Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
Приказом Службы Республики Коми
строительного, жилищного и
технического надзора (контроля)
от "15" декабря 2020 г. N 01-01-08/138
(приложение 1)
Руководство
по соблюдению обязательных требований, выполнение которых оценивается Службой Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в ходе мероприятий при осуществлении регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми
1. Общие положения
Настоящее Руководство по соблюдению обязательных требований, выполнение которых оценивается Службой Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в ходе мероприятий при осуществлении регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми (далее - Руководство), разработано в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее - Служба) является органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным осуществлять региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми, в пределах компетенции, определенной Положением о Службе, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 22.12.2015 N 541.
При осуществлении регионального государственного надзора проверяется соблюдение юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями, физическими лицами (далее - субъекты надзора) требований, установленных федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, законами Республики Коми и иными нормативными правовыми актами Республики Коми в области автомобильных дорог и дорожной деятельности (далее - обязательные требования), включая требования по использованию полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, в том числе по соблюдению технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при размещении объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, инженерных коммуникаций, подъездов, съездов, примыканий и иных объектов в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог или при выполнении работ в отношении таких объектов, субъектами надзора:
- являющимися владельцами инженерных коммуникаций, объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, информационных щитов, указателей, размещенных в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог;
- осуществляющими прокладку, перенос, переустройство и эксплуатацию инженерных коммуникаций, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов дорожного сервиса, установку рекламных конструкций, информационных щитов, указателей в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог;
- осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений с автомобильными дорогами или примыканий к автомобильным дорогам;
- осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, в границах придорожных полос автомобильных дорог;
- осуществляющими иные действия в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, в том числе: загрязнение полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, распашку земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемку грунта, за исключением работ по содержанию полос отвода автомобильных дорог или по ремонту автомобильных дорог, их участков, выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги, и др.
Государственная функция осуществляется посредством:
1) организации и проведения плановых выездных проверок, внеплановых выездных и документарных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан;
2) организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований;
3) организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами;
4) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований при использовании полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог.
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином в процессе осуществления деятельности при использовании полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог обязательных требований, выполнение предписаний Службы, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми, утвержден приказом Службы от 11.05.2017 N 01-01-08/48 "Об утверждении перечней правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора)" и размещен на официальном сайте Службы в сети "Интернет" (https://nadzor.rkomi.ru/). Указанный перечень также приведен в Приложении N 1 к настоящему Руководству.
Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки лично у проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина, установлен Административным регламентом осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми, утвержденным приказом Службы от 04.05.2016 N 01-05/44, и приведен в Приложении N 2 к настоящему Руководству.
2. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности в полосах отвода автомобильных дорог
Полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (схема автомобильной дороги представлена в Приложении N 3 к настоящему Руководству).
В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 257-ФЗ, запрещаются:
1) выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса;
2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;
3) распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков;
4) выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;
5) установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;
6) установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.
Земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. В отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, допускается установление частных сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством.
Допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях частного сервитута. Полномочия собственника земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог при заключении соглашений об установлении частных сервитутов осуществляют владельцы автомобильных дорог. Соглашения об установлении частных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций заключаются по согласованию с органом государственной власти, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется.
Допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог принимаются органом государственной власти, уполномоченным на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, по заявлениям владельцев инженерных коммуникаций.
Лицо, использующее земельный участок на основании публичного сервитута, до начала работ на таком земельном участке обязано заключить с лицом, которому земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, соглашение, предусматривающее размер платы за установление публичного сервитута.
Владелец автомобильной дороги, земельный участок в границах полосы отвода которой обременен публичным сервитутом, может требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке по следующим основаниям:
1) обладателем публичного сервитута не осуществляется деятельность, для которой был установлен сервитут, в течение трех и более лет;
2) обладатель публичного сервитута осуществляет деятельность, для которой был установлен сервитут, с нарушением требований технических регламентов, федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Лицо, в интересах которого установлен сервитут в отношении земельного участка в границах полосы отвода автомобильной дороги, обязано привести такой земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием, после прекращения действия указанного сервитута.
Сервитуты, установленные в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог, за исключением сервитутов, установленных на срок менее чем один год, подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация указанных сервитутов осуществляется на основании заявлений лиц, в интересах которых установлены такие сервитуты.
