Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
города Владимира
от 18 декабря 2020 г. N 828
Муниципальная программа
"Повышение экологической безопасности на территории муниципального образования город Владимир"
31 марта 2021 г.
Раздел I изменен с 31 марта 2021 г. - Постановление администрации города Владимира от 31 марта 2021 г. N 666
I. Паспорт муниципальной программы
Раздел II изменен с 31 марта 2021 г. - Постановление администрации города Владимира от 31 марта 2021 г. N 666
II. Характеристика сферы реализации муниципальной программы
Экологическая безопасность - это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Экологическая безопасность и сохранение природных систем на территории муниципального образования город Владимир имеет приоритетное социальное и экономическое значение в реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Основными источниками, загрязняющими окружающую среду города, являются промышленность, автомобильный транспорт и другие антропогенные факторы.
Состояние атмосферного воздуха вызывает особую озабоченность горожан. Большое количество стационарных и передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сложный рельеф местности обусловливают в некоторых районах города высокий уровень загрязнения приземного слоя атмосферы.
Степень загрязнения атмосферы определяется по показателям валовых выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников, от передвижных источников загрязнения и данным наблюдений на стационарных постах Владимирским ЦГМС. С 2015 года за счет увеличения количества действующих предприятий наблюдается повышение выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников - с 5,82 тыс. тонн в 2015 году до 11,46 тыс. тонн в 2019 году.
Также негативным фактором, влияющим на увеличение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников загрязнения, является увеличение количества зарегистрированных автотранспортных средств всех типов. Выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта в 2019 году составили 41,05 тыс. тонн (в 2015 году - 36,3 тыс. тонн).
Уровень загрязнения воздуха на территории города по пяти приоритетным примесям оценивается как повышенный. За последние годы случаев высокого загрязнения и экстремально высокого загрязнения не наблюдалось.
Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха в любой точке города по всем загрязняющим веществам осуществляется компьютерным программно-аналитическим комплексом - сводным проектом нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух города Владимира.
Вода представляет собой основу существования всего живого на Земле.
Невозможно представить себе протекание любого биологического процесса при отсутствии воды, она необходима для всех форм жизни на Земле.
Основными источниками водоснабжения городского населения и промышленности города являются поверхностные воды рек Нерль и Клязьма, подземные воды Судогодского бассейна. Около 50% всего водопотребления составляет водоснабжение из артезианских скважин, расположенных в пойме реки Судогда.
В связи с изменением водохозяйственной обстановки на ряде предприятий, рациональным использованием воды населением, установкой приборов учета прослеживается динамика уменьшения забора воды из поверхностных и подземных водных источников.
Наметилась тенденция уменьшения объема сброса сточных вод и массы загрязняющих веществ в водные объекты. Так, в 2019 году в поверхностные водные объекты сброшено 28,33 млн. куб. м сточных вод (в 2015 году - 32,95 млн. куб. м).
С учетом развития темпов производства, ожидаемого роста строительства объектов жилищного, культурно-оздоровительного и промышленного назначения предполагается незначительное увеличение объема забора воды и сброса сточных вод.
С целью систематизации основных сведений о количественном составе водных объектов на территории города, их расположении, основных характеристиках проведена инвентаризация водных объектов. На территории муниципального образования город Владимир расположено более 130 водоемов (рек, озер, прудов) и 23 родника.
Гидрогеологические особенности города Владимира характеризуются обилием родников. При возникновении чрезвычайной ситуации они могут выступать как единственные источники питьевой воды для населения. С целью проведения комплексной оценки загрязнения воды подземных источников управление по охране окружающей среды ежегодно осуществляет мониторинг качества воды родников (проводится общехимическое и микробиологическое исследование).
Наиболее острой проблемой, способствующей ухудшению качества окружающей среды, является загрязнение территории отходами производства и потребления.
Данная проблема включает следующие взаимосвязанные аспекты:
- объем образованных отходов постоянно возрастает на душу населения и в абсолютных величинах;
- состав отходов усложняется, появляется все большее количество экологически опасных компонентов;
- экономика и управление отходами усложняется. Возрастает цена утилизации отходов. Сбор и переработка отходов требуют крупных инвестиций;
- рост объема промышленных и бытовых отходов превышает возможности регионального потенциала их обезвреживания, переработки и захоронения;
- не активно внедряются новые технологии по переработке отходов, включающие системы разделения;
- отношение населения к свалкам меняется и становится резко отрицательным.
