Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу службы природопользования и
охраны окружающей среды
Астраханской области
от 23.12.2020 N 434
Программа
профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках регионального государственного экологического надзора
Настоящая Программа разработана в целях реализации Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований, утверждённого протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 12.09.2017 N 61 (11).
Программа представляет собой увязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем, препятствующих соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований, и направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований, а также на создание и развитие системы профилактики.
1. Анализ текущего состояния подконтрольной среды, описание текущего уровня развития профилактической деятельности
Охрана окружающей среды
В рамках осуществления регионального государственного экологического надзора отделом охраны окружающей среды службы в 2020 году проведено 607 рейдов по выявлению нарушений природоохранного законодательства.
В 2020 году по результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий по выявленным нарушениям вынесено 438 постановлений о назначении административного наказания, из них:
- на индивидуальных предпринимателей - 77 постановлений;
- на юридическое лицо - 54 постановлений;
- на должностное лицо - 55 постановлений;
- на физическое лицо - 252 постановления.
Составлено и направлено на рассмотрение мировым судьям по подведомственности 45 протоколов.
Общая сумма наложенных административных штрафов составила 947 тыс. рублей, сумма взысканных административных штрафов в 2020 году (с учетом наложенных в 2019 году) составила 959,5 тыс. рублей. На основании ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в 2020 году службой в отношении лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их должностным лицам вынесено 165 предупреждений.
За несвоевременную уплату административного штрафа 30 лиц привлечено к административной ответственности по статье 20.25 КоАП РФ. В связи с выявленными нарушениями законодательства выдано 204 предписания, из которых 186 исполнено, срок исполнения требований по 18 предписаниям не истек, находится на контроле.
В целях предупреждения нарушений обязательных требований природоохранного законодательства постоянно проводятся превентивные мероприятия, а именно, беседы с природопользователями. В целях предупреждения нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, выдано 35 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
В 2020 году совместно с ГИБДД УМВД России по Астраханской области и АФ ООО "ЭкоЦентр" проведены рейдовые мероприятия по выявлению фактов сброса отходов производства и потребления на почву.
В рамках осуществления государственного надзора в 2020 году проведено 24 плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в установленных сферах деятельности. В связи со вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в соответствии с п. 1 указанного постановления плановые проверки в отношении ряда юридических лиц и индивидуальных предпринимателей были отменены. Общее количество проверок, по итогам которых выявлены правонарушения, составило 16 единиц.
Ведётся работа по выявлению несанкционированных свалок и мест захламления территорий муниципальных образований отходами производства и потребления: выявлено 184 свалки и навала мусора, из них ликвидировано 158.
На официальном сайте Службы в сети "Интернет" размещается (обновляется) по причине наличия устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках регионального государственного экологического надзора.
Службой при осуществлении регионального государственного экологического надзора применяется утвержденная форма проверочного листа (списка контрольных вопросов).
Службой в 2020 году утверждены и размещены на официальном сайте в сети "Интернет" руководства по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, а также в области охраны атмосферного воздуха.
Оценка результативности мероприятий Программы, мониторинг и оценка их эффективности проводятся путем оценки достижения эффективности и результативности профилактических мероприятий.
Охрана животного мира
Подконтрольными объектами профилактических мероприятий при осуществлении государственного контроля являются:
- юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность:
1) в сфере ведения охотничьего хозяйства и сохранения объектов животного мира отнесённых к охотничьим ресурсам;
2) на территории охотничьих хозяйств и общедоступных охотничьих угодий Астраханской области;
3) на территории особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Ключевым, наиболее значимым риском в зависимости от видов подконтрольных субъектов является риск причинения ущерба:
- объектам животного мира и среде их обитания;
- в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В 2020 году по результатам Федерального государственного охотничьего надзора и Федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания проведено 4 контрольно-надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, из которых: проверок - 3, в т.ч. внеплановых - 3; выездное обследование (без взаимодействия с контролируемым лицом) - 1.
К административной ответственности, в виде штрафа, привлечен 1 хозяйствующий субъект - ПАО "Россети Юг" на общую сумму 607,3 тысяч рублей, а именно по ст. 8.35 КоАП РФ - 500 тысяч рублей и возмещение ущерба на 107,3 тысячи рублей.
В 2020 году в рамках регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий контрольно-надзорные мероприятия отделом не проводились.
В целях профилактики нарушений перечень нормативно-правовых актов содержащих обязательные требования для исполнения хозяйствующими субъектами размещается на официальном сайте службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее - служба), в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе контрольно-надзорная деятельность.
