Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу службы
от 23.12.2020 г.
Программа
профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда в Астраханской области
I. Общие положения
1. Настоящая Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее - служба) при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда в Астраханской области (далее - Программа), разработана в целях предупреждения нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, соблюдение которых оценивается службой при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда в Астраханской области, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушению таких обязательных требований.
2. Программа разработана службой в целях реализации положений:
статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 12.09.2017 N 61 (11);
основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.05.2016 N 934-р;
общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 г. N 1680.
3. В настоящей Программе используются следующие основные понятия:
профилактические мероприятия - мероприятия, проводимые службой в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами (и (или) неопределенным кругом лиц) обязательных требований, направленные на снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и отвечающие следующим признакам:
реализация службой в отношении неопределенного круга лиц или в отношении конкретных подконтрольных субъектов (объектов);
отсутствие принуждения и рекомендательный характер для подконтрольных субъектов;
отсутствие неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых они реализуются;
направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;
отсутствие организационной связи с контрольно-надзорными мероприятиями.
обязательные требования - требования к деятельности хозяйствующих субъектов, используемым ими производственным объектам, имеющие обязательный характер и установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
охраняемые законом ценности - жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности;
подконтрольная сфера - состояние охраняемых законом ценностей в соответствующей сфере регулирования;
подконтрольные объекты - территории, объекты охраны окружающей среды и иные подобные объекты, используемые гражданами и организациями при осуществлении своей деятельности и (или) совершении действий;
подконтрольные субъекты - юридические лица, индивидуальные предпринимали, физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие профессиональную приносящую доход деятельность в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации, лицензии или в силу членства в саморегулируемой организации, в отношении которых федеральными законами предусмотрено осуществление государственного контрой (надзора), физические лица, обратившиеся в уполномоченный государственный орган с заявлением о присвоении одного из вышеуказанных статусов, а также государственные органы и органы местного самоуправления при осуществлении ими вне рамок своих властных полномочий обычной хозяйственной деятельности (в части соблюдения обязательных требований, предъявляемых к организациям независимо от их ведомственной принадлежности).
4. Срок реализации Программы - 2021 год.
II. Цели Программы
5. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в подконтрольной сфере общественных отношений;
повышение прозрачности системы федерального государственного контроля (надзора) в целом и контрольно-надзорной деятельности службы;
снижение административных и финансовых издержек, как службы, так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям
мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.
III. Задачи Программы
6. Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения
повышение квалификации кадрового состава контрольно-надзорных органов
формирование одинакового понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой службой в области лесных отношений;
создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий
инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов и оценки состояния подконтрольной сферы;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов.
IV. Принципы Программы
7. Планирование и осуществление службой профилактических мероприятий основывается на соблюдении следующих базовых принципов:
принцип понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов, их содержащих, и административных последствий за нарушение обязательных требований и др.;
принцип информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);
принцип вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с службой по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
принцип полноты охвата - включение в программу профилактических мероприятий максимального числа подконтрольных субъектов;
принцип обязательности - обязательное проведение профилактических мероприятий службой по всем видам государственного контроля (надзора), в установленной сфере компетенции;
принцип актуальности - регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий, использование актуальных достижений науки и технологий при их проведении;
принцип релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и др.);
принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
V. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной сферы
8. В рамках проведения федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора государственными инспекторами службы в 2020 году плановые проверки в установленной сфере деятельности (из запланированных 7) не проводились из-за коронавируса.
Государственные инспекторы отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора приняли участие в 1058 совместном мероприятии, проводимых совместно с сотрудниками ОМВД России по Астраханской области, ГУ МЧС России по Астраханской области, сотрудниками Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры, представителями казачьих обществ.
В 2020 году материалы по подведомственности от органов прокуратуры Астраханской области и иных государственных органов контроля (надзора) в службу не поступали.
Всего в ходе 1021 рейда в рамках исполнения федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах выявлено 418 нарушений законодательства.
По выявленным нарушениям природоохранного законодательства вынесено 353 постановлений о назначении административного наказания, из них:
- на юридическое лицо - 1 постановление;
- на должностное лицо - 5 постановлений;
- на физическое лицо - 347 постановлений.
Составлено и направлено на рассмотрение мировым судьям по подведомственности 37 протоколов - за неуплату административного штрафа в срок и за невыполнение в срок законного предписания.