Важным направлением государственного и муниципального регулирования обращения с бытовыми отходами должно стать сокращение объемов их захоронения. Это может быть достигнуто путем изменения сложившейся на территории города системы сбора, транспортировки и захоронения отходов, внедрения селективного (раздельного) сбора бытового мусора в местах его образования, сортировки ТКО с целью извлечения компонентов, являющихся вторичным сырьем, стимулированием создания перерабатывающих мощностей.
Опасность для окружающей среды представляют твердые коммунальные отходы, захороненные в не оборудованных местах в черте городов, а также промышленные отходы высоких классов опасности, включающие такие компоненты, как тяжелые металлы и высокотоксичные вещества. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду органами местного самоуправления принимаются меры по ликвидации несанкционированных и стихийных свалок, возникающих вокруг населенных пунктов, в ходе плановых месячников санитарной очистки населенных пунктов, а также целевых мероприятий по обращению с отходами.
Вся информация о выявленных и ликвидированных администрацией города Владимира несанкционированных свалках на территории муниципального образования город Владимир заносится на карту города в тематическом слое Геоинформационной системы Владимирской области "Свалки Владимирской области" в программе DUMPER.
Совместно с администрациями районов города Владимира в рамках проведения весенних и осенних месячников по санитарной очистке города, плановых мероприятий по уборке свалок в 2019 году обнаружено 63 несанкционированные свалки, из них ликвидировано 63, объем вывезенных отходов составил 5707 куб. м с площади 5,21 га.
В 2020 году проведены работы по рекультивация свалки ТБО в мкр. Оргтруд г. Владимира на основании проекта, разработанного ОАО "Пермгипроводхоз". По состоянию на 01.11.2020 рекультивация завершена, работы выполнены в полном объеме.
С 2011 года ведется мониторинг загрязнения почв в различных районах города Владимира (в парковых, промышленных зонах и транспортных развязках). Во всех трех категориях наблюдается загрязнение почвы свинцом и цинком, которые в окружающую среду поступают от автотранспорта. Так, только в городском парке культуры и отдыха из-за разрешения проезда автотранспорта по территории парка в 2017 году по сравнению с 2015 годом увеличилась концентрация в почве свинца в 2 раза. Аналогичная ситуация наблюдается и в других районах города Владимира особенно в местах больших транспортных развязок, таких как район гипермаркета "Лента" увеличение концентрации свинца в 2017 году в 5 раз и район реки Содышка увеличение концентрации свинца в более чем в 4 раза. В связи с этим необходимо осуществлять комплекс мер по мониторингу загрязнения почв на постоянной основе.
Зеленые насаждения способствуют созданию ландшафтного пейзажа города, определяет его эстетику. Зеленые насаждения очищают воздух от пыли, вредных газов, радиоактивных веществ, увлажняют его. В целях реализации данного направления деятельности высаживается древесно-кустарниковая растительность различных пород.
В соответствии с п. 9.8 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", в актуализированной редакции СНиП 2.07.01-89" суммарная площадь озелененных территорий общего пользования для крупнейших, крупных и больших городов составляет 16 кв. м на человека.
С 2015 года высажено около 2,6 тыс. зеленых насаждений, вследствие чего площадь озелененных территорий увеличилась на 22,5 тыс. кв. м.
В 2017 году были проведены работы по лесоустройству городских лесов на территории муниципального образования город Владимир.
По результатам проведенного в границах муниципального образования город Владимир лесоустройства совместно с УЗР необходимо осуществить ряд мероприятий по постановке лесных участков на кадастровый учет.
Важным условием, способствующим повышению экологической безопасности в городе, является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня, профессиональных навыков и знаний в области экологии. Низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны отнесен Экологической доктриной Российской Федерации к числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации.
Положительно зарекомендовала себя практика проведения общегородских массовых экологических мероприятий (Дни защиты от экологической опасности). Именно общественность может дать в России импульс развитию многих творческих начинаний, а совместными усилиями специалистов, общественности и государственных органов можно добиться значительных положительных результатов.