Примечание. При применении перечисленных норм Федерального закона N 257-ФЗ необходимо учитывать, что в силу части 2 статьи 61 указанного закона к отношениям в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, возникшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона, указанный Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 11.07.2011 N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2013 года владельцы объектов дорожного сервиса, владельцы рекламных конструкций, размещенных в границах полос отвода автомобильных дорог до дня вступления в силу указанного Федерального закона, обязаны заключить с владельцами автомобильных дорог соглашения об установлении сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях эксплуатации таких объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций.
3. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности в придорожных полосах автомобильных дорог
Для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы.
Придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги (схема автомобильной дороги представлена в Приложении N 3 к настоящему Руководству).
В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере:
1) семидесяти пяти метров - для автомобильных дорог первой и второй категорий;
2) пятидесяти метров - для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;
3) двадцати пяти метров - для автомобильных дорог пятой категории;
4) ста метров - для автомобильных дорог, соединяющих административный центр (столицу) Республики Коми с другими населенными пунктами;
5) ста пятидесяти метров - для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.
Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.
В случае, если для размещения объекта капитального строительства требуется подготовка документации по планировке территории, документация по планировке территории, предусматривающая размещение такого объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги, до ее утверждения согласовывается с владельцем автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению. При этом получение согласия на строительство, реконструкцию объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги не требуется.
Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей без разрешения на строительство (в случае, если для строительства или реконструкции указанных объектов требуется выдача разрешения на строительство), без предусмотренного согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, осуществить снос незаконно возведенных объектов и сооружений и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения таких требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов или сооружений с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Строительство и реконструкция объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в границах придорожных полос автомобильных дорог либо за их пределами, но требующих присоединения к автомобильной дороге, должны осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и с учетом следующих положений:
1) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции автомобильной дороги;
2) размещение объектов должно обеспечивать возможность выполнения работ по содержанию и ремонту такой автомобильной дороги и входящих в ее состав дорожных сооружений;
3) объекты не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения;
4) размещение объекта не должно ущемлять права и интересы других пользователей автомобильных дорог;
5) использование объекта в заявленных целях не должно быть запрещено или ограничено законодательством Российской Федерации.
Выбор места размещения объектов, за исключением рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, в пределах придорожных полос автомобильной дороги должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и с учетом следующих положений:
1) расстояние от планируемого к размещению подъезда, съезда, примыкания к объекту до ближайшего:
- мостового перехода не должно быть менее 1000 метров;
- железнодорожного переезда в одном уровне не должно быть менее 250 метров;
- существующего примыкания другой автомобильной дороги или иного объекта должно быть не менее:
600 метров - на автомобильных дорогах второй и третьей категорий;
100 метров - на автомобильных дорогах четвертой категории;
50 метров - на автомобильных дорогах пятой категории;
2) выбор места размещения объектов должен осуществляться на участке автомобильной дороги с уклоном, не превышающим 40 промилле;
3) объекты не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге и другие условия обеспечения безопасности дорожного движения и использования этой автомобильной дороги (минимальные расстояния для обеспечения боковой видимости при размещении объектов в пределах придорожных полос приведены в таблице 1 настоящего руководства);
4) при соблюдении условий доступа на автомобильную дорогу через пересечения в одном/разных уровнях и примыкания в одном уровне (с/без пересечения потоков движения транспортных средств прямого направления).
Таблица 1
Минимальные расстояния для обеспечения боковой видимости при размещении объектов в пределах придорожных полос
Интенсивность движения на автомобильной дороге, автомобилей/сутки |
Минимальное расстояние видимости автомобиля на автомобильной дороге, м |
Минимальное расстояние видимости проезжей части автомобильной дороги, м |
|
на автомобильной дороге |
на выезде от объекта |
||
1000 |
250 |
140 |
75 |
2000 |
250 |
140 |
75 |
3000 |
300 |
150 |
75 |
4000 |
400 |
175 |
100 |
5000 |
500 |
175 |
100 |
Размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос автомобильных дорог должно осуществляться с учетом имеющегося размещения таких объектов в пределах полосы отвода автомобильной дороги.
