Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Анализ текущей социально-экономической ситуации в Омской области
7. В 2015 - 2019 годах в Омской области наблюдалась разнонаправленная динамика основных социально-экономических показателей.
Валовой региональный продукт Омской области (далее - ВРП) в 2019 году по оценке Министерства экономики Омской области увеличился на 0,4 процента к уровню 2015 года до 703,5 млрд. руб.
Величина ВРП на душу населения в 2019 году по оценке увеличилась на 51,1 тыс. руб, по сравнению с 2015 годом и составила 363,5 тыс. руб. При этом произошло сокращение среднегодовой численности населения на 43 тыс. человек (на 2,2 процента к уровню 2015 года).
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области (далее - Омскстат) уровень произведенного ВРП в расчете на душу населения в 2018 году составил 349,2 тыс. руб. и соответствовал 60,3 процента от величины среднего показателя по субъектам Российской Федерации и 72,1 процента от показателя по регионам Сибирского федерального округа (далее - СФО).
Динамику показателя ВРП определяют объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, а также инвестиционная активность организаций.
Объем инвестиций в основной капитал в Омской области (в сопоставимых ценах) в 2019 году увеличился на 39,5 процента к уровню 2015 года и достиг 172,2 млрд. руб. Ежегодный прирост данного показателя в течение 2015 - 2019 годов составил в среднем 4,2 процента.
Инвестиции в основной капитал в расчете на одного жителя Омской области увеличились с 47,6 тыс. руб. в 2015 году до 88,6 тыс. руб. в 2019 году - на 86,1 процента. В течение пятилетнего периода данный показатель ежегодно увеличивался в среднем на 13 процентов.
Стоимость основных фондов в экономике региона в течение 2015 - 2018 годов увеличивалась в среднем на 4,2 процента, прирост в 2018 году составил 14,8 процента к уровню 2015 года.
Наибольший объем основных фондов Омской области в 2018 году был сосредоточен в организациях обрабатывающих производств (21,9 процента от общего объема), организациях, занимающихся транспортировкой и хранением (18,3 процента), деятельностью по операциям с недвижимым имуществом (15,8 процента). В технологической структуре основных средств преобладали машины и оборудование (29,2 процента от общего объема), сооружения (26,3 процента), нежилые (23,3 процента) и жилые здания (11,6 процента).
В структуре ВРП наибольшие доли приходятся на обрабатывающее производство (36,4 процента от общего объема ВРП), оптовую и розничную торговлю (11,5 процента), сельское хозяйство (8,9 процента).
Развитие промышленного производства в 2015 - 2019 годах также характеризовалось разнонаправленной динамикой. В 2018 году рост составил 4,2 процента к уровню 2017 года, тогда как в 2019 году наблюдалось снижение на 0,5 процента к уровню 2018 года. В результате объем промышленного производства в 2019 году в сопоставимых ценах вырос на 2,1 процента к уровню 2015 года.
Наибольшее влияние на величину индекса промышленного производства Омской области оказывал обрабатывающий сектор (91,8 процента), прежде всего производство нефтепродуктов, пищевых продуктов, химических веществ и химических продуктов. Индекс обрабатывающего производства в 2019 году увеличился на 3 процента к уровню 2015 года.
Объем производства продукции сельского хозяйства в 2019 году составил 98 млрд. руб. и в сопоставимых ценах сократился на 0,1 процента к уровню 2015 года.
Объемы производства продукции растениеводства в 2019 году увеличились на 11,2 процента к уровню 2015 года, при этом объемы производства животноводства сократились на 13,4 процента. Отрицательная динамика объемов производства продукции животноводства в первую очередь вызвана сокращением производства мяса (в 2019 году - снижение на 12,7 процента по сравнению с 2015 годом) и молока (на 10,8 процента).
По данным Омскстата в Омской области с 2017 года наблюдается ежегодный рост оборота розничной торговли и платных услуг населению.
По итогам 2019 года оборот розничной торговли составил 356,5 млрд, руб. и в сопоставимых ценах увеличился на 0,9 процента к уровню 2015 года, что обусловлено повышением потребительского спроса населения на непродовольственную группу товаров. Объем розничного товарооборота надушу населения в 2019 году составил 184,2 тыс. руб. и увеличился на 29,2 тыс. руб. к уровню 2015 года.