В городе действует молодежный экологический отряд, образована Владимирская областная молодежная общественная организация "Эколайф". Студенты вузов, организации привлекаются к акциям по благоустройству родников, санитарной очистке территории города, посадке зеленых насаждений, сохранению и восстановлению водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения.
Когда каждый житель посадит дерево, примет участие в экологической акции или в субботнике, только тогда и возникнет личная ответственность за сохранение природы. Только общими усилиями можно не допустить экологического кризиса и сделать окружающий нас мир чистым и комфортным.
Другим важным аспектом экологического воспитания и просвещения является обеспечение населения достоверной экологической информацией.
Проводимые мероприятия способствуют повышению экологической культуры населения и, как следствие, обеспечивают устойчивое качество окружающей среды на территории муниципального образования город Владимир.
Благодаря проводимой администрацией города Владимира экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в городе в настоящее время в целом является стабильной.
Однако проблемы в сфере охраны окружающей среды остаются, на решение которых направлена реализация Программы. К основным отрицательным факторам в настоящее время можно отнести:
- интенсивное использование и деградация природных экосистем, сокращение биологического разнообразия;
- изношенность технологического оборудования предприятий, магистральных трубопроводов и др., приводящая к возникновению потенциально опасных ситуаций с нанесением вреда окружающей среде;
- сохранение использования устаревших технологий, приводящих к увеличению количества образуемых отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- негативное антропогенное воздействие на водные объекты;
- увеличение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в результате роста количества автотранспорта;
- увеличение количества образуемых отходов, требующих переработки и утилизации;
- недостаточный учет экологических требований в градостроительном планировании;
- отсутствие экономических стимулов для внедрения малоотходных и безотходных технологий;
- влияние накопленного экологического ущерба от захоронения отходов;
- несоответствие нормативным показателям обеспеченности жителей города зелеными насаждениями;
- низкий уровень экологической культуры населения.
Итогом влияния перечисленных текущих и накопленных экологических проблем является угроза ухудшения качества окружающей среды, снижения качества жизни граждан.
В качестве стратегической цели предусматривается обеспечение экологической безопасности на территории муниципального образования город Владимир, что предполагает повышение защищенности компонентов природной среды от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
III. Приоритеты, цель и задачи муниципальной программы
Выбор приоритетов Программы определен Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30.04.2012, Государственной программой Владимирской области "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Владимирской области", утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от 22.10.2013 N 1194.
Исходя из целей государственной и региональной политики сформулирована цель Программы - повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем на территории муниципального образования город Владимир.
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
- задача N 1 - сохранение и поддержание в целостности природных систем;
- задача N 2 - формирование ответственного отношения населения города Владимира к окружающей природной среде;
- задача N 3 - создание эффективных механизмов управления в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Перечень мероприятий Программы по годам представлен в приложении N 1 к Программе.
Раздел IV изменен с 31 марта 2021 г. - Постановление администрации города Владимира от 31 марта 2021 г. N 666
IV. Механизм реализации муниципальной программы
Реализация Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Владимира, утвержденным постановлением администрации города Владимира от 22.01.2015 N 84.
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляет ее ответственный исполнитель - УООС.
Соисполнители Программы несут ответственность за своевременное и качественное решение поставленных задач, выполнение конкретных мероприятий, рациональное использование выделенных средств.
В случае необходимости внесения изменений в Программу соисполнитель готовит проект постановления администрации города Владимира и предоставляет его для согласования ответственному исполнителю Программы. Ответственный исполнитель Программы в течение 3 рабочих дней рассматривает предоставленный проект постановления администрации города Владимира и при необходимости организует внесение в него соответствующих изменений.
V. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет бюджетных средств (в разрезе финансируемых мероприятий) представлено в приложении N 2 к Программе, прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации Программы за счет всех источников финансирования представлена в приложении N 3 к Программе.
VI. Результативность муниципальной программы
Оценку результативности Программы планируется осуществлять в соответствии с показателями, представленными ниже.
1. Позиция города Владимира в рейтинге экологического развития среди городов Российской Федерации (итоговый рейтинг).
Подготовка ежегодного экологического рейтинга крупных городов России осуществляется силами подведомственных учреждений Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Министерство рассматривает рейтинг как стратегический инструмент, способствующий совершенствованию природоохранной деятельности в городах.
Методика оценки, разработанная Минприроды России, охватывает вопросы охраны окружающей среды и учитывает международные рекомендации и опыт аналогичных рейтингов для других стран и регионов. Рейтинг и Методика оценки соответствуют мировым аналогам и критериям Организации экономического сотрудничества и развития.
Методология составления рейтинга ежегодно усовершенствуется, уточняются определения используемых показателей и увеличивается число участников.
Итоги экологического рейтинга публикуются на сайте: http://www.mnr.gov.ru в III - IV квартале года, следующего за отчетным.
2. Площадь озелененных территорий кв. м на человека.
Расчет площади озелененных территорий рассчитывается следующим образом:
Sот = S : N, где:
Sот - суммарная площадь озелененных территорий общего пользования на человека (кв. м. на человека);
S - площадь озелененных территорий общего пользования на территории муниципального образования город Владимир (кв. м);
N - численность населения города Владимира (чел.).
3. Доля граждан, привлеченных к организации и проведению мероприятий, обеспечивающих экологически благоприятные условия жизни населения.
Расчет доли граждан, привлеченных к организации и проведению мероприятий, обеспечивающих экологически благоприятные условия жизни населения, рассчитывается следующим образом:
Y = Nпр / Nо x 100%, где:
Y - доля граждан, привлеченных к организации и проведению мероприятий, обеспечивающих экологически благоприятные условия жизни населения в течение отчетного периода (%);
Nпр - количество граждан, участвующих в общегородских, всероссийских субботниках в осенне-весенний период; экологических акциях и десантах по уборке территорий, водных объектов, высадке зеленых насаждений; выставках и конкурсах по экологической тематике в течение отчетного года (чел.);
Nо - общая численность населения города Владимира (чел.).
4. Доля ликвидированных мест размещения отходов к вновь выявленным несанкционированным местам размещения отходов.
Расчет доли ликвидированных мест размещения отходов к вновь выявленным несанкционированным местам размещения рассчитывается следующим образом:
Q = Nл / Nо x 100%, где:
Q - доля ликвидированных мест размещения отходов к вновь выявленным несанкционированным местам размещения (%);
Nл - количество ликвидированных мест несанкционированного размещения отходов в течение отчетного года (штук);
Nо - количество выявленных несанкционированных мест размещения отходов производства и потребления на территории муниципального образования город Владимир в течение отчетного года (штук).
5. Доля рецидивно образованных свалок в общем количестве ликвидированных свалок.
Расчет доли рецидивно образованных свалок в общем количестве ликвидированных свалок рассчитывается следующим образом:
Qр = Nр / Nл x 100%, где:
Qр - доля рецидивно образованных свалок в общем количестве ликвидированных свалок (%);
Nр - количество повторно образованных свалок на месте ранее ликвидированных в течение отчетного года (штук);
Nл - количество ликвидированных мест несанкционированного размещения отходов на территории муниципального образования город Владимир в течение отчетного года (штук).
Результативность Программы в целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) по годам по отношению к предыдущему году и нарастающим итогом к базовому году.
Указанные показатели результативности являются объективными, что обеспечит своевременную подготовку отчетности о ходе реализации Программы.
Реализация Программы при ее финансировании в полном объеме позволит достигнуть следующих результатов в 2025 году к уровню 2019 года:
- площадь озелененных территорий до нормативного показателя - 16 кв. м на человека;
- доля ликвидированных мест размещения отходов к вновь выявленным несанкционированным местам размещения отходов - до 100%;
- доля рецидивно образованных свалок в общем количестве ликвидированных свалок - до 1,42%;
- доля граждан, привлеченных к организации и проведению мероприятий, обеспечивающих экологически благоприятные условия жизни населения, - до 13,5%.
Сведения о составе и значениях целевых показателей (индикаторов) Программы приведены в приложении N 4 к Программе.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Перечень мероприятий программы |
|
Содержание Постановление администрации города Владимира от 18 декабря 2020 г. N 828 "Об утверждении муниципальной программы "Повышение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.