При размещении инженерных коммуникаций в пределах придорожных полос автомобильных дорог должны быть соблюдены следующие положения:
1) выбор места размещения коммуникаций должен осуществляться с учетом возможной реконструкции автомобильной дороги;
2) размещение коммуникаций должно обеспечивать возможность выполнения работ по содержанию и ремонту такой автомобильной дороги и входящих в ее состав дорожных сооружений;
3) коммуникации не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения;
4) размещение коммуникаций не должно ущемлять права и интересы других пользователей автомобильных дорог;
5) использование коммуникаций в заявленных целях не должно быть запрещено или ограничено законодательством Российской Федерации;
6) размещение коммуникаций не требует их переустройства в случае реконструкции автомобильной дороги либо их переустройство в указанном случае будет осуществлено силами и за счет средств владельцев таких объектов;
7) расстояние от границы полосы отвода автомобильной дороги до границы инженерных коммуникаций, а в отношении воздушных линий связи и линий электропередачи - до оснований опор воздушных линий связи и линий электропередачи должно составлять не менее 50 метров;
8) в местах пересечения автомобильных дорог воздушными линиями связи и высоковольтными линиями электропередачи расстояние от основания каждой из опор этих линий до бровки земляного полотна автомобильной дороги должно быть не менее высоты опоры плюс 5 метров, но не менее 25 метров.
В случае если прокладка или переустройство инженерных коммуникаций в границах придорожных полос автомобильной дороги влечет за собой реконструкцию или капитальный ремонт автомобильной дороги, ее участков, такие реконструкция, капитальный ремонт осуществляются владельцами инженерных коммуникаций или за их счет.
Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос автомобильной дороги, осуществляют хозяйственную деятельность на таких земельных участках, включая возведение объектов, при условии:
- соблюдения положений, установленных постановлением Правительства Республики Коми от 18.11.2010 N 402 "О Порядке установления и использования придорожных полос автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Коми";
- недопущения нанесения вреда автомобильной дороге и входящим в ее состав дорожным сооружениям, соблюдения условий эксплуатации автомобильной дороги и безопасности дорожного движения.
4. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при прокладке, переустройстве, переносе инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог
К инженерным коммуникациям относятся подземные, наземные и надземные линейные сооружения, предназначенные для транспортировки жидкостей и газов, передачи энергии, информации и т.д. (газопроводы, нефтепроводы, продуктопроводы, теплопроводы, водоводы и водопроводы, канализационные сети и коллекторы, линии связи (кабели ВОЛС и КЛС), линии электропередачи, башни сотовой связи и телекоммуникации, и др.).
Прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
При проектировании прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет владельцы автомобильных дорог согласовывают в письменной форме планируемое размещение таких инженерных коммуникаций.
Прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах придорожных полос автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переустройстве, переносе, эксплуатации.
В случае прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги разрешение на строительство выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется прокладка, перенос или переустройство таких инженерных коммуникаций.
В случае прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах придорожных полос автомобильной дороги разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации:
1) органом местного самоуправления городского поселения в случае прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах городского поселения;
2) органом местного самоуправления муниципального района в случае прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций на межселенных территориях, а также в границах сельских поселений;
3) органом местного самоуправления городского округа в случае прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах городского округа.
В случае, если прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода и (или) придорожных полос автомобильной дороги влечет за собой реконструкцию или капитальный ремонт автомобильной дороги, ее участков, такие реконструкция, капитальный ремонт осуществляются владельцами инженерных коммуникаций или за их счет.
Условия переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода автомобильных дорог в случае реконструкции или капитального ремонта таких автомобильных дорог определяются договорами, заключаемыми владельцами этих инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог.
Владельцы инженерных коммуникаций, осуществляющие их прокладку, перенос, переустройство, их эксплуатацию без предусмотренного согласия владельца автодороги, без разрешения на строительство (в случае, если для прокладки, переноса, переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство) или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельца автомобильной дороги обязаны прекратить прокладку, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильную дорогу в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владелец автомобильной дороги выполняет работы по ликвидации проложенных, перенесенных, переустроенных инженерных коммуникаций с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконных прокладке, переносе, переустройстве таких сооружений, иных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Примечание. При применении перечисленных норм Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) необходимо учитывать, что в силу части 2 статьи 61 указанного закона к отношениям в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, возникшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона, указанный Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 11.07.2011 N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации":
- до 1 января 2013 года владельцы инженерных коммуникаций, размещенных в границах полос отвода автомобильных дорог до дня вступления в силу указанного Федерального закона, обязаны заключить с владельцами автомобильных дорог договоры, предусматривающие условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также условия переноса и переустройства таких инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог, и обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлениями об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях эксплуатации таких инженерных коммуникаций;
- до 1 января 2013 года владельцы инженерных коммуникаций, размещенных в границах придорожных полос автомобильных дорог до дня вступления в силу указанного Федерального закона, обязаны получить согласие в письменной форме владельцев автомобильных дорог, содержащее технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению при эксплуатации таких инженерных коммуникаций.
5. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге
Строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 257-ФЗ, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.
В случае строительства, реконструкции пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание.
Примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды к автомобильным дорогам общего пользования, съезды с автомобильных дорог общего пользования должны иметь твердое покрытие, начиная с мест примыкания, на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного техническими регламентами размера.
Капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев таких автомобильных дорог. При этом с владельцами таких автомобильных дорог должны быть согласованы порядок осуществления работ по ремонту указанных пересечений и примыканий и объем таких работ.
Согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий.
Расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий, в том числе расходы на выполнение дополнительных работ, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, водоотведения и исполнением других установленных техническими регламентами требований, несут лица, в интересах которых осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений или примыканий.
Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений или примыканий без предусмотренного согласия владельца автомобильной дорог, без разрешения на строительство или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта пересечений и примыканий, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владелец автомобильной дороги выполняет работы по ликвидации построенных пересечений или примыканий с последующей компенсацией затрат за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных сооружений, иных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Примечание. При применении перечисленных норм Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) необходимо учитывать, что в силу части 2 статьи 61 указанного закона к отношениям в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, возникшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона, указанный Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу.
6. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при размещении объектов дорожного сервиса, требования к присоединению стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам
К объектам дорожного сервиса относятся: здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований о том, что строительство, реконструкция объектов дорожного сервиса допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов.
Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.
В случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется осуществить строительство, реконструкцию таких объектов.
В случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации:
1) органом местного самоуправления городского поселения, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществлять в границах городского поселения;
2) органом местного самоуправления муниципального района, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществлять на межселенных территориях, а также в границах сельских поселений;
3) органом местного самоуправления городского округа, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществлять в границах городского округа.
Объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
За оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам взимается плата на основании заключаемого с владельцами автомобильных дорог договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге.
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам.
Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов дорожного сервиса или реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам без разрешения на строительство, без предусмотренного согласия владельцев автомобильных дорог или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса или реконструкции, капитального ремонта и ремонта примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов дорожного сервиса или примыканий с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении таких объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Примечание. При применении перечисленных норм Федерального закона N 257-ФЗ необходимо учитывать, что в силу части 2 статьи 61 указанного закона к отношениям в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, возникшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона, указанный Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 11.07.2011 N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2013 года владельцы объектов дорожного сервиса, размещенных в границах полос отвода автомобильных дорог, до дня вступления в силу указанного Федерального закона, обязаны заключить с владельцами автомобильных дорог соглашения об установлении сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях эксплуатации таких объектов дорожного сервиса.
Требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на объектах дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог
Кемпинг
Необходимость осуществления сезонного (в период летнего потока пассажиров) приема и обслуживания (с частичным самообслуживанием) владельцев и пользователей транспортных средств (проживание в палаточном городке и частично в легких неотапливаемых помещениях), включая обеспечение освещения всей территории объекта в темное время суток, а также предоставление возможности воспользоваться следующими объектами:
- стоянка транспортного средства у места проживания;
- пункт общественного питания;
- туалеты;
- душевые кабины;
- мусоросборники;
- павильон бытового обслуживания, в том числе места для индивидуального приготовления и приема пищи.
Мотель
Необходимость осуществления круглогодичного приема и обслуживания владельцев и пользователей транспортных средств с кратковременным и длительным сроком пребывания, включая обеспечение освещения всей территории объекта в темное время суток, а также предоставление возможности воспользоваться следующими объектами:
- пункт общественного питания;
- туалеты;
- прачечная;
- средства связи;
- душевые кабины;
- мусоросборники;
- охраняемая стоянка транспортных средств.
Площадка отдыха
Необходимость осуществления приема владельцев и пользователей транспортных средств для кратковременного отдыха, включая обеспечение освещения всей территории объекта в темное время суток (при наличии возможности использования существующих электрических сетей), а также предоставление возможности воспользоваться следующими объектами:
- столы и скамейки для отдыха и приема пищи;
- стоянка транспортных средств;
- туалеты;
- мусоросборники.
Пункт общественного питания
Обеспечение предоставления возможности покупки продуктов питания и (или) приема пищи на территории пункта общественного питания, освещения всей территории объекта в темное время суток, а также обеспечение предоставления возможности воспользоваться следующими объектами:
- площадка для стоянки легковых и грузовых автомобилей;
- туалеты;
- мусоросборники.
