Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 16.12.2020 N 71/134-П
Отчет
о проведенном правовом мониторинге Закона Московской области N 124/2018-ОЗ "О старостах сельских населенных пунктов в Московской области"
I. Общие положения
Объект правового мониторинга (далее - мониторинг): Закон Московской области N 124/2018-ОЗ "О старостах сельских населенных пунктов в Московской области" (далее - Закон Московской области N 124/2018-ОЗ).
Субъект мониторинга: Московская областная Дума.
Период проведения мониторинга: с 1 августа 2018 года по 1 мая 2020 года.
Срок проведения мониторинга: IV квартал 2019 года и I - III кварталы 2020 года.
Целью проведения мониторинга является совершенствование законодательства Московской области в части правового обеспечения деятельности старост сельских населенных пунктов в Московской области.
Задачей мониторинга является всесторонний анализ положений Закона Московской области N 124/2018-ОЗ, изучение практики его применения, разработка предложений по принятию мер, обеспечивающих повышение эффективности применения закона, и выявление необходимости внесения изменений в действующее законодательство Московской области.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1) сбор, обработка и систематизация информации о практике применения Закона Московской области N 124/2018-ОЗ в целях комплексного изучения реализации права;
2) анализ информации о практике применения норм Закона Московской области N 124/2018-ОЗ на территории Московской области;
3) подготовка предложений по совершенствованию законодательства Московской области по вопросу правового обеспечения деятельности старост сельских населенных пунктов в Московской области.
II. Информация о деятельности Комиссии по проведению мониторинга
В целях проведения мониторинга постановлением Московской областной Думы от 26.09.2019 N 30/93-П "О проведении мониторинга правоприменения Закона Московской области N 124/2018-ОЗ "О старостах сельских населенных пунктов в Московской области" создана Комиссия по проведению мониторинга (далее - Комиссия) в следующем составе:
1) Горбунов Р.В. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
2) Григорьев О.В. - депутат Московской областной Думы, член фракции ЛДПР;
3) Наумов А.А. - депутат Московской областной Думы, член фракции КПРФ;
4) Чистюхин И.В. - депутат Московской областной Думы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ";
5) Волков О.А. - советник заместителя Председателя Московской областной Думы - руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ";
6) Орда В.В. - руководитель аппарата Комитета по местному самоуправлению Московской областной Думы;
7) Тараненко М.С. - консультант отдела систематизации законодательства и правовой информации Государственно-правового управления Московской областной Думы.
По предложению Губернатора Московской области в состав комиссии направлены:
1) Шмелева Е.А - заместитель заведующего отделом развития местного самоуправления управления организации местного самоуправления Московской области Главного управления территориальной политики Московской области;
2) Шанаева А.О. - консультант отдела развития местного самоуправления управления организации местного самоуправления Московской области Главного управления территориальной политики Московской области
По предложению Ассоциации "Совет муниципальных образований Московской области" в состав Комиссии включен Коськин М.С. - заместитель исполнительного директора Совета муниципальных образований Московской области по правовым вопросам.
Председателем Комиссии избран Наумов А.А. - депутат Московской областной Думы, председатель Комитета по местному самоуправлению.
Комиссией был разработан и утвержден план проведения мониторинга правоприменения Закона Московской области N 124/2018-ОЗ, в соответствии с которым проведены следующие мероприятия:
1) проведен анализ нормативных правовых актов муниципальных образований Московской области, регулирующих вопросы избрания и деятельности старост сельских населенных пунктов;
2) направлены запросы в Главное управление территориальной политики Московской области о предоставлении информации по теме мониторинга;
3) проведена работа по обобщению предложений от органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области;
4) проведены анализ и оценка эффективности применения норм объекта мониторинга, изучены предложения, направленные на совершенствование законодательства в части рассматриваемых вопросов;
5) выработаны предложения, направленные на повышение эффективности применения норм Закона Московской области N 124/2018-ОЗ.
III. Проведение мониторинга
1. Состояние законодательства Московской области о старостах сельских населенных пунктов.
Староста сельского населенного пункта является одним из старейших общественных институтов в России, которому насчитывается несколько столетий. За этот период он прошел много жизненных циклов от зарождения до полного упадка. В настоящее время в Московской области происходит его активное возрождение и развитие.
Староста сельского населенного пункта - одна из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. Старосты сельских населенных пунктов являются связующим звеном между населением и органами власти всех уровней, работают в тесном контакте с советами депутатов городских округов и общественными палатами, принимают активное участие в мероприятиях городских округов.