Согласно целям и задачам программы профилактики нарушений, направленных на минимизацию рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и ущерба, в 2021 году планируется достичь показателей в виде снижения количества нарушений, за которые предусматривается привлечение к административной ответственности, на 10% по сравнению с 2020 годом, а также увеличить показатели привлечения к административной ответственности в виде предупреждения, при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда объектам животного и растительного мира, а также среде их обитания.
2. Цели и задачи проведения профилактической работы по контролю в рамках регионального государственного экологического надзора
Целями проведения профилактической работы являются:
- повышение прозрачности деятельности Службы при осуществлении государственного контроля в сфере охраны окружающей среды;
- предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
- разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.
Для достижения основных целей профилактической работы необходимо решение следующих задач:
1. Оценка возможной угрозы причинения, либо причинения вреда окружающей среде, выработка и реализация профилактических мер, способствующих ее снижению.
2. Выявление факторов угрозы причинения, либо причинения вреда окружающей среде, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения угрозы.
3. Оценка состояния подконтрольной среды и установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от присвоенных подконтрольным субъектам уровней риска.
4. Регулярная ревизия обязательных требований и принятие мер к обеспечению реального влияния на уровень безопасности охраны окружающей среды обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет регионального государственного экологического надзора.
5. Повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
6. Снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
3. План-график реализации ведомственной программы профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках регионального государственного экологического надзора (Приложение 2)
4. Определение ресурсного обеспечения Программы
Предельная штатная численность Службы в 2020 году составила 114 штатных единиц, в том числе государственных служащих - 95 штатных единиц.
По итогам 2020 года укомплектованность Службы составила 83%.
Регулярно проводится обучение по вопросам прохождения государственной гражданской службы, противодействию коррупции, изменений в законодательстве Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, совершенствования контрольной (надзорной) деятельности.
5. Основные этапы реализации
Первый этап:
1) освоение действующих каналов "обратной связи" с подконтрольными субъектами и разработка необходимых дополнительных каналов такой связи (электронные формы "обратной связи") для непосредственного получения, накопления и анализа информации по проблемным вопросам применения обязательных требований и осуществления процедур контроля;
2) качественное кадровое и техническое обеспечение проведения аналитической работы по мониторингу и определению состояния подконтрольной сферы, выявлению текущих и потенциальных факторов риска угрозы причинения, либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, по оценке вклада профилактической деятельности в повышение уровня охраны объектов животного мира и среды их обитания, определению направлений совершенствования применяемого профилактического инструментария и внедрению нового;
3) дифференцирование подконтрольных субъектов по категориям риска (классам опасности), видам и характеристикам осуществляемой ими деятельности, используемых ими производственных объектов, и иным параметрам, влияющим на риск угрозы причинения вреда, включая критерии добросовестности подконтрольных субъектов, с целью конкретизации адресной направленности применяемых профилактических мер и глубокого и полного охвата ими подконтрольных субъектов;
4) разработка и функционирование системы внутреннего аудита профилактической деятельности;
5) организационно-правовые меры по обеспечению единства правоприменительной практики, в том числе:
по формированию и ведению Перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора);
по использованию проверочных листов (списков контрольных вопросов), в том числе для целей самопроверки подконтрольными субъектами;
по информированию подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований в части:
а) подготовки докладов с обобщением правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований, докладов с руководством по соблюдению обязательных требований, анализом новых обязательных требований и необходимых для их исполнения организационных и технических мероприятий;
б) проведения публичных обсуждений с подконтрольными субъектами;
в) индивидуального и общего консультирования по вопросам соблюдения обязательных требований;
г) размещения информации по вопросам соблюдения обязательных требований на официальном сайте службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
д) реализации специализированных обучающих программ;
е) объявлению предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
ж) реализации порядка и механизмов досудебного (внесудебного) обжалования.
6) проведение на постоянной основе с подконтрольными субъектами общей и индивидуальной разъяснительной работы относительно процедур контроля;
7) разработка системы мер поощрения и стимулирования добросовестных подконтрольных субъектов, критериев добросовестности подконтрольных субъектов, введение в практику "презумпции добросовестности";
8) внедрение информационных технологий, необходимых для функционирования электронных инструментов профилактики, в том числе действующие на базе "личных кабинетов" подконтрольных субъектов;
9) запуск интерактивных сервисов, обеспечивающих взаимодействие с подконтрольными субъектами, в том числе для самостоятельного определения и добровольного подтверждения подконтрольными субъектами соблюдения обязательных требований.
