Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Характеристика текущего состояния информатизации в сфере здравоохранения Курганской области
Согласно приказу Департамента здравоохранения Курганской области от 11 марта 2013 года N 280 "Об определении оператора медицинских информационных систем на территории Курганской области" оператором медицинских информационных систем в Курганской области является Государственное казенное учреждение "Медицинский информационно-аналитический центр в Курганской области" (далее - ГКУ "МИАЦ").
Основное развитие информационных технологий на территории Курганской области в медицинских организациях началось в 2011 - 2012 годах в рамках целевой программы Курганской области "Модернизация здравоохранения Курганской области на 2011 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 31 марта 2011 года N 116 "О целевой программе Курганской области "Модернизация здравоохранения Курганской области на 2011 - 2012 годы".
В целях обеспечения эффективной информационной поддержки медицинских организаций при оказании доступной и качественной медицинской помощи населению были реализованы мероприятия по внедрению современных информационных систем в здравоохранение, организации персонифицированного учета оказанных медицинских услуг, ведению электронной медицинской карты гражданина, записи к врачу в электронном виде, а также внедрению систем электронного документооборота.
В результате был достигнут базовый уровень информатизации, а именно построена базовая информационно - телекоммуникационная инфраструктура:
закуплено и установлено компьютерное оборудование для медицинских работников (на 1 января 2020 года количество автоматизированных рабочих мест - 4 652);
построен региональный центр обработки данных на базе ГКУ "МИАЦ", обеспечивающий бесперебойную работу в информационных системах здравоохранения Курганской области;
построена защищенная информационно-телекоммуникационная сеть здравоохранения Курганской области;
закуплены и установлены информационно-справочные терминалы (62 единицы);
приобретены печатающие устройства (на 1 января 2020 года их число составляет 2 346);
построены локально - вычислительные сети в медицинских организациях;
создана Единая региональная медицинская информационная система (далее - ЕРМИС) в медицинских организациях для обеспечения персонифицированного учета медицинских услуг населению и ведения электронных медицинских карт граждан.
Таким образом, созданы условия для дальнейшего развития информационных технологий в здравоохранении Курганской области.
Общая сеть государственных медицинских организаций, расположенных на территории Курганской области, включает 59 учреждений (юридические лица), из них оказывающих медицинскую помощь, - 49, в том числе:
медицинские организации, оказывающие стационарную медицинскую помощь, - 43;
медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь, - 49.
В 54 медицинских организациях функционирует ЕРМИС. Основная функция ЕРМИС - ведение электронных медицинских карт (далее - ЭМК) пациентов. Внедрение ЕРМИС позволило создать единое информационное пространство в здравоохранении - электронная история болезни пациента доступна лечащим врачам всех медицинских организаций региона, что позволяет более эффективно проводить диагностику состояния здоровья пациента и оперативно принимать решения по выбору дальнейшей тактики лечения.
В электронном виде по состоянию на 1 января 2020 года введено более 22,2 миллиона случаев оказания медицинской помощи, около 30% случаев ведется с заполнением в электронном виде первичной медицинской документации, что позволяет получать автоматически формирующиеся выписные эпикризы и выписки из истории болезни. ЭМК по состоянию на 1 января 2020 года заведены на 940 тысяч пациентов.
В Курганской области успешно функционирует сервис предварительной записи пациентов на прием к врачу.
Медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь, имеют регистратуры, поэтому только в них осуществляется автоматизация регистратур и запись на прием к врачу.
Частное учреждение здравоохранения "Больница "РЖД-Медицина" города Курган" с 2017 года включено в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Курганской области медицинской помощи, ежегодно утверждаемую Правительством Курганской области, имеет прикрепленное население и также оказывает государственную услугу по записи на прием к врачу в электронном виде.
Для граждан запись на прием к врачу возможна через информационно-телекоммуникационную систему "Интернет" посредством портала государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru), а также через Web-портал региональной электронной регистратуры (http://www.poliklinika45.ru), посредством организованного на базе ГКУ "МИАЦ" центра телефонного обслуживания граждан (Call-центр), с помощью инфоматов. Также с рабочего места медицинского работника имеется возможность записаться на повторный прием, на прием к узкому специалисту, а также на прием к специалисту в медицинские организации, оказывающие специализированную медицинскую помощь.