В связи с принятием Федерального закона от 18 апреля 2018 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления" был разработан и принят Закон Московской области N 124/2018-ОЗ, который регулирует вопросы деятельности старост сельских населенных пунктов Московской области как формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в осуществлении местного самоуправления.
В соответствии в Законом Московской области N 124/2018-ОЗ староста сельского населенного пункта может назначаться в сельском населенном пункте, представительным органом муниципального образования Московской области, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта. Целью деятельности старосты сельского населенного пункта является организация взаимодействия органов местного самоуправления муниципального образования Московской области (далее - органы местного самоуправления) и жителей сельского населенного пункта для решения вопросов местного значения.
Срок полномочий старосты сельского населенного пункта устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет
Староста сельского населенного пункта в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может исполнять свои полномочия на оплачиваемой либо неоплачиваемой основе. Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности старосты сельского населенного пункта осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Староста сельского населенного пункта для решения возложенных на него задач:
взаимодействует с органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями, учреждениями и иными организациями Московской области по вопросам решения вопросов местного значения в сельском населенном пункте;
взаимодействует с населением, в том числе посредством участия в сходах, собраниях, конференциях граждан, направляет по результатам таких мероприятий обращения и предложения, в том числе оформленные в виде проектов муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению органами местного самоуправления;
информирует жителей сельского населенного пункта по вопросам организации и осуществления местного самоуправления, а также содействует в доведении до их сведения иной информации, полученной от органов местного самоуправления;
содействует органам местного самоуправления в организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений, обнародовании их результатов в сельском населенном пункте;
оказывает организационную и информационную помощь жителям соответствующего сельского населенного пункта по вопросам обращения в органы государственной власти, органы местного самоуправления;
проводит личный прием жителей сельского населенного пункта, направляет по их результатам обращения и предложения в органы государственной власти, органы местного самоуправления;
осуществляет иные полномочия и права, предусмотренные уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
2. Информация о правоприменении Закона Московской области N 124/2018-ОЗ "О старостах сельских населенных пунктов в Московской области"
Комиссией были подготовлены и направлены запросы в Главное управление территориальной политики Московской области и муниципальные образования Московской области о предоставлении информации, связанной с исполнением полномочий, установленных Законом Московской области N 124/2018-ОЗ, по теме мониторинга и характеризующей его правоприменение.
Кроме того, Комиссией было предложено органам местного самоуправления направить в Комиссию свои предложения о необходимости корректировки положений Закона Московской области N 124/2018-ОЗ.
По результатам анализа полученной информации, из 60 городских округов Московской области сельские населенные пункты есть в 40. Из них в 32 приняты положения о старостах сельских населенных пунктов. В пяти соответствующие изменения внесены в устав городского округа, и в трех ведется работа по принятию нормативного акта, регулирующего положение старост сельских населенных пунктов.
По состоянию на 1 апреля 2020 года в муниципальных образованиях Московской области насчитывается - 3567 старост сельских населенных пунктов. Наибольшее количество старост сельских населенных пунктов действует в следующих городских округах:
в Сергиево-Посадском городском округе - 254;
в городском округе Ступино - 212;
в городском округе Клин - 204;
в Рузском городском округе - 178;
в городском округе Истра - 174.
При этом в подавляющем большинстве муниципальных образований Московской области старосты сельских населенных пунктов осуществляют свою деятельность на неоплачиваемой основе. По полученным Комиссией сведениям только в городских округах Домодедово (130 старост) и Солнечногорск (104 старосты) предусмотрена оплата деятельности старост.
Во всех городских округах старосты регулярно организуют и проводят сходы граждан. Кроме того старосты становятся инициаторами и активными участниками многих других мероприятий.
Так в городском округе Домодедово регулярно проводятся собрания старост сельских населенных пунктов. По инициативе и при активном участии старост сельских населенных пунктов организуются и проводятся в сельских населенных пунктах мероприятий различной направленности: День Победы, "Бессмертный полк во дворе", "100 лет со дня рождения В. Талалихина", Дни сел и деревень, День соседа, "Веселый выходной", "Троицкое гулянье", "Отметим Новый год вместе", субботники, экологические акции и многое другое. Старосты участвуют в региональном конкурсе "Наше Подмосковье" с социально значимыми проектами: "В движении", "Знаковое событие", "Сделаем деревню краше".