Автозаправочная станция
Обеспечение предоставления возможности осуществления заправки транспортных средств топливно-смазочными материалами и газовым моторным топливом, освещения всей территории объекта в темное время суток, а также обеспечение предоставления возможности воспользоваться следующими объектами:
- торговый павильон для продажи технических жидкостей и автомобильных принадлежностей;
- зарядные колонки (станции) для транспортных средств с электродвигателями;
- площадка для остановки транспортных средств;
- туалеты;
- мусоросборники;
- средства связи.
Моечный пункт
Обеспечение предоставления возможности круглогодичной ручной или механизированной мойки легковых автомобилей, а также возможности воспользоваться следующими объектами:
- площадка-стоянка для легковых автомобилей;
- мусоросборники.
Предприятие торговли
Обеспечение работы торгового павильона, осуществляющего продажу продуктов питания, технических жидкостей и автомобильных принадлежностей, включая предоставление возможности воспользоваться следующими объектами:
- площадка-стоянка для легковых автомобилей;
- мусоросборники.
Станция технического обслуживания
Обеспечение возможности осуществления круглогодичного производства мелкого аварийного ремонта и технического обслуживания легковых автомобилей, включая предоставление возможности воспользоваться следующими объектами:
- площадка-стоянка для легковых автомобилей;
- мусоросборники.
Примечание. Оборудование объектов дорожного сервиса должно обеспечивать беспрепятственный доступ инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к указанным объектам, а также возможность пользования услугами, предусмотренными указанными требованиями.
7. Обязанности пользователей автомобильными дорогами и иных лиц, осуществляющих использование автомобильных дорог
1. Пользователям автомобильными дорогами запрещается:
1) осуществлять движение по автомобильным дорогам на транспортных средствах, имеющих элементы конструкций, которые могут нанести повреждение автомобильным дорогам;
2) осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Федеральным законом N 257-ФЗ;
3) осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми;
4) осуществлять движение по автомобильным дорогам на крупногабаритных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, за исключением осуществляющих движение на основании специальных разрешений крупногабаритных транспортных средств, габариты которых превышают допустимые габариты не более чем на два процента.
2. Пользователям автомобильными дорогами и иным осуществляющим использование автомобильных дорог лицам запрещается:
1) загрязнять дорожное покрытие, полосы отвода и придорожные полосы автомобильных дорог;
2) использовать водоотводные сооружения автомобильных дорог для стока или сброса вод;
3) выполнять в границах полос отвода автомобильных дорог, в том числе на проезжей части автомобильных дорог, работы, связанные с применением горючих веществ, а также веществ, которые могут оказать воздействие на уменьшение сцепления колес транспортных средств с дорожным покрытием;
4) создавать условия, препятствующие обеспечению безопасности дорожного движения;
5) осуществлять прогон животных через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;
6) повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов;
7) нарушать другие установленные Федеральным законом N 257-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Коми, требования к ограничению использования автомобильных дорог, их полос отвода и придорожных полос.
8. Ответственность за нарушение обязательных требований, выполнение которых оценивается Службой в ходе мероприятий при осуществлении регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми
Частью 1 статьи 11.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за загрязнение полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, распашку земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемку грунта, за исключением работ по содержанию полос отвода автомобильных дорог или по ремонту автомобильных дорог, их участков, выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог, в виде предупреждения или административного штрафа в размере до трехсот рублей.
