Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Избирательной комиссии
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 21 декабря 2020 г. N 163/1610-6
Информация
о практике работы Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа, территориальных органов федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления по осуществлению регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2020 году
В настоящее время нормативной правовой основой функционирования Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) являются:
1. Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ);
2. Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденное постановлением ЦИК России от 6 ноября 1997 года N 134/973-II (далее - Положение);
3. Регламент использования подсистемы "Регистр избирателей, участников референдума" Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", утвержденный постановлением ЦИК России от 26 марта 2014 года N 223/1437-6 (далее - Регламент);
4. постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 апреля 2014 года N 48-ПГ "О мерах по реализации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации";
5. постановление Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 апреля 2014 года N 82/675-5 "Об обеспечении функционирования Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа";
6. постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 сентября N 1008-П "Об уполномоченном органе".
Кроме того, во всех муниципальных районах, муниципальных и городских округах автономного округа приняты соответствующие решения органами местного самоуправления, направленные на исполнение данных нормативных актов.
В рамках работы по изучению практики осуществления регистрации (учета) избирателей, участников референдума, проводимой Избирательной комиссией автономного округа, ежегодно обобщается и анализируется информация по данному вопросу.
С этой целью Избирательной комиссией Ямало-Ненецкого автономного округа были направлены в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, военному комиссару Ямало-Ненецкого автономного округа, Управление судебного департамента в Ямало-Ненецком автономном округе, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу запросы о предоставлении информации о наличии возможных расхождений в количестве сведений о гражданах Российской Федерации для формирования и ведения Регистра избирателей, участников референдума Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - Регистр избирателей), предоставленных главами муниципальных районов, муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе по актам приема-передачи.
Из полученных ответов не выявлено значительных расхождений в количестве сведений о гражданах Российской Федерации, переданных главами муниципальных районов, муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе по актам приема-передачи в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа.
Из полученных сведений следует, что регистрация (учет) избирателей, участников референдума на территории автономного округа осуществляется в соответствии с Положением и иными нормативными правовыми актами.
В то же время в отдельных случаях у участников Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации возникают сложности, связанные с наличием неоднократной регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства на территории различных муниципальных образований, субъектов Российской Федерации. Это происходит, как правило, из-за возникающих задержек (до нескольких месяцев) в передаче сведений о регистрации гражданина Российской Федерации по новому месту жительства в подразделение по вопросам миграции территориальных органов Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по старому месту жительства для снятия гражданина с регистрационного учета. Поэтому работа по уточнению информации о дважды и более раз учтенных избирателях, участниках референдума (далее - "двойники") является одной из основных в настоящее время. В соответствии с законодательством Российской Федерации сведения об указанных избирателях, участниках референдума ежеквартально выявляются на комплексах средств автоматизации (далее - КСА) Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы") территориальных избирательных комиссий в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - ТИК), Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и направляются через глав муниципальных районов, муниципальных и городских округов в территориальные органы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу для их уточнения.
После внесения изменений в Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей в 2018 году (постановление ЦИК России от 7 февраля 2018 года N 138/1139-7), направленных на сокращение количества "двойников", продолжилась работа по исправлению некорректных сведений, в том числе повторяющихся записей об избирателях в Регистре избирателей.
С начала 2020 года применяется практика ежеквартальной передачи сведений о "двойниках", выявленных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Как показал анализ данной работы, общее количество "двойников" в Регистре избирателей в 2020 году, благодаря этому, уменьшилось с начала года. По состоянию на 1 октября 2020 года в Регистре избирателей находилось 2990 "двойников", что на 634 человека меньше в сравнении с их количеством по состоянию на 1 января 2020 года (приложение N 1).
Главам муниципальных районов, муниципальных и городских округов в автономном округе необходимо взять под особый контроль работу по уточнению информации о дважды и более раз учтенных избирателях, участниках референдума для дальнейшего исключения их из списков избирателей совместно с соответствующими органами регистрационного учета граждан Российской Федерации.
В целях совершенствования регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в связи с организацией подготовки и проведения 19 сентября 2021 года выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа было подписано распоряжение от 16 ноября 2020 года N 347-Р "О мерах по уточнению сведений об избирателях, участниках референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", которым был утвержден план мероприятий.