По инициативе и при активном участии старост сельских населенных пунктов проведено канализование деревни Авдотьино, осуществлены работы по освещению и ремонту подвесных мостов, ремонт дорог, обустройство детских игровых площадок (далее - ДИП), установка памятников, поклонных крестов в сельских населенных пунктах, оказана адресная помощь жителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
В городском округе Истра в качестве результата деятельности старост сельских населенных пунктов отмечено устройство новых линий уличного освещения, устройство новых контейнерных площадок, утверждение графика вывоза мусора твердых коммунальных отходов, ремонт дорожного полотна автомобильных дорог.
Старосты сельских населенных пунктов городского округа Кашира принимают активное участие во встречах главы с жителями, проводят сходы граждан. По инициативе старост сельских населенных пунктов, жители сельских населенных пунктов принимают активное участие в таких акциях, проводимых на территории городского округа Кашира, как "Лес Победы", "Сирень Победы", День Победы, Свеча памяти, День села, День города, День знаний, "Наш лес. Посади своё дерево", День пожилого человека.
По инициативе и с участием старост сельских населенных пунктов были организованы голосования на портале "Добродел", а также строительство линий наружного уличного освещения, комплексное благоустройство дворовых территорий, ремонт дорог в сельских населенных пунктах, устройство контейнерных площадок, ремонт водонапорной башни.
Староста деревни Стародуб Кириллов А.С. принимал участие в реконструкции Преображенского храма в деревне Стародуб. В 2018 - 2019 г.г был соискателем на премию Губернатора "Наше Подмосковье" на тему: "Приведи в порядок свою планету". В 2018 году стал лауреатом премии.
Староста деревни Корыстово Вековищева Л.А. в 2018 - 2019 г.г. участвовала в проектах на премию Губернатора "Наше Подмосковье" на темы: "От гуся - до порося", "Из мечты в реальность".
Староста деревни Тарасково Новохацкая А.В. является членом Совета ветеранов и общества "Дети войны". В 2019 году участвовала в проекте на премию Губернатора "Наше Подмосковье" на тему: "День благотворительного труда", стала лауреатом премии. Полученные средства были направлены на развитие музея Тарасковской школы.
Старосты сельских населенных пунктов городского округа Кашира участвовали в социально значимых акциях и проектах, посвящённых празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне: "Солдатский платок", "Часы обратного отсчета", в акции милосердия "От сердца к сердцу".
Старосты сельских населённых пунктов, расположенных на территории городского округа Клин, активно участвуют в организации и проведении общих собраний старост сельских населенных пунктов с участием Главы городского округа Клин, а также представителей заинтересованных ведомств и организаций; в организации работы чатов на базе мессенджера WhatsApp.
При активном участии старост сельских населенных пунктов Коломенского городского округа построена ДИП в селе Туменское, построена часовня в селе Федосьино. Также по инициативе старосты населенного пункта села Горки жителями проведен субботник по благоустройству берега реки Цны. По инициативе старосты села Троицкие Озерки жителями проведен субботник по благоустройству населенного пункта. Произведена модернизация электроподстанции в деревне Гришино, произведен текущий ремонт плотины в деревне Петрово, решен вопрос с водозабором в деревне Семибратское. По инициативе старост сельских населенных пунктов построены ФАПы и тротуары, осуществлена газификация села Коробчеево и улицы Приокская в деревне Тимирево, решены вопросы по организации сбора мусора (строительство контейнерных площадок).
Старосты сельских населенных пунктов городского округа Лосино-Петровский в 2019 году активно участвовали в организации собраний жителей для утверждения мест установки контейнерных площадок в населенных пунктах и в организации встреч с региональным оператором по вопросу обращения с ТКО.
Старосты сельских населенных пунктов городского округа Луховицы участвовали в мероприятиях по организации сбора и вывоза ТБО, взамен помешочного сбора, установке и оборудованию ДИП, санитарной опиловки высокоствольных деревьев, по организации работы автолавки для обеспечения продуктами питания первой необходимости жителей и строительству питьевых колодцев, обустройству парковых зон и монтажу фонарей наружного освещения, газификации, благоустройству дворовых территорий, выполнению работ по устройству автобусных остановок, павильонов, пешеходных переходов и капитальному ремонту дорог.
По инициативе старост сельских населенных пунктов Можайского городского округа вблизи деревни Бражниково обустроили территорию возле родника, организовали зону отдыха, сделали тропинки и установили столы и лавочки. По инициативе старосты села Сокольниково на улице Школьной выполняли работы по благоустройству территории, провели монтаж бордюров и обустройство парковки.