Объем платных услуг населению в 2019 году составил 106,6 млрд. руб. и увеличился на 2,9 процента к уровню 2015 года, что связано с ростом объемов услуг общественного транспорта, жилищно-коммунальных услуг и услуг связи. Объем платных услуг надушу населения в 2019 году составил 55,1 тыс. руб. и увеличился на 13,2 тыс. руб. к уровню 2015 года.
8. По состоянию на 1 января 2020 года в Омской области проживали 1 926,7 тыс. человек (в том числе 1 154,5 тыс. человек - в городе Омске, 772,2 тыс. человек - в муниципальных районах). За 2019 год численность населения Омской области уменьшилась на 17,5 тыс. человек (на 1 января 2019 года - 1 944,2 тыс. человек), или на 0,9 процента, Сокращение численности населения обусловлено естественной убылью и миграционным оттоком населения.
Общий коэффициент естественной убыли населения в Омской области за 2019 год составил -2,8 _ *(1) (2018 год - -2,0 _), в Российской Федерации - -2,2 _, в СФО - -2,5 _, что обусловлено снижением уровня рождаемости на фоне стабилизации значений смертности населения.
*(1) _ - число демографических событий в расчете на 1 000 человек населения.
В регионе наметилась тенденция к стабилизации миграционного оттока населения. По итогам 2019 года миграционная убыль сохранилась на уровне 2018 года и сложилась в размере 12 109 человек, в 2018 году - 12 102 человека Коэффициент миграции на 1000 человек населения в 2019 и 2018 годах составил - 6,2 промилле.
Миграционная убыль населения моложе трудоспособного возраста составила -2 380 человек (19,7 процента от общего числа миграционной убыли), в трудоспособном возрасте - -8 141 человек (67,2 процента), старше трудоспособного возраста - -1 588 человек (13,1 процента). Сохраняется тенденция к уменьшению доли сельского населения, К началу 2020 года на 100 сельских жителей приходилось 269 горожан.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличилась за последние 5 лет в целом с 70,41 до 72,32 года (мужчины - с 64,56 до 66,9 года, женщины - с 76,17 до 77,4 года).
В 2019 году по Омской области удельный вес численности населения в трудоспособном возрасте составил 54,7 процента, в 2014 году доля населения трудоспособного возраста составляла более 60 процентов.
Таким образом, возрастная структура населения Омской области характеризовалась уменьшением доли населения в трудоспособном возрасте. При этом нагрузка на 1000 человек трудоспособного возраста выросла с 706 человек (лиц, не относящихся к трудоспособному населению) в 2015 году до 828 человек в 2019 году.
9. Численность трудовых ресурсов Омской области за последние 5 лет уменьшилась на более чем 60 тыс. человек. Среднегодовые потери регионального трудового потенциала за 2015 - 2019 годы составили более 12 тыс, человек.
По данным Омскстата по итогам выборочного обследования рабочей силы численность занятых в 2019 году насчитывала 950,4 тыс, человек, что на 28,2 тыс. человек (2,9 процента) меньше, чем в 2015 году. За рассматриваемый период сокращение занятости наблюдалось в сельских поселениях на 32 тыс. человек. В городе Омске и городских поселениях отмечен ее прирост на 3,9 тыс. человек.
В общей численности занятых лица трудоспособного возраста составляют 87,7 процента, численность лиц старших возрастов и подростков насчитывает 117,1 тыс. человек (12,3 процента).
Уровень занятости населения старше 15 лет в 2019 году составлял 59,5 процента (в 2015 году - 65,4 процента). В структуре по сферам деятельности большая часть приходилась на работников организаций (71,7 процента). В 2019 году их численность снизилась на 19,7 тыс. человек (2,8 процента), и составляла 681 тыс. человек.
В собственных домашних хозяйствах трудились 28,9 тыс. человек (3 процента занятых), производя для реализации продукцию сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства.
По состоянию на 10 января 2020 года на территории Омской области численность субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) сократилась на 5 процентов и составила 65,5 тыс. единиц (в 2016 году - 69 тыс. единиц).
Среднесписочная численность работников МСП Омской области в 2019 году по сравнению с 2016 годом снизилась на 15,5 тыс. человек (на 8,1 процента) и составила 177 тыс. человек (в 2016 году - 192,5 тыс. человек).