На основании данного распоряжения главы муниципальных районов, городских и муниципальных округов в Ямало-Ненецком автономном округе подготовили и утвердили аналогичные планы мероприятий по уточнению сведений об избирателях, участниках референдума на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии с утвержденным планом была организована и проведена сверка сведений об избирателях, участников референдума, содержащихся в базах данных Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа и Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Несмотря на то, что главы муниципальных районов, муниципальных и городских округов постоянно должны осуществлять контроль правильности ввода в базу данных сведений, поступивших в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округов, в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 апреля 2014 года N 82/675-5 "Об обеспечении функционирования Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", по результатам сверки были выявлены записи, сведения по которым расходились, в следствие чего до 14 декабря 2020 года было направлено 145 244 сведений в территориальные органы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу для их уточнения, проверки и актуализации.
По итогам сверки 13 845 уточненных сведений об избирателях переданы главами муниципальных районов, муниципальных и городских округов в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа для ввода в Регистр избирателей, участников референдума.
Избирательной комиссией автономного округа также был проведен анализ в части уточнения сведений об избирателях, использующих в качестве документа, удостоверяющего личность, паспорт гражданина СССР. По состоянию на 1 октября 2020 года в базе данных имеются сведения о трех таких гражданах (приложение N 2). Главе города Ноябрьска и Главе Тазовского района совместно с территориальными органами Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу рекомендуется провести разъяснительную работу среди граждан Российской Федерации, использующих в качестве документа, удостоверяющего личность, паспорт гражданина СССР, о необходимости замены паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации.
Кроме того, на территории автономного округа продолжается работа по реализации положений Федерального закона от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 5242-1) в части регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации, относящегося к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статьи 6.1 Федерального закона N 5242-1 регистрация таких избирателей осуществляется в одном из поселений (по выбору данного гражданина), находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина, по адресу местной администрации указанного поселения с учетом перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. По состоянию на 1 октября 2020 года на территории автономного округа 1733 избирателя имеют адрес места жительства "Тундра" (приложение N 3). В целях исполнения требований Федерального закона N 5242-1 органам местного самоуправления Приуральского, Тазовского и Ямальского районов необходимо активизировать информационно-разъяснительную работу с данной категорией избирателей.
Всего с 1 января 2020 года в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа от глав муниципальных округов, муниципальных районов, городских округов поступило в обобщенном виде 23 568 сведений о регистрации граждан, 23 238 - о снятии с регистрационного учета граждан, 4 234 - о выдаче паспорта, 12 885 - о замене паспорта.
С 2018 года изменен порядок представления сведений главам местных администраций о государственной регистрации актов гражданского состояния, включая сведения о смерти граждан. Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2018 года N 1008-П департамент информационных технологий и связи Ямало-Ненецкого автономного округа определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - уполномоченный орган) на получение из федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и сведений о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния и их передачу органам социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа, главам (главам местных администраций) городских округов и муниципальных районов в Ямало-Ненецком автономном округе.
Уполномоченным органом заключены соглашения с главами муниципальных округов, муниципальных районов, городских округов в автономном округе о предоставлении сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния и сведений о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния.
В свою очередь главы муниципальных округов, муниципальных районов, городских округов представляли сведения о регистрации смерти граждан, достигших 14 лет, в порядке и по форме, установленным Положением. Сведения представлялись на машиночитаемом и бумажном носителях. В 2020 году в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа поступило 2 302 таких сведения. В отличие от 2019 года данные поступили в полном объеме и без задержек.
В соответствии с директивой генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации N ДГШ-37 от 15 июля 2004 года призыв граждан на военную службу на территории автономного округа осуществляется один раз в год, с 1 октября по 31 декабря.
На территории автономного округа сведения о призыве на военную службу представлялись регулярно военным комиссариатом Ямало-Ненецкого автономного округа главам муниципальных округов, муниципальных районов, городских округов по форме, установленной Положением. Сведения о поступивших в 2020 году в военные учебные заведения в Избирательную комиссию автономного округа не направлялись, хотя имеется 12 поступивших в военные учебные заведения (приложение N 4).
Глава Пуровского района представил сведения о призванных на военную службу в 2019 году в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа в октябре 2020 года.