Примерами деятельности старост сельских населенных пунктов в городском округе Мытищи являются: организация шествия "Бессмертный полк", поздравление ветеранов Великой Отечественной войны, организация проведения субботников, посадка деревьев и кустарника, организация праздника "День деревни", сквер в деревне Румянцево, спортивная площадка в деревне Большая Черная, детская площадка в деревне Семенищево, памятник героям Великой Отечественной войны в поселке Птицефабрики.
Благодаря инициативе старосты села Троицкое Воробьевой Р.И. Комитетом лесного хозяйства Московской области передан администрации городского округа Мытищи лесной участок Шереметьевского парка в селе Троицкое для обустройства лесопарковой зоны отдыха на побережье Клязьминского водохранилища.
По инициативе жителей и старосты поселка Поведники Елизаренко Н.А. администрацией городского округа Мытищи совместно с настоятелем Храма Новомучеников и Исповедников Российских в 2019 году проведены работы по благоустройству прилегающей к храму территории с обустройством тротуара, освещения и парковок.
По инициативе и при активном участии старост сельских населенных пунктов Наро-Фоминского городского округа проводятся собрания по выбору мест обустройства контейнерных площадок, дни деревень, совместное празднование Дня победы, Нового Года, Дня защитника Отечества, 8 марта, проводятся субботники. По инициативе старост сельских населенных пунктов проведен ремонт дорожного покрытия в деревнях Софьино, Алабино, Сырьево, Глаголево, Свитино, Жедочи.
В Одинцовском городском округе в октябре 2019 года подготовлен и проведен Первый муниципальный форум по вопросам взаимодействия органов местного самоуправления и сельских старост Одинцовского городского округа, в ходе которого участники обсудили финансовые, бюджетные и правовые вопросы, проблемы ЖКХ, благоустройства, градостроительства, архитектуры, а также актуальные социальные вопросы. По итогам мероприятия принято решение о проведении форумов с участием старост сельских населенных пунктов и представителей территориальных общественных самоуправлений ежеквартально; для более оперативного взаимодействия старост и руководителей территориальных общественных самоуправлений с органами местного самоуправления создан специальный чат в мессенджере WhatsApp, в который включены представители профильных служб администрации и территориальных управлений городского округа.
В Орехово-Зуевском городском округе по инициативе старосты деревни Старая реализован проект по строительству часовни в честь Георгия Победоносца и памяти воинов-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. В деревнях Мисцево, Понарино, Петрушино построены памятники в честь погибших воинов в годы Великой Отечественной войны. По инициативе старосты деревни Понарино проведены работы по переносу и установке автобусной остановки.
В городском округе Подольск по инициативе и с участием старост оборудованы мусоросборочные площадки в деревнях Наумово, Кутьино, Булатово, Лемешово, Докукино, Жарково, Хряслово, Харитоново, Романцево, Пузиково, Меньшово, Никулино, Коледино, Новоколедино, Гривно, Сертякино, Слащево. Построены детские игровые площадки в деревнях Новоселки, Сертякино, Булатово.
По инициативе и с участием старосты деревни Ордынцы Гориновой Н.Н. реализован проект по строительству системы водоотведения в деревне за счет средств жителей частных домовладений и инвестиционной нагрузки, получивший премию Губернатора Московской области "Наше Подмосковье-2019".
По инициативе и с участием старосты деревни Яковлево Белкиной И.Е. реализован проект "Моя деревенька". В 2019 году проект получил премию Губернатора Московской области "Наше Подмосковье" в номинации "Творчество и духовное наследие".
В Сергиево-Посадском городском округе по инициативе и с участием старост сельских населенных пунктов проведен ремонт асфальтового покрытия автодорог, произведена установка наружного освещения в деревнях Самойлово, Красная Сторожка, Коврово, Парфеново.
С участием старост сельских населенных пунктов проводилось вовлечение объектов недвижимости в налогооборот; ежегодный обход личных подсобных хозяйств на предмет уточнения сведений по наличию сельскохозяйственных животных у жителей для актуализации записей в похозяйственных книгах; участие в решении вопроса ремонта внутрихозяйственных дорог общего назначения; оповещение населения по разным насущным вопросам; информирование органов власти о проблемах деревень (благоустройство дорог, уборка мусора, транспортное сообщение и др.).
По инициативе старосты деревни Подсосино высажено 70 сосен, обустроены пожарный пруд и детская площадка. В центре деревни сделан навес, где жители отмечают праздники (9 Мая, Новый год). Для удобства подъезда скорой помощи пронумерованы дома.