Частью 2 статьи 11.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование водоотводных сооружений автомобильной дороги для стока или сброса вод; выполнение в границах полосы отвода автомобильной дороги, в том числе на проезжей части автомобильной дороги, работ, связанных с применением горючих веществ, а также веществ, которые могут оказать воздействие на уменьшение сцепления колес транспортных средств с дорожным покрытием; выполнение в границах полосы отвода автомобильной дороги работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, размещением объектов дорожного сервиса; размещение в границах полосы отвода автомобильной дороги зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильной дороги и не относящихся к объектам дорожного сервиса; установку в границах полосы отвода автомобильной дороги рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам Российской Федерации о безопасности дорожного движения, информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности, прокладку, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах полосы отвода автомобильной дороги без заключения договора с владельцем автомобильной дороги, с нарушением такого договора или без согласования с владельцем автомобильной дороги планируемого размещения указанных инженерных коммуникаций; строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений автомобильных дорог с другими автомобильными дорогами и примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, прокладку, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах придорожных полос автомобильной дороги, строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в границах придорожных полос автомобильной дороги без согласования с владельцем автомобильной дороги или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Статьей 14.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, в виде административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Примечания:
1. За административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.1 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
Частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), в виде предупреждения или административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
Частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, в виде административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, в виде административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, в виде предупреждения или административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
9. Анализ типовых и массовых нарушений обязательных требований, выявляемых при осуществлении деятельности в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог
Наиболее часто встречающимися нарушениями обязательных требований при осуществлении государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми являются:
- прокладка, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги без заключения договора с владельцем автомобильной дороги, с нарушением такого договора или без согласования с владельцем автомобильной дороги планируемого размещения указанных инженерных коммуникаций;
- прокладка, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах придорожных полос автомобильной дороги без согласования с владельцем автомобильной дороги или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению;
- установка в границах полосы отвода автомобильной дороги рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам Российской Федерации о безопасности дорожного движения, информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности;
- строительство, реконструкция объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в границах придорожных полос автомобильной дороги без согласования с владельцем автомобильной дороги или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению;
- строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений автомобильных дорог с другими автомобильными дорогами и примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам без согласования с владельцем автомобильной дороги или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению;
- размещение в границах полосы отвода автомобильной дороги зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильной дороги и не относящихся к объектам дорожного сервиса;
- выполнение в границах полосы отвода автомобильной дороги работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, размещением объектов дорожного сервиса;
- невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор.
Анализ причин и условий возникновения нарушений при осуществлении надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми показывает, что основными из них являются:
- недостаточный уровень правовых знаний и правовой культуры руководителей и должностных лиц поднадзорных субъектов;
- неудовлетворительное экономическое и финансовое состояние ряда поднадзорных субъектов.
10. Анализ судебной практики по спорным вопросам, связанным с применением соответствующих обязательных требований
Проблемным вопросом при применении норм Федерального закона N 257-ФЗ у некоторых поднадзорных субъектов является вопрос отнесения принадлежащих этим субъектам различных линейных сооружений, в частности, различного рода трубопроводов и линий электропередачи, пересекающих автодороги и расположенных вдоль автодорог, к инженерным коммуникациям, поскольку Федеральный закон N 257-ФЗ не раскрывает понятия "инженерные коммуникации".
Также проблемным у некоторых поднадзорных субъектов является вопрос применения норм Федерального закона N 257-ФЗ к отношениям в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, возникшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Так в 2018 году поднадзорным Службе юридическим лицом (далее - Общество), в связи с несогласием с предписаниями Службы, первичное предписание Службы, а также аналогичные, выданные позднее этого первичного предписания, и также неисполненные предписания Службы (в общей сложности 4 предписания) были обжалованы в Арбитражном суде Республики Коми (в рамках четырех арбитражных дел); решения по указанным арбитражным делам вступили в законную силу в 2019 году.
Суть заявленных Обществом в суд требований в рамках судебных разбирательств заключалась в признании недействительными и отмене предписаний Службы, которыми Обществу как владельцу инженерных коммуникаций (участка газопровода, расположенного в границах полосы отвода автодороги), пересекающих автодорогу, надлежало заключить договор, предусматривающий условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, с владельцем автомобильной дороги.
При этом Общество полагало, что надземный переход газопровода через автомобильную дорогу не является инженерной коммуникацией, а является частью трассы опасного производственного объекта 1 класса опасности - газопровода высокого давления, который, в свою очередь, относится к сооружениям, а по назначению - к распределительным газопроводам и является газораспределительной сетью. Также Общество ссылалось на то, что газопровод построен и введен в эксплуатацию в 1973 году; владельцы автомобильных дорог не вправе устанавливать технические требования и условия для эксплуатации опасных производственных объектов; автодорога была построена позже газопровода; заключение договоров с владельцами автодорог на эксплуатацию переходов опасных производственных объектов (газопроводов) через автомобильную дорогу не предусмотрено; напротив, владелец автомобильной дороги должен получить разрешение у Общества на производство работ в охранных зонах газопровода; земельные участки, занятые опасным производственным объектом, в районе надземного перехода газопровода через автомобильную дорогу предоставлены Обществу до 31.12.2060 года; Федеральный закон N 257-ФЗ не применяется к отношениям, возникшим до вступления его в законную силу; ответчик не уполномочен выдавать предписания по вопросам эксплуатации опасных производственных объектов; границы и полосы отвода для автомобильной дороги не определены, поскольку кадастровые работы не завершены; договор с владельцем автомобильной дороги заключается только в том случае, когда требуется выдача разрешения на строительство и по вновь размещаемым инженерным коммуникациям, которые не являются опасными производственными объектами - газопроводами, так как в законе нет упоминаний об опасных производственных объектах.
