Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1 к приказу министерства
образования Магаданской области
от 25.12.2020 г. N 863/11
Порядок проведения итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах в 2021 году в Магаданской области
1. Категории участников итогового собеседования
Итоговое собеседование как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - ГИА) проводится для обучающихся IX классов, в том числе для:
- лиц, осваивающих образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования, либо лиц, обучающихся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования, проходящих экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования (далее - экстерны);
- обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ);
- экстернов с ОВЗ;
- обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов;
- экстернов - детей-инвалидов и инвалидов;
- обучающихся на дому;
- обучающихся в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении (далее вместе - участники итогового собеседования).
2. Порядок подачи заявления на участие в итоговом собеседовании
Для участия в итоговом собеседовании обучающиеся подают заявление и согласие на обработку персональных данных в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования, а экстерны - в организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, по выбору экстернов не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседования.
Участники итогового собеседования с ОВЗ при подаче заявления на прохождение итогового собеседования прикладывают копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), участники итогового собеседования - дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее - справка, подтверждающая инвалидность), а также копию рекомендаций ПМПК в случаях, изложенных в подпункте 9.5 пункта 9 приложения к приказу.
Места проведения итогового собеседования - в образовательных организациях, в которых обучаются выпускники 9 классов.
3. Организация проведения итогового собеседования
3.1. Министерство образования Магаданской области:
- информационную безопасность при хранении, использовании и передаче КИМ итогового собеседования, в том числе определяют места хранения КИМ итогового собеседования, лиц, имеющих к ним доступ, принимают меры по защите КИМ итогового собеседования от разглашения содержащейся в них информации;
- порядок аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей;
- вправе доработать указанный перечень с учетом особенностей психофизического развития участников итогового собеседования, т.к. указанный перечень не является исчерпывающим;
- издает приказ об утверждении минимальных баллов при оценивании всех категорий участников итогового собеседования по русскому языку в 9 классе.
- издает приказ об утверждении Перечня нозологических категорий, претендующих на уменьшение минимального количества баллов, необходимого для получения "зачета".
3.2 Министерство образования Магаданской области:
- делегирует следующие полномочия по организации и проведению итогового собеседования Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению "Центр мониторинга качества образования" далее - РЦОИ:
- информирование участников итогового собеседования и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения итогового собеседования через образовательные организации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов "горячих линий" и ведения раздела на сайте ege49.ru;
- проведение итогового собеседования в образовательных организациях, где обучаются выпускники;
- организацию проведения итогового собеседования для участников итогового собеседования с ОВЗ определяет, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития;
- ознакомление участников итогового собеседования и (или) их родителей (законных представителей) с результатами итогового собеседования в сроки, установленные ОИВ, учредителями, загранучреждениями;
3.3. Определение порядка осуществления аудиозаписи ответов участников итогового собеседования выбирает образовательное учреждение самостоятельно (потоковая аудиозапись, персональная аудиозапись каждого участника итогового собеседования, комбинирование потоковой и персональной аудиозаписей);
3.4. Образовательные организации в целях проведения итогового собеседования:
- обеспечивают отбор и подготовку специалистов, входящих в состав комиссий по проведению итогового собеседования и комиссий по проверке итогового собеседования в образовательных организациях;
- под подпись информируют специалистов, привлекаемых к проведению и проверке итогового собеседования, о порядке проведения и проверки итогового собеседования, установленном министерством образования Магаданской области;
- под подпись информируют участников итогового собеседования и их родителей (законных представителей) о местах и сроках проведения итогового собеседования, о порядке проведения итогового собеседования, о ведении во время проведения итогового собеседования аудиозаписи ответов участников итогового собеседования, о времени и месте ознакомления с результатами итогового собеседования, а также о результатах итогового собеседования, полученных участниками итогового собеседования.
3.5. В целях информирования граждан о порядке проведения итогового собеседования в средствах массовой информации, в которых осуществляется официальное опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образовательную деятельность сайте РЦОИ публикуется информация о:
- порядке проведения итогового собеседования, утвержденном министерством образования Магаданской области - не позднее, чем за два месяца до дня проведения итогового собеседования;
- сроках проведения итогового собеседования - не позднее, чем за месяц до завершения срока подачи заявления на участие в итоговом собеседовании;
- сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового собеседования - не позднее чем за месяц до дня проведения итогового собеседования.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.5. Организационное и технологическое обеспечение проведения итогового собеседования на территории Магаданской области, в том числе обеспечение деятельности по эксплуатации РИС и взаимодействие с ФИС ГИА и Приема, осуществляется РЦОИ.
4. Сроки и продолжительность проведения итогового собеседования
4.1. Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля (10 февраля 2021 года).
4.2. Продолжительность проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования составляет 15-16 минут.
Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового собеседования может быть увеличена на 30 минут (т.е. общая продолжительность итогового собеседования для указанных категорий участников может составлять в среднем 45 минут). Участники итогового собеседования с ОВЗ, участники итогового собеседования - дети-инвалиды и инвалиды самостоятельно по своему усмотрению распределяют время, отведенное на проведение итогового собеседования. Так, вышеназванные участники итогового собеседования могут использовать время как на подготовку к ответам, так и на ответы на задания КИМ итогового собеседования.
В продолжительность итогового собеседования не включается время, отведенное на подготовительные мероприятия (приветствие участника итогового собеседования, внесение сведений в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории (форма ИС-02), инструктаж участника итогового собеседования экзаменатором-собеседником по выполнению заданий КИМ итогового собеседования до начала процедуры и др.).
4.3. Участники итогового собеседования могут быть повторно допущены в текущем учебном году к прохождению итогового собеседования в дополнительные сроки.
4.4. В случае получения неудовлетворительного результата ("незачет") за итоговое собеседование участники итогового собеседования вправе пересдать итоговое собеседование в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки (10 марта и 17 мая 2021 года - вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая).
5. Подготовка к проведению итогового собеседования в образовательной организации
5.1. Образовательная организация самостоятельно определяет порядок проведения итогового собеседования по русскому языку - вне урочного процесса или в ходе учебного процесса, что отражается в приказе о порядке проведения итогового собеседования.
5.2. Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых для проведения итогового собеседования, должны обеспечивать проведение итогового
собеседования в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов*1.
5.3. Для проведения итогового собеседования выделяются:
- учебные кабинеты проведения итогового собеседования, в которых участники итогового собеседования проходят процедуру итогового собеседования (далее - аудитории проведения итогового собеседования);
- учебные кабинеты, в которых участники итогового собеседования ожидают очереди для участия в итоговом собеседовании (в учебных кабинетах параллельно могут вестись учебные занятия для участников итогового собеседования, ожидающих своей очереди) (далее - аудитории ожидания итогового собеседования);
- учебные кабинеты для участников, прошедших итоговое собеседование (например, обучающиеся могут ожидать начала следующего учебного занятия в данном учебном кабинете);
- помещение для получения КИМ итогового собеседования и внесения результатов итогового собеседования в специализированную форму (далее - Штаб).
5.4. Аудитории проведения итогового собеседования должны быть изолированы от остальных учебных кабинетов образовательной организации, в которых осуществляется учебный процесс, для обеспечения соблюдения порядка во время проведения итогового собеседования. Рабочее место в аудитории проведения итогового собеседования должно быть оборудовано техническими средствами, позволяющими осуществить аудиозапись устных ответов участников итогового собеседования (например, компьютер, микрофон/диктофон).
5.5. Штаб оборудуется телефонной связью, принтером, персональным компьютером с выходом в сеть "Интернет" для получения КИМ итогового собеседования, критериев оценивания итогового собеседования и других материалов итогового собеседования. В Штабе должно быть организовано рабочее место для внесения результатов итогового собеседования в специализированную форму.
5.6. Не позднее, чем за две недели до проведения итогового собеседования руководитель образовательной организации обеспечивает создание комиссии по проведению итогового собеседования и комиссии по проверке итогового собеседования.
В состав комиссии по проведению итогового собеседования входят:
- ответственный организатор образовательной организации, обеспечивающий подготовку и проведение итогового собеседования (см. Приложение 1);
- организаторы проведения итогового собеседования, обеспечивающие передвижение участников итогового собеседования и соблюдение порядка иными обучающимися образовательной организации, не принимающими участия в итоговом собеседовании (в случае если итоговое собеседование проводится во время учебного процесса в образовательной организации) (см. Приложение 5);
- экзаменатор-собеседник, который проводит собеседование с участниками итогового собеседования, проводит инструктаж участника итогового собеседования по выполнению заданий КИМ итогового собеседования, а также обеспечивает проверку документов, удостоверяющих личность участников итогового собеседования, фиксирует время начала и время окончания проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования. Экзаменатором-собеседником может являться педагогический работник, обладающий коммуникативными навыками, грамотной речью (без предъявления требований к опыту работы) (см. Приложение 3);
- технический специалист, обеспечивающий получение КИМ итогового собеседования от РЦОИ, а также обеспечивающий подготовку технических средств для ведения аудиозаписи в аудиториях проведения итогового собеседования и для внесения информации в специализированную форму (см. Приложение 2).
В состав комиссии по проверке итогового собеседования входят:
- эксперты по проверке устных ответов участников итогового собеседования (далее - эксперты) (см. Приложение 4). К проверке ответов участников итогового собеседования привлекаются только учителя русского языка и литературы по возможности, не работающие с данными выпускниками.
Количественный состав комиссии по проверке итогового собеседования определяет образовательная организация в зависимости от количества участников итогового собеседования, количества аудиторий проведения итогового собеседования и количества учителей русского языка и литературы, работающих в образовательной организации и участвующих в проверке устных ответов участников итогового собеседования. Решение о создании школьной комиссии принимает образовательное учреждение.
В случае небольшого количества участников итогового собеседования и учителей, участвующих в проверке итогового собеседования, рекомендуется сформировать единую комиссию по проведению и проверке итогового собеседования в образовательной организации. Решение о создании единой муниципальной комиссии принимает муниципалитет.
5.7. За три дня до проведения итогового собеседования в Штабе устанавливается программное обеспечение (далее - ПО) "Результаты итогового собеседования". В ПО загружается XML-файл, полученный от РЦОИ по VipNet, с внесенными сведениями об участниках итогового собеседования.
5.8. За день до проведения итогового собеседования РЦОИ передает в образовательную организацию список участников итогового собеседования (приложение 7), ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории (приложение 8), протоколы экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования (приложение 9), специализированную форму (приложение 10).
В образовательной организации список участников итогового собеседования проверяется, в случае необходимости список корректируется. Ответственный организатор образовательной организации распределяет участников итогового собеседования по аудиториям проведения итогового собеседования, заполняет в списке участников итогового собеседования поле "Аудитория".
6. Порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового собеседования
6.1. Сведения по итоговому собеседованию вносятся РЦОИ в РИС посредством ПО "Импорт ГИА-9". В РИС вносится следующая информация:
- об участниках итогового собеседования;
- о местах проведения итогового собеседования;
- о назначении участников на даты проведения итогового собеседования;
- о распределении участников по местам проведения итогового собеседования;
- о результатах итогового собеседования, полученных участниками итогового собеседования;
6.2. Сведения об участниках итогового собеседования предоставляют образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования.
6.3. ФГБУ "ФЦТ" размещает комплекты КИМ итогового собеседования для проведения итогового собеседования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на технологическом портале за 5 календарных дней до даты проведения итогового собеседования.
6.4. Не позднее, чем за сутки до проведения итогового собеседования образовательная организация получает с официального сайта Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный институт педагогических измерений" (далее - ФГБНУ "ФИНИ") (http://fipi.ru) и тиражирует в необходимом количестве критерии оценивания для экспертов.
7. Проведение итогового собеседования
7.1. В день проведения итогового собеседования в 08.00 по местному времени технический специалист образовательной организации получает от РЦОИ пароль на открытие КИМ и тиражирует материалы для проведения итогового собеседования.
7.2. В день проведения итогового собеседования в месте проведения итогового собеседования могут присутствовать:
- общественные наблюдатели, аккредитованные муниципальным органом управления образованием;
- представители средств массовой информации, аккредитованные муниципальным органом управления образованием;
- должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, и (или) должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования;
- ассистент, оказывающий участнику с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья.
7.3. Итоговое собеседование начинается в 09.00 по местному времени. Участники итогового собеседования ожидают своей очереди в аудитории ожидания.
7.4. В аудиториях проведения итогового собеседования ведется аудиозапись. Порядок осуществления аудиозаписи ответов участников итогового собеседования (потоковая аудиозапись, персональная аудиозапись каждого участника итогового собеседования) определяет самостоятельно образовательное учреждение.
7.5. Организатор проведения итогового собеседования приглашает участника итогового собеседования и сопровождает его в аудиторию проведения итогового собеседования согласно списку участников, полученному от ответственного организатора образовательной организации, а после окончания итогового собеседования для участника - в учебный кабинет для участников, прошедших итоговое собеседование. Затем в аудиторию проведения итогового собеседования приглашается новый участник итогового собеседования.
7.6. Во время проведения итогового собеседования участникам итогового собеседования запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
7.7. Если проверка ответов участников итогового собеседования проводится экспертом после окончания проведения итогового собеседования по аудиозаписям ответов участников итогового собеседования (вторая схема), то в целях исключения ситуаций, при которых в дальнейшем невозможно будет оценить устный ответ участника итогового собеседования на основе аудиозаписи, после завершения итогового собеседования участник по своему желанию прослушивает аудиозапись своего ответа для того, чтобы убедиться, что аудиозапись произведена без сбоев, отсутствуют посторонние шумы и помехи, голоса участника итогового собеседования и экзаменатора-собеседника отчетливо слышны.
Участники итогового собеседования могут прослушать часть аудиозаписи по своему усмотрению.
В случае выявления некачественной аудиозаписи ответа участника итогового собеседования ответственный организатор ОО составляет "Акт о досрочном завершении итогового собеседования по русскому языку по уважительным причинам", а экзаменатор-собеседник вносит соответствующую отметку в форму ИС-02 "Ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории".
Такому участнику предоставляется возможность повторно пройти итоговое собеседование в дополнительные сроки проведения итогового собеседования, предусмотренные Порядком.
При ведении потоковой аудиозаписи нет необходимости в прослушивании ответов каждым участником: технический специалист проверяет работоспособность оборудования (в том числе и звукозаписывающего) до начала итогового собеседования в каждой аудитории, а при необходимости и в перерывах между прохождением итогового собеседования разными участниками итогового собеседования.
7.8. Досрочное завершение по состоянию здоровья. В случае если участник итогового собеседования по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить итоговое собеседование, он может покинуть аудиторию проведения итогового собеседования. Ответственный организатор образовательной организации составляет "Акт о досрочном завершении итогового собеседования по русскому языку по уважительным причинам" (приложение 13), а экзаменатор-собеседник вносит соответствующую отметку в форму "Ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории" (приложение 8). В случае если проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа, эксперт ставит отметку о досрочном завершении итогового собеседования в форме "Протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования" (приложение 9).
8. Особенности организации и проведения итогового собеседования для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов
8.1. Участники итогового собеседования с ОВЗ при подаче заявления на участие в итоговом собеседовании предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а участники итогового собеседования - дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность, а также копию рекомендаций ПМПК.
8.2. Для участников итогового собеседования с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), для участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность), а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, ОИВ, учредители и загранучреждения организуют проведение итогового собеседования в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
8.3. Основанием для организации проведения итогового собеседования на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.
8.4. Для участников итогового собеседования с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), для участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) ОИВ обеспечивает создание следующих условий проведения итогового собеседования:
- беспрепятственный доступ участников итогового собеседования в аудитории ожидания итогового собеседования, аудитории проведения итогового собеседования, учебные кабинеты для участников, прошедших итоговое собеседование, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);
- увеличение продолжительности итогового собеседования на 30 минут;
- организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения итогового собеседования.
8.5. Для участников итогового собеседования с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), для участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и копии рекомендаций ПМПК) ОИВ обеспечивает создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:
- присутствие ассистентов, оказывающих указанным выше категориям участников итогового собеседования необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание;
- использование на итоговом собеседовании необходимых для выполнения заданий технических средств.
Для слабослышащих участников итогового собеседования:
оборудование аудитории проведения итогового собеседования звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.
Для глухих и слабослышащих участников итогового собеседования:
привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика;
Для слепых участников итогового собеседования:
оформление КИМ итогового собеседования рельефно-точечным шрифтом Брайля*2 или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера.
Для слабовидящих участников итогового собеседования:
копирование КИМ итогового собеседования в день проведения итогового собеседования в присутствии члена комиссии по проведению итогового собеседования в увеличенном размере*3;
обеспечение аудитории проведения итогового собеседования увеличительными устройствами;
индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не ниже 300 люкс при отсутствии динамической регулировки).
Для участников с расстройствами аутистического спектра:
привлечение в качестве экзаменатора-собеседника специалиста - дефектолога, психолога или педагога, с которым указанный участник итогового собеседования знаком. В исключительных случаях при необходимости и при наличии необходимых компетенций в качестве экзаменатора-собеседника может быть привлечен родитель участника итогового собеседования. Оценивание работ таких участников итогового собеседования проводится по второй схеме (проверка экспертом после окончания проведения итогового собеседования аудиозаписей с устными ответами на задания итогового собеседования: в аудитории проведения итогового собеседования не должен присутствовать эксперт, оценивание осуществляется по завершении проведения итогового собеседования на основе аудиозаписи устного ответа участника).
Для участников итогового собеседования с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
при необходимости использование компьютера со специализированным программным обеспечением (для ответов в письменной форме).
8.6. Министерство образования Магаданской области самостоятельно определяет категории участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов, особенности психофизического развития которых не позволяют выполнить им все задания итогового собеседования, а экспертам провести оценивание в соответствии с критериями оценивания итогового собеседования.
Указанным участникам итогового собеседования предоставляется право выполнить только те задания КИМ итогового собеседования, которые с учетом особенностей психофизического развития посильны им для выполнения.
Министерство образования Магаданской области определяет минимальное количество баллов для указанной выше категории участников итогового собеседования за выполнение заданий итогового собеседования, необходимое для получения результата "зачет", отличное от минимального количества баллов за выполнение заданий итогового собеседования для остальных категорий участников итогового собеседования. В этих целях Министерство образования Магаданской области разрабатывает соответствующую шкалу (шкалы) оценивания заданий итогового собеседования, применимую (-мые) для названной категории участников итогового собеседования.
Основанием для выполнения отдельных заданий, предусмотренных КИМ итогового собеседования, и оценивания по критериям, по которым данный участник итогового собеседования может быть оценен, являются соответствующие рекомендации ПМПК.
Перечень нозологических категорий, для которых предусмотрено выполнение отдельных заданий КИМ итогового собеседования, а также претендующих на уменьшение минимального количества баллов, необходимого для получения "зачета", различные формы выполнения заданий, критерии оценивания заданий итогового собеседования, по которым отдельные участники итогового собеседования могут быть оценены, минимальные возможные баллы и максимальные возможные баллы за итоговое собеседование представлены в приложении 12.
9. Порядок проверки и оценивания итогового собеседования
9.1 Проверка итогового собеседования осуществляется экспертами, входящими в состав комиссии по проверке итогового собеседования.
Эксперты комиссии по проверке итогового собеседования должны соответствовать указанным ниже требованиям.
Владение необходимой нормативной базой:
знание требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, установленных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897);
нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового собеседования; настоящие рекомендации по организации и проведению итогового собеседования. Владение необходимыми предметными компетенциями:
наличие высшего образования по специальности "Русский язык и литература" с квалификацией "Учитель русского языка и литературы".
Владение компетенциями, необходимыми для проверки итогового собеседования: умение объективно оценивать устные ответы участников итогового собеседования; умение применять установленные критерии оценивания; умение разграничивать ошибки и недочёты различного типа; умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные требования; умение обобщать результаты.
9.2. Оценивание работ участников итогового собеседования может быть проведено по одной или двум схемам одновременно (выбор схемы оценивания учреждением определяется самостоятельно).
Первая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям по системе "зачет" / "незачет". При этом, при необходимости, возможно повторное прослушивание и оценивание записи ответов отдельных участников.
В случае если выбрана первая схема проверки ответов участников итогового собеседования, эксперт, оценивающий ответ участника непосредственно по ходу его общения с экзаменатором-собеседником, во время проведения итогового собеседования в режиме реального времени вносит в протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования следующие сведения:
ФИО участника; номер варианта;
номер аудитории проведения итогового собеседования;
баллы по каждому критерию оценивания;
общее количество баллов;
отметку "зачет" / "незачет";
ФИО, подпись и дату проверки.
Эксперт при необходимости может пользоваться листами бумаги для черновиков.
Вторая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом после окончания проведения итогового собеседования в соответствии с критериями по аудиозаписям ответов участников итогового собеседования.
В целях исключения ситуаций, при которых в дальнейшем невозможно будет оценить устный ответ участника итогового собеседования на основе аудиозаписи, после завершения итогового собеседования участник по своему желанию прослушивает аудиозапись своего ответа для того, чтобы убедиться, что аудиозапись произведена без сбоев, отсутствуют посторонние шумы и помехи, голоса участника итогового собеседования и экзаменатора-собеседника отчетливо слышны. Воспроизведение аудиозаписи может быть произведено экзаменатором-собеседником или техническим специалистом (по усмотрению образовательной организации).
В случае выявления некачественной аудиозаписи ответа участника итогового собеседования ответственный организатор ОО составляет "Акт о досрочном завершении итогового собеседования по русскому языку по уважительным причинам", а экзаменатор-собеседник вносит соответствующую отметку в форму ИС-02 "Ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории".
Такому участнику предоставляется возможность повторно сдать итоговое собеседование в дополнительные сроки проведения итогового собеседования, предусмотренные Порядком.
При ведении потоковой аудиозаписи нет необходимости в прослушивании ответов каждым участником: технический специалист проверяет работоспособность оборудования (в том числе и звукозаписывающего) до начала итогового собеседования в каждой аудитории, а при необходимости и в перерывах между прохождением итогового собеседования разными участниками итогового собеседования.
"Зачет" выставляется участникам итогового собеседования, набравшим минимальное количество баллов, определенное критериями оценивания выполнения заданий КИМ итогового собеседования.
На категории участников ИС, перечисленных в пункте 8.6, данное положение не распространяется. Министерство образования Магаданской области определяет минимальное количество баллов за выполнение всей работы, необходимое для получения "зачета" для данных категорий участников, отличное от минимального количества баллов за выполнение заданий ИС для остальных категорий участников. Информация заблаговременно направляется в МОУО, ОО.
9.3. К проведению итогового собеседования и проверке ответов участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей инвалидов и инвалидов могут быть привлечены учителя - дефектологи (логопеды/ сурдопедагоги/ тифлопедагоги и др.).
9.4. Проверка и оценивание итогового собеседования комиссией по проверке итогового собеседования должны завершиться не позднее чем через пять календарных дней с даты проведения итогового собеседования.
9.5. Не позднее, чем пять календарных дней бланки участников и протоколы проверки итогового собеседования по русскому языку в 9 классе по защищенным каналам связи передаются в РЦОИ.
10. Обработка результатов итогового собеседования
В РЦОИ консолидируются файлы с результатами оценивания ответов участников итогового собеседования из образовательной организации, файлы загружаются в РИС средствами специализированного программного обеспечения "Импорт ГИА-9" - экзаменационные бланки участников итогового собеседования, протоколы проверки экспертов предметной комиссии.
В РИС производится обработка результатов участников итогового собеседования средствами специализированного программного обеспечения "Импорт ГИА-9".
Итоговые протоколы результатов итогового собеседования в 9 классе РЦОИ направляет в образовательные учреждения по защищенным каналам связи.
11. Повторный допуск к итоговому собеседованию
Повторно допускаются к итоговому собеседованию в дополнительные сроки в текущем учебном году (во вторую рабочую среду марта - 11 марта 2020 года и первый рабочий понедельник мая - 18 мая 2020 года) следующие участники итогового собеседования:
получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат ("незачет");
не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
не завершившие итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
12. Проведение повторной проверки итогового собеседования
В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового собеседования участникам итогового собеседования при получении повторного неудовлетворительного результата ("незачет") за итоговое собеседование предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку аудиозаписи устного ответа участника итогового собеседования комиссией по проверке итогового собеседования другой - региональной предметной комиссией.
Порядок подачи заявления о несогласии с выставленными баллами и организации повторной проверки результатов итогового собеседования:
- заявление подается в образовательной организации на имя директора в течение двух рабочих дней, следующих за официальным днем объявления результатов итогового собеседования;
- директор, принявший заявление, передает его в РЦОИ в течение одного рабочего дня после получения заявления;
- региональная предметная комиссии (далее - РПК) рассматривает заявление о несогласии с выставленными баллами в течение четырех рабочих дней, следующих за днем ее поступления в РЦОИ.
13. Рассмотрение заявления о несогласии с выставленными баллами
1. После поступления апелляции в РПК, формирует график рассмотрения заявление с обязательным указанием даты, места и времени рассмотрения апелляции и согласовывает указанный график с председателем КК, после чего информирует апеллянта и (или) его родителей (законных представителей) о дате, времени и месте рассмотрения апелляции (не позднее, чем за один рабочий день до даты рассмотрения апелляции).
2. Для организации рассмотрения заявления участника итогового собеседования РЦОИ получает комплект документов, который содержит:
а) заявление о несогласии с выставленными баллами с приложениями для внесения информации о ходе и результатах рассмотрения заявления (форма 2-АП-1, 2-АП-2, 2-АП-3);
б) распечатанные изображения бланка регистрации, бланка ответов, протоколов проверки ответов;
в) электронные носители, содержащие файлы с цифровой аудиозаписью ответов участников итогового собеседования.
Дополнительно к апелляционному комплекту распечатываются:
критерии оценивания ответов;
КИМ, выполнявшийся участником итогового собеседования;
уведомление по итогам рассмотрения заявления о несогласии с выставленными баллами.
3. Председатель ПК организует работу экспертов ПК по установлению правильности оценивания выполнения заданий или о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым ответом.
К работе КК привлекается председатель ПК.
Все работы, проводимые с целью установления правильности оценивания выполнения заданий с развернутым ответом и (или) необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым ответом, проводятся в соответствии с требованиями, предъявляемыми к условиям работы предметных комиссий по проверке экзаменационных работ участников экзаменов.
4. Апеллянту, в случае его участия в рассмотрении заявления о несогласии с баллами, предъявляются материалы апелляционного комплекта документов и заключения экспертов ПК.
Заявитель должен удостовериться, что ему предъявлены изображения выполненной им экзаменационной работы, файл с цифровой аудиозаписью его ответа, протокол его ответа, после чего он письменно в соответствующем поле протокола (форма 2-АП) подтверждает, что ему предъявлены изображения выполненной им экзаменационной работы, файлы с цифровой аудиозаписью его ответа.
5. По результатам рассмотрения заявления КК принимает решение:
об отклонении заявления и сохранении выставленных баллов (отсутствие технических ошибок и ошибок оценивания экзаменационной работы);
об удовлетворении заявления и перерасчете баллов (наличие технических ошибок и (или) ошибок оценивания экзаменационной работы).
При этом в случае удовлетворения заявления количество ранее выставленных баллов может измениться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения количества баллов.
В отдельных случаях при удовлетворении заявления вследствие выявления технических ошибок балл может остаться неизменным.
6. Протоколы рассмотрения заявления о несогласии с выставленными баллами участников экзаменов (формы 2-АП и приложения к ним при наличии), включая протоколы рассмотрения отклоненных заявление, в течение одного календарного дня передаются в РЦОИ для внесения соответствующей информации в РИС.
14. Срок действия результатов итогового собеседования
Результат итогового собеседования как допуска к ГИА действует бессрочно.
1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993).
2 ОИВ не позднее чем за две недели до даты проведения итогового собеседования направляет в Рособрнадзор запрос о необходимости предоставлении адаптированных вариантов КИМ итогового собеседования для их дальнейшего перевода на шрифт Брайля.
3 ОИВ не позднее чем за две недели до даты проведения итогового собеседования направляет в Рособрнадзор запрос о необходимости предоставлении адаптированных вариантов КИМ итогового собеседования для их дальнейшего масштабирования в местах проведения итогового собеседования.
*Важно! При проведении итогового собеседования в письменной форме допускается использование листов бумаги для черновиков, выданных образовательной организацией со штампом образовательной организации, на базе которой участник проходит итоговое собеседование.
Письменная форма работы оформляется на листах бумаги со штампом образовательной организации, на базе которой участник проходит итоговое собеседование.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.