Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Саратовской
городской Думы
от 24.12.2020 N 81-628
Программа
комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования "Город Саратов" до 2030 года
1. Паспорт Программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования "Город Саратов" до 2030 года
Наименование программы |
Программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования "Город Саратов" до 2030 года (далее - Программа) |
||||
Основание разработки программы |
Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов", решение Саратовской городской Думы от 16.02.2017 N 13-102 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Саратов" до 2030 года". |
||||
Заказчик программы |
Администрация муниципального образования "Город Саратов", местонахождение: 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78. |
||||
Разработчик программы |
Администрация муниципального образования "Город Саратов", местонахождение: 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 78. |
||||
Цель программы |
Обеспечение сбалансированного, перспективного развития социальной инфраструктуры муниципального образования "Город Саратов" (далее - город) в соответствии с потребностями в проектировании, строительстве, реконструкции объектов социальной инфраструктуры. |
||||
Задачи программы |
- обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры для населения города Саратова в соответствии с градостроительным проектированием; - достижение расчетного уровня обеспеченности населения услугами в сфере образования, культуры, физической культуры и массового спорта в соответствии с нормативами градостроительного проектирования; - повышение эффективности функционирования действующей социальной инфраструктуры. |
||||
Целевые показатели (индикаторы) обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры |
- обеспеченность населения общеобразовательными учреждениями - 115 мест на 1000 человек; - обеспеченность населения дошкольными образовательными учреждениями - 65 мест на 1000 человек; - доля обучающихся, занимающихся в первую смену, от общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях - 100%; - доля детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, получающих услугу дошкольного образования, в сумме численности детей указанного возраста, получающих услугу дошкольного образования, и численности детей, находящихся в очереди на получение дошкольного образования - 100%; - доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих услугу дошкольного образования, в сумме численности детей указанного возраста, получающих услугу дошкольного образования, и численности детей, находящихся в очереди на получение дошкольного образования - 100%; - обеспеченность населения учреждениями дополнительного образования детей - 35 мест на 100 детей в возрасте от 5 до 18 лет; - доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей указанного возраста - не менее 75%; - доля жителей города, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в численности населения города в возрасте от 3 до 79 лет - не менее 70%; - обеспеченность физкультурно-спортивными залами - 132 кв.м пола на 1000 жителей; - обеспеченность плавательными бассейнами - 11,6 кв.м зеркала воды на 1000 жителей; - доля детей, обучающихся в детских школах искусств, в общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет - не менее 18%; - количество посещений культурно-досуговых, театральных мероприятий и музейных учреждений - 707,9 тыс. посещений; - количество читателей библиотек - не менее 210,0 тыс. человек; - количество участников клубных формирований - не менее 6,0 тыс. человек; - обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа - не менее 11,8 мест на 1000 человек; - обеспеченность муниципальными общедоступными библиотеками - не менее 39 объектов; - обеспеченность муниципальными детскими библиотеками - не менее 15 объектов. |
||||
Укрупненное описание запланированных мероприятий (инвестиционных проектов) |
Строительство, реконструкция объектов социальной инфраструктуры. Повышение к 2030 году уровня фактической обеспеченности населения учреждениями социальной инфраструктуры в соответствии с расчетами нормативной потребности |
||||
Срок реализации Программы |
2020-2030 годы этапы реализации Программы: 1 этап 2020-2025 годы; 2 этап 2026-2030 годы. |
||||
Ожидаемые результаты реализации программы |
Строительство и реконструкция 169 объектов, из них: - общего образования - 32 - дошкольного образования - 105 - физической культуры и спорта - 14 - культуры - 18 |
||||
Объемы и источники финансирования мероприятий |
