Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II
Стратегический анализ социально-экономического развития Астраханской области
1. Краткая экономико-географическая характеристика Астраханской области
Астраханская область расположена на юго-востоке европейской части России, на территории Прикаспийской низменности в нижнем течении р. Волги. Общая площадь региона составляет 52,9 тыс. кв. км (в том числе Черные земли - 3,9 тыс. кв. км) пустынь и полупустынь, степей, поймы и дельты р. Волги. Десятая часть территории - реки, ильмени, протоки, ерики. Климат резко континентальный.
Астраханская область входит в состав Южного федерального округа. По суше территория граничит с Республикой Казахстан, по морю - с Азербайджанской Республикой, Исламской Республикой Иран, Республикой Казахстан и Туркменистаном. В Российской Федерации соседями Астраханской области являются Волгоградская область и Республика Калмыкия.
Областным центром является город Астрахань, городами областного подчинения - Ахтубинск, Знаменск, Камызяк, Харабали и Нариманов. Административная карта Астраханской области представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Административная карта Астраханской области
Большая часть территории Астраханской области лежит ниже уровня Мирового океана. Абсолютная высота постепенно понижается от плюс 15-20 м на севере области, в районе с. Сасыколи переходит нулевой уровень, и у побережья Каспийского моря абсолютная отметка составляет минус 28 м ниже нуля Кронштадтского футштока. Самой высокой точкой является гора Большое Богдо - 149,6 м.
Астраханская область - один из древних и богатых историческим прошлым регионов России. Прямой предшественницей Астраханской области является Астраханская губерния, образованная Петром I в 1717 году.
Решение о создании Астраханской губернии (ныне административный центр - муниципальное образование "Город Астрахань") было принято ввиду ее стабильной торговой и политической деятельности и направлено не только на укрепление южных форпостов Российского государства на Востоке, но и на формирование своеобразной визитной карточки страны на южном торговом пути.
Сегодня, как и в историческом прошлом, Астраханская область - это территория юга России с развивающейся экономикой, значительным потенциалом и прочными дипломатическими связями.
Основу уникального природно-ресурсного потенциала Астраханского региона составляют значительные запасы углеводородов: нефти, газа и газового конденсата, разведанные на территории региона и на российской части дна Каспийского моря, а также сера, соль, бром, йод, общераспространенные полезные ископаемые (гипс, глина, пески и прочее) и пресные подземные воды, минеральные воды.
На территории Астраханской области расположено уникальное соленое озеро Баскунчак, промышленная разработка которого ведется более 100 лет. Месторождение служит главной базой добычи пищевой и технической соли в России. Крупное Нижне-Баскунчакское месторождение гипса является основой для производства гипса сыромолотого, гипсового камня и различных строительных смесей.
Нефтегазовая отрасль и топливно-энергетический комплекс традиционно занимают лидирующие позиции в промышленности региона.
Месторождения углеводородного сырья на территории Астраханской области содержат более 20% общероссийских запасов конденсата, 5% природного газа и около 90% газовой серы. Основная доля запасов углеводородов региона сконцентрирована на Астраханском газоконденсатном месторождении, уникальном по запасам и компонентному составу. На территории области также расположено крупное по запасам нефтяное месторождение - Великое.
Астраханская область с каждым годом приобретает все возрастающее экономическое значение в связи с наличием углеводородов в северной части Каспийского моря, имеющего статус внутреннего моря-озера. Крупнейшим из открытых месторождений на море является нефтяное месторождение им. В. Филановского, а по газу - Хвалынское.
Уникальное экономико-географическое положение Астраханской области определило высокий транспортно-транзитный потенциал региона.
В области достаточно развита транспортная инфраструктура. На конец 2019 года эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 629,6 км, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием - 4,1 тыс. км, протяженность внутренних водных путей, по которым может осуществляться судоходство, - 1,3 тыс. км.
На территории Астраханской области находятся два торговых морских порта: Оля и Астрахань, и, что наиболее важно, сосредоточено около 60% всех судостроительно-судоремонтных мощностей Прикаспийского региона. Имея выход к Каспийскому морю, обладая базой судостроительной промышленности, Астраханская область успешно развивает судостроение и судоремонт как основу для флотов стран Каспийского региона.
Также в административном центре - муниципальном образовании "Город Астрахань" - находится международный аэропорт, принимающий регулярные внутренние и международные рейсы.
Астраханская область старается поддерживать исторические связи и развивать новые контакты не только с прикаспийскими государствами, но и со странами дальнего зарубежья. Наличие крупных портовых мощностей в регионе создает возможность интеграции в регионе российских грузов, направляемых в страны Южной Азии, прежде всего в Исламскую Республику Иран и Республику Индия. И наоборот, крупные партии импортных товаров могут перекомпоновываться в Астраханской области для последующей отправки в другие регионы России.
В течение ряда последних лет в Астраханской области были реализованы крупнейшие инфраструктурные проекты, среди которых: введение в эксплуатацию моста через р. Кигач, соединившего Россию и Республику Казахстан; открытие первого пускового комплекса общегородской транзитной магистрали через реки Прямая и Кривая Болда; модернизация аэропорта г. Астрахани; строительство Северного обхода г. Астрахани; строительство взлетно-посадочной полосы в г. Ахтубинске Астраханской области; строительство автомобильной дороги А-153 Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала на участке Лиман - граница Республики Калмыкии и Астраханской области; строительство моста через р. Таловая на автодороге Володарский - Цветное в Володарском районе Астраханской области и другие.
Традиционно одно из значимых мест в экономике Астраханской области занимают сельское хозяйство и рыбная отрасль. Агропромышленный комплекс имеет уникальные природные возможности по выращиванию овоще-бахчевых культур и картофеля, перспективы развития перерабатывающей сельхозпродукцию промышленности.
Богатое природно-рекреационное и историко-культурное наследие региона, наличие большого количества достопримечательностей являются основой для диверсификации существующего туристского продукта и становления региона в качестве центра культурно-познавательного, событийного, паломнического, экологического, спортивного и любительского рыболовного туризма.
Данные отрасли исторически составляют основу экономики Астраханской области и в настоящее время определяют специализацию региона как среди регионов России, так и на международном рынке. При условии модернизации в долгосрочной перспективе перечисленные виды добывающих и обрабатывающих производств сохранят за собой функцию драйверов экономики региона.
2. Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Астраханской области, ее место и роль в Российской Федерации и Южном федеральном округе
Решение задач, определенных Стратегией социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П, способствовало росту экономики Астраханской области. Информация об основных показателях социально-экономического развития Астраханской области представлена в приложении 1.
1) Валовой региональный продукт
Важнейший макроэкономический показатель, характеризующий развитие экономики области, - валовой региональный продукт (далее - ВРП) за 2010-2018 годы увеличился на 166,2% в текущих основных ценах и в 2018 году составил почти 553,4 млрд рублей.
По темпам роста Астраханская область опережает показатели валового внутреннего продукта (далее - ВВП) Российской Федерации, а среди всех субъектов Российской Федерации занимает 6 место (темп роста за 2018 год ВРП - 104,9%; ВВП - 102,5%). По объему ВРП Астраханская область занимает 40 место среди субъектов Российской Федерации и 4 место - среди регионов Южного федерального округа.
Динамика валового регионального продукта Астраханской области в 2010-2018 годах, млрд рублей
|
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
АО |
144,9 |
172,6 |
209,7 |
273,9 |
296,3 |
322,3 |
346,8 |
420,6 |
553,4 |
ЮФО |
2337,9 |
2777,8 |
3185,4 |
3574,1 |
4146,2 |
4636,3 |
4999,3 |
5362,9 |
5848,9 |
РФ |
46308,5 |
60282,5 |
68163,9 |
73133,9 |
79030,0 |
83087,4 |
85616,1 |
91843,2 |
104335,0 |
С 2010 года ВРП на душу населения вырос на 379,9% и составил в 2018 году 544,8 тыс. рублей на одного жителя (20 место среди субъектов РФ и 1 место среди регионов ЮФО).
Динамика ВРП была обусловлена прежде всего ростом добавленной стоимости промышленности (темп к 2010 году - 363,3%) и сельского хозяйства (139,8%).
Основной вклад в прирост добавленной стоимости вносят предприятия добывающего сектора экономики. Уже сейчас доля данного вида деятельности в структуре ВРП составляет свыше 53%.
Примечание. Данные по Российской Федерации начиная с 2011 года содержат изменения, связанные с внедрением положений Системы национальных счетов 2008 года относительно учета результатов научных исследований и разработок и систем вооружения. Данные по Российской Федерации начиная с 2014 года пересмотрены в марте 2019 года и несопоставимы с данными за 2011-2014 годы, опубликованными ранее.
Почти 11% в ВРП занимают отрасли бюджетной сферы - государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение, образование, деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений.
Доля таких отраслей, как строительство, транспортировка и хранение, торговля оптовая и розничная составляет 4,9%, 6,3% и 6,7% соответственно. Также стоит отметить традиционные для Астраханской области отрасли сельского хозяйства - рыболовство и рыбоводство, их вклад в ВРП составляет 5,1%.
2) Развитие производственных отраслей экономики
а) Промышленное производство
Основу экономики Астраханской области составляет производственный комплекс.
Одним из показателей, позволяющих осуществить межрегиональные сопоставления результатов деятельности организаций, является объем отгруженных товаров.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в промышленном комплексе за 2010-2019 годы составил свыше 2 212 млрд рублей и вырос относительно 2010 года в 6,1 раза.
За прошедшие 10 лет индекс промышленного производства по Астраханской области вырос более чем в 3 раза (по РФ - в 1,2 раза).
По индексу промышленного производства за 2019 год Астраханская область занимает 4 место среди регионов ЮФО и 44 место среди субъектов РФ.
Динамика индекса промышленного производства в 2010-2019 годах, %
|
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
АО |
113,0 |
107,5 |
118,7 |
115,5 |
102,9 |
108,7 |
112,0 |
137,2 |
116,2 |
102,6 |
ЮФО |
111,3 |
107,2 |
106,3 |
103,8 |
102,7 |
109,5 |
106,4 |
103,4 |
105,7 |
102,9 |
РФ |
107,3 |
105,0 |
103,4 |
100,4 |
101,7 |
99,2 |
101,3 |
101,0 |
102,9 |
102,4 |
Определяющее влияние на динамику развития промышленного комплекса Астраханской области оказывают отрасли добывающего производства.
б) Добывающие производства
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами за 2010-2019 годы составил 1 447,5 млрд рублей, что выше уровня 2010 года почти в 16 раз.
За 2018 год Астраханская область в рейтинге субъектов РФ по темпу роста объема отгруженной продукции занимает 2 место и 1 место среди регионов ЮФО.
По итогам периода с 2010 по 2019 год индекс промышленности по добыче полезных ископаемых вырос в 7,2 раза. Наибольший рост показателя зафиксирован в 2010 году (139,5%) и в 2017 году (166,9%). Данная динамика напрямую обусловлена вводом в эксплуатацию двух крупнейших нефтегазовых месторождений недр Каспийского моря - им. Ю. Корчагина в 2010 году и им. В. Филановского в конце 2016 года.
При этом в структуре промышленного производства доля вида деятельности "Добыча полезных ископаемых" возросла на 45% - с 30% в 2010 году до 75% в 2019 году.
За 2019 год Астраханская область в рейтинге субъектов РФ по индексу производства в сфере добычи полезных ископаемых занимает 40 место и 3 место среди регионов ЮФО.
В 2019 году организациями, занимающимися добычей полезных ископаемых на территории ЮФО, формировались 12,2% всего объема отгруженной продукции промышленных производств. В Астраханской области их доля в отгрузке составила 75,2%.
Значительные запасы и ресурсы месторождений углеводородного сырья в регионе сделали область перспективным районом для освоения углеводородных ресурсов.
Стабильно высокий уровень добычи сырья и реализуемые мероприятия по модернизации производственной базы послужили успешному развитию отрасли в период с 2010 по 2019 год.
Учтенные государственным балансом запасы углеводородного сырья Астраханской области составляют 5,3 трлн м газа и 1,1 млрд тонн конденсата и нефти.
Извлекаемые запасы морских месторождений: газ - 640 млрд м; нефть и газовый конденсат - 370 млн тонн.
в) Обрабатывающие производства
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами за период с 2010 по 2019 год составил более 526 млрд рублей и возрос почти в 2 раза в 2019 году к уровню 2010 года.
За 2018 год Астраханская область в рейтинге субъектов РФ по темпу роста объема отгруженной продукции занимает 56 место и 5 место среди регионов ЮФО.
За прошедшие 10 лет индекс производства в обрабатывающих отраслях сократился на 7,1% (по РФ вырос в 1,3 раза). Начиная с 2013 года ежегодно индекс физического объема обрабатывающих производств сокращается. Наибольший темп роста зафиксирован в 2012 году - 109,4%, наименьший в 2017 году - 89,6%.
В структуре промышленного производства доля вида деятельности "Обрабатывающие производства" за 9 лет сократилась более чем на 35% - с 53% в 2010 году до 17,2% в 2019 году.
Астраханская область в рейтинге субъектов РФ по индексу производства в сфере обрабатывающих производств по итогам 2019 года занимает 82 место и 8 место среди регионов ЮФО.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в пищевой отрасли за период с 2010 по 2019 год составил 66,7 млрд рублей и возрос в 2,3 раза в 2019 году к уровню 2010 года.
За прошедшие 10 лет индекс производства в пищевой отрасли увеличился на 18,5% (по РФ вырос в 1,5 раза). Наибольший рост показателя зафиксирован в 2017 году - 118,3%. Данная динамика напрямую обусловлена вводом в эксплуатацию в 2016 году завода по производству томатной пасты в Харабалинском районе Астраханской области.
В структуре промышленного производства доля вида деятельности "Производство пищевых продуктов" за 9 лет сократилась на 5% - с 6,5% в 2010 году до 1,5% в 2019 году.
За период с 2010 по 2019 год наибольший рост объемов производства демонстрируют следующие виды деятельности:
производство электрического оборудования - рост в 2,2 раза;
производство текстильных изделий - рост в 1,9 раза;
производство одежды - рост в 1,6 раза;
судостроение - рост в 1,6 раза.
г) Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционированием воздуха
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами за период с 2010 по 2019 год составил 220,9 млрд рублей, что в 2,4 раза выше уровня 2010 года.
Индекс промышленного производства в сфере электроэнергетики за 9 лет увеличился в 1,5 раза (по РФ вырос на 2,1%). Наибольший рост показателя зафиксирован в 2014 году - 108,6% в связи с вводом в эксплуатацию в конце 2013 года электростанции ПГУ-235 мощностью 235 МВт в г. Астрахани. Кроме того, в 2016 году в Астраханской области начата реализация крупномасштабного инвестиционного проекта по строительству объектов солнечной генерации.
За 2019 год Астраханская область в рейтинге субъектов РФ занимает 49 место и 6 место среди регионов ЮФО.
В структуре промышленного производства доля отрасли энергетики и водоснабжения за 10 лет сократилась почти на 11% - с 17,4% в 2010 году до 6,5% в 2019 году.
Дефицита электрической энергии и мощности в энергосистеме Астраханской области не имеется. Однако в целях повышения энергонезависимости и энергобезопасности региона осуществляются меры по дальнейшему развитию генерации в регионе. Рост объемов производства электроэнергии в дальнейшем будет обеспечен благодаря реализации инвестиционных проектов как в традиционном энергетическом комплексе, так и в сфере альтернативной энергетики.
В Астраханской области уже введено в строй 12 объектов солнечной электроэнергетики общей установленной мощностью 285 МВт.
До 2020 года планируется построить ветропарк на территории Астраханской области общей установленной мощностью около 340 МВт.
Таким образом, будет обеспечен экологический эффект от снижения выбросов углекислого газа и практического отсутствия отходов и иных негативных воздействий на окружающую среду.
д) Агропромышленный комплекс
Одной из основных отраслей экономики Астраханской области остается агропромышленный комплекс (далее - АПК).
Темп роста объема валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2010-2019 годах, %
|
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
АО |
102,4 |
110,5 |
106,1 |
100,7 |
100,3 |
102,3 |
101,0 |
109,4 |
108,7 |
101,8 |
ЮФО |
98,2 |
113,3 |
90,0 |
103,6 |
111,8 |
101,2 |
108,7 |
103,4 |
95,0 |
107,1 |
РФ |
87,9 |
122,3 |
94,4 |
105,1 |
104,1 |
102,1 |
104,8 |
102,9 |
99,8 |
104,0 |
По итогам 2019 года Астраханская область занимает 43 место среди субъектов РФ и 7 место среди регионов ЮФО по темпу роста объема валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств.
За период 2010-2019 годов обеспечен рост объема производства сельскохозяйственной продукции всеми категориями хозяйств в денежном выражении в 2,3 раза - с 20,0 до 46,3 млрд рублей. Среднегодовой индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) составил 101,8%. При этом доля производства сельскохозяйственной продукции в общем объеме ВРП на протяжении многих лет сохраняется на уровне 7%.
За период 2010-2019 годов объем производства растениеводческой продукции всеми категориями хозяйств в денежном выражении увеличился в 2,2 раза - с 12,4 до 27,03 млрд рублей. Среднегодовой индекс производства растениеводческой продукции в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) составил 101,3%. При этом посевная площадь увеличилась на 9,4%. Рост объемов производства продукции растениеводства в натуральном выражении составил:
овощные культуры - в 2,4 раза (с 572,8 до 1362,4 тыс. тонн);
бахчевые культуры - на 137,7% (с 234,2 до 322,5 тыс. тонн);
картофель - на 191,9% (с 184,9 до 354,9 тыс. тонн).
За период 2010-2019 годов объем производства животноводческой продукции всеми категориями хозяйств в денежном выражении увеличился в 2,3 раза - с 8,2 до 19,2 млрд рублей. Среднегодовой индекс производства животноводческой продукции в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) составил 102,5%. При этом рост численности поголовья крупного рогатого скота составил 120,6% (с 243,9 до 294,1 тыс. голов), лошадей - 158% (с 30 до 47,4 тыс. голов). При этом наблюдается снижение численности птицы на 5,7% (с 1548,0 до 1459,9 тыс. голов). Рост объемов производства продукции животноводства в натуральном выражении составил:
скот и птица на убой (в живом весе) - 122,3% (с 59,2 до 72,4 тыс. тонн);
молоко - 110,8% (с 159,9 до 177,1 тыс. тонн);
яйцо - 173,3% (с 236,6 до 410,1 млн штук).
3) Инвестиционная деятельность
Инвестиционная активность хозяйствующих субъектов на протяжении ряда лет обеспечивает инвестиционный поток в экономику региона порядка 100,0 млрд рублей.
В 2019 году освоено 95,7 млрд рублей, что почти в 2 раза превышает уровень 2010 года в денежном выражении (в 2010 году - 59,9 млрд рублей).
За 1 полугодие 2020 года объем инвестиций в основной капитал составил 39,1 млрд рублей, что на 14,2% выше уровня соответствующего периода предыдущего года.
Подобная тенденция создает условия для устойчивого развития инвестиционной деятельности на территории региона в перспективе. За 2018 год удельный вес инвестиций в ВРП составил 21,4%.
Темп роста инвестиций в основной капитал в 2010-2019 годах, %
|
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
АО |
94,2 |
110,4 |
114,8 |
145,5 |
83,7 |
90,3 |
103,5 |
119,6 |
65,2 |
82,3 |
ЮФО |
119,2 |
110,3 |
107,4 |
114,6 |
88,3 |
84,5 |
84,9 |
120,3 |
94,4 |
85,3 |
РФ |
106,3 |
110,8 |
106,8 |
100,8 |
98,5 |
89,9 |
99,8 |
104,8 |
105,4 |
101,7 |
Отраслевая разбивка по крупным и средним организациям демонстрирует сосредоточение наибольшего объема инвестиций в сфере добычи полезных ископаемых. По итогам 2017-2019 годов доля организаций нефтегазового сектора в общем объеме инвестиций крупных и средних организаций составила около 60%.
В сфере добычи полезных ископаемых продолжается реализация морских нефтегазовых проектов Северного Каспия, проектов по поддержанию проектного уровня добычи газа, газового конденсата и нефти на месторождениях континентальной части региона, включая сопутствующий комплекс сервисных услуг, связанных с бурением скважин. Основной объем капитальных вложений в сфере добычи прочих полезных ископаемых направляется на модернизацию производственных мощностей по добыче и переработке соли и гипсового камня.
В доминантную группу также входят инвестиции в реконструкцию производственных мощностей Астраханского газоперерабатывающего завода, направленную на повышение эксплуатационной надежности объектов добычи и переработки, а также повышение качества и экологических характеристик товарной продукции. Особый акцент делается на развитии системы железнодорожной транспортной инфраструктуры - осуществляется комплексная реконструкция участка Трубная - В. Баскунчак - Аксарайская Приволжской железной дороги как стратегический проект для развития международного транспортного коридора "Север - Юг" (далее - МТК "Север - Юг"). Кроме того, будет продолжена реконструкция аэропорта.
Существенные объемы инвестиционных ресурсов направляются на развитие энергетики, АПК, торговли.
Географическое расположение региона создало предпосылки для инвестиционного развития нового качества в сфере электроэнергетики - активно внедряются "зеленые" технологии. На территории региона завершено строительство 12 солнечных электростанций с участием иностранного капитала (Китайская Народная Республика, Австрийская Республика) в Володарском, Енотаевском, Наримановском, Ахтубинском и Приволжском районах Астраханской области.
В АПК завершена реализация масштабного инвестиционного проекта по производству томатной пасты с последующей реализацией продукции.
В торговой сфере реализованы инвестиционные программы, направленные на прирост качественных площадей за счет строительства и реконструкции предприятий розничной торговли.
Усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса с 2015 года оцениваются в РФ в рамках Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. По итогам Национального рейтинга 2019 года Астраханская область заняла 40 рейтинговое место (42 место в 2018 году), сводный интегральный индекс региона вырос качественно на 8,6 балла с 247,4 до 255,9 балла.
Астраханская область находится в группе лидеров среди субъектов РФ по следующим показателям:
наличие и качество законодательства Астраханской области о механизмах защиты и поддержки инвесторов;
интернет-портал об инвестиционной деятельности;
среднее количество процедур при подключении к электросетям;
оценка деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области по постановке на кадастровый учет.
На территории Астраханской области статус "особо важный инвестиционный проект" присвоен 4 крупным инвестиционным проектам, реализуемым с общим объемом инвестиций порядка 42,9 млрд рублей.
4) Малое и среднее предпринимательство
Предприятия малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) являются более гибкими и динамичными в условиях рынка и конкуренции, поэтому с каждым годом малый бизнес приобретает все большее значение для экономики Астраханской области.
В 2010 году Правительством Астраханской области, наряду с реализацией мероприятий по созданию общих макроэкономических и других условий для развития МСП, началась реализация мероприятий по созданию специальных механизмов, институтов для поддержки малого бизнеса, которые будут включать целый ряд финансовых, организационных и информационных инструментов.
В результате принимаемых мер поддержки предпринимательства за период с 2010 по 2019 год наблюдается рост количества представителей МСП на 44% - это свыше 2,7 тыс. новых предприятий (рисунок 2).
Рисунок 2. Количество субъектов МСП - юридических лиц
в Астраханской области, единиц
Кроме того, программа поддержки малого бизнеса решает стратегически важную задачу формирования среднего класса. Эффективность ее решения оценивается количеством создаваемых рабочих мест. За 10 лет работы по оказанию поддержки предпринимательству создано и сохранено более 40 тыс. рабочих мест. При этом в начале 2019 года в МСП (с учетом занятых в сфере индивидуального предпринимательства) было занято порядка 96 тыс. человек, что составило 20% от общей численности занятых в экономике Астраханской области.
В период с 2010 по 2019 год в реализации мероприятий программ развития и поддержки МСП и стратегии социально-экономического развития Астраханской области отмечаются положительные результаты роста оборота предприятий. Однако, несмотря на стабильный рост оборота МСП в условиях высокого уровня инфляции, в 2015 году наблюдался спад объема оборота МСП в сопоставимых ценах. При этом в 2019 году темп роста оборота малых и средних предприятий в сопоставимых ценах по отношению к показателю 2010 года составил 111,23%, что свидетельствует о развитии астраханского МСП (рисунок 3).
Рисунок 3. Оборот МСП в постоянных ценах по отношению к показателю 2010 года в Астраханской области, %
Также одним из важных факторов развития сферы предпринимательства в регионе является увеличение доли малых и средних предприятий в секторах экономики, в которых традиционно доминировал крупный бизнес: это финансы, промышленное производство оборудования, транспортные и логистические услуги, строительство. Малый бизнес перестал быть традиционно торговым предприятием, создающим низкую добавленную стоимость, в котором мало востребованы высококвалифицированные кадры и новые технологии.
5) Развитие основных сервисных отраслей экономики
а) Строительный комплекс
Одним из базовых компонентов, обеспечивающих социально-экономическое развитие региона, является строительный комплекс.
В 2019 году объем строительных работ составил 23,1 млрд рублей, темп роста к уровню 2018 года в сопоставимых ценах составил 51,4%.
За январь - июль 2020 года объем по виду экономической деятельности "Строительство" составил 16,2 млрд рублей, превысив уровень соответствующего периода 2019 года в 1,6 раза.
Темп роста объема работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" в 2010-2019 годах, %
|
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
АО |
83,2 |
100,5 |
113,4 |
238,7 |
75,5 |
84,4 |
70,9 |
148,5 |
84,1 |
51,4 |
ЮФО |
121,0 |
114,9 |
103,9 |
111,9 |
77,6 |
83,6 |
88,5 |
116,6 |
102,5 |
76,6 |
РФ |
105 |
105,1 |
102,5 |
100,1 |
97,7 |
95,2 |
95,7 |
98,9 |
106,3 |
100,6 |
За период 2010-2019 годов на территории Астраханской области общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, к концу 2018 года выросла с 21 до 24,0 кв. м.
В рамках реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства Астраханской области, за 2010-2019 годы было переселено более 5,3 тыс. семей из аварийных домов общей площадью 225,6 тыс. кв. м.
Использование современных технологий, материалов и оборудования позволило увеличить этажность жилья с 9 до 17 этажей.
Благоприятная тенденция, сложившаяся в строительной отрасли, повлияла на развитие ипотечного жилищного рынка в регионе. Объем ипотечных кредитов в рублях, предоставленных физическим лицам, за последние семь лет вырос в 4,9 раза и составил 9 336 млн рублей, в количественном выражении - в 3,39 раза и составил 5,9 тыс. единиц.
б) Дорожная инфраструктура
За 2010-2019 годы общая протяженность автомобильных дорог общего пользования выросла в 1,8 раза до 7,4 тыс. км.
В 2017 году Астраханская область вошла в число первых регионов, участвующих в реализации проекта по обеспечению снижения количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (очагов аварийности) и увеличению доли протяженности дорожной сети Астраханской городской агломерации, соответствующей нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию.
в) Газификация региона
Газотранспортная и газораспределительная системы Астраханской области включают в себя 7 496,4 км газопроводов различного назначения, в том числе: магистральных - 1 126,1 км, распределительных - 6 370,3 км.
В январе - июле 2020 года введено в эксплуатацию 7,6 км газораспределительных сетей. Впервые подан природный газ в с. Блиново Володарского района. Газифицировано 960 квартир и домовладений.
Уровень газификации жилого фонда увеличился до 86,9%, в том числе в сельской местности - до 77,5%.
г) Торговля
Товарооборот предприятий розничной торговли в 2012-2019 годах
Наименование |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
АО: |
|
|||||||
Товарооборот, млн рублей |
132989,6 |
150199,6 |
165462,8 |
174292,9 |
167320,3 |
166809,5 |
173405,1 |
180930,9 |
Динамика оборота розничной торговли, % |
109,0 |
107,7 |
103,9 |
90,1 |
90,4 |
97,4 |
101,5 |
100,4 |
РФ: |
|
|||||||
Динамика оборота розничной торговли, % |
106,3 |
103,9 |
102,7 |
90,0 |
95,4 |
101,3 |
102,8 |
101,9 |
В Астраханской области розничный товарооборот в 2019 году сложился на уровне 100,4% к предыдущему году.
Доля Астраханской области в общероссийском объеме оборота розничной торговли составила 0,53%.
С 2012 года удельный вес региона в обороте ЮФО сократился с 6,9 до 5,2%. В 2019 году - это пятый показатель после Краснодарского края, Республики Крым, Ростовской и Волгоградской областей.
В 2019 году в Астраханской области оборот розничной торговли в основном формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществлявшими деятельность вне рынка (95,4%); доля розничных рынков и ярмарок составляла 4,6% (в 2012 году - 93,3% и 6,7% соответственно).
К уровню 2018 года оборот розничной торговли на душу населения по Астраханской области увеличился на 0,6% (в сопоставимых ценах) и составил 179,2 тыс. рублей, что ниже среднедушевого оборота в РФ и ЮФО на 21,8% и 15,8% соответственно.
В 2019 году в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 39,6% (71 634,1 млн рублей), непродовольственных товаров - 60,4% (109 296,8 млн рублей), в 2018 году данные показатели составляли 38,9% и 61,1% соответственно.
Тенденция роста сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения потребительского рынка и дает значительный положительный эффект: повышается прозрачность торговых операций, внедряются современные технологии, появляются возможности увеличения объемов реализации для отечественных производителей.
В 2019 году оборот розничной торговли сетевых структур составил 44 604,4 млн рублей, или 112,1% к уровню предыдущего года (в 2018 году - 109,6%). Усиливающаяся конкуренция на рынке розничных торговых сетей стимулирует необходимость дальнейшей оптимизации бизнес-процессов, поиск новых управленческих решений, направленных на предоставление более качественного сервиса населению, развитие альтернативных каналов продаж, в частности - интернет-торговли.
Развиваются малоформатные формы торговли; количество нестационарных торговых объектов, реализующих сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары, динамично растет. На 1 января 2020 года на территории региона размещено 2216 нестационарных торговых объектов (+ 91 единица к уровню 2012 года).
Одним из показателей состояния торговли является изменение доли рыночной торговли в общем объеме розничных продаж. Розничные рынки и ярмарки сегодня - это места, где реализуется продукция сельхозпроизводителей и предприятий пищевой промышленности Астраханской области.
На 1 января 2019 года на территории Астраханской области функционировало 8 розничных рынков, на которых было организовано 921 торговое место, 5 рынков являются сельскохозяйственными, 3 - универсальными.
На 1 января 2020 года организовано 67 ярмарок. Организаторами ярмарок являлись индивидуальные предприниматели (47,2% от общего числа проведенных ярмарок), юридические лица (31,4%), органы местного самоуправления (21,4%). Основными хозяйствующими субъектами на ярмарках были индивидуальные предприниматели (они занимали 91,0% всех торговых мест).
Стратегическим направлением в развитии ярмарок на территории Астраханской области является их визуализация.
Оптовая торговля является важной составляющей потребительского рынка Астраханской области, играет существенную роль в системе экономических связей, определяет структуру и направление товарных потоков, выступает на рынке в качестве промежуточного звена между производственными и розничными торговыми предприятиями.
На оптовом рынке Астраханской области число организаций, основным видом деятельности которых являлась оптовая торговля, в 2019 году составило 2 196 единиц, из них на субъекты малого предпринимательства (включая микропредприятия) приходилось 64,2%.
Оборот организаций оптовой торговли в 2019 году составил 85 268,9 млн рублей, или 99,2% к уровню 2018 года.
6) Внешнеэкономическая деятельность
Международное сотрудничество для Астраханской области как для приграничного региона является одним из ключевых приоритетов.
Астраханская область благодаря своему выгодному географическому положению на пересечении евроазиатских транспортных маршрутов всегда имела высокий потенциал в развитии внешнеэкономических связей.
География внешней торговли Астраханской области достаточно стабильна и представлена около 70 странами. Предприятия области активно взаимодействуют с партнерами из стран Прикаспийского региона (Исламская Республика Иран, Туркменистан, Азербайджанская Республика, Республика Казахстан), а также стран Содружества независимых государств (далее - СНГ) (Республика Армения, Республика Беларусь, Киргизская Республика, Республика Узбекистан). Устанавливаются связи с представителями Европы: Федеративной Республикой Германия, Литовской Республикой, Республикой Польша и другими странами.
Эффект от тесных контактов Правительства Астраханской области с партнерами, в первую очередь из прикаспийских государств, очевиден - их доля во внешнеторговом обороте Астраханской области по итогам 2019 года составила порядка 50%.
Внешнеторговую деятельность в 2019 году от Астраханской области осуществляли: 451 участник, в том числе 370 юридических лиц. Общий внешнеторговый оборот за 2019 год составил 638 400 тыс. долларов США, из которых 323 035,4 тыс. долларов США - с прикаспийскими государствами (в порядке убывания стоимости): Исламская Республика Иран - 279 641,5 тыс. долларов США, Республика Казахстан - 20 021,6 тыс. долларов США, Азербайджанская Республика - 16 522,0 тыс. долларов США, Туркменистан - 6 850,3 тыс. долларов США.
Внешнеторговый оборот Астраханской области в 2013-2019 годах
Наименование показателя |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
|
Внешнеторговый оборот, млн долларов США |
1330,5 |
1436,3 |
649,2 |
681,6 |
878,8 |
1631,7 |
638,4 |
|
в том числе: |
|
|||||||
Экспорт |
840,3 |
948,6 |
390,9 |
323,0 |
719,8 |
952,9 |
407,3 |
|
Импорт |
490,2 |
487,7 |
285,3 |
358,6 |
159,0 |
648,8 |
47,7 |
В целях развития экспортной деятельности на территории Астраханской области функционирует Центр поддержки экспорта (далее - Центр).
Центр оказывает широкий спектр мер поддержки как для действующих, так и потенциальных экспортеров Астраханской области. В целях выхода региональных предприятий на внешние рынки Центр организует участие субъектов МСП в международных выставках, конференциях, форумах, бизнес-миссиях, где представители астраханского бизнеса могут продемонстрировать возможности своих компаний, приобрести новые деловые контакты, перенять передовые технологии.
Для расширения географии рынков сбыта конкретного производителя Центр организует проведение маркетинговых исследований иностранных рынков по интересующему сегменту товаров, определяет круг потенциально заинтересованных партнеров и представляет развернутую информацию региональному экспортеру, который обратился в Центр за поддержкой.
Центром организуются образовательные мероприятия по тематикам экспортной деятельности с привлечением российских и зарубежных лекторов-практиков высокого уровня, в том числе в формате семинаров, вебинаров, круглых столов, конференций, мастер-классов. Центр оказывает содействие в подготовке и переводе на иностранные языки презентационных и других материалов субъектов МСП, оказывает информационно-консультационную поддержку по вопросам экспортной деятельности.
В целях повышения информированности экспортно ориентированных субъектов МСП функционирует сайт (www.ackpe.ru) в русской и английской версиях, на котором размещена информация о проведенных и планируемых мероприятиях Центра, новостях в сфере международного сотрудничества региона и других стран, предприятиях-экспортерах и их продукции.
Сайт является основным каналом входа новых клиентов и потенциальных партнеров. На сайте ведется электронная версия каталога экспортных предложений предприятий Астраханской области, главным назначением которого является информирование потенциальных зарубежных клиентов о компаниях, предлагаемых товарах и услугах.
По итогам реализации вышеперечисленных мер поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП с начала деятельности Центра его услугами воспользовались свыше 3 000 субъектов МСП.
Организовано и проведено свыше 30 бизнес-миссий для более чем 125 субъектов МСП (Федеративная Республика Германия, Финляндская Республика, Австрийская Республика, Чешская Республика, Венгрия, Королевство Нидерландов, Соединенные Штаты Америки, Объединенные Арабские Эмираты, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Туркменистан, Республика Армения, Республика Азербайджан, Исламская Республика Иран, Китайская Народная Республика).
Свыше 1 150 субъектов МСП приняли участие в образовательных семинарах, тематических форумах и конференциях. Оказана промоутерская поддержка (издание каталога, буклетов, участие в выставках, направлены запросы в торговые представительства Российской Федерации за рубежом) более чем для 500 субъектов МСП. В результате проведенных мероприятий при содействии Центра 122 компании вышли со своей продукцией на зарубежные рынки, тем самым расширив присутствие на действующих рынках (Республика Казахстан, Азербайджанская Республика, Туркменистан, Республика Узбекистан, Соединенные Штаты Америки) и определив новые (Объединенные Арабские Эмираты, Республика Армения, Республика Таджикистан, Монголия, Латинская Америка (Многонациональное Государство Боливия), страны Персидского залива (Государство Кувейт), страны Северной Африки (Арабская Республика Египет), страны Европы (Федеративная Республика Германия, Словацкая Республика, Республика Сербия), страны Восточной Азии (Китайская Народная Республика).
Данными компаниями заключено 203 экспортных контракта на сумму свыше 3 100 млн рублей.
7) Человеческий капитал и уровень жизни населения
а) Демографическая ситуация
Численность населения Астраханской области на 1 января 2019 года - 1 005 782 человека, что составляет 0,7% населения России и 6,2% населения ЮФО. По численности населения Астраханская область занимает 52 место среди субъектов РФ и 5 место среди регионов ЮФО. Численность населения областного центра - города Астрахани - 529,8 тыс. человек на 1 января 2020 года.
По итогам 2019 года демографическая ситуация в Астраханской области, как и во многих субъектах РФ, характеризовалась естественной убылью населения, которая за прошедший год составила 445 человек, соответственно уровень естественной убыли составил 0,4 на 1 000 населения.
С 2015 года как в Российской Федерации, так и в Южном федеральном округе и в Астраханской области началось заметное снижение рождаемости.
Смертность в Астраханской области в 2019 году в среднем превысила рождаемость в 1,04 раза.
По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия (далее - Астраханьстат), за указанный период родился 10 981 ребенок, что на 800 детей (на 6,8%) меньше, чем за 2018 год (11 781 ребенок).
В 2019 году, по данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат), коэффициент рождаемости в регионе составил 10,9 на 1000 населения и превысил на 7,9% аналогичный среднероссийский показатель (10,1 на 1000 населения), на 11,2% - показатель по ЮФО (9,8 на 1000 населения).
Несмотря на то, что по отношению к 2018 году зарегистрировано снижение уровня рождаемости на 6,0% (за 2018 год - 11,6 на 1000 населения), Астраханская область сохранила лидирующие позиции по показателю рождаемости среди субъектов ЮФО.
На уровень рождаемости в области напрямую оказывает влияние снижение количества женщин репродуктивного возраста. За 2019 год, по предварительным данным Росстата, доля женщин репродуктивного возраста в женском населении составила 43,6% (231 701 женщина в возрасте от 15 до 49 лет).
Численность населения по основным возрастным группам показала преобладание численности женщин над численностью мужчин. По данным переписи 2002 года, оно отмечено с 34-летнего возраста, 2010 года - с 32-летнего возраста, а на 1 января 2020 года - с 35-летнего возраста. Данное изменение соотношения полов в первую очередь связано со снижением преждевременной смертности мужчин.
По предварительным данным Астраханьстата, в Астраханской области численность населения моложе трудоспособного возраста на 1 января 2020 года составила 20,5% от общей численности населения, трудоспособного возраста - 55,6%, старше трудоспособного возраста - 23,9%. Половину населения трудоспособного возраста составили лица в возрасте старше 42 лет. В то же время в возрастную группу старше трудоспособного возраста продолжает входить многочисленное поколение послевоенных лет рождения, что свидетельствует о существенной демографической нагрузке.
Удельный вес всего нетрудоспособного населения в регионе превысил порог 44%. В этих условиях демографическая нагрузка на трудоспособное население находится на экономическом пределе. Исходя из прогнозных данных Росстата до 2036 года, это соотношение будет только ухудшаться.
По среднему варианту прогноза Росстата на начало 2019 года коэффициент демографической нагрузки в регионе составил 823 нетрудоспособных гражданина, из которых 450 - пенсионеры. Также спрогнозировано, что к 2036 году на 1 тыс. работающих астраханцев будет приходиться 867 нетрудоспособных граждан, 552 из которых - пенсионеры.
В регионе продолжается процесс демографического старения - увеличение с годами доли пожилого населения во всем населении.
С целью демографической оценки населения используют показатель демографического старения. Согласно международным критериям население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и более во всем населении превышает 7%. В Астраханской области сейчас доля людей старше 65 лет от общей численности населения составляет 14,8%. За 2019 году в области умерло 11 462 человека, что на 308 человек (на 2,6%) меньше, чем за 2018 год (11 734 человека).
Коэффициент смертности в Астраханской области в 2019 году составил 11,3 на 1000 населения, что ниже среднероссийского показателя на 8,1% (12,3 на 1000 населения) и на 11,7% - показателя по ЮФО (12,8 на 1000 населения). Необходимо отметить, что Астраханская область заняла вторую позицию по уровню смертности среди 8 субъектов ЮФО. При этом коэффициент смертности населения снизился на 2,6% по сравнению с 2018 годом (11,6 на 1000 населения) и составил 11,3%.
По предварительным данным Росстата, за 2019 год показатель младенческой смертности в Астраханской области увеличился на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и составил 6,3 на 1000 родившихся живыми (в 2018 году - 6,0 на 1000 родившихся живыми). В 2019 году по сравнению с другими субъектами ЮФО в Астраханской области отмечен самый высокий уровень младенческой смертности. В среднем данный показатель по ЮФО составил 4,2 на 1000 родившихся живыми, по РФ - 4,9 на 1000 родившихся живыми.
В 2019 году коэффициент суммарной рождаемости, по данным Росстата, в регионе снизился до значения 1,67 ребенка на одну женщину - до уровня 10-летней давности 2009 года, в то время как в 2015 году он достигал максимума -1,97. Что касается ближайших лет, то на спад числа рождений дополнительно влияет ощутимое снижение числа женщин именно детородной возрастной группы 20-40 лет, и это может еще больше усугубить демографическую ситуацию не только в нашем регионе, но и в стране.
б) Миграция
Еще одной важной составляющей демографического развития региона является миграция.
Миграционный отток населения области за 2019 год составил 7 881 человек (за 2018 год - 3 496 человек).
По сравнению с периодом с января по декабрь 2018 года число мигрантов, прибывших из других регионов, уменьшилось на 623 человека, число выбывших - на 1 318 человек. Миграционная убыль по межрегиональной миграции снизилась на 695 человек и составила 3 784 человека.
Число мигрантов, прибывших из других стран, оказалось ниже числа выбывших на 4097 человек (за 2018 год наблюдался миграционный прирост, который составлял 983 человека).
Наблюдается негативное влияние миграционного оттока граждан на численность населения в регионе.
в) Денежные доходы населения
Денежные доходы являются основными обобщающими показателями, характеризующими уровень жизни населения.
Значимый показатель уровня жизни - размер денежного дохода на душу населения. По предварительным данным, в 2019 году денежный доход в среднем на душу населения в месяц составил 24 845,7 рублей, что в номинальном выражении более чем в 1,7 раза превышает уровень денежного дохода на душу населения по состоянию на 2010 год (14 697,2 рублей).
Реальные располагаемые денежные доходы населения последние 8 лет демонстрируют тенденцию к снижению. По оценке в 2018 году значение данного показателя составило 99,9% против 106,0% в 2010 году, что обусловлено замедлением темпов роста среднемесячной заработной платы работников, а также нарастанием темпов инфляции. В 2019 году впервые за 4 года реальные располагаемые денежные доходы сложились выше 100%.
Денежные доходы населения в 2010-2019 годах
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Денежные доходы, рублей в месяц |
14 697,2 |
16 032 |
17 789,4 |
19 950 |
21 979,5 |
23 832,2 |
22 840,5 |
22 748,2 |
23669,7 |
24997,8 |
Денежные доходы в % к предыдущему году |
112,95 |
109,08 |
110,96 |
112,15 |
110,17 |
108,43 |
95,84 |
99,60 |
103,4 |
105,6 |
Реальные располагаемые денежные доходы в % к предыдущему году |
106,0 |
101,1 |
104,5 |
103,7 |
103,1 |
95,0 |
89,6 |
97,1 |
99,9 |
100,4 |
Примечание. Денежные доходы населения в 2019 году сформированы по предварительным данным.
Среди источников формирования денежных доходов особое место занимает оплата труда наемных работников. Она является основной статьей формирования денежных доходов населения на протяжении всего периода исследования.
Ее удельный вес в общей величине денежных доходов за 2010-2019 годы демонстрировал поступательный рост: с 33,9% (60 336,2 млн рублей в абсолютном выражении) в 2010 году до 54,1% (163 896,2 млн рублей) в 2019 году.
На долю социальных выплат в 2010-2019 годах приходилось в среднем около 20% от общего объема денежных доходов.
В указанный период наблюдалось снижение удельного веса доходов от предпринимательской деятельности (с 12,0% в 2010 году до 6,4% в 2019 году), доходов от собственности (с 5,1% в 2010 году до 2,0% в 2019 году), а также других доходов (с 31,6% в 2010 году до 17,4% в 2019 году).
Структура денежных доходов населения в 2010-2019 годах, % к общему объему
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Денежные доходы, всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: доходы от предпринимательской деятельности |
12,0 |
11,8 |
12,7 |
9,8 |
9,7 |
6,8 |
7,1 |
6,9 |
6,5 |
6,4 |
оплата труда наемных работников |
33,9 |
33,3 |
34,9 |
48,7 |
46,0 |
45,7 |
49,1 |
51,0 |
52,1 |
54,1 |
социальные выплаты |
17,4 |
18,2 |
18,6 |
18,5 |
17,6 |
17,5 |
19,6 |
20,3 |
20,0 |
20,1 |
доходы от собственности |
5,1 |
1,7 |
1,9 |
1,8 |
2,0 |
2,3 |
2,3 |
2,2 |
2,0 |
2,0 |
другие доходы |
31,6 |
35,0 |
31,9 |
21,2 |
24,7 |
27,7 |
21,9 |
19,6 |
19,4 |
17,4 |
Доходы от предпринимательской деятельности
Доходы от предпринимательской деятельности в структуре общего объема доходов населения достигли пикового значения в 2012 году и составили 27 532,5 млн рублей. В последующие периоды наблюдалось снижение данного показателя, который в 2018 году установился на уровне 18 707,2 млн рублей. В 2019 году зафиксирован рост данного показателя на 1,5%, который составил 19 047,6 млн рублей.
Денежные доходы населения в 2010-2019 годах, млн рублей
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Денежные доходы от предпринимательской деятельности |
21 321,8 |
23 061,8 |
27 532,5 |
23 721,6 |
26 158,9 |
19 750,9 |
19 924,6 |
19 206,7 |
18 767,3 |
19 047,6 |
Темп в % к предыдущему году |
106,6 |
108,2 |
119,4 |
86,2 |
110,3 |
75,5 |
100,9 |
96,4 |
97,2 |
101,5 |
Оплата труда наемных работников (включая выплаты социального характера)
В структуре денежных доходов населения наибольший удельный вес занимает оплата труда наемных работников (включая выплаты социального характера). Наибольшее влияние на данный показатель оказывает среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников (полный круг организаций) в период 2010-2019 годов демонстрировала умеренный темп роста и в 2018 году составила 35 791,5 рублей (темп роста - 106,0%) против 15 367,9 рублей в 2010 году (темп роста - 109,0%).
В рассматриваемом периоде отмечается скачкообразное поведение показателя "Реальная начисленная заработная плата", который напрямую зависит от колебаний индекса потребительских цен, что объясняет резкое падение показателя в 2015 году, когда индекс потребительских цен достиг рекордного уровня в 115,47%.
В периоды 2010-2014 и 2016-2019 годов темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников опережал темп роста потребительских цен, и как следствие, среднемесячная начисленная заработная плата работников в реальном выражении возрастала.
Номинальная и реальная среднемесячная начисленная заработная плата в 2010-2019 годах
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, рублей |
15 367,9 |
17 022,8 |
19 522,1 |
22 735,8 |
24 575,8 |
25 498,7 |
27 493,3 |
29 599,2 |
33 630,1 |
35 791,5 |
Темп роста, в % к предыдущему году |
109,0 |
110,8 |
114,7 |
116,5 |
108,1 |
103,8 |
107,8 |
107,7 |
113,6 |
106,0 |
Реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему году |
101,9 |
102,6 |
109,5 |
109,6 |
100,7 |
89,9 |
101,4 |
104,5 |
110,7 |
101,8 |
Примечание. Структура денежных доходов населения, включая денежные доходы населения от предпринимательской деятельности, в 2019 году сформирована по предварительным данным.
Социальные выплаты
На протяжении последних лет основную долю в структуре социальных выплат занимают пенсии. Средний размер назначенных месячных пенсий в 2018 году составил 12 517,23 рублей (темп роста - 105,8%), реальный размер - 101,2%, причем данный показатель имеет стабильную тенденцию роста на протяжении последних девяти лет.
Средний размер назначенных месячных пенсий в 2010-2019 годах
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Всего, рублей |
6 824,9 |
7 405,7 |
8 152,1 |
8 917,3 |
9 626,1 |
10 683,7 |
10 974,7 |
11 831,8 |
12 517,2 |
13 251,3 |
Темп роста в % к предыдущему году |
122,5 |
108,5 |
110,1 |
109,4 |
107,9 |
111,0 |
102,7 |
107,8 |
105,8 |
105,9 |
Реальный размер средней пенсии в % к предыдущему году |
111,2 |
104,8 |
103,2 |
103,5 |
97,5 |
102,5 |
98,3 |
105,7 |
101,2 |
103,9 |
Реальное содержание денежных доходов определяется и на основе показателя покупательной способности, отражающей потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг, которые можно приобрести в конкретный период времени на определенный доход.
г) Занятость населения и рынок труда
Уровень регистрируемой безработицы в регионе показал положительную динамику, за исключением 2015-2016 годах, что явилось отражением непростой внешнеполитической и экономической ситуации в эти годы.
Динамика уровня регистрируемой безработицы в 2010-2019 годах
Наименование |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Уровень регистрируемой безработицы на конец периода, % |
1,9 |
1,7 |
1,2 |
1,1 |
1,0 |
1,4 |
1,4 |
1,2 |
1,0 |
1,2 |
Примечание. Уровень регистрируемой безработицы в 2019 году сформирован по предварительным данным.
Традиционно уровень безработицы в Астраханской области растет ежегодно в конце и в начале календарного года, а далее снижается в весенне-летний период, что объясняется влиянием сезонного фактора.
Вместе с тем стоит отметить, что до 2019 года ситуация на регистрируемом рынке труда характеризуется снижением численности безработных граждан.
По данным выборочного исследования рабочей силы, проводимого Росстатом, средний возраст безработных в 2018 году составил 37,0 года против 36,2 года в 2017 году. Молодежь до 30 лет среди безработных составляет 40,5%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,0%, 20-29 лет - 36,5%, лица в возрасте 50 лет и старше - 26,4%. В возрастной группе 30-39 лет уровень безработицы составил 18,7%, в группе 40-49 лет - 14,4%.
Номинальная и реальная среднемесячная начисленная заработная плата и средний размер назначенных пенсий в 2019 году сформированы по предварительным данным.
3. SWOT-анализ текущего состояния социально-экономического развития Астраханской области
SWOT-анализ Астраханской области позволяет выявить внешние и внутренние факторы, влияющие на социально-экономическое положение региона, учесть его сильные и слабые стороны, определить угрозы и возможности по их предотвращению. В 2020 году весь мир испытал на себе последствия пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что оказало влияние на многие сферы социально-экономического развития региона и страны в целом.
1) Сильные стороны Астраханской области
Конкурентными преимуществами Астраханской области, которые могут оказать благоприятное влияние на социально-экономическое развитие региона в перспективе, являются:
а) выгодное территориальное, геополитическое и транспортное расположение:
приграничное положение со странами Прикаспийского региона (Азербайджанской Республикой, Исламской Республикой Иран, Республикой Казахстан, Туркменистан);
близость экономически развитых регионов (Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край), позволяющая получать синергетический эффект от реализации межрегиональных проектов;
прохождение через территорию региона крупного международного транспортного коридора "Север - Юг";
прохождение Волго-Каспийского морского судоходного канала (далее - ВКМСК) - единой глубоководной магистрали, объединяющей водные пути бассейна р. Волги и Каспийского моря;
прохождение международной трассы Е-40, автомобильных дорог федерального значения М-6, М-8;
возможность выхода на внутренние водные пути;
б) благоприятные климатические условия для ведения хозяйственной деятельности и богатый природно-ресурсный потенциал:
умеренный, резко континентальный климат, а также теплые климатические условия (свыше 200 солнечных дней в году), что является предпосылкой для активного развития альтернативных источников энергии, туристической деятельности, отдельных видов сельского хозяйства, в том числе выращивания сельскохозяйственных культур с интенсивной технологией возделывания;
значительная минерально-сырьевая база (газ, нефть, соль, гипс, известняк и другие);
наличие достаточных земельных ресурсов для развития отдельных подотраслей (животноводство, растениеводство);
наличие крупнейшего природного биосферного заповедника, значительного числа водных объектов, богатого видового разнообразия растительного и животного мира, потенциально привлекательных для развития рекреации;
в) наличие стабильно развивающихся производственных комплексов на территории региона, имеющих значительный экономический потенциал:
развитый АПК;
наличие на территории региона кластера аквакультуры и рыбного хозяйства;
крупные производства в сфере первичной добычи нефти и газа;
стабильное развитие производства нефтепродуктов и химического производства;
наличие в регионе развитого судостроительно-судоремонтного комплекса;
г) богатое историко-культурное наследие и уникальный туристско-рекреационный потенциал:
наличие памятников архитектуры, культуры, в том числе федерального значения;
наличие объектов туристической индустрии, культурно-познавательных и культурно-развлекательных объектов;
богатые традиции национальных ремесел народов, проживающих на территории Астраханской области;
накопленный опыт проведения на территории Астраханской области культурно-массовых и деловых мероприятий различных масштабов и наличие площадок для них;
наличие природных комплексов, особо охраняемых природных территорий;
наличие природно-исторических предпосылок для развития различного вида туризма (рыбалка, охота, культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный туризм);
наличие санаторно-курортных зон (например, Тинаки, Баскунчак);
д) наличие научно-технологического потенциала:
созданная многоуровневая система образования и профессиональной подготовки;
достаточная научно-образовательная и технологическая база для разработки, опытного использования и внедрения в реальный сектор современных технологий, в том числе селекции, разведения, переработки рыбной продукции;
достаточный образовательный потенциал для подготовки кадров для основных отраслей экономики;
е) развитый транспортный комплекс в части его основных сегментов (железнодорожный, водный и авиатранспорт):
развитая портовая инфраструктура - порт Оля и порт Астрахань;
наличие международного аэропорта в г. Астрахани, принимающего регулярные внутренние и международные рейсы;
осуществление железнодорожных перевозок по путям Астраханского отделения Приволжской железной дороги;
ж) сформированные международные отношения:
география внешней торговли Астраханской области достаточно стабильна и составляет около 70 стран;
подписание прикаспийскими государствами Конвенции о правовом статусе Каспийского моря от 12 августа 2018 года;
заключение соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между прикаспийскими государствами в таких представляющих взаимный интерес сферах, как торговля, промышленность, сельское хозяйство и туризм;
наличие развитой федеральной и региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства и экспортной деятельности хозяйствующих субъектов;
наличие иранского, казахстанского, туркменистанского консульств;
опыт организации масштабных международных и всероссийских событий: саммитов, форумов, встреч;
внедрение Регионального экспортного стандарта, содержащего унифицированные подходы по созданию благоприятных условий для экспорта;
активное взаимодействие с партнерами из стран Прикаспийского региона (Исламская Республика Иран, Туркменистан, Азербайджанская Республика, Республика Казахстан) и стран СНГ (Республика Беларусь, Республика Узбекистан);
з) благоприятная бизнес-среда:
реализация мер по снижению административных барьеров согласования и реализации новых инвестиционных проектов;
наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных мощностей;
наличие механизмов поддержки (финансового и нефинансового характера) субъектов инвестиционной деятельности;
доступность финансовых средств для субъектов МСП, движимого и недвижимого имущества для субъектов МСП;
оказание поддержки социальному предпринимательству, промышленным малым и средним предприятиям;
развитая консультационная поддержка субъектов МСП;
наличие инфраструктуры и эффективных механизмов поддержки (финансового и нефинансового характера) субъектов инвестиционной деятельности посредством: формирования многоуровневой системы поддержки инноваций на каждом этапе развития и инфраструктуры государственной поддержки действующих инновационных компаний; наличия и развития первого частного технопарка в России FABRIKA;
наличие особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Лотос" (далее - ОЭЗ ППТ "Лотос"), созданной на территории муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области - территории с особым юридическим статусом, налоговыми льготами, подготовленными производственными площадками для реализации инвестиционных проектов.
2) Слабые стороны Астраханской области
К основным вызовам социально-экономического развития Астраханской области в настоящее время относятся:
а) особенности климатических условий, а именно:
засушливый климат, требующий для стабильного и высокого уровня производства сельскохозяйственной продукции проведения значительного объема мелиоративных работ;
сезонность, приводящая к снижению объемов в туристической деятельности и речной навигации в отдельные периоды года;
общее изменение климатических условий в мире, что приводит к различного рода природным катаклизмам, например, повышенная пожароопасность в лесах и степях и другое;
б) сохранение зависимости от сектора нефтедобычи и нефтепереработки, недостаточная диверсификация производства: на протяжении многих лет основу добавленной стоимости формирует отрасль добычи полезных ископаемых, занимающая в структуре ВРП более четверти объема;
в) сокращение объемов или потеря традиционных для региона отраслей и специализаций обрабатывающей промышленности (рыбоперерабатывающая, консервная промышленность, производство машин и оборудования);
г) недостаточная степень развития отраслей АПК высокого передела, применения современных технологий производства и переработки. Отсутствие в регионе крупных мясоперерабатывающих комплексов, недостаточный уровень развития центров для переработки сельскохозяйственной продукции;
д) низкий уровень конкурентоспособности предприятий: недостаточный уровень производительности труда и внедрения новых технологий;
е) высокий процент морального и физического износа объектов инженерной и социальной инфраструктуры: износ объектов обусловлен недостаточным объемом инвестиций, низкой технологической оснащенностью;
ж) неблагоприятная экологическая обстановка:
загрязнение береговых зон р. Волги: несанкционированные прибрежные полигоны и свалки, постройки;
обмеление и загрязнение (техногенная нагрузка) р. Волги, что приводит к обеднению ее биоресурсов и осложнению речной навигации, а также деградации уникальных ландшафтов Волго-Ахтубинской поймы и дельты р. Волги, проблемам с чистой питьевой водой в муниципальных образованиях Астраханской области;
з) недостаточное рациональное использование природных ресурсов:
слабое использование энергосберегающих технологий в производстве;
недостаточные объемы мелиоративных работ в сельском хозяйстве;
и) структурный дисбаланс спроса и предложения на рынке труда:
несоответствие профессионально-квалификационного состава безработных и востребованных специальностей: наблюдается нехватка кадров в сфере образования, здравоохранения и переизбыток кадров с юридическим и экономическим образованием;
отток высококвалифицированных специалистов в другие регионы: отток происходит из-за более широкого спектра рабочих специальностей в других регионах, высоких зарплат;
к) недостаточный уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры, наличие "узких" мест:
имеющиеся портовые мощности не используются в полном объеме;
навигация в морских портах Астрахань и Оля в зимний период осуществляется под ледокольной проводкой, другие морские порты Каспия являются незамерзающими;
высокий уровень износа основных фондов транспортного комплекса, железнодорожного и водного транспорта;
недостаточный уровень развития и качества автодорожной инфраструктуры, ее отсутствие в некоторых муниципальных образованиях Астраханской области;
высокий уровень ставок портовых сборов в морских портах Астрахань и Оля, обусловленный большой протяженностью Волго-Каспийского морского судоходного канала;
л) неустойчивый поток инвестиций в экономику региона:
снижение объема инвестиций в основной капитал;
асимметричное инвестиционное развитие муниципальных образований Астраханской области;
дифференциация условий инвестиционной деятельности на уровне региона и муниципальных образований;
низкая инвестиционная активность организаций;
наличие диспропорций в структуре инвестиций в основной капитал по приоритетным для Астраханской области видам экономической деятельности;
м) наличие ветхого и аварийного жилья, необходимость инвестирования в благоустройство территорий.
3) Возможности развития Астраханской области
Ключевыми возможностями для развития Астраханской области являются:
а) высокий потенциал для развития отраслей сельского хозяйства, связанных с переработкой сельскохозяйственной продукции и использованием ее экспортного потенциала в сфере животноводства и рыбной промышленности;
б) наращивание экспортного потенциала сельскохозяйственной продукции за счет:
участия в выполнении инвестиционной программы экспортного развития АПК;
организации работы по информационному обмену между участниками экспортной деятельности АПК Астраханской области;
в) рост эффективности и рентабельности промышленного производства за счет внедрения "умных" технологий", создание производств по выпуску новых видов продукции на основе современной технологической базы, внедрение новых методов производства, в том числе:
развитие судостроительного комплекса за счет производства объектов обустройства шельфовых месторождений;
развертывание на территории региона производства новых видов продукции судостроения (дноуглубительный флот, пассажирские суда) и смежных производств;
создание новых производств в сфере машиностроения, химической, пищевой промышленности, выпуска строительных материалов и прочее;
г) создание центров подготовки кадров с учетом потребности рынка труда и перспективных направлений развития экономики;
д) улучшение экологической обстановки за счет:
повышения качества использования имеющихся ресурсов за счет внедрения новых энергосберегающих технологий, перехода промышленных предприятий к бережливому производству;
наличия инвестиционных проектов, направленных на активное развитие альтернативной энергетики (солнечной, ветровой);
участия в федеральных проектах ("Оздоровление Волги" и других);
повышения экологической культуры населения;
повышения экологического и рекреационного потенциала р. Волги;
е) создание конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса за счет:
эффективного использования природно-рекреационных и историко-культурных ресурсов;
развития туристских обменов со странами Прикаспийского региона, расширения сотрудничества с международными туристическими компаниями;
развития каспийского морского круизного туризма с приоритетным использованием судов, в том числе гражданских, построенных на территории Астраханской области;
популяризации региона как привлекательного объекта историко-культурного и событийного туризма;
ж) комплексное развитие всех видов транспорта на федеральном и региональном уровнях:
создание транспортно-логистических центров, в том числе для развития комбинированных грузоперевозок, а также для перспективного развития отраслