Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Управления по охране
окружающей среды и природным
ресурсам Республики Адыгея
от 23 декабря 2020 г. N 330-к
Обобщение
и анализ правоприменительной практики Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея при осуществлении регионального государственного экологического надзора за 2020 год
1. Сведения о состоянии соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований
В соответствии с региональным реестром объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС), на территории Республики Адыгея на учете стоят 683 объекта НВОС подлежащих региональному государственному экологическому надзору, хозяйствующая и предпринимательская деятельность на которых осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Из них 19 присвоена 2 категория объекта НВОС, 402 объектам - 3 категория и 262 объектам - 4 категория.
Планом проверок юридических лиц в 2020 году органом прокуратуры согласовано проведение 7 плановых проверок в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора, что на 12,5% ниже по сравнению с показателями 2019 года (8 плановых проверок).
Формирование плана проверок в рамках осуществления государственного экологического надзора проводилось с учетом риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 438 от 03.04.2020 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" проведение внеплановых проверок в отношении индивидуальных предпринимателей не представляется возможным. Таким образом 5 из 7 плановых проверок было отменено.
Выявлением нарушений природоохранного законодательства завершилось 2 плановые проверки из 2 завершенных в отчетный период проверок, что составляет 100% от общего числа фактически проведенных плановых проверок. По итогам проведения плановых проверок выявлено 2 нарушения природоохранного законодательства. К административной ответственности привлечено 2 должностных лица. Общая сумма штрафных санкций составила 15 тыс. рублей. Выдано 1 представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Государственными инспекторами в 2020 году внеплановые проверки не проводились. В 2019 году внеплановые проверки также не проводились.
По результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий инспекторами Управления в 2020 году возбуждено 390 административных дела в части нарушений природоохранного законодательства, сумма наложенных штрафов 22 385 400 руб., добровольно оплачено на сумму - 3 077 000 (данные на 01.12.2020), выдано 82 предупреждения по результатам возбужденных административных дел. По итогам 2019 года - вынесено 328 постановлений и наложено административных штрафов на сумму 5 363 700 руб. Добровольно оплачено 2 488 000 руб.
В 2020 году поступило 297 обращений граждан и должностных лиц по вопросам нарушений природоохранного законодательства (в аналогичный период 2019 года - 261 обращение).
Наиболее распространенным нарушением, выявляемым при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия, являются нарушения, связанные с несанкционированным размещением отходов производства и потребления.
Анализ причин возникновения нарушений природоохранных требований показывает, что основными из них являются:
- недостаточный уровень правовых знаний и правовой культуры руководителей и должностных лиц организаций;
- отсутствие четко проработанного и эффективного механизма, стимулирующего хозяйствующие субъекты к безусловному соблюдению обязательных требований.
2. Анализ практики проведения контрольно-надзорных мероприятий, в том числе ее единообразия
Контрольно-надзорные мероприятия проводятся в форме плановых и внеплановых выездных проверок, мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в виде плановых (рейдовых) осмотров, обследований объектов надзора. Контрольно-надзорные мероприятия носят единообразный характер. Единообразие проведения проверок обеспечивается соблюдением типовой формы распоряжения о проведении проверки и неукоснительным выполнением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", административных регламентов и распоряжений о проведении проверки.
Ежегодный план проведения проверок исполнен на 100% (в аналогичный период 2019 года - 100%).
Доля проверок, результаты которых признаны недействительными - 0% (в 2019 - 0%).
Доля проверок, проведенных с нарушением требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых, должностные лица Управления, осуществившие такие проверки, привлечены к ответственности - 0% (в 2019 году - 0%).
Внеплановые проверки по фактам нарушения обязательных требований, с которыми связано причинения вреда жизни и здоровью граждан вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не проводились - 0% (в 2019 году - 0).
Результаты проведения контрольно-надзорных мероприятий показывают, что проблема соблюдения обязательных требований в природоохранной сфере связано с низким уровнем правовой грамотности должностных лиц организаций, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты НВОС.
3. Анализ практики направлений предостережений о нарушении обязательных требований и проведения иных профилактических мероприятий
Учитывая результаты проведения мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями расширена практика направлений предостережений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о недопустимости нарушения обязательных требований; на регулярной основе готовятся и размещаются на сайте Управления обзоры правоприменительной практики; проводятся информативные и обучающие мероприятия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, организован контроль за подготовкой должностных лиц, непосредственно осуществляющих профилактические мероприятия и взаимодействие с подконтрольными субъектами, проведением методических занятий по подготовке подконтрольных субъектов к плановым проверкам.
Целями проведения профилактических мероприятий, проводимых Управлением являются:
- предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) природоохранного законодательства;
- создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- повышение прозрачности контрольно-надзорной деятельности;
- снижение административных и финансовых издержек при проведении контрольно-надзорных мероприятий;
- предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- мотивация к добросовестному исполнению обязательных требований;
- разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.
Проведение Управлением профилактических мероприятий направлено на решение следующих задач:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований;
- установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенного им уровня риска (класса опасности), проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
- определение перечня видов и сбора статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;
- повышение квалификации инспекторского состава Управления;
- формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
- инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов (объектов) и оценка состояния подконтрольной сферы;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.
4. Анализ практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных в результате проведения контрольно-надзорных мероприятий
Всего по фактам выявленных нарушений приняты меры в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. К нарушителям применены меры административной ответственности - назначены административные наказания в виде предупреждения - 87 (в аналогичный период 2019 года - 30); в виде административного штрафа - 283 (в аналогичный период 2019 года - 293), на общую сумму - 22 385 400 рублей (в аналогичный период 2019 года - 5 363 700 руб.).
В целях снижения административной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях, выявленных в ходе контрольно-надзорной деятельности активно применяется предусмотренный законом механизм замены административного штрафа на предупреждение, в случаях, когда такая санкция статьей КоАП Российской Федерации или регионального закона не предусмотрена.
Основанием для замены административного штрафа на предупреждение является статья 4.1.1 КоАП РФ, в соответствии с которой, субъектам малого и среднего предпринимательства, индивидуальным предпринимателям, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
Замена административного штрафа на предупреждение осуществляется при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, а именно при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
При применении указанной нормы учитывается, что отсутствие угрозы причинения вреда должно быть очевидным.
5. Анализ практики обжалования решений, действий (бездействий) Управления в досудебном и судебном порядке
Решения, действия (бездействия) должностных лиц Управления при осуществлении регионального государственного экологического надзора в досудебном и судебном порядке обжаловались. В 2020 года обжаловано 48 постановлений о назначении административного наказания, оставлено в законной силе - 2 постановления, прекращено по малозначительности - 6, вынесено предупреждение по 2 постановлениям, направлено на новой рассмотрение - 1 постановление, отменено - 6 постановлений, остальные на стадии рассмотрения в судах.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 23 декабря 2020 г. N 330-к "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.