Также отмечается тенденция к снижению численности работников, занятых в организациях, осуществляющих деятельность на территории муниципальных районов Омской области (со 129,5 тыс. чел. в 2015 году до 118,9 тыс. чел. в 2019 году), в том числе численность занятых в отрасли "сельское хозяйство" (с 17,9 тыс. человек в 2015 году до 15,1 тыс. человек в 2019 году).
В 2019 году общая численность безработных (по методологии Международной организации труда) составляла 65,4 тыс. человек, что на 6,3 тыс. человек (на 8,8 процента) меньше, чем в 2015 году. Уровень общей безработицы снизился за рассматриваемый период с 6,8 процента до 6,4 процента,
Преобладающее большинство безработных (70,9 процента) - городское население (в 2015 году - 78,3 процента). Среди безработных возросла доля женщин с 47,3 процента в 2015 году до 52,8 процента в 2019 году.
Численность зарегистрированных безработных на конец 2019 года составляла 12,3 тыс. человек, что на 0,6 тыс. человек (0,5 процента) больше, чем в 2015 году. Уровень зарегистрированной безработицы - 1,1 процента (в 2015 году - 1,2 процента).
По оперативным данным Министерства труда и социального развития Омской области, на конец августа 2020 года численность граждан, зарегистрированных в казенных учреждениях Омской области - центрах занятости населения (далее - центр занятости населения) в качестве безработных, возросла до 54 тыс. человек (на аналогичную дату прошлого года - 11,7 тыс. человек). Уровень зарегистрированной безработицы по Омской области составил 5,3 процента от численности рабочей силы (на аналогичную дату прошлого года - 1,1 процента).
Потребность в работниках, заявленная работодателями в центры занятости населения, по состоянию на конец августа 2020 года составляла 33,6 тыс. вакансий (на аналогичную дату прошлого года - 32,7 тыс. вакансий).
Таким образом, коэффициент напряженности на рынке труда достиг 1,8 незанятого гражданина на одну вакансию (на аналогичную дату 2019 года - 0,4 незанятого гражданина на одну вакансию).
10. За 2015 - 2019 годы среднедушевые денежные доходы выросли на 6,6 процента, рост величины прожиточного минимума (далее - ВПМ) за этот же период составлял 15,9 процента. В 2019 году ВПМ в Омской области соответствовала 9 900 руб. и увеличилась по сравнению с предшествующим годом на 8,5 процента.
Реальные располагаемые денежные доходы населения Омской области снижались на протяжении 2015 - 2019 годов. Их суммарное падение к 2014 году составило 15,8 процента (12,3 процента к уровню 2015 года). Реальные денежные доходы в 2015 - 2017 годах также не достигали уровня предыдущего года, в 2018, 2019 годах отмечался минимальный рост показателя (в 2019 году - на 0,1 процента).
В 2019 году доля населения с денежными доходами ниже ВПМ (13,9 процента) в Омской области была минимальной среди субъектов СФО, но превышала среднероссийское значение (12,3 процента). За 2019 год численность бедного населения выросла на 4,2 тыс. человек и составляла 270,8 тыс. человек. За чертой бедности проживал каждый седьмой житель Омской области.
Среднедушевые денежные доходы населения Омской области в 2019 году соответствовали 26 945,5 руб. в месяц. По сравнению с 2018 годом они выросли на 6 процентов, в том числе по источникам поступления:
1) доходы от оплаты труда увеличились на 4 процента;
2) социальные выплаты увеличились на 5,1 процента;
3) доходы от предпринимательской деятельности увеличились на 2,3 процента;
4) доходы от собственности снизились на 5,5 процента;
5) прочие доходы увеличились на 9,8 процента.
В 2015 - 2019 годах наблюдался рост среднемесячной заработной платы работников организаций Омской области. В 2019 году среднемесячная заработная плата увеличилась в 1,3 раза к уровню 2015 года до 35,4 тыс. руб.
Фонд начисленной заработной платы работников организаций Омской области в 2019 году вырос, достигнув 217,6 млн. руб. (на 4,7 процента больше 2018 года), среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) снизилась, составив 512 722 человек (на 3,5 процента меньше предыдущего года), что определило положительную динамику среднемесячной номинальной начисленной заработной платы. Рост среднего уровня оплаты труда в 2019 году составил 7,3 процента к предыдущему периоду (в реальном выражении - рост на 3,4 процента).
