Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министра
сельского хозяйства и продовольствия
Московской области
от 17.12.2020 N 20П-225
Обобщенная правоприменительная практика
при осуществлении государственного надзора в области обращения с животными на территории Московской области, с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований за 2020 год
I. Общие положения
Настоящий обзор правоприменительной практики при осуществлении государственного надзора в области обращения с животными на территории Московской области (далее - обзор правоприменительной практики) за 2020 год подготовлен во исполнении пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7.
Целями обобщения правоприменительной практики являются:
обеспечение единства практики применения Управлением государственного надзора в области обращения с животными и ветеринарного контроля Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - Управление надзора, Минсельхозпрод Московской области) федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Управления надзора путем их публикации для информирования подконтрольных субъектов;
снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
Задачами обобщения правоприменительной практики являются:
выявление проблемных вопросов применения Управлением надзора обязательных требований;
выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
II. Правоприменительная практика организации и проведения государственного надзора в области обращения с животными
Правоприменительная практика организации и проведения при осуществлении государственного надзора в области обращения с животными на территории Московской области.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 03.03.2020 N 83/6 "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области", Минсельхозпрод Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в области обращения с животными в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 498-ФЗ, государственный надзор), управление и координацию деятельности в указанной сфере иных центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и подведомственных государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью (далее - государственные органы Московской области).
Непосредственно государственный надзор в области обращения с животными осуществляет структурное подразделение Минсельхозпрода Московской области - Управление государственного надзора в области обращения с животными и ветеринарного контроля.
Государственный надзор в области обращения с животными направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Законом N 498-ФЗ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также включает в себя деятельность по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Перечень нормативных правовых актов (с указанием их реквизитов и источников официального опубликования), регулирующих осуществление государственного надзора, размещен на официальном сайте Минсельхозпрода Московской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в разделе https://msh.mosreg.ru/deyatelnost/knd/gosudarstvennvi-nadzor-v-oblasti-ob rasheniva-s-zhivotnymi/profilaktika-namshenii-obyazatelnykh- trebovanii/perechen-pravovykh-aktov-soderzhashikh-obyazatelnye-trebovaniv a.
Управление надзора обеспечивает размещение и актуализацию перечня нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного надзора в области обращения с животными.
В целях реализации положений Федерального закона N 294-ФЗ и улучшения правоприменительной практики постановлением Правительства Московской области от 25.08.2020 N 550/27 "Об утверждении Административного регламента Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области по осуществлению государственного надзора в области обращения с животными" утвержден Административный регламент по осуществлению регионального государственного надзора в области обращения с животными.
В соответствии Законом N 498-ФЗ Минсельхозпрод Московской области с 01.01.2020 наделен полномочиями по:
установлению порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них;
установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев;
осуществлению государственного надзора в области обращения с животными.
В связи с тем, что полномочия по осуществлению государственного надзора в области обращения с животными осуществляются с 01.01.2020, план проведения плановых проверок на 2020 год не был сформирован.
Распоряжениями Минсельхозпрода Московской области от 27.12.2019 N 20РВ-436, N 20РВ-437, вступившими в силу с 01.01.2020, утверждены Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Московской области (далее - Порядок 1) и Порядок по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них на территории Московской области (далее - Порядок 2).
Статьей 21 Закона N 498-ФЗ установлено, что за нарушение требований Федерального закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Действующий Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) не предусматривает административную ответственность за нарушение требований в области обращения с животными.
В соответствии со статьей 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно постановлению Правительства Московской области от 28.01.2020 N 22/3 "Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными" (далее - Постановление N 22/3) предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами требований, установленных Федеральным законом N 498-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Московской области, в том числе в части обращения с домашними животными и животными без владельца.
Постановлением N 22/3 установлено, что должностные лица Минсельхозпрода Московской области, уполномоченные на осуществление государственного надзора в области обращения с животными, вправе привлекать и рассматривать дела об административных правонарушениях.
В настоящее время принят Закон Московской области N 173/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях", устанавливающий ответственность за нарушение требований в области обращения с животными.
Согласно данным ежегодного мониторинга животных без владельцев на территории Московской области по состоянию на 01.06.2020 численность животных без владельцев составила 28 409 животных.
В соответствии с Законом N 498-ФЗ животные без владельцев подлежат отлову, транспортировке в приют и возврату на прежнее место обитания. Проведение указанных мероприятий регулируется Порядком 1. Мероприятия необходимо проводить так, чтобы не наносить животным увечья, травмы и не допускать их гибели. Осуществляют мероприятия по отлову животных без владельцев юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ подлежат государственному надзору в области обращения с животными.
На территории Московской области находится 42 приюта, из них 1 муниципальный, остальные частные. Порядок 2 устанавливает требования к организации приютов для животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались. Также Порядок 2 содержит требования к размещению приюта и обустройству помещений, необходимых для содержания животных, требования к обустройству ветеринарного пункта, карантинного помещения, помещения, предназначенного для лечения животных в условиях стационара, требования к осуществлению мероприятий по кормлению, поению, выгулу животных и уходу за ним. Содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается.
По предварительным данным только 3 приюта, расположенных на территории Московской области, соответствуют установленным в Порядке 2 требованиям.
В связи с тем, что, уникальный реестровый номер государственной функции в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" установленный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" был присвоен только 28.09.2020 и на основании п. 1.1. ст. 26.2 Федерального закона N 294-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" контрольно-надзорные мероприятия в области обращения с животными в отношении юридических лиц в 2020 году не проводились.