По состоянию на 1 июля 2020 года произведено 11,3 миллиона записей на прием к врачу, в том числе 6,46 миллиона - в медицинских организациях, расположенных на территории города Кургана (57% от общего количества записей). Количество записей на прием к врачу в электронном виде имеет постоянную динамику роста.
Благодаря ЕРМИС медицинские организации получили возможность формировать справки о стоимости за оказанную медицинскую помощь непосредственно сразу после окончания приема пациента в поликлинике либо выписки из стационара. В свою очередь пациенты имеют возможность ознакомиться со списком оказанных услуг и их стоимостью в Личном кабинете на портале электронной регистратуры (http://www.poliklinika45.ru). Всего по состоянию на 1 июля 2020 года выдано более 640 тысяч справок о стоимости за оказанную медицинскую помощь, из них 18,9 тысячи справок - через личные кабинеты на портале электронной регистратуры.
В ЕРМИС внедрен модуль вакцинопрофилактики, который позволяет вести автоматизированный учет выполненных прививок населению, а также выполнять планирование вакцинации в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок. По состоянию на 1 июля 2020 года в ЕРМИС внесена информация о прививках более чем у 630 тысяч граждан, что составляет более 76% от населения Курганской области.
На территории Курганской области в июне 2016 года на базе Государственного бюджетного учреждения (далее - ГБУ) "Курганский областной центр медицины катастроф" создан Региональный координационно-технический центр телемедицинской системы, оснащенный телекоммуникационным, компьютерным оборудованием, информационной системой, оргтехникой, каналами связи и подготовленным персоналом, выполняющим организационно-методическую и программно-техническую деятельность.
Для предоставления телемедицинской услуги в медицинских организациях первого уровня организованы телемедицинские консультативные центры, которые оснащены необходимым оборудованием, информационными системами и подготовленным медицинским персоналом.
Для получения телемедицинской услуги во всех районах Курганской области организованы телемедицинские консультативные пункты, оборудованные компьютерным оборудованием, оргтехникой, каналами связи, специальным программным обеспечением и подготовленным персоналом.
В 2019 году медицинскими организациями первого уровня было оказано 3 292 телемедицинских консультации.
В декабре 2015 года в ГБУ "Курганская больница скорой медицинской помощи" установлена система автоматизации диспетчеризации санитарного автотранспорта с использованием ГЛОНАСС, проведены работы по внедрению унифицированного программного обеспечения для учета вызовов и диспетчеризации скорой медицинской помощи, закуплены планшетные компьютеры для каждой бригады скорой помощи.
С 2017 года в регионе на базе ГБУ "Курганская областная больница скорой медицинской помощи" создан Единый центр диспетчеризации санитарного автотранспорта, к которому подключены в настоящее время 24 центральные районные больницы (100%). Информационная система управления скорой медицинской помощью интегрирована с системой "112".
123 (100%) единицы санитарного автотранспорта оснащены системой мониторинга ГЛОНАСС, обеспечена интеграция с Единым программным комплексом автоматизации диспетчерской службы.
В сентябре 2016 года в ГБУ "Курганская больница скорой медицинской помощи" внедрена система приема и обработки электрокардиограмм, поступающих дистанционно с телеэлектрокардиографа от бригад скорой медицинской помощи (56 приборов).
Для формирования единого центрального архива медицинских изображений (далее - ЦАМИ) было произведено подключение медицинского оборудования к региональному архиву, вследствие чего появилась возможность специалисту любой медицинской организации получить доступ к результату исследования: медицинские изображения привязаны к ЭМК пациента. По состоянию на 1 июля 2020 года в ЦАМИ ЕРМИС хранится 435 исследований компьютерной томографии, 2 600 исследований от электрокардиографов и более 4 000 исследований от аппарата ультразвуковой диагностики.
