Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу ФАС России
от 29.09.2020 N 916/20
Методические рекомендации
об организации наставничества в ФАС России
Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации об организации наставничества в Федеральной антимонопольной службе (далее - Методические рекомендации) определяют цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества в Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России) и условия стимулирования государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - гражданские служащие), осуществляющих наставничество (далее - наставники), с учетом оценки результативности их деятельности.
2. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность по оказанию помощи государственным гражданским служащим, в отношении которых осуществляется наставничество (далее - гражданский служащий), в профессиональном развитии, по оперативному вхождению в исполнение должностных обязанностей, самостоятельному исполнению служебных обязанностей, повышению заинтересованности в высокой результативности профессиональной служебной деятельности.
3. Наставничество является кадровой технологией, направленной на передачу знаний, навыков и умений от более квалифицированного гражданского служащего менее квалифицированному, а также содействие обеспечению профессионального становления, адаптации и развития гражданских служащих.
4. Наставничество представляет собой деятельность начальников структурных подразделений ФАС России, наиболее опытных гражданских служащих этих подразделений, хорошо знакомых с типовыми процедурами, по оказанию помощи гражданским служащим, в отношении которых осуществляется наставничество, в профессиональном развитии, по вхождению в исполнение должностных обязанностей, по самостоятельному выполнению служебных обязанностей, по повышению заинтересованности в высокой результативности профессиональной служебной деятельности.
5. Участниками наставничества являются:
- гражданский служащий, поступивший впервые на гражданскую службу, или гражданский служащий, имеющий стаж гражданской службы, впервые поступивший в ФАС России;
- наставник: гражданский служащий, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество;
- руководитель структурного подразделения ФАС России;
- заместитель руководителя ФАС России;
- начальник Управления государственной службы.
II. Цели и задачи наставничества
6. Наставничество на гражданской службе осуществляется лицами, имеющими значительный опыт работы в определенной сфере, в целях содействия профессиональному развитию гражданских служащих, направленному на формирование знаний и умений, необходимых для обеспечения служебной деятельности на высоком профессиональном уровне, и воспитания добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей.
7. Задачами наставничества являются:
а) повышение информированности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, о направлениях и целях деятельности государственного органа, стоящих перед ним задачах, а также ускорение процесса адаптации гражданского служащего, поступившего впервые на гражданскую службу, или гражданского служащего, имеющего стаж гражданской службы, впервые поступившего в данный государственный орган;
б) развитие у гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, умений самостоятельно, качественно и своевременно исполнять возложенные на него должностные обязанности и поддерживать профессиональный уровень, необходимый для их надлежащего исполнения;
в) повышение мотивации гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, к надлежащему исполнению должностных обязанностей, эффективной и долгосрочной профессиональной служебной деятельности.
8. К совершенствованию механизмов наставничества могут привлекаться советы наставников, представители общественных советов, ветеранских и иных организаций.
9. Наставничество является для гражданского служащего особо важным и сложным заданием.
III. Организация наставничества
10. На бланке заявления о назначении на должность лица, в отношении которого будет осуществляться наставничество, указывается наставник, а также срок осуществления наставничества (приложение N 1).
11. Срок наставничества устанавливается начальником структурного подразделения в зависимости от степени профессиональной и должностной подготовленности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество.
Срок наставничества рекомендуется устанавливать на период испытания гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество.
Начальник структурного подразделения может направить представителю нанимателя предложение о замене наставника в случаях временной нетрудоспособности наставника в течение длительного срока или его длительной служебной командировки, а также возникновения иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества. Срок наставничества при этом не меняется.
В случае, если гражданскому служащему не установлен срок испытания, период осуществления наставничества не должен превышать один год.
Наставничество прекращается до истечения установленного срока в случае назначения гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную должность гражданской службы в том же или в другом государственном органе или его увольнения с гражданской службы.
12. Наставник назначается из числа наиболее авторитетных, опытных и результативных гражданских служащих. У наставника не должно быть дисциплинарного взыскания или взыскания за коррупционное правонарушение, а также в отношении него не должна проводиться служебная проверка.
13. Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, не может являться наставником.
14. Наставник одновременно может осуществлять наставничество в отношении не более чем 2 гражданских служащих.
15. Наставник может замещать не только более высокую должность гражданской службы по отношению к наставляемому, но и равнозначную, а также более низкую должность гражданской службы по отношению к наставляемому в зависимости от влияющих на цели наставничества характера и специфики исполняемых им должностных обязанностей.
16. Назначение наставников происходит на добровольной основе с обязательного согласия гражданского служащего, назначаемого наставником и с согласия гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество.
IV. Руководство наставничеством
17. Ответственность за организацию наставничества в конкретном структурном подразделении несет начальник этого структурного подразделения, который:
- определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, а также от объема выполняемой работы;
- определяет срок наставничества в зависимости от установленного ему испытательного срока и уровня профессиональной подготовки гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество;
- определяет кандидатуру наставника, осуществляет контроль его деятельности и деятельности закрепленного за ним гражданского служащего, в отношении которого осуществляется процедура наставничества, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству;
- создает необходимые условия для совместной работы наставника и гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество;
- на рабочих совещаниях структурного подразделения периодически рассматривает вопросы наставничества;
- проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества в Управление государственной службы.