Средний уровень оплаты труда в регионе существенно различается по формам собственности организаций-работодателей, а также по отраслевому и территориальному признаку. В сфере экономики региона (без учета работников государственных и муниципальных организаций) средний уровень оплаты труда в 2019 году достиг 36 571 руб. В то же время средняя заработная плата в бюджетной сфере составила в среднем 32 847,2 руб., отрасли "Сельское хозяйство" - 24 334,5 руб.
В отраслевом рейтинге заработной платы наибольшие значения имеют такие отрасли, как "Финансовая и страховая деятельность" (53 721,8 руб.), "Научные исследования и разработки" (48 755,3 руб.), "Деятельность профессиональная, научная и техническая" (48 379 руб,). Наименьшие значения - "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" (20 866,5 руб.), "Предоставление прочих видов услуг" (21 785,1 руб.). Таким образом, средняя заработная плата в самой высокооплачиваемой отрасли в 2,6 раза превышает аналогичный показатель в самой низкооплачиваемой.
По данным Омскстата, объем просроченной задолженности по заработной плате по состоянию на 1 января 2020 года в Омской области составлял 15,1 млн. руб. в 9 организациях перед 275 работниками.
За последние 5 лет максимальный объем просроченной задолженности по заработной плате был отмечен по состоянию на 1 сентября 2016 года, задолженность составляла 30,4 млн. руб. в 12 организациях перед 817 работниками, минимальный - по состоянию на 1 февраля 2019 года, задолженность составляла 5,5 млн. руб. в 5 организациях перед 176 работниками.
По данным мониторинга Министерства труда и социального развития Омской области, задолженность по заработной плате, в том числе латентная, в организациях Омской области на 1 сентября 2020 года составляла более 160 млн, руб. Долги перед работниками имеют более 30 организаций, половина из которых находятся на различных стадиях банкротства.
По данным Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области, по состоянию на 1 января 2020 года численность пенсионеров, состоящих на учете, составила 588,6 тыс. человек (при общей численности населения региона на соответствующую дату 1 926,7 тыс. человек). Средний размер назначенных пенсий за год вырос на 5,8 процента и составил 14 065,2 руб. Реальный размер назначенных пенсий (с учетом индекса потребительских цен) составил на 1 января 2020 года 103,3 процента к уровню предыдущего года.
Среди пенсионеров 19,3 процента (или 113,9 тыс. человек) - работающие. Трудовую деятельность осуществляли 27,6 процента получателей пенсии по инвалидности, 21 процент получателей страховых пенсий по старости, 15,8 процента пенсионеров - федеральных государственных служащих и 2,3 процента получателей пенсии по случаю потери кормильца.
Важным инструментом борьбы с бедностью среди неработающих получателей пенсий является социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной законом субъекта Российской Федерации. С 2010 года данные выплаты пенсионерам, проживающим в Омской области, осуществляются в форме федеральной социальной доплаты. Величина указанного социального норматива на 2016, 2017 годы была установлена в размере 8 217 руб., на 2018 - 2020 годы - 8 480 руб.
11. По предварительным данным Росстата, соотношение среднедушевых денежных доходов населения с ВПМ составило 272,2 процента, или 2,7 раза (в 2015 году - 295,9 процента), соотношение среднемесячной заработной платы с ВПМ составило 336,9 процента, или 3,4 раза (в 2015 году - 300 процентов), соотношение среднего размера пенсий с ВПМ составило 181,7 процента, или 1,8 раза (в 2015 году - 168,4 процента).
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) в 2019 году составил 0,380 (в 2015 году - 0,405), что свидетельствует о снижении степени неравномерности распределения доходов у жителей Омской области.
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) составил 12,4 раза (доходы наиболее обеспеченных домохозяйств превышали доходы наиболее бедных домохозяйств в 12,4 раза). За пятилетний период тенденция к увеличению доходов наиболее состоятельных групп населения замедлилась, коэффициент фондов по сравнению с 2015 годом снизился с 14,8 до 12,4 раза.
Распределение населения по величине среднедушевого денежного дохода свидетельствовало о сокращении денежных доходов наиболее обеспеченной 20-процентной группы жителей Омской области. В 2019 году на их долю приходилось 44,4 процента денежных доходов (в 2015 году - 46,4 процента).
Доля доходов наименее обеспеченной группы населения в общем объеме денежных доходов повысилась до 6,1 процента (в 2015 году -5,5 процента).