В соответствие с распоряжением Правительства Московской области от 24.04.2018 N 220-РП "Об утверждении Перечня видов регионального государственного контроля (надзора), в том числе при осуществлении которых применяется риск-ориентированный подход, и центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, уполномоченных на их осуществление" государственный надзор в области обращения с животными не включен в Перечень видов государственного надзора, в отношении которого применяется риск-ориентированный подход, в связи с чем осуществление взаимодействия с подконтрольными субъектами в зависимости от категории риска при данном виде надзора не применяется.
III. Обзор правоприменительной практики соблюдения обязательных требований за 2020 год
В сложившейся ситуации основное внимание Минсельхозпрод Московской области сосредоточил на проведении профилактических мероприятий, связанных с обращением с животными без владельцев и в области содержания домашних животных.
В области обращения с животными без владельцев Минсельхозпродом Московской области были проведены 15 совещаний в режиме ВКС с представителями органов местного самоуправления городских округов Московской области о ходе реализации мероприятий в рамках реализации Закона Московской области N 201/2016-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области обращения с животными без владельцев" и 1 совещание с представителями регионов Российской Федерации, организованной ФГБУ "Центр ветеринарии".
В 2020 году уполномоченные по надзору области обращения с животными должностные лица Минсельхозпрода Московской области осуществили 1345 выездов по рассмотрению жалоб граждан на нарушения правил содержания домашних животных, в том числе 93 комиссионных выезда по жалобам на отлов животных без владельцев.
С владельцами животных было проведено 1182 профилактических бесед, разъяснены требования к содержанию домашних животных и порядок их выгула.
Источниками выявления проблем в части соблюдения законодательства в области обращения с животными являются обращения граждан, поступившие в Минсельхозпрод Московской области через МСЭД, портал "Добродел", портал "ЕЦУР".
Наиболее часто встречающиеся нарушения:
- нарушение порядка выгула животного свободное, неконтролируемое передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;
- выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.
Для недопущения указанных нарушений необходимо неукоснительно соблюдать требования нормативных правовых актов, правил выгула и содержания животных. При этом, установлено отсутствие в достаточном количестве организованных площадок для выгула животных, что приводит к увеличению нарушений обязательных требований.
Анализ причин и условий возникновения нарушений при содержании животных показывает, что основными из них являются:
недостаточный уровень правовых знаний и правовой культуры руководителей и должностных лиц организаций, граждан;
недостаточный уровень обеспеченности установленными местами для выгула животных.
С целью повышения уровня правовой культуры необходимо расширять пропаганду необходимости и важности соблюдения правил содержания и выгула животных.
Целесообразно также предусмотреть административную ответственность органов местного самоуправления за бездействие при организации мест для выгула животных, внеся соответствующие изменения в Закон Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях".
В контрольно-надзорной деятельности применяются также мероприятия по контролю в форме систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности на территории Московской области юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами проводятся на основании задания на проведение систематического наблюдения, утверждаемого министром, первым заместителем министра, начальником Управления надзора.
В части проведения методической и профилактической работы с подконтрольными субъектами, направленной на предотвращение нарушений с их стороны, Минсельхозпродом Московской области доводится актуальная нормативно-правовая и методическая документация, регламентирующая деятельность Управления надзора.
В целях предупреждения нарушений лицами, в отношении которых осуществляется государственный надзор, обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, должностные лица Управления надзора осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований приказом от 23.11.2020 N 20П-195 утверждена ведомственная программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области в сфере государственного надзора в области обращения с животными на 2021 - 2023 годы, в соответствии с которой предусмотрен перечень должностных лиц Управления надзора, осуществляющих данные мероприятия, сроки и периодичность их проведения.
Актуальные нормативные документы, руководство по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий, размещены на официальном сайте Минсельхозпрода Московской области в сети "Интернет" в разделе https://msh.mosreg.ru/deyatelnost/knd/gosudarstvennyi-nadzor-v-oblasti-ob rasheniya-s-zhivotnymi/profilaktika-narushenii-obyazatelnvkh-trebovanii/p erechen-pravovykh-aktov-soderzhashikh-obyazatelnye-trebovaniya.
В соответствии с пунктом 4.2 паспорта реализации проектов по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" для заинтересованных хозяйствующих субъектов проводятся ежеквартальные публичные мероприятия по обсуждению результатов правоприменительной практики при осуществлении государственного надзора в области обращения с животными.
В мероприятиях принимают участие должностные лица Минсельхозпрода Московской области. В ходе мероприятий обсуждаются актуальные вопросы правоприменения, даются разъяснения по действующему законодательству и ответы на вопросы хозяйствующих субъектов. Отчеты о проведении ежеквартальных публичных мероприятий размещаются на официальном Минсельхозпрода Московской области в сети "Интернет" в разделе https://msh.mosreg.ru/deyatelnost/knd/gosudarstvennyi-nadzor-v-oblasti-ob rasheniya-s-zhivotnymi/profilaktika-narushenii-obyazatelnykh-trebovanii/e zhekvartalnye-publichnye-meropriyatiya.
Минсельхозпродом Московской области в рамках совершенствования нормативного правового регулирования были подготовлены и направлены в:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации предложения в свод правил "Приюты для животных. Правила проектирования";
Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации предложения по совершенствованию законодательства в области обращения с животными без владельцев в части ревакцинации животных ранее отловленных, вакцинированных и возвращенных в прежнюю среду обитания.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 17 декабря 2020 г. N 20П-225 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.