |
единиц |
30000 |
32000 |
33000 |
34000 |
35000 |
7. |
Удельный вес продукции, реализуемой на территории Саратовской области, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции) |
процентов |
до 5 |
до 5 |
до 5 |
до 3 |
до 3 |
Основные ожидаемые результаты реализации Программы:
организация консультирования на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных организаций и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей;
повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации;
повышение правовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей;
повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг (работ) посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей;
увеличение количества фактов добровольного удовлетворения законных требований потребителей продавцами (исполнителями), в том числе с применением процедуры медиации.
III. Характеристика основных мероприятий Программы
Решение приоритетных задач Программы предполагается обеспечить в соответствии с мероприятиями, предусмотренными Планом мероприятий по реализации Региональной программы "Обеспечение защиты прав потребителей в Саратовской области" на 2021-2025 годы, который представлен в приложении к Программе.
IV. Информация по ресурсному обеспечению Программы
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет и в пределах средств соответствующих бюджетов, а также внебюджетных источников, предусмотренных на содержание ответственного исполнителя Программы и участников Программы (прогнозно).
V. Управление реализацией мероприятий Программы и контроль ее исполнения
Мероприятиями Программы определен круг ее участников, которые несут ответственность за исполнение мероприятий.
Участники Программы в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным, представляют в министерство экономического развития области по соответствующему запросу отчет о достигнутых за истекший период результатах, показателях исполнения Программы в количественном выражении.
Исполнение мероприятий Программы координируется Координационным советом при Губернаторе области по защите прав потребителей.
Информация о достигнутых результатах реализации Программы по итогам года размещается на официальном сайте министерства экономического развития области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
VI. Оценка эффективности Программы
Эффективность Программы определяется на основании степени выполнения целевых показателей Программы и основных мероприятий Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.