По итогам рассмотрения дела об оспаривании первичного предписания Службы Арбитражным судом Республики Коми принято решение об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании недействительным и отмене предписания Службы. При этом суд пришел к выводу, что указанное предписание вынесено уполномоченным должностным лицом Службы в пределах предоставленной ему компетенции в связи с выявленным нарушением законодательства; данное предписание содержит ссылки на законодательство, а также способы устранения данного нарушения, которые являются конкретными и исполнимыми.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Общество обжаловало указанное решение во Втором арбитражном апелляционном суде. Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Коми оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения. При этом суд апелляционной инстанции поддерживает вывод Арбитражного суда Республики Коми о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, а также о том, что Служба законно и обоснованно по результатам проведенной проверки выдала оспариваемое предписание.
В связи с несогласием Общества с решениями судов первой и апелляционной инстанции, Общество обратилось с кассационной жалобой на указанные решения в Арбитражный суд Волго-Вятского округа. Постановлением суда кассационной инстанции решение (определение) суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения, а кассационная жалоба Общества - без удовлетворения.
Аналогичным образом решениями по остальным трем делам об оспаривании оставшихся трех предписаний Службы Арбитражный суд Республики Коми в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал (решения по указанным делам в вышестоящие инстанции обжалованы не были, вступили в законную силу в 2019 году).
Судебные решения об отказе в признании недействительными и отмене предписаний Службы аргументированы следующим.
Федеральный закон N 257-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.1 Федерального закона N 257-ФЗ государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственного транспортного надзора (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно
Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, муниципального контроля в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Постановлением Правительства Республики Коми от 17.08.2012 N 347 утвержден Порядок осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми.
В соответствии с пунктом 2 данного Порядка государственный надзор осуществляется Службой с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, законами Республики Коми и иными нормативными правовыми актами Республики Коми в области автомобильных дорог и дорожной деятельности.
Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований при использовании полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог (пункт 4 Порядка).
Постановлением Правительства Республики Коми от 22.12.2015 N 541 утверждено Положение о Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля).
Служба является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми (пункт 1 Положения).
Проверка проведена на основании поступившего обращения, содержащего данные о нарушениях федерального законодательства. Исходя из вышеуказанных норм проверка проведена уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной компетенции с согласованием проверки прокуратурой Республики Коми.
Таким образом, процессуальных нарушений при проведении проверки ответчиком допущено не было.
В статье 19 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог допускаются в порядке, предусмотренном частями 2 - 3 настоящей статьи.
Таким образом, расположение инженерных коммуникаций, в том числе газопроводов, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог подпадает под сферу регулирования Федерального закона N 257-ФЗ.
В силу пунктов 1, 6, 7 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог); под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Материалами дела подтверждается, что автомобильная дорога относится к региональным дорогам и находится на балансе Республики Коми. Данную автодорогу пересекает газопровод, принадлежащий Обществу.
В соответствии с п. 21 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" система инженерно-технического обеспечения (инженерные коммуникации) - это одно из систем здания или сооружения, предназначенных для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи и т.д. или функции обеспечения безопасности.
В соответствии с пунктом 23 части 2 статьи 2 данного Федерального закона сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В пункте 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870, предусмотрено:
- газопровод - конструкция, состоящая из соединенных между собой труб, предназначенная для транспортирования природного газа;
- газопровод внутренний - газопровод, проложенный от внешней грани наружной конструкции газифицируемого здания до места подключения газоиспользующего оборудования, расположенного внутри здания;
- газопровод наружный - подземный или надземный газопровод сети газораспределения или сети газопотребления, проложенный вне зданий, до внешней грани наружной конструкции здания.
Участок газопровода высокого давления, расположенного в границах полос отвода автомобильной дороги, по своему статусу относится к сооружениям, является частью опасного производственного объекта 1-го класса опасности, а по назначению относится к распределительным газопроводам, поскольку транспортируемый по газопроводу газ используется для обеспечения работы теплоносителя, обеспечивающего теплоснабжением жилой фонд населенного пункта.
По смыслу вышеуказанных требований действующего законодательства инженерные коммуникации являются разновидностью сооружений, в связи с чем спорный газопровод является объектом капитального строительства, относящегося к инженерным коммуникациям.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 11.07.2011 N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", до 1 января 2013 года владельцы инженерных коммуникаций, размещенных в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны заключить с владельцами автомобильных дорог договоры, предусматривающие условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также условия переноса и переустройства таких инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог, и обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлениями об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях эксплуатации таких инженерных коммуникаций.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона N 257-ФЗ эксплуатация инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и этим законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их эксплуатации.