ЕРМИС взаимодействует с подсистемами федерального сегмента Единой государственной информационной системы здравоохранения (далее - ЕГИСЗ). Структурированные электронные медицинские документы ежедневно в автоматическом режиме выгружаются из ЕРМИС в ЭМК пациента и становятся доступными для просмотра в Личном кабинете "Мое здоровье" Единого портала государственных услуг.
В условиях быстро развивающихся информационно-коммуникационных технологий, искусственного интеллекта ощущается отставание в развитии технологий, обеспечивающих защиту персональных данных пациентов.
Для дальнейшего совершенствования функционирования ЕГИСЗ, создания единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ с 2019 года начата реализация региональной составляющей федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения" (далее - проект) национального проекта "Здравоохранение", мероприятия которого учтены в Подпрограмме.
В 2019 году утвержден план дооснащения государственных и муниципальных медицинских организаций, включая их структурные подразделения, в том числе фельдшерско-акушерские пункты (далее - ФАПы) и фельдшерские пункты (далее - ФП), подключенные к информационно-телекоммуникационной системе "Интернет", информационно-телекоммуникационным оборудованием.
Необходимо обеспечить реализацию основных направлений проекта:
внедрение медицинских информационных систем в медицинских организациях, переход на юридически-значимую ЭМК;
внедрение региональных сервисов и систем для управления здравоохранением;
функционирование регионального центра обработки данных и интеграция с федеральными сервисами ЕГИСЗ;
развитие сервисов Личного кабинета пациента "Мое здоровье" Единого портала государственных услуг.
Государственные информационные системы в сфере здравоохранения Курганской области будут включать централизованные системы (подсистемы):
"Управление скорой и неотложной медицинской помощью (в том числе санитарной авиацией)";
"Управление льготным лекарственным обеспечением";
"Управление потоками пациентов";
"Ведение интегрированных ЭМК пациентов";
"Телемедицинские консультации";
"Лабораторные исследования";
"ЦАМИ";
"Организация оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями";
"Организация оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями";
"Организация оказания медицинской помощи по профилям "Акушерство и гинекология" и "Неонатология" (мониторинг беременных)";
"Организация оказания профилактической медицинской помощи (диспансеризация, диспансерное наблюдение, профилактические осмотры)".
Медицинские работники будут обучены использованию централизованных систем (подсистем) государственных информационных систем в сфере здравоохранения по отдельным профилям оказания медицинской помощи.
Сократится время ожидания гражданами медицинской помощи за счет реализации системы управления маршрутизацией и потоками пациентов, запись на обследования к узким специалистам медицинских организаций второго и третьего уровня будет обеспечиваться в структурных подразделениях медицинских организаций на приеме у врача.
К концу 2020 года в Курганской области запланировано:
функционирование централизованной системы (подсистемы) "Управление скорой и неотложной медицинской помощью (в том числе санитарной авиацией)", создание автоматизированных систем региональных центров приема и обработки вызовов, обеспечение контроля времени доезда санитарного автотранспорта, маршрутизации пациентов при неотложных состояниях в специализированные медицинские организации, врачу скорой помощи обеспечение доступа к сведениям об аллергическом статусе и хронических диагнозах пациентов;
посредством централизованной системы (подсистемы) "Управления льготным лекарственным обеспечением" организация своевременного обеспечения населения льготными лекарственными препаратами, мониторинг остатков лекарственных препаратов в медицинских и аптечных организациях, автоматизация всего процесса: от формирования заявки медицинской организацией на закупку лекарственных препаратов до получения сведений о выданных лекарственных препаратах.
В 2021 году в Курганской области необходимо:
создание защищенных сетей передачи данных и обеспечение их функционирования, к данным сетям будет подключено не менее 80% территориально-выделенных структурных подразделений медицинских организаций (в том числе ФП и ФАПы, подключенные к информационно-телекоммуникационной системе "Интернет");
с учетом закупаемого оборудования и программного обеспечения организовать не менее 820 тысяч автоматизированных рабочих мест медицинских работников (нарастающим итогом) при внедрении и эксплуатации медицинских информационных систем, соответствующих требованиям Министерства здравоохранения Российской Федерации, в медицинских организациях. В 2022 году в Курганской области необходимо обеспечить: межведомственное электронное взаимодействие не менее 90% медицинских организаций с учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ) по обмену документами для установления инвалидности, в том числе в целях сокращения количества очных обращений граждан в учреждения МСЭ, путем доработки функционала медицинских информационных систем, для передачи направления на МСЭ и сопутствующей медицинской документации в форме электронных документов посредством ЕГИСЗ в бюро МСЭ;
межведомственное электронное взаимодействие не менее 90% медицинских организаций с Фондом социального страхования (передача электронных листков нетрудоспособности), а также с Министерством труда и социального развития Российской Федерации при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе о назначенных и оказанных мерах социальной поддержки гражданам;
подключение всех медицинских организаций второго и третьего уровней к централизованной подсистеме государственной информационной системы в сфере здравоохранения Курганской области "Телемедицинские консультации";
обучение медицинских работников медицинских организаций второго и третьего уровней принципам проведения телемедицинских консультаций;
использование 100% медицинских организаций медицинских информационных систем, соответствующих требованиям Министерства здравоохранения Российской Федерации, обеспечивающих информационное взаимодействие с подсистемами ЕГИСЗ;
использование 164 территориально-выделенными структурными подразделениями медицинских организаций, а также 725 ФП и ФАПами, подключенными к информационно-телекоммуникационной системе "Интернет", медицинских информационных систем, соответствующих требованиям Министерства здравоохранения Российской Федерации, обеспечивающих в том числе:
ведение электронного расписания приема врачей;
ведение электронных медицинских карт пациентов;
формирование автоматической выгрузки счетов (реестров счетов) в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
создание и хранение юридически значимых электронных медицинских документов, включая структурированные электронные медицинские документы;
информационное взаимодействие с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации;
информационное взаимодействие с подсистемами ЕГИСЗ в целях оказания медицинской помощи и электронных услуг (сервисов) для граждан;
все медицинские работники будут обучены использованию медицинских информационных систем, соответствующих требованиям Министерства здравоохранения Российской Федерации.
К 2023 году в Курганской области необходимо обеспечить:
оформление медицинскими работниками медицинских организаций назначения лекарственных препаратов (рецептов) в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника (электронный рецепт), в том числе на препараты, подлежащие изготовлению и отпуску аптечными организациями (лекарственные препараты индивидуального изготовления);
обучение медицинских работников, участвующих в процессе оформления рецептов, технологии и методологии формирования электронных рецептов;
организацию информационного взаимодействия медицинских и аптечных организаций при оформлении рецептов и отпуске лекарственных препаратов, сформированных в форме электронных рецептов;
реализацию и использование государственной информационной системы в сфере здравоохранения Курганской области, к которой подключены медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения (частные медицинские организации - по решению таких организаций), осуществление информационного взаимодействия с ЕГИСЗ;
работоспособность вычислительных мощностей государственной информационной системы в сфере здравоохранения Курганской области;
функционирование региональной защищенной сети передачи данных, которая подключена к защищенной сети передачи данных ЕГИСЗ;
осуществление мониторинга состояния здоровья пациентов по отдельным профилям заболеваний с учетом факторов риска путем подключения всех структурных подразделений медицинских организаций к централизованным системам (подсистемам): "Организации оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями", "Организации оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями", "Организации оказания медицинской помощи по профилям "Акушерство и гинекология" и "Неонатология" (мониторинг беременных)", "Организации оказания профилактической медицинской помощи (диспансеризация, диспансерное наблюдение, профилактические осмотры)".
Внедрение современных информационных технологий в здравоохранении является одним из инновационных решений, которое должно увеличить качество оказания медицинской помощи, а также обеспечить рост социально-экономической эффективности.
Подпрограмма разработана для решения задач в рамках реализации приоритетных направлений, установленных Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 года N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года":
совершенствование функционирования единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения;
создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.