Общая сумма наложенных административных штрафов в 2020 году составляет 774,6 тыс. рублей, сумма взысканных штрафов составляет 504,2 тыс. рублей.
Всего, с учетом прошлых лет сумма взысканных штрафов и ущербов составляет 1443,43 тыс. рублей.
В рамках административных дел выявлено 27 фактов причинения ущерба государственному лесному фонду на сумму 68,0 тыс. рублей, в добровольном порядке ущерб оплачен по 9 фактам на сумму 17,5 тыс. рублей, по остальным фактам причинения ущерба исковые заявления направлены в суд.
В рамках материалов с признаками уголовно-наказуемого деяния (ст. 260 УК РФ) выявлено 24 факта причинения ущерба на сумму 172046,478 тыс. рублей. Данные материалы переданы в правоохранительные органы, по 9 материалам возбуждено 6 уголовных дел, по 1 материалу отказано в возбуждении УД, из них: по 3 материалам вынесено решение суда (приговор). По 14 материалам проводятся оперативно-следственные мероприятия.
Факт возникновения пожара на землях лесного фонда в 2020 году не зафиксированы.
В 2020 году службой работа по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю в лесах и при проведении проверок, не проводилась.
Федеральный государственный лесной надзор и федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется на всей территории лесного фонда в Астраханской области (190,8 тыс. га). В службе и в лесничествах штатная численность государственных лесных инспекторов и лесничих составляет 22 человека. Все специалисты службы и ГКУ АО "Астраханьлес" осуществляющие государственный надзор, имеют высшее специальное (лесное) или академическое высшее образование, юридическое образование.
Повышение квалификации осуществлялось в ходе обучения по программам повышения квалификации, а также в ходе ведомственных обучающих семинаров (совещаний). Повышение квалификации проводится на базе отраслевого учреждения повышения квалификации (г. Пушкино), в 2020 году - 1 человек дистанционно.
Контактные данные:
Отдел федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора службы:
Начальник отдела - Петров Александр Михайлович, тел. 8512-57-05-63;
Директор ГКУ АО "Астраханьлес" - Сергеев Виктор Данилович, тел. 8512-57-46-44.
VI. Способы достижения эффективности и результативности профилактических мероприятий
9. Основной показатель эффективности и результативности профилактической работы - улучшение состояния подконтрольной сферы (улучшение состояния охраняемых законом ценностей в сфере осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), в лесах, расположенных на территории Астраханской области
10. Улучшение состояния подконтрольной среды оценивается исходя из количества однотипных и повторяющихся нарушений обязательных требований одними и теми же подконтрольными субъектами (%) - положительно оценивается снижение значения в сравнении с предыдущим отчетным периодом (полугодие, календарный год).
11. Дополнительными показателями эффективности и результативности профилактической работы являются:
11.1. Доля профилактических мероприятий в общем количестве контрольно-надзорных мероприятий и профилактических мероприятий - положительно оценивается увеличение значения в сравнении с предыдущим отчетным периодом (полугодие, календарный год).
Единица измерения - проценты.
Разъяснения по показателю: устанавливается в процентах от общего количества (суммы) контрольно-надзорных мероприятий (плановые и внеплановые проверки, мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, плановые (рейдовые) осмотры лесных участков) и профилактических мероприятий.
Рассчитывается по формуле:
Дпм = Кпм х 100 / Ккнм + Кпм
где:
Дпм - доля профилактических мероприятий в общем количестве контрольно-надзорных мероприятий и профилактических мероприятий (%);
Ккнм - количество контрольно-надзорных мероприятий;
Кпм - количество профилактических мероприятий.
11.2. Увеличение количества проведенных профилактических бесед о недопустимости нарушения обязательных требований - положительно оценивается увеличение значения в сравнении с предыдущим отчетным периодом (полугодие, календарный год).
12. Значения критериев и показателей, указанных в пунктах 10 и 11 Программы рассчитывается отделом федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора службы.
13. Организация и проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, осуществляется на основании соответствующего плана-графика, ежегодно разрабатываемого и утверждаемого руководителем службы.
14. Служба до 01 марта 2021 года готовит доклад об итогах осуществления государственного надзора, в т.ч. о проведении профилактических мероприятий и в установленном порядке размещает его в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте службы.
15. Информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также Программа размещаются в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте службы: https://nat.astrobl.ru/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.