Таким образом, Общество, являясь владельцем инженерных коммуникаций, в силу вышеприведенных норм права обязано иметь договор с владельцем автодороги, предусматривающий условия эксплуатации газопровода, пересекающего автомобильную дорогу регионального значения.
Доводы Общества о том, что часть 2 статьи 19 Федерального закона N 257-ФЗ не применяется к отношениям, возникшим до введения в действие данного закона, отклоняется, как основанное на неверном толковании приведенных норм права, поскольку прямо противоречат требованиям, изложенным в статье 5 Федерального закона от 11.07.2011 N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Административным органом в ходе осмотра выявлена эксплуатация при отсутствии соответствующего договора с владельцем автомобильной дороги газопровода, который пересекает данную автомобильную дорогу.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что ответчиком законно и обоснованно по результатам проведенного осмотра выдано оспариваемое предписание.
Доводы Общества о том, что автодорога была построена позже газопровода и застройщик должен был получить согласие на строительство данной дороги отклонено судом, поскольку из материалов дела следует, что строительство автомобильной дороги завершено в сентябре 1972 года, а также в сентябре 1973 года, при этом участок газопровода смонтирован в марте 1973 года. Таким образом, строительство газопровода и автомобильной дороги осуществлялось одновременно. Данных, свидетельствующих о том, что автомобильная дорога построена с нарушением установленного порядка не имеется. Принятие данной автодороги на баланс Республики Коми в 1994 году не свидетельствует об обратном.
Судом также отклоняются ссылки Общества о том, что газопровод не находится на земельном участке, выделенном для эксплуатации автомобильной дороги, поскольку эти данные противоречат сведениям из публичной кадастровой карты Республики Коми (земельный участок предназначен для эксплуатации автодороги, на котором расположен спорный участок газопровода).
Также судом отклоняются доводы заявителя о том, что согласование использования автодороги должно осуществляться с согласия владельца газопровода по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
В соответствии с п. 6 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации и частью шестой ст. 28 Закона о газоснабжении границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики России от 29 апреля 1992 г. и постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. N 9 (далее - Правила), предусмотрено установление охранных зон для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки).
Пунктом 4.4 Правил установлен запрет на возведение любых построек и сооружений в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта.
Согласно части первой статьи 32 Закона о газоснабжении организация - собственник системы газоснабжения обязан обеспечить на стадии эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.
В соответствии с пунктом 41 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878, порядок эксплуатации газопроводов в охранных зонах при пересечении ими автомобильных и железных дорог, инженерных коммуникаций, судоходных и сплавных рек, озер, водохранилищ, каналов, территорий промышленных предприятий, подходов к аэродромам, сельскохозяйственных угодий, лесов, древесно-кустарниковой растительности и иных владений должен согласовываться эксплуатационными организациями газораспределительных сетей с заинтересованными организациями, а также собственниками, владельцами или пользователями земельных участков.
Кроме того, обязанность заключения договора по эксплуатации инженерных коммуникаций, находящихся в пределах полосы отвода автомобильной дороги, прямо предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона N 257-ФЗ, статьей 5 Федерального закона от 11.07.2011 N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласование реконструкции газопровода с Дорожным агентством Республики Коми не свидетельствует о том, что в настоящее время отсутствуют основания для заключения договора в связи с эксплуатацией данного газопровода. Соответствие газопровода нормам права, регламентирующим промышленную безопасность, не свидетельствует об отсутствии обязанности по заключению вышеуказанного договора.
В данном случае ответчиком установлено конкретное нарушение, выразившееся в отсутствии заключенного договора с собственником автомобильной дороги. Какие-либо иные способы исполнения предписания, кроме принятия мер к заключению данного договора, стороны не привели.
Судом такие способы также не установлены. В связи с этим предписание является понятным и исполнимым.
Оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной ему компетенции в связи с выявленным нарушением законодательства. Данное предписание содержит ссылки на законодательство, а также способы устранения данного нарушения, которые являются конкретными и исполнимыми. Суд также обращает внимание, что заявитель в случае неясности отдельных положений предписания, вправе обратиться к ответчику за дачей соответствующих разъяснений.
Изучив доводы Общества, суд не нашел оснований для признания оспариваемого предписания недействительным. С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.