Среднедушевой доход бедного населения составил 7 222 руб. в месяц (в 2015 году - 6 090 руб.). Соотношение среднедушевого дохода бедного населения с ВПМ - 73 процента (в 2015 году - 71,4 процента). Глубина бедности: 2019 год - 3,8 процента, 2015 год - 4,1 процента. Острота бедности: 2019 год - 1,5 процента, 2015 год - 1,7 процента.
По данным Статистического бюллетеня "Социально-экономические индикаторы бедности" за 2017 год 59,5 процента малоимущего населения Омской области проживало в сельских населенных пунктах, 40,5 процента - в городских. В структуре бедного населения 51,7 процента составляло население трудоспособного возраста, 42 процента - дети в возрасте до 16 лет, 6,3 процента - население старше трудоспособного возраста. Среди взрослых бедных практически две трети граждан относились к категории занятых в экономике (64,4 процента населения), к незанятым - одна треть (35,6 процента).
В структуре бедных семей (домохозяйств) преобладали семьи с детьми (83,8 процента семей). Удельный вес семей, не имевших в составе детей, составлял 16,2 процента.
Среднедушевые денежные доходы в малоимущих домохозяйствах Омской области в 2017 году составляли 6 659,1 руб. в месяц, в крайне бедных (с доходами ниже половины ВПМ на каждого члена) - 3 208,7 руб. Дефицит денежных доходов соответствовал 10 366,6 руб. в месяц на одно домохозяйство, или 2 465,9 руб. на 1 члена домохозяйства.
В целом, анализ не выявил критических отклонений показателей от общей ситуации по стране или СФО, по отдельным параметрам отмечены региональные особенности структуры бедности.
Согласно данным выборочных наблюдений доходов населения денежные доходы малоимущих семей в основном формируются за счет выплат по оплате труда (более 50 процентов доходов), социальных выплат (около 30 процентов доходов) и самостоятельной занятости (около 10 процентов доходов).
Уровень бедности сельского населения традиционно считается более высоким по сравнению с городским. Уровень бедности среди респондентов, проживающих в сельских населенных пунктах, составляет более 30 процентов, каждый третий проживающий в сельской местности находится за чертой бедности.
В частности, по данным за 2016 год на селе уровень бедности среди детей (до 16 лет) соответствовал 62,4 процента, среди населения, занятого в экономике (работающих), - 26,2 процента, среди незанятых (неработающих) - 28,2 процента, в том числе неработающих пенсионеров - 10,9 процента, среди иных категорий незанятых (включая находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, ищущих работу, студентов дневной формы обучения, домохозяек и т.д.) - 56,2 процента.
В городских населенных пунктах доля малоимущих в 2016 году была меньше, чем в сельских по всем группам населения, а в целом составляла 8,4 процента. Уровень бедности среди городских детей соответствовал 16,5 процента, среди населения, занятого в экономике, - 5,5 процента, среди незанятых - 9,2 процента, в том числе неработающих пенсионеров - 4,8 процента, среди иных категорий незанятых - 18,3 процента.
Уровень бедности в целом и по отдельным группам населения увеличивался с ростом числа членов домохозяйств. В семьях из 2, 3 и 4 лиц он составил 5,2 процента, 9 процентов и 24,7 процента соответственно. Среди домохозяйств, состоящих из 5 и более лиц, доля малоимущих составила 35,8 процента. В семьях из 3 человек уровень бедности детей составлял 15,4 процента, занятых - 5,7 процента, незанятых -13,2 процента. В домохозяйствах из 4 человек уровень бедности детей был равен 28,3 процента, занятых - 19,7 процента, незанятых - 30,7 процента. В семьях с численностью 5 человек и более уровень бедности детей составил 48,2 процента, занятых и незанятых - 25,2 процента и 34,4 процента соответственно.
Структура денежных доходов малоимущего населения в 2016 году представляла собой следующее:
1) доход от трудовой деятельности составлял 3 721,1 руб. на 1 человека в месяц, или почти две трети (65,7 процента) всего денежного дохода. Оплата труда приносила в среднем 3 250,9 руб. на каждого члена семьи, доход от самостоятельной занятости - 415,2 руб., доход от другой регулярной трудовой деятельности - 55 руб.;
2) социальные выплаты (пенсии, пособия, социальная помощь, стипендии и страховые возмещения) сложились на уровне 1 906,6 руб. и составляли еще одну треть (33,6 процента) всех денежных доходов. За счет пенсий среднестатистический член домохозяйства получал 1 030,3 руб., от пособий и компенсаций - 717 руб., от частных лиц и организаций - 159,3 руб. (в том числе от алиментов и аналогичных поступлений - 69,2 руб.);
3) доходы от собственности были настолько малы, что их доля не превысила 1 процента (40,2 руб., или 0,7 процента) (в семьях с доходами выше ВПМ доля доходов от собственности также была невелика - 63,9 руб., или 0,2 процента).
По предварительным данным Росстата, дефицит денежного дохода (сумма денежных средств, необходимая для доведения доходов бедного населения до ВПМ) в Омской области в 2019 году составил 1,5 процента от общего объема денежных доходов населения (аналогично уровню показателя за 2015 год, больше уровня за 2018 год на 0,1 процента).
12. В Омской области обеспечивается предоставление более 80 видов мер социальной поддержки (далее - меры поддержки) гражданам (социальные выплаты различным категориям граждан, бесплатный проезд на общественном транспорте, меры поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и др.). В целом мерами поддержки пользуются порядка 500 тыс. человек.
Самыми многочисленными категориями граждан, получающих социальные выплаты за счет средств областного бюджета, являются ветераны труда и ветераны Омской области. По состоянию на 1 января 2020 года число получателей социальных выплат из числа ветеранов труда составляло 111,7 тыс. человек, ветеранов Омской области - более 57 тыс. человек.
Всего в 2019 году социальные выплаты получали 231,2 тыс. жителей Омской области (затраты областного бюджета составили 1 047,1 млн. руб.).
На территории Омской области планомерно реализуется комплекс мер, направленных на усиление государственной поддержки семей с детьми и создание благоприятных условий для рождения и воспитания детей.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата).
Прогнозное число детей, на которых в 2020 году будет назначена ежемесячная выплата, составляет 74 500 чел.
Еще одной мерой поддержки граждан с низким уровнем доходов является предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. За 2019 год субсидии получили 13,5 тыс. семей (или 1,8 процента от семей, проживающих в Омской области). Суммарный объем субсидий в рассматриваемом периоде составил 214,6 млн. руб.
13. Одной из эффективных технологий, направленных на стимулирование малоимущих граждан к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации и выходу из бедности, является предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта. В Омской области эта мера поддержки реализуется с 2013 года.
В 2019 году территориальными органами Министерства труда и социального развития Омской области заключено 326 социальных контрактов с семьями, в которых проживают 1 575 человек, из них:
1) 230 человек - в городской местности,
2) 1 345 человек - в сельской местности;
3) 806 человек - в семьях с детьми до 3 лет;
4) 1 470 человек - в семьях с детьми до 18 лет;
5) 82 человека - в семьях с детьми-инвалидами;
6) 1 131 человек - в многодетных семьях;
7) 275 человек - в неполных семьях.
В 2019 году 12 семьям было отказано в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта вследствие представления неполного пакета документов, недостоверных сведений, отказа заявителя от заключения социального контракта.
492 человека преодолели трудную жизненную ситуацию по окончании социального контракта, что составило 1,6 процента от общего числа граждан, получивших государственную социальную помощь в 2019 году. 9 получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта трудоустроились.
У 332 человек увеличился доход от трудовой деятельности по окончании социального контракта. У 1 147 человек увеличились натуральные поступления из личного подсобного хозяйства по окончании срока действия социального контракта.
Среднедушевой доход семьи до заключения социального контракта составлял 5 172 руб., по окончании социального контракта - 8 021 руб.
14. Анализ текущей социально-экономической ситуации в Омской области показывает, что:
1) увеличение ВПМ не компенсируется ростом среднедушевых доходов граждан, в основном за счет недостаточного роста заработной платы работников. Низкий уровень оплаты труда работников организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципальных районов региона, особенно в сельскохозяйственной отрасли и бюджетном секторе экономики, приводит к снижению численности занятого трудоспособного населения в сельской местности, увеличению доли бедного населения, проживающего в сельской местности;
2) увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население, преобладание в структуре бедных домохозяйств Омской области многодетных семей делают наиболее актуальными те меры государственной поддержки, которые направлены на стимулирование малоимущих граждан к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации и выходу из бедности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.