Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Урупского муниципального района
от 01.12.2020 N 494
Муниципальная программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Урупском муниципальном районе на 2021 - 2025 годы"
Паспорт
муниципальной программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Урупском муниципальном районе на 2021 - 2025 годы"
Наименование Программы |
Муниципальная программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Урупском муниципальном районе на 2021 - 2025 годы" (далее Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"; Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; постановление администрации Урупского муниципального района от 13.11.2014 N 400 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ, формировании и реализации указанных программ Урупского муниципального района и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации муниципальных программ Урупского муниципального района" |
Заказчик - координатор Программы |
Администрация Урупского муниципального района |
Разработчики Программы |
Антинаркотическая комиссия Урупского муниципального района |
Исполнители Программы |
Органы местного самоуправления Урупского муниципального района (по согласованию); Межмуниципальный отдел МВД России "Зеленчукский" (по согласованию); Республиканское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Урупская центральная районная больница" (по согласованию); Республиканское государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Урупского района" (по согласованию); Муниципальное казенное учреждение "Управление образования администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики"; Управление труда и социального развития администрации Урупского муниципального района; Муниципальное казенное учреждение "Управление культуры администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики"; Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Урупского муниципального района |
Цель Программы |
сокращение масштабов немедицинского потребления наркотических и психотропных веществ, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них; обеспечение эффективности и доступности услуг по комплексной реабилитации и социализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ; увеличение числа лиц, прекративших и длительное время (более 3-х лет) не употребляющих наркотические средства или психотропные вещества и возвращение их в общество; обеспечение условий, способствующих снижению показателей незаконного оборота наркотиков, поэтапного сокращения наркомании и связанных с ней правонарушений до уровня минимальной опасности для общества |
Задачи Программы |
проведение работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений, снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления; создание системы антинаркотической профилактики для различных категорий населения, прежде всего молодежи и несовершеннолетних, предупреждение связанных с наркотиками правонарушений; проведение комплексных оперативно-профилактических операций, направленных на выявление и пресечение каналов поступления наркотиков в незаконный оборот; снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления; повышение уровня осведомленности населения района о неблагоприятных последствиях немедицинского употребления наркотических средств, психотропных веществ и о системе оказания помощи наркозависимым больным; укрепление межведомственного взаимодействия при проведении антинаркотических мероприятий; создание системы выявления и мотивирования лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества к участию в программе комплексная реабилитация и социализация; организация постреабилитационного социального патронажа лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества и успешно закончивших курс комплексной реабилитации; создание информационной культурной среды по формированию у населения антинаркотического мировоззрения |
Срок реализации Программы |
2021 - 2025 годы |
Прогнозируемые объемы и источники финансирования Программы |
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Урупского муниципального района и средств городского и сельских поселений. Общий объем финансирования Программы в 2021 - 2025 годах составит 450 тыс. рублей, в том числе по годам: 2021 год - 90 тыс. рублей; 2022 год - 90 тыс. рублей; 2023 год - 90 тыс. рублей; 2024 год - 90 тыс. рублей; 2025 год - 90 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы |
улучшение взаимодействия между правоохранительными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями по профилактике наркомании среди населения Урупского муниципального района; систематизация и повышение эффективности профилактических и реабилитационных мероприятий, связанных с проблемой распространения наркомании; повышение качества работы правоохранительных органов в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков; увеличение больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию с применением современных методик и лекарственных средств; увеличение количества лабораторных исследований с целью выявления лиц, употребляющих наркотики |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Работа по профилактике наркомании, алкоголизма среди населения района, в том числе среди несовершеннолетних и молодежи, создание благоприятных условий для жизнедеятельности жителей района - ключевая цель проводимой органами местного самоуправления Урупского муниципального района социальной политики.
Координацию работы по антинаркотической пропаганде и реализацию мероприятий по противодействию незаконного оборота наркотиков осуществляют Антинаркотическая комиссия и Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Урупского муниципального района.
Основным объектом работы обеих комиссий по профилактике наркомании, алкоголизма, курения являются учащиеся общеобразовательных школ и молодежь района.
Традиционно для учащихся 9-11 классов проводятся лекции на тему: "Подростки и наркотики. Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних". Учащиеся информированы о количестве преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, о проводимой в районе работе по антинаркотической пропаганде и акциях по антинаркотической тематике, о работе служб района по предотвращению распространения наркомании. По возможности организовывается показ документальных фильмов по профилактике наркомании "Жизнь без наркотиков", предоставленных ФСНК РФ по КЧР с проведением бесед. При подготовке к беседам и лекциям используется лекционный материал "Основы профилактики наркомании и наркопреступности", рекомендованный специалистами службы наркоконтроля и Министерства образования КЧР.
С участием членов комиссий проводятся тематические родительские собрания на темы: "Причины употребления наркотиков детьми", "Как помочь ребенку в трудной ситуации", на которых освещаются вопросы формирования нетерпимого отношения к наркотизации, оказания помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Во всех общеобразовательных учреждениях района, администрациях поселений имеются стенды "Тебе, подросток", Помоги себе сам", где размещена информация о "телефонах доверия" по решению проблем несовершеннолетних, неоднократно телефоны доверия печатались в районной газете "Новости Урупа", всем обратившимся оказывается консультативная и юридическая помощь.
Ежегодно в марте и мае членами Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Урупского муниципального района проводятся "круглые столы" с учащимися старших классов общеобразовательных школ района на темы: "Ответственность за преступления и правонарушения несовершеннолетних", "О вреде наркотиков", "Школа-центр правового воспитания", с охватом 900 подростков.
В апреле в рамках Всемирного дня здоровья проводятся мероприятия для всех учащихся и воспитанников общеобразовательных учреждений района. Организованы "Веселые старты", "Олимпийские эстафеты", легкоатлетические соревнования, игры по футболу, волейболу, спортивные викторины, направленные на формирование здорового образа жизни. Особой популярностью у подростков пользуются соревнования, проводимые в рамках акции "Спорт вместо наркотиков".
К Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Урупского муниципального района и Антинаркотической комиссией муниципального района совместно с муниципальным казенным учреждением "Управление образования администрации Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики" проводятся мероприятия, на объектах летнего отдыха детей (лагеря дневного пребывания, площадки по месту жительства); спортивно-массовые мероприятия, конкурсы плакатов и рисунков на асфальте, беседы по пропаганде здорового образа жизни с участием медработников, диспуты.
В пришкольных лагерях проводятся спортивные мероприятия под лозунгом "Физическая культура и спорт против наркотиков". Воспитателями составляются интересные и полезные для укрепления здоровья и поддержания хорошего настроения праздники, спортивные программы: "Через спорт - к здоровью", "В здоровом теле - здоровый дух", малые Олимпийские игры.
В библиотеках района ежегодно организовываются тематические книжные выставки "Наркомания: истоки, сущность, последствия". В школьных библиотеках организованы литературные выставки - "Нет наркотикам", "Мы хотим жить", "За здоровый образ жизни".
В рамках данной акции социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками в летних оздоровительных учреждениях проводятся беседы, диспуты по пропаганде здорового образа жизни: "Размышление о наркомании", "Мода, стремление изведать все, самоконтроль", "Образ жизни и вредные привычки".
В рамках празднования Дня молодежи в поселениях района 28 июня организовываются культурно-массовые спортивные мероприятия "Здоровый образ жизни - залог успеха", всем участникам раздаются листовки "Право на жизнь!".
Ежегодно в ноябре проводится месячник "Я выбираю здоровье", в рамках которого организовываются беседы с несовершеннолетними, спортивные мероприятия с охватом 1150 подростков.
В школах района распространена наглядная агитация для детей и родителей о профилактике табачно-алкогольно-наркотической зависимости, проводятся общешкольные и классные тематические родительские собрания. Методические материалы по данной тематике передаются на электронных и бумажных носителях в школы района.
Во всех общеобразовательных учреждениях активизирована работа по профилактике вредных зависимостей у учащихся. Классные руководители, школьные психологи, социальные педагоги, медработники постоянно проводят классные часы, беседы по антинаркотическому воспитанию. В школьных библиотеках проводятся обзоры литературы по проблемам наркомании, алкоголизма и табакокурения. Регулярно выпускаются стенгазеты, санбюллетени по данной проблематике. Среди учащихся общеобразовательных учреждений 2 раза в год проводятся конкурсы рисунков и плакатов "Нет наркотикам!". В каждом населенном пункте района вывешено по 2 баннера антинаркотической направленности.
В условиях социально - экономического кризиса проблемы профилактики наркомании в Урупском муниципальном районе, как и в целом по России, остаются острыми и их решение в настоящее время жизненно необходимо.
Основными факторами и причинами, обуславливающими сложившуюся наркоситуацию на территории Урупского муниципального района являются:
низкий социально-экономический уровень населения, спад производства, отсутствие рабочих мест;
миграционные процессы, вследствие чего возрастает процент граждан, прибывших из регионов, жители которых в силу традиционных причин связаны с употреблением наркотических средств растительного происхождения (Среднеазиатские республики) и систематически выезжающих в другие регионы, где достаточно высокий процент лиц, употребляющих и распространяющих наркотические средства и психотропные вещества.
Географические и природные особенности района способствуют произрастанию наркосодержащих растений. Прежде всего, это дикорастущая конопля. Простота изготовления наркотических средств из растительного сырья и его доступность делает возможным использование наркосодержащих растений и их производных (наркотических средств каннабисной и опийной группы). В мае-июне ежегодно проводится активная работа по уничтожению очагов произрастания дикорастущей конопли.
В настоящее время наибольшую общественную опасность представляет распространение таких наркотических средств, как ацетилированный опий и экстракт маковой соломы, изготавливаемых кустарным способом из семян кондитерского мака. Возможность легального приобретения маковых зерен и прекурсоров (растворитель, аммиак, аспирин) через торговую сеть, простота и доступность способа "вытяжки" из этих семян алкалоидов опия, низкая себестоимость получаемого при этом наркотика. Указанный вид наркомании грозит найти свое распространение в среде лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, и вовлечь в данную среду молодежь и подростков, что может привести к образованию наркопритонов для группового потребления. По итогам проводимых оперативно-розыскных мероприятий наркопритонов на территории района не обнаружено.
Показатели динамики заболеваемости наркоманией не могут отражать реальную ситуацию по распространению немедицинского приема наркотических средств населением, так как проводимая работа направлена, в основном, на противодействие распространению наркотиков. С принятием федеральной программы реабилитации наркопотребителей появилась возможность их лечения за счет государственных средств в специальных учреждениях.
Однако, в процесс профилактики правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, слабо включаются политические партии и движения, общественные организации и объединения, религиозные объединения, иные общественные институты.
В связи с этим необходима реализация комплекса мер экономического, социально-культурного, воспитательного и правового характера.
Проблема профилактики правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, носит межведомственный характер, так как затрагивает сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, общественных объединений, организаций и предприятий, расположенных на территории Урупского муниципального района, и для достижения установленных целей должна решаться с использованием программных методов.
2. Основная цель и задачи Программы
Целью Программы является: сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Урупском муниципальном районе. Принятие предупреждающих мер по снижению негативных социально - экономических последствий, способствующих распространению наркомании. Обеспечение эффективности и доступности услуг по комплексной реабилитации и социализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ.
Увеличение числа лиц, прекративших и длительное время (более 3-х лет) не употребляющих наркотические средства или психотропные вещества, и возвращение их в общество.
Обеспечение условий, способствующих снижению показателей незаконного оборота наркотиков, поэтапного сокращения наркомании и связанных с ней правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.
Программа предполагает решение следующих задач:
проведение работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений, снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления;
создание системы антинаркотической профилактики для различных категорий населения, прежде всего молодежи и несовершеннолетних, предупреждение связанных с наркотиками правонарушений;
проведение комплексных оперативно-профилактических операций, направленных на выявление и пресечение каналов поступления наркотиков в незаконный оборот;
снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления;
повышение уровня осведомленности населения района о неблагоприятных последствиях немедицинского употребления наркотических средств, психотропных веществ и о системе оказания помощи наркозависимым больным;
укрепление межведомственного взаимодействия при проведении антинаркотических мероприятий;
создание системы выявления и мотивирования лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества к участию в программе комплексная реабилитация и социализация;
организация постреабилитационного социального патронажа лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества и успешно закончивших курс комплексной реабилитации;
создание информационной культурной среды по формированию у населения антинаркотического мировоззрения.
3. Срок реализации Программы
Программные мероприятия планируется осуществить в период с 2021 - по 2025 год включительно.
4. Система программных мероприятий
Настоящая Программа предусматривает осуществление мероприятий, сгруппированных по следующим разделам:
нормативное правовое обеспечение профилактики правонарушений;
мероприятия, направленные на совершенствование форм и методов профилактики наркомании;
мероприятия по профилактике среди несовершеннолетних и молодежи;
профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
мероприятия и прогнозируемые объемы финансирования Программы указаны в приложении к Программе;
мероприятия по реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков в Урупском муниципальном районе.
Мероприятия по нормативному правовому обеспечению Программы предусматривают обобщение опыта по реализации федеральных, региональных программ в сфере профилактики и недопущения распространения и употребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров среди населения, в том числе несовершеннолетних, разработку и принятие районных нормативных правовых актов в сфере профилактики наркомании.
Мероприятия, направленные на совершенствование форм и методов профилактики наркомании, предусматривают проведение комплексных оперативно-профилактических операций, направленных на выявление и пресечение каналов поступления наркотиков в незаконный оборот, получение объективных данных для разработки мер по совершенствованию форм в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Мероприятия по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи направлены на недопущение антисоциального поведения граждан путем пропаганды здорового образа жизни, а также доведения до подростков информации о реальных последствиях в отношении их самих и близких им людей, которые могут наступить в результате злоупотребления и незаконного оборота наркотиков, наркотических средств и психотропных веществ.
Организационные мероприятия по профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в Урупском муниципальном районе предусматривают улучшение взаимодействия между правоохранительными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями по профилактике наркомании среди населения района в целях координации выполнения программных мероприятий, а также корректировку уже существующих программ профилактики.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств администрации Урупского муниципального района, средств городского и сельских поселений. Для достижения целей и реализации мероприятий Программы, предусматривается осуществлять закупки товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Общий объем финансирования Программы в 2021 - 2025 годах составит 450 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год - 90 тыс. рублей;
2022 год - 90 тыс. рублей;
2023 год - 90 тыс. рублей;
2024 год - 90 тыс. рублей;
2025 год - 90 тыс. рублей
Размер средств, предусмотренных на осуществление мероприятий Программы, носит прогнозный характер и будет ежегодно уточняться при формировании бюджета на соответствующий финансовый год.
6. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы определяется заказчиком - координатором Программы - Администрацией Урупского муниципального района и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих выполнение Программы.
Заказчик-координатор программы, с учетом ежегодно выделяемых на реализацию программы финансовых средств, уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы.
Заказчик-координатор Программы:
согласовывает с исполнителями Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
несет ответственность за реализацию Программы в целом;
осуществляет текущую работу по координации деятельности исполнителей Программы, обеспечивая их согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по целевому и эффективному использованию средств, выделяемых на реализацию Программы.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляется в установленном порядке по предложению заказчика - координатора Программы.
7. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Программные мероприятия реализуются органами местного самоуправления Урупского муниципального района, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти района и учреждениями, осуществляющими меры по противодействию злоупотреблению наркотиками, их незаконному обороту и профилактические мероприятия в пределах своей компетенции.
Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения основываются на формах и методах управления, определяемых заказчиком - координатором и направлены на координацию исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценку результативности, непосредственный контроль за ходом выполнения мероприятий Программы, подготовку отчетов о реализации Программы, внесение предложений по корректировке Программы.
Общий контроль за реализацией Программы осуществляется заказчиком Программы - Администрацией Урупского муниципального района.
Руководителем Программы является Председатель Антинаркотической комиссии Урупского муниципального района.
Руководитель Программы и исполнители несут персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, определяют формы и методы управления реализацией Программы.
Исполнители Программы ежеквартально представляют отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы в администрацию Урупского муниципального района до 5 числа месяца следующего за отчетным кварталом для формирования общего отчета по Программе.
8. Оценка эффективности реализации Программы
Программа носит социальный характер, результаты реализации ее мероприятий направлены на положительное влияние различных сторон жизни населения Урупского муниципального района.
Реализация Программы и желаемое сокращение масштабов незаконного потребления наркотиков позволят добиться позитивного изменения ситуации, связанной с пресечением незаконного потребления наркотиков в Урупском муниципальном районе. Предполагается, что реализация Программы будет способствовать повышению качества работы правоохранительных органов в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков; снижению темпов роста наркомании и связанной с ней преступности до уровня минимальной опасности для общества; выявлению и уничтожению незаконных посевов и дикорастущих наркосодержащих культур; стабилизации заболеваемости наркоманией; содействию увеличения охвата лечением больных наркоманией; своевременному осуществлению мониторинга распространения наркомании; повышению антинаркотической ориентации общества.
Показатели и индикаторы эффективности реализации Программы
N |
Наименование показателя |
Ед. измер. |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Снижение количества преступлений, совершаемых лицами в состоянии алкогольного и наркотического опьянения |
% |
1,5 |
1,7 |
1,9 |
2 |
2,4 |
2 |
Увеличение количества лабораторных исследований с целью выявления лиц, употребляющих наркотики |
число обследован. |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
3 |
Увеличение больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию с применением современных методик и лекарственных средств |
число больных (чел.) |
6 |
7 |
7 |
8 |
8 |
9. Анализ рисков реализации Программы в описании мер управления рисками реализации Программы
При реализации Программы необходимо учитывать возможные макроэкономические, социальные, операционные и прочие риски.
Важнейшими условиями успешной реализации Программы являются минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных направлений и показателей Программы.
По характеру влияния на ход и конечные результаты реализации Программы существенными являются риски - макроэкономические, финансовые.
Макроэкономические риски связаны с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста национальной экономики, уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, кризисом банковской системы.
Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем финансирования из средств бюджета района, секвестированием бюджетных расходов на установленные сферы деятельности. Реализация данных рисков может повлечь срыв программных мероприятий, что существенно сократит число проводимых мероприятий и лиц, систематически участвующих данных мероприятиях.
Вероятность реализации финансовых рисков в значительной степени связано с возможностью реализации макроэкономических рисков. Однако, учитывая практику программного бюджетирования, охватывающего среднесрочную перспективу, данные риски можно оценить как умеренные.
Меры управления рисками реализации Программы основываются на следующем анализе: наибольшее отрицательное влияние на реализацию Программы может оказать реализация макроэкономических рисков и связанных с ними финансовых рисков. В рамках Программы отсутствует возможность управления этими рисками. Возможен лишь оперативный учет последствий их проявления.
Минимализация финансовых рисков возможна на основе:
регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий Программы;
своевременной корректировки перечня основных мероприятий и показателей Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.