Прогнозный уровень финансирования мероприятий первого этапа на 2020-2025 годы - 8978,5 млн. руб., в том числе: |
||||
|
Местный бюджет, млн. руб. |
в том числе: |
|||
бюджет субъекта РФ, млн. руб. |
федеральный бюджет, млн. руб. |
внебюджетные источники, млн. руб. |
|||
Итоговый объем млн. руб. |
50793,5 |
10158,7 |
40634,8 |
0 |
|
2020 год |
1737,7 |
347,54 |
1390,16 |
0 |
|
2021 год |
1506,5 |
301,3 |
1205,2 |
0 |
|
2022 год |
1416,0 |
283,2 |
1132,8 |
0 |
|
2023 год |
1533,3 |
306,66 |
1226,64 |
0 |
|
2024 год |
1028,0 |
205,6 |
822,4 |
0 |
|
2025 год |
1757,0 |
351,4 |
1405,6 |
0 |
|
2026-2030 годы |
41815,0 |
8363,0 |
33452,0 |
0 |
2. Характеристика социально-экономического состояния города, градостроительной деятельности, состояния социальной инфраструктуры
В соответствии с Уставом муниципального образования "Город Саратов" муниципальное образование "Город Саратов" (далее - город) является городским поселением, наделенным законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление. Город Саратов - административный центр Саратовской области, субъекта Российской Федерации, входящего в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории города 381,97 кв.км. Общая численность постоянно проживающего населения на 1 января 2020 года составляет 838,0 тыс. человек. Численность населения несколько снизилась по сравнению с 2017 годом, когда в городе проживало 845,3 тысяч человек.
Город динамично развивается. Указами Президента Российской Федерации В.В.Путина от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены задачи по улучшению жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно. Для достижения цели необходимо увеличение объема жилищного строительства в городе не менее чем до 120 млн. кв. метров в год к 2030 году. В 2019 году на территории области введено 1202,1 тыс. кв. метров жилья, в том числе в г. Саратове - 908,5 тыс. кв. метров жилья. Современные требования к жилищному строительству предусматривают не только повышение темпов строительства, но и формирование разнообразной комфортной среды, синхронизацию строительства жилых домов и объектов социальной инфраструктуры.
В соответствии с частью 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" нормативы градостроительного проектирования города устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, относящимися, в том числе, к областям образования, физической культуры и массового спорта, создания условий для организации досуга и обеспечения жителей города услугами организаций культуры и показатели минимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения города.
Созданы условия для устойчивого развития городской территории: утверждены и реализуются важнейшие документы в сфере градостроительства, определяющие перспективные направления развития города - Генеральный план муниципального образования "Город Саратов", Правила землепользования и застройки территории муниципального образования "Город Саратов".
Ведется последовательная работа по формированию системы градостроительного планирования и градостроительного регулирования застройки путем разработки документации, позволяющей принимать стратегические решения по развитию планировочного каркаса города в соответствии с балансом территории по функциональному назначению, с проектируемой плотностью застройки, создавать благоприятный инвестиционный климат в строительной отрасли.
Отдельное внимание уделяется деятельности по градостроительному планированию, направленной на развитие социальной инфраструктуры.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, обеспечение мероприятий по организации отдыха детей в каникулярное время, организация библиотечного обслуживания населения, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры, сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, обеспечение условий для развития физической культуры, школьного и массового спорта, создание условий для массового отдыха жителей относится к вопросам местного значения городского округа.
В числе задач, установленных Стратегией социально-экономического развития муниципального образования "Город Саратов" до 2030 года, утвержденной решением Саратовской городской Думы от 16.02.2017 N 13-102, обеспечение высокого качества и доступности услуг в социальной сфере муниципального образования "Город Саратов".
Развитие социальной инфраструктуры города направлено на развитие человеческого потенциала, включающего в себя свободный доступ к высококачественным образовательным, культурным, спортивным, досуговым ресурсам, обустройство территории в планируемых границах с учетом увеличения численности населения с 841,9 тыс. чел. на 1 января 2019 года до 858,4 тыс. чел. к 2030 году.
2.1. Технико-экономические параметры существующих объектов социальной инфраструктуры, уровень обеспеченности населения услугами в сфере образования, культуры, физической культуры и массового спорта
2.1.1. Образование
На 1 января 2020 года предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, программам дополнительного образования детей в муниципальном образовании "Город Саратов" обеспечивает структура муниципальных, государственных, частных образовательных учреждений, включающая:
- 112 муниципальных, 4 частных, 3 государственных общеобразовательных учреждения;
- 190 муниципальных, 5 частных дошкольных образовательных учреждений, кроме того, 11 структурных подразделений муниципальных общеобразовательных учреждений, предоставляющих услуги дошкольного образования;
- 17 муниципальных учреждений дополнительного образования детей, в том числе 5 детских оздоровительно-образовательных центров.
Удельный вес численности обучающихся и мощностей зданий государственных и частных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений в общих показателях численности обучающихся и мощностей зданий муниципальных образовательных учреждений составляет 0,4% и не оказывает существенного влияния на показатели состояния инфраструктуры сферы образования города.
В сфере общего образования суммарная проектная мощность муниципальных общеобразовательных учреждений составляет 72020 ученических мест, или 85,5 места на 1000 жителей. Количество обучающихся - 86205 человек.
В две смены организован образовательный процесс в 39 муниципальных общеобразовательных учреждениях, преимущественно в центральной части города. Количество обучающихся во вторую смену составляет 10900 человек, в том числе по районам города:
Наименование района города |
Количество школ, ед. |
Проектная мощность, мест |
Фактическая численность обучающихся, человек |
В том числе во вторую смену |
Волжский |
15 |
10570 |
11296 |
549 |
Заводской |
24 |
14970 |
18369 |
2782 |
Кировский |
19 |
10660 |
12865 |
916 |
Ленинский |
36 |
22995 |
28152 |
3685 |
Октябрьский |
11 |
7325 |
9861 |
2320 |
Фрунзенский |
7 |
5500 |
5662 |
648 |
Итого: |
112 |
72020 |
86205 |
10900 |
Вместе с тем, фактическая наполняемость 32 общеобразовательных учреждений ниже проектной мощности зданий, количество неиспользуемых ученических мест составляет 3977 ед., что свидетельствует о необходимости проработки вопроса о повышении эффективности использования имеющейся инфраструктуры за счет пересмотра закрепленных за образовательными учреждениями территорий, а также за счет использования имеющихся площадей для расширения сферы услуг дополнительного образования детей.
В сфере дошкольного образования суммарная проектная мощность зданий дошкольных учреждений составляет 29529 мест, или 35,1 места на 1000 жителей. Количество воспитанников в них - 38892 человек:
Наименование района города |
Количество детских садов, ед. |
Проектная мощность, мест |
Фактическая численность обучающихся, человек |
Коэффициент перегруженности |
Волжский |
24 |
2906 |
4591 |
1,6 |
Заводской |
41 |
6258 |
8457 |
1,4 |
Кировский |
24 |
3665 |
5874 |
1,6 |
Ленинский |
78 |
12060 |
13908 |
1,2 |
Октябрьский |
23 |
2525 |
3842 |
1,5 |
Фрунзенский |
11 |
2115 |
2220 |
1,1 |
Итого: |
201 |
29529 |
38892 |
1,3 |
Потребность населения в местах в дошкольных образовательных учреждениях обеспечена на 56,5%. На учете для получения места в детские сады состоит 13404 ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет (в том числе детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет - 6678 чел.).
Инфраструктура дополнительного образования детей, относящаяся к сфере образования, представлена 12 муниципальными учреждениями с 77 подростковыми клубами в их составе. В творческих и спортивных объединениях обучаются 27418 детей. Летний отдых и оздоровление более 3000 детей ежегодно обеспечивают 5 детских оздоровительно-образовательных центров. Существующая инфраструктура дополнительного образования обеспечивает 72% детей в возрасте от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования при необходимом достижении данного показателя - 75%, установленном распоряжением Правительства Саратовской области от 29.10.2018 N 288-Пр "О внедрении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей на территории Саратовской области".
Темпы старения и износа зданий муниципальных образовательных учреждений существенно опережают темпы их реконструкции и строительства новых объектов. 26 зданий эксплуатируются более 100 лет. Физический износ 43 зданий общеобразовательных учреждений, 36 зданий дошкольных образовательных учреждений, 8 зданий учреждений дополнительного образования превышает 50%, и требуется их реконструкция для обеспечения условий обучения, соответствующих современным требованиям.
Динамика численности обучающихся за последние 5 лет (по состоянию на 1 сентября) с 2015 по 2019 год:
Тип образовательного учреждения |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Общеобразовательные |
74894 |
76487 |
80559 |
83345 |
86205 |
Дошкольные образовательные |
33297 |
33902 |
36657 |
38402 |
38892 |
Дополнительного образования детей |
27465 |
27083 |
27640 |
28168 |
27418 |
Прогнозное количество потребителей услуг общего образования (при сохранении динамики +3% к численности обучающихся ежегодно):
Тип образовательного учреждения |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2030 год |
Общеобразовательные |
88791 |
91454 |
94198 |
97024 |
99935 |
102933 |
115433 |
С учетом демографического прогноза для обеспечения односменного обучения городу к 2030 году требуется создание не менее 26,7 тыс. новых ученических мест и достижение показателя обеспеченности - 115 мест на 1000 жителей.
Прогнозное количество потребителей услуг дошкольного образования (при сохранении динамики +3% ежегодно, рассчитано по статистическим показателям численности детей в возрасте от 2 до 7 лет за последние 5 лет на 1 января: 2016 года - 50742 чел.; 2017 года - 52146 чел.; 2018 года - 54752 чел.; 2019 года - 56690 чел.; 2020 года - 58220 чел.).
Тип образовательного учреждения |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2030 год |
Дошкольные образовательные |
40661 |
41881 |
43137 |
44431 |
45764 |
47137 |
54000 |
Показатель рассчитан из количества детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, без учета стоящих в очереди на получение мест.
Для сохранения показателя 100% доступности мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет, а также обеспечения местами детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет в дошкольных образовательных учреждениях с учетом обеспечения вариативными формами предоставления дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, консультационные пункты, семейные группы) необходимо создание не менее 23,4 тыс. мест, что обеспечит достижение показателя обеспеченности местами в дошкольных образовательных учреждениях 65 мест на 1000 жителей.
Развитие и совершенствование инфраструктуры сферы образования города осуществляется поэтапно. За период реализации муниципальных программ "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в городе Саратове на 2007-2009 годы", "Расширение сети дошкольных образовательных учреждений в городе Саратове на 2011-2014 годы", "Развитие образования в муниципальном образовании "Город Саратов" на 2014-2016 годы", "Развитие образования в муниципальном образовании "Город Саратов" на 2017-2020 годы" по состоянию на декабрь 2019 года в городе создано:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Расширение сети дошкольных образовательных учреждений в городе Саратове на 2011-2014 годы" имеется в виду "Расширение сети дошкольных образовательных учреждений в городе Саратове на 2011-2015 годы"
- 11435 мест в дошкольных образовательных учреждениях за счет строительства 29 зданий, возврата в действующую сеть дошкольных образовательных учреждений 28 зданий, реконструкции 11 зданий детских садов, приобретения 2 объектов капитального строительства;
- 6265 мест в общеобразовательных учреждениях за счет строительства 7 зданий и реконструкции 7 зданий общеобразовательных учреждений.
Финансирование мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию инфраструктуры сферы образования в период до 2030 года планируется осуществлять на условиях софинансирования расходных обязательств муниципального образования "Город Саратов" из федерального и областного бюджетов в рамках государственных федеральных программ, государственных программ Саратовской области, обеспечивающих достижение целей национальных проектов "Образование", "Демография", "Жилье и городская среда".
В настоящее время финансирование мероприятий осуществляется в рамках реализации муниципальной программы "Развитие образования в муниципальном образовании "Город Саратов" на 2017-2020 годы".
В последующие годы планируется принятие соответствующих муниципальных программ, направленных на развитие сферы образования города.
Технико-экономические параметры существующих муниципальных объектов образования приведены в приложениях 1, 2 к Программе.
2.1.2. Физическая культура и массовый спорт
Согласно данным ежегодного статистического наблюдения, инфраструктуру физической культуры и спорта муниципального образования "Город Саратов" характеризуют следующие основные показатели:
количество спортивных сооружений - 812 ед. (из них муниципальных 596 ед.), в том числе:
- стадионов - 7 ед., из них муниципальных - 4 ед.;
- чаш плавательных бассейнов - 26 ед., из них муниципальных - 10 ед.;
- спортивных залов - 190 ед., из них муниципальных - 119 ед.;
- стрелковых тиров, лыжных баз, плоскостных и других сооружений спортивной инфраструктуры - 589 ед., из них муниципальных - 463 ед.
Основная часть муниципальных спортивных сооружений (более 80%) относится к спортивным залам и площадкам учреждений образования, остальная часть - объекты, находящиеся в ведении управления по физической культуре и спорту администрации муниципального образования "Город Саратов", а также объекты городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленные для занятий физической культурой и спортом.
Указом Президента Российской от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" предусмотрено увеличение до 70% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, что делает необходимым создание условий для всех категорий населения в части развития сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.
В последние годы наблюдается увеличение количества объектов спорта, а также улучшение их качественных характеристик. Введен в эксплуатацию лыжный стадион на 5-й Дачной в Ленинском районе, завершена реконструкция тренировочной площадки на стадионе "Авангард", выполнен капитальный ремонт плоскостных сооружений стадиона "Волга". Помимо этого, построенные в 2017-2018 годах МАОУ "Лицей "Солярис" в Кировском районе и новый корпус МОУ "Гимназии N 7" в пос. Юбилейный обладают современной спортивной инфраструктурой, включающей плавательный бассейн, спортивные залы и плоскостные спортивные сооружения, что позволяет использовать данные объекты для учебно-тренировочного процесса спортивных школ.
Вместе с тем, при общей положительной динамике развития спортивной инфраструктуры города ее анализ показывает, что значительная часть отдельно стоящих муниципальных спортивных сооружений, которая была введена в эксплуатацию около 40-50 лет назад, на данный момент нуждается в капитальном ремонте и реконструкции, например стадионы "Волга", "Спартак", "Торпедо" и др. Помимо этого, в ряде микрорайонов города (пос. Поливановка, пос. Жасминный, пос. Зональный, пос. Иволгино и др.) отдельно стоящие спортивные сооружения отсутствуют, что ограничивает доступность занятий физической культурой и спортом.
Исходя из минимально допустимого уровня обеспеченности в области физической культуры и спорта, определенного решением Саратовской городской Думы от 28 мая 2020 года N 67-536 "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "Город Саратов", обеспеченность города помещениями для занятий физической культурой и спортом (спортивными залами) превышает минимально допустимый уровень обеспеченности, однако обеспеченность плавательными бассейнами общего пользования составляет 33,1%, а плоскостными сооружениями - 5,2% от данного норматива.
На 01.01.2020 г. численность жителей города, систематически занимающихся физической культурой (секции, группы по видам спорта в спортивных школах, спортивных клубах, спортивные мероприятия), составляет 281131 человек, или 33,4% населения города в возрасте от 3 до 79 лет.
Общая численность детей и подростков, занимающихся спортом в муниципальных спортивных школах, в 2019 году составила 6220 человек по 28 видам спорта.
Ежегодно в муниципальном образовании проводится до 700 физкультурно-массовых и спортивных мероприятий по более чем 50 видам спорта, а также на территории города Саратова проводятся всероссийские и областные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Рост численности участников физкультурно-массовых и спортивных мероприятий достигается вследствие увеличения общего количества проводимых мероприятий, а также увеличения количества участников Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Финансирование мероприятий по развитию и совершенствованию муниципальной инфраструктуры физической культуры и спорта осуществляется в рамках муниципальных программ "Развитие физической культуры и массового спорта в муниципальном образовании "Город Саратов".
Перечень муниципальных отдельно стоящих объектов физической культуры и спорта, подведомственных управлению по физической культуре и спорту администрации муниципального образования "Город Саратов", представлены в приложении 3 к Программе.
2.1.3. Культура
Сеть учреждений культуры на территории муниципального образования "Город Саратов" включает 111 учреждений, из которых:
- 27 муниципальных учреждений дополнительного образования: детских музыкальных, художественных школ и школ искусств;
- 18 учреждений культурно-досугового типа, из них 12 муниципальных, 3 государственных, 3 частных;
- 11 профессиональных театров, из них 3 муниципальных, 4 областных, 4 частных;
- 49 библиотек, из них 46 библиотек в составе МУК "Централизованная библиотечная система", 3 областных библиотеки;
- 6 музеев, из них 1 муниципальный (МУК "Музей-усадьба Н.Г.Чернышевского"), 4 областных, 1 федеральный.
Функциональные особенности и специфика деятельности всех учреждений соответствует полномочиям по решению вопросов местного значения.
Фактическая обеспеченность учреждениями культуры от минимально допустимого уровня обеспеченности, определенного решением Саратовской городской Думы от 28 мая 2020 года N 67-536 "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "Город Саратов" (вступает в силу с 01.01.2021), составляет:
- учреждениями культурно-досугового типа - 6,2%;
- услугами муниципальных библиотек - 86,8%;
Фактическая обеспеченность музеями и профессиональными театрами превышает минимально допустимый уровень обеспеченности в 3 и 3,7 раза соответственно.
Основные проблемы в сфере культуры:
- недостаточный уровень обеспеченности населения учреждениями дополнительного образования и учреждениями культурно-досугового типа;
- отсутствие во вновь застраиваемых микрорайонах города учреждений дополнительного образования и учреждений культуры;
- количество мест в существующих учреждениях дополнительного образования и учреждениях культуры не обеспечивает существующую потребность населения в учреждениях культуры;
- расположение большинства учреждений в приспособленных зданиях и помещениях, не в полной мере соответствующих современным санитарно-гигиеническим нормативам, требованиям пожарной безопасности, организации предметно-пространственной среды и технической оснащенности.
Рост численности населения города влечет за собой острую необходимость в строительстве новых и современных учреждений культуры, в том числе многофункциональных культурных комплексов (МФКК), представляющих собой выразительный архитектурный комплекс из одного или нескольких зданий, предназначенных для различных видов культурного досуга, находящихся в пределах одной рекреационной территории (театральная сцена, кинозалы, библиотека, студии для занятий музыкой, танцами или изобразительным искусством).
Финансирование мероприятий по развитию и совершенствованию инфраструктуры сферы культуры планируется осуществлять в рамках муниципальной программы "Развитие культуры в муниципальном образовании "Город Саратов".
Технико-экономические параметры существующих муниципальных объектов культуры приведены в приложении 4 к Программе.
2.1.4. Здравоохранение
Сеть государственных учреждений здравоохранения на территории муниципального образования "Город Саратов" по состоянию на 01.01.2020 включает:
лечебно-профилактические медицинские организации 63 ед., в том числе:
- 12 больниц;
- 1 клиника;
- 8 диспансеров;
- 5 центров;
- 16 поликлиник;
- 5 специализированных больниц;
- 6 стоматологических поликлиник;
- 1 госпиталь;
- 1 дом ребенка;
- 1 санаторий;
- 2 медицинские организации скорой помощи;
- 5 медицинских организаций особого типа, в том числе - 4 центра и 1 бюро судебно-медицинской экспертизы.
Муниципальных медицинских организаций на территории города по состоянию на 01.01.2020 года нет.
3. Оценка нормативной правовой базы, необходимой для функционирования и развития социальной инфраструктуры
Высшим нормативным правовым актом Российской Федерации является Конституция Российской Федерации. Конституция содержит определение Российский Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Базовыми федеральными законами, регламентирующими деятельность в сфере развития социальной инфраструктуры страны, являются:
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ;
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ;
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ;
Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле";
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Подзаконные правовые акты:
постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642;
государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640;
государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302;
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26;
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189;
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26.
На уровне Саратовской области отношения в части развития социальной инфраструктуры регулируют:
Закон Саратовской области от 09.10.2006 N 96-ЗСО "О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области";
постановление Правительства Саратовской области от 25.12.2017 N 679-П "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области";
постановление Правительства Саратовской области от 29.12.2018 N 760-П "О государственной программе Саратовской области "Развитие образования в Саратовской области";
постановление Правительства Саратовской области от 03.10.2013 N 526-П "О государственной программе Саратовской области "Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики";
постановление Правительства Саратовской области от 20.11.2013 N 642-П "О государственной программе Саратовской области "Культура Саратовской области";
На уровне муниципального образования "Город Саратов" действуют следующие документы, определяющие развитие, в том числе, социальной инфраструктуры:
- решение Саратовской городской Думы от 31.01.2018 N 29-223 "О Генеральном плане муниципального образования "Город Саратов";
- решение Саратовской городской Думы от 28.05.2020 N 67-536 "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "Город Саратов" (вступает в силу с 01.01.2021);
- постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 3 октября 2016 года N 3093 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования в муниципальном образовании "Город Саратов" на 2017-2020 годы";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "от 13 октября 2016 года"
- постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 13 октября 2017 года N 2916 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие культуры в муниципальном образовании "Город Саратов" на 2018-2020 годы";
- постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 14 октября 2019 года N 2207 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие физической культуры и массового спорта в муниципальном образовании "Город Саратов" на 2020-2022 годы".
Таким образом, на федеральном, региональном, местном уровнях нормативно-правовая база, необходимая для функционирования социальной инфраструктуры, сформирована.
При этом в муниципальном образовании "Город Саратов" отсутствует утвержденная в установленном порядке Программа комплексного развития социальной инфраструктуры города.
4. Перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры
Перечень мероприятий по строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры представлен в приложении 5 к Программе.
Целевые показатели Программы представлены в приложениях 6, 7 к Программе.
5. Оценка объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры
Объем и источники финансирования мероприятий определяются по результатам разработки проектной документации и определения сметной стоимости объектов, включения объектов в государственные программы Российской Федерации, Саратовской области и муниципальные программы. Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленные сроки после принятия бюджетов всех уровней на очередной финансовый год и плановый период. Потребность в объемах финансирования на период реализации Программы рассчитана в ценах 2020 года.
Информация об объемах и источниках финансирования с разбивкой по годам реализации приведена в приложении 8 к Программе.
6. Оценка эффективности мероприятий, включенных в Программу
Оценка эффективности реализации мероприятий Программы осуществляется по итогам исполнения первого этапа с 2020 по 2025 годы и в целом после завершения ее реализации в 2030 году.
Эффективность реализации Программы определяется степенью достижения предусмотренных Программой значений целевых индикаторов.
7. Предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения деятельности в сфере проектирования, строительства, реконструкции объектов социальной инфраструктуры
Для успешного выполнения мероприятий Программы потребуется своевременная корректировка муниципальных программ: "Развитие образования в муниципальном образовании "Город Саратов", "Развитие культуры в муниципальном образовании "Город Саратов", "Развитие физической культуры и массового спорта в муниципальном образовании "Город Саратов", в том числе при утверждении бюджета муниципального образования на соответствующий год и плановый период, а также внесение изменений в решение Саратовской городской Думы "О Генеральном плане муниципального образования "Город Саратов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.