В деревне Путятино и селе Слотино установлены многофункциональные стационарные пожарные посты "Водопад", которые оснащены пожарным оборудованием, предназначенным для тушения пожаров.
По инициативе и с участием старост сельских населенных пунктов проведены: очистка прудов в деревнях Воронино, Яковлево, Бобошино, селе Слотино; газификация деревни Путятино; обустройство уличного освещения в деревнях Леоново, Взгляднево, Дивово; обустройство колодцев с электронасосом в деревнях Козицино, Дивово; установка дорожных указателей с наименованием населенных пунктов в деревнях Слотино, Путятино, Гагино; установка информационных стендов в деревне Слабнево, селах Сватково и Бужаниново; определены места размещения контейнерных площадок для ТКО; строительство новой линии уличного освещения в деревне Малинники.
В городском округе Ступино с участием старост в сельских населенных пунктах проводятся субботники по благоустройству территории, организуется проведение праздников - День Победы, День памяти и скорби, День села, Новый год, Масленица.
По инициативе старост сельских населенных пунктов силами жителей оборудованы контейнерные площадки для сбора твёрдых коммунальных отходов, выполнен ремонт дорог.
Старосты сельских населенных пунктов участвуют в осуществлении контроля по окосу территории населенного пункта в летний период, опиловке деревьев, работе и ремонту уличного освещения, ремонту дорог, очистке дорог в зимний период, строительству контейнерных площадок, установке контейнеров для сбора ТБО, своевременному вывозу мусора, строительству ФАП, Домов Культуры, ремонту котельных.
IV. Результаты мониторинга
Комиссией были получены, обобщены и проанализированы сведения, представленные в соответствии с направленными запросами. В результате проведенного анализа Комиссия отмечает следующее.
Положения Закона Московской области N 124/2018-ОЗ успешно и в полном объеме реализуются в городских округах Московской области.
В ходе своей деятельности старосты сельских населенных пунктов успешно взаимодействуют с органами местного самоуправления.
Установленные Законом Московской области N 124/2018-ОЗ полномочия центральных исполнительных органов власти Московской области исполняются в полном объеме.
В процессе мониторинга высказывались предложения по упрощению процедуры выдвижения кандидатуры старосты сельского населенного пункта для последующего назначения представительным органом муниципального образования - для крупных сельских населенных пунктов с количеством жителей более 100 человек.
В качестве предложения по внесению в действующее законодательство Московской области, высказывались предложения о материальном вознаграждении старост сельских населенных пунктов (на оплату мобильной связи, приобретение канцелярских принадлежностей, частичную отплату транспортных расходов), либо о введении для них в законодательство налоговых льгот при оплате земельного налога, налога на имущество, транспортного налога.
Кроме того от ряда городских округов поступали предложения о внесении изменений в законодательство в части расширения круга лиц, имеющих право участвовать в выдвижении кандидатур на должность старосты. В частности, распространить такое право на лиц, являющихся собственниками жилых домов в сельских населенных пунктах, но постоянно там не зарегистрированных.
V. Выводы
По результатам проведенного мониторинга Комиссия предлагает:
1. Московской областной Думе:
1) провести круглый стол на тему: "Актуальные вопросы деятельности старост сельских населенных пунктов Московской области";
2) во взаимодействии с Главным управлением территориальной политики Московской области разработать и разместить на интернет сайте Московской областной Думы методические материалы по вопросам организации избрания и деятельности старост сельских населенных пунктов;
3) проработать вопросы о разработке законодательной инициативы по внесению изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в части расширения прав субъектов Российской Федерации в вопросах регулирования порядка выборов и мер поддержки старост сельских населенных пунктов.
2. Главному управлению территориальной политики Московской области:
1) во взаимодействии с Московской областной Думой разработать и разместить на интернет сайте Главным управлением территориальной политики Московской области методические материалы по вопросам организации избрания и деятельности старост сельских населенных пунктов;
2) подготовить предложения по учету развития института сельских старост, как формы местного самоуправления, при ежегодной оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов Московской области;
3. Органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области:
1) активизировать работу по распространению лучшего опыта работы старост сельских населенных пунктов;
2) организовывать проведение форумов с участием старост сельских населенных пунктов и представителей территориальных общественных самоуправлений ежеквартально.
Рекомендовать для более оперативного взаимодействия старост сельских населенных пунктов и руководителей органов местного самоуправления создать специальный чат в мессенджере WhatsApp, в который включить представителей органов местного самоуправления.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Московской областной Думы от 16 декабря 2020 г. N 71/134-П "Об итогах мониторинга правоприменения Закона... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.