На территории автономного округа сведения о гражданах, поступивших отбывать наказание в места лишения свободы по приговору суда, представлялись главам администраций органами уголовно-исполнительной системы регулярно и по форме, установленной Положением. Порядок предоставления сведений о лицах, отбывающих наказание в виде лишения свободы, определен пунктом 8 постановления Избирательной комиссии автономного округа от 17 апреля 2014 года N 82/675-5 "Об обеспечении функционирования Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
Сведения направлялись Главе Приуральского района и Главе города Лабытнанги - передано 439 сведений о совершеннолетних гражданах, поступивших отбывать наказание в виде лишения свободы по приговору суда. На территории других муниципальных образований автономного округа исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2.11 Положения суд, приняв решение о признании гражданина недееспособным, а также решение о признании дееспособным гражданина, ранее признанного судом недееспособным, сообщает о принятом решении главе местной администрации. В 2020 году в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа поступила информация о 37 лицах, признанных решением суда недееспособными. От судов, расположенных на территории Красноселькупского, Пуровского, Шурышкарского, Ямальского районов и городов: Лабытнанги, Новый Уренгой, Ноябрьск, Салехард, Губкинский указанные уведомления поступили в неполном объеме или со значительной задержкой (информация получена от Управления судебного департамента в Ямало-Ненецком автономном округе).
Порядок осуществления главами местных администраций контроля правильности ввода в базу данных сведений, поступивших в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа, установлен пунктом 7 постановления Избирательной комиссии автономного округа от 17 апреля 2014 года N 82/675-5 "Об обеспечении функционирования Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа". По поступившим актам замечаний по вводу в базу данных сведений об избирателях не выявлено.
В соответствии с пунктом 2.6 постановления Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 апреля 2014 года N 82/675-5 "Об обеспечении функционирования Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" сведения о переименовании населенных пунктов, улиц, изменении и присвоении новых адресов жилых домов должны передаваться в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа. Необходимо отметить, что в 2020 году сведения о переименовании населенных пунктов, улиц, изменении и присвоении новых адресов жилых домов в Избирательную комиссию автономного округа не поступили от глав Пуровского, Тазовского и Ямальского районов. Главам Пуровского, Тазовского и Ямальского районов рекомендуется до 30 декабря 2020 года представить в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа информацию об имеющихся в 2020 году случаях переименования населенных пунктов, улиц, изменениях и присвоениях новых адресов жилых домов.
Для эффективного использования цифровых сервисов по информированию избирателей на портале ЦИК России в январе 2020 года ЦИК России был осуществлен анализ адресного пространства Регистра избирателей ГАС "Выборы", в результате которого было поручено провести в субъектах Российской Федерации полную сверку адресов места жительства избирателей.
В результате проведенной Избирательной комиссией Ямало-Ненецкого автономного округа полной сверки адресов места жительства избирателей были выявлены избиратели, имеющие регистрацию в снесенных домах (квартирах). Главам муниципальных округов, муниципальных районов направлены письма с просьбой провести работу по снятию с регистрационного учета данных граждан.
Снятие с регистрационного учета избирателей, имеющих регистрацию в снесенных домах (квартирах), проведено в полном объеме в Надымском районе, частично в Шурышкарском, Ямальском и Красноселькупском районах. В Тазовском районе при наличии наибольшего количества вышеуказанных избирателей снятие с регистрационного учета практически не проводится.
По состоянию на 1 октября 2020 года в базе данных Регистра избирателей ГАС "Выборы" Ямало-Ненецкого автономного округа числится 907 избирателей, зарегистрированных в снесенных домах (квартирах) (приложение N 5)
На основании пункта 4.1 Положения установление численности зарегистрированных на территории автономного округа избирателей, участников референдума осуществляется по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории автономного округа, по состоянию на 1 января 2020 года составила 360 891 избиратель, по состоянию на 1 июля 2020 года составила 363 161 избиратель (приложение N 6).
Разница в численности зарегистрированных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля составляет 2 270 избирателей. Расхождений с официально утвержденными данными о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального округа, муниципального района, городского округа по состоянию на 1 января и 1 июля 2020 года, с данными, содержащимися в Регистре избирателей не установлена.