Второй этап:
1) совершенствование механизмов аналитического обеспечения профилактической деятельности с целью качественного улучшения, расширения и диверсификации подходов к осуществлению профилактической деятельности;
2) разработка методики автоматизированной оценки влияния профилактических мероприятий на эффективность и результативность осуществления контрольно-надзорной деятельности;
3) разработка и внедрение механизмов самообследования и непрерывного совершенствования профилактической деятельности в рабочие процессы с целью налаживания эффективной взаимосвязи между всеми элементами контрольно-надзорной деятельности;
4) организационная интеграция элементов профилактической деятельности в состав процессов осуществления контрольно-надзорной деятельности;
5) внедрение и аналитическое использование в рамках профилактической деятельности механизмов общественного контроля и средств дистанционного мониторинга;
6) принятие при необходимости организационно-правовых мер для налаживания постоянного межведомственного взаимодействия со всеми контрольно-надзорными органами по вопросам профилактики нарушений обязательных требований, в том числе посредством применения современных информационных технологий;
7) периодический анализ зарубежного опыта в части профилактики нарушений обязательных требований с целью выявления актуальных и эффективных подходов к осуществлению профилактической деятельности и внедрения их в собственную практику.
6. Перечень уполномоченных должностных лиц (с контактами), ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий по контролю в рамках регионального государственного экологического надзора.
Отдел охраны окружающей среды
1. Начальник отдела охраны окружающей среды - старший государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды Джанаев Роман Сагидуллаевич, 8 (8512)484787;
2. Заместитель начальника отдела охраны окружающей среды - старший государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды Мурзалиев Тамерлан Нурекешевич, 8 (8512)484787;
3. Государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды Остроушко Татьяна Сергеевна, 8 (8512)484787;
4. Государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды Матевосова Анастасия Сергеевна, 8 (8512)484787;
5. Государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды Абубикерова Ольга Владимировна, 8 (8512)484787;
6. Государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды (Наримановский район) Алимирзоев Мусаиб Алимирзоевич, 89275771454;
7. Государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды (Ахтубинский район) Агимов Паиз Аманкосович, 89275771459;
8. Государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды (Енотаевский район) Болгов Владимир Федорович, 89275771474;
9. Государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды (Володарский район) Чурзин Борис Федорович, 89275771536;
10. Государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды (Харабалинский район) Пономарев Валерий Алексеевич, 89275771509.
Отдел государственного охотничьего надзора и охраны объектов животного мира
1. Начальник отдела охраны окружающей среды - старший государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды Иванов Максим Васильевич, 8 (8512)514716;
2. Заместитель начальника отдела охраны окружающей среды - старший государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды Копытин Евгений Александрович, 8 (8512)610400;
3. Государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды Рябикин Анатолий Николаевич, 8 (8512)610402;
4. Государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды (Ахтубинский район) Важенин Алексей Иванович, 89275771618;
5. Государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды (Володарский район) Кирюшин Виктор Васильевич, 89275722808;
6. Государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды (Володарский район) Дука Владимир Васильевич, 89086223228;
7. Государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды (Енотаевский район) Дедов Дмитрий Анатольевич, 89053625384;
8. Государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды (Енотаевский район) Манжуров Никита Александрович, 89378252969;
9. Государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды (Икрянинский район) Шевелёв Юрий Юрьевич, 89997255634;
10. Государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды (Камызякский район) Королёв Владимир Александрович, 89275771482;
11. Государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды (Красноярский район) Разумов Сергей Алексеевич, 89275654543;
12. Государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды (Лиманский район) Симонов Виктор Алексеевич, 89275717177;
13. Государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды (Наримановский район) Фомин Алексей Анатольевич, 89270728981;
14. Государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды (Приволжский район) Царик Андрей Валерьевич, 89275829560;
15. Государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды (Харабалинский район) Селезнёв Андрей Васильевич, 89275771490;
16. Государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды (Черноярский район) Куаншпаев Дмитрий Бердагалиевич, 89275590203.
7. Способы достижения эффективности и результативности профилактических мероприятий в рамках регионального государственного экологического надзора.
Основным способом достижения эффективности и результативности профилактических мероприятий является:
- информирование подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения мероприятий по контролю, правах подконтрольного субъекта в ходе мероприятий по контролю;
- вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с контрольно-надзорным органом, в том числе в рамках проводимых профилактических мероприятий.
Показателями эффективности и результативности профилактических мероприятий являются:
1) увеличение количества объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований при условии поступления соответствующих обращений в службу;
2) увеличение числа подконтрольных субъектов, освобожденных от внеплановых проверок (в случаях, в которых допустимо, целесообразно и максимально эффективно объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований);
3) снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений одним и тем же подконтрольным субъектом (на одном и том же объекте);
4) увеличение количества проведенных профилактических бесед о недопустимости нарушения обязательных требований.
Оценка эффективности осуществляется путем ежегодного анализа количества показателей эффективности и результативности профилактических мероприятий согласно Плану-графику реализации программы профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках регионального государственного экологического надзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.