Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 999403-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях уточнения ответственности за нарушение условий пользования недрами)
внесен Государственным Советом Республики Татарстан
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (далее - Комитет) рассмотрел в части вопросов своего ведения проект федерального закона N 999403-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Государственным Советом Республики Татарстан, и отмечает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской, законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части его дополнения статьей 7.3.1 "Нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта".
Необходимость внесения изменений обусловлена распространенностью нарушений условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, при отсутствии факта пользования недрами.
В целом поддерживая законопроект, Комитет отмечает следующее.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о Недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Согласно Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 года N 315 оформление лицензии на пользование недрами осуществляется в соответствии с требованиями статьи 12 Закона о Недрах, согласно которым лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе, сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, предоставления геологической информации на государственную экспертизу).
Статьей 20 Закона о Недрах установлено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае, если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункт 5 части второй).
Действующая редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность только за пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов.
Учитывая изложенное, правовое регулирование ответственности недропользователя за нарушение срока начала пользования недрами, установленного в лицензии, в настоящее время отсутствует.
Принятие данного законопроекта позволит устранить указанный пробел и будет способствовать повышению эффективности механизма применения законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях в интересах охраны прав и свобод человека и гражданина,
установленного порядка осуществления государственной власти и защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства.
Вместе с тем, Комитет отмечает, что столь низкий размер штрафа за данное административное правонарушение не соответствует характеру и степени общественной опасности деяния и не выполняет роль разумного сдерживающего фактора для соблюдения установленного запрета.
На основании изложенного, Комитет поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 999403-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" .
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.