Сведения о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории автономного округа, своевременно размещались на сайте Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение трех дней после их направления в ЦИК России.
Работники Аппарата Избирательной комиссии автономного округа, выполняющие функции системных администраторов КСА ТИК ГАС "Выборы", в ежедневном режиме осуществляли формирование и ведение Регистра избирателей в соответствии с Положением и Регламентом.
Поступающие сведения от глав муниципальных округов, муниципальных районов, городских округов учитываются в специальном журнале и незамедлительно вводятся в Регистр избирателей. Изменения соответствующего территориального фрагмента базы данных ежеквартально передаются из КСА ТИК на КСА Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа. Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа также ежеквартально представляет на КСА ЦИК России сведения об изменениях регионального фрагмента базы данных Регистра избирателей.
В соответствии с Положением Регистр избирателей используется для образования избирательных округов, избирательных участков, определения границ частей территорий, для подготовки списков избирателей, участников референдума, для проверки достоверности персональных данных избирателей, участников референдума, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, для проверки достоверности персональных данных, указываемых гражданами при осуществлении добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, фонды референдума, а также пожертвований политическим партиям и их региональным отделениям, для проверки достоверности персональных данных членов избирательных комиссий и граждан, включенных в резерв составов участковых избирательных комиссий.
Кроме того, Регистр избирателей используется для формирования списков кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Избирательной комиссии автономного округа от 31 июля 2017 года N 45/445-6 "Об утверждении Порядка передачи персональных данных об избирателях главам (главам администраций) муниципальных районов, городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе для составления списка и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования". В 2020 году Избирательная комиссия автономного округа своевременно направила сформированные списки кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с поступившими запросами.
Основным критерием оценки качества работы избирательных комиссий, органов регистрационного учета населения и органов местного самоуправления по регистрации (учету) избирателей, участников референдума, формированию и ведению Регистра, составлению и уточнению списков избирателей является полнота и достоверность содержащихся в списке избирателей сведений.
В связи с этим Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа регулярно проводит анализ изменения численности избирателей в ходе подготовки и проведения выборов.
Основной категорией избирателей, включаемых в список избирателей дополнительно в день голосования на основании регистрации по месту жительства на территории избирательного участка, являются вновь прибывшие избиратели или сменившие адрес места жительства. Поэтому при подготовке и проведении выборов актуальным является проведение информационно-разъяснительной работы органами местного самоуправления, избирательными комиссиями среди избирателей на территории муниципальных образований о необходимости проверить сведения о себе в списках избирателей, в том числе с помощью цифровых сервисов для участников избирательного процесса на официальном сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (www.cikrf.ru) и на официальном интернет-портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru).
На основании пункта 3.11 Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденного постановлением ЦИК России от 6 ноября 1997 года N 134/973-II, Избирательная комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа 21 декабря 2020 года приняла решение о разрешении территориальным избирательным комиссиям изъять из опечатанных мешков или коробок списков избирателей, используемых на выборах депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа седьмого созыва, и использование содержащейся в них информации об избирателях для уточнения Регистра избирателей. До 29 декабря 2020 года уточненная информация об избирателях будет направлена в Избирательную комиссию Ямало-Ненецкого автономного округа для ввода в Регистр избирателей, что, несомненно, положительно скажется на качестве сведений, содержащихся в Регистре.
Всего за период подготовки и проведения выборов, состоявшихся в 2020 году, в избирательные комиссии заявлений по вопросам составления списков избирателей не поступило.
На основании анализа практики регистрации (учета) избирателей в автономном округе, составления и уточнения списков избирателей можно сделать вывод, что к настоящему времени избирательным комиссиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, участвующим в Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, удалось добиться хорошего качества работы по учету избирателей, участников референдума, формированию и ведению Регистра, составлению и уточнению списков избирателей.
Вместе с тем, с целью подготовки к проведению предстоящих выборов в 2021 году главам муниципальных округов, муниципальных районов, городских округов автономного округа, Избирательной комиссии автономного округа необходимо провести работу по устранению недостатков в осуществлении регистрации (учета) избирателей участников, референдума на территории автономного округа, учесть положительный опыт, принять меры по поддержанию территориальных фрагментов регистра избирателей, участников референдума в актуальном состоянии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.