18. Управление государственной службы осуществляет организационное сопровождение процесса наставничества.
V. Права и обязанности наставника
19. В соответствии с примерным Индивидуальным планом по наставничеству (приложение N 2), наставник составляет перечень мероприятий, необходимых для осуществления наставничества, исходя из потребности в профессиональных навыках, знаниях и умениях гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, а также в соответствии с уровнем его начальной подготовки и опыта работы.
Наставнику следует руководствоваться рекомендациями, изложенными в Памятке наставнику (приложение N 3).
Наставник обязан:
- содействовать ознакомлению с должностными обязанностями гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы ФАС России, в выполнении распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью;
- обеспечить изучение гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей;
- оказывать индивидуальную помощь в изучении текущего законодательства, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов ФАС России, в овладении практическими приемами и способами качественного выполнения служебных заданий и поручений;
- выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в служебной деятельности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество;
- совместно с гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество исполнять отдельные поручения и должностные обязанности;
- быть требовательным, своевременно и принципиально реагировать на проявления недисциплинированности;
- проявлять чуткость и внимательность, в корректной форме давать оценку результатам работы гражданского служащего, терпеливо и тактично помогать в преодолении имеющихся недостатков;
- личным примером развивать положительные качества гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, при необходимости корректировать его поведение;
- еженедельно докладывать начальнику структурного подразделения о процессе адаптации гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, его результатах профессионального становления, дисциплине и поведении;
- составлять Отзыв о результатах наставничества (приложение N 4);
20. Наставнику запрещается требовать от гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом данного гражданского служащего.
21. Наставник имеет право:
а) принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с исполнением должностных обязанностей гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, с его непосредственным руководителем;
б) давать гражданскому служащему рекомендации, способствующие выработке практических умений по исполнению должностных обязанностей;
в) разрабатывать индивидуальный план мероприятий по наставничеству;
г) контролировать своевременность исполнения гражданским служащим должностных обязанностей.
VI. Права и обязанности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество
22. Гражданский служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, обязан:
- изучить требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов ФАС России, определяющих права и обязанности гражданского служащего, вопросы прохождения службы и профессиональной подготовки;
- изучить свои должностные обязанности, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в ФАС России;
- выполнить мероприятия по наставничеству;
- выполнить указания и рекомендации наставника, связанные с изучением порядка исполнения должностных (служебных) обязанностей, учиться у него практическому решению поставленных задач;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения служебных задач и поручений; совместно с наставником устранять допущенные ошибки;
- сообщить наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных должностных (служебных) обязанностей;
- проявить дисциплинированность, организованность и ответственность в работе;
- с достоинством вести себя на службе и вне службы, активно участвовать в общественной жизни коллектива.
23. Гражданский служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
а) обращаться по мере необходимости к наставнику за профессиональным советом для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей;
б) принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством, с непосредственным руководителем и наставником;
в) представлять непосредственному руководителю обоснованное ходатайство о замене наставника.
В целях проведения всесторонней оценки деятельности наставника гражданскому служащему, в отношении которого осуществляется наставничество, может быть предложено заполнить формализованный отчет о процессе прохождения наставничества и работе наставника (приложение N 5 к Программе).
VII. Завершение наставничества, стимулирование работы наставника
24. Наставник представляет непосредственному руководителю гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, отзыв о результатах наставничества не позднее 2 служебных дней со дня завершения срока наставничества.
25. Отзыв о результатах наставничества, подготовленный и подписанный наставником, после ознакомления с ним непосредственного руководителя гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, а также формализованный отчет гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, передаются в Управление государственной службы не позднее 5 служебных дней со дня завершения срока наставничества.
26. Отзыв о результатах наставничества приобщается к личному делу гражданского служащего в соответствии с пунктом 22 единой методики прохождения испытания на государственной гражданской службе Российской Федерации в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2020 г. N 9.
27. Результатами эффективной работы наставника считаются:
- освоение и использование гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания в служебной деятельности;
- положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность в служебной деятельности;
- самостоятельность гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
- дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью.
28. Результаты работы наставника учитываются при представлении его к присвоению классного чина, продвижении по службе, материальном и нематериальном стимулировании, проведении аттестации.
29. Наставники, показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением представителя нанимателя к следующим видам нематериального поощрения:
- награждение грамотой Федеральной антимонопольной службы "Почетный наставник";
- внесение предложения о рекомендации по результатам аттестации к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
- внесение предложения о назначении на вышестоящую должность;
- направление наставника на мероприятия по профессиональному развитию в целях совершенствования его профессиональных и личностных качеств;
- присвоение звания "Лучший наставник года Федеральной антимонопольной службы" по результатам ежегодного конкурса на звание "Лучший наставник года Федеральной антимонопольной службы".
30. Управление государственной службы организует проведение конкурса на звание "Лучший наставник года Федеральной антимонопольной службы" в соответствии с приказом ФАС России от 24.03.2016 N 349/16 "Об утверждении Положения о проведении конкурса на звание "Лучший наставник года Федеральной антимонопольной службы".
<< Назад |
Приложение >> N 1. Заявление |
|
Содержание Приказ Федеральной антимонопольной службы от 29 сентября 2020 г. N 916/20 "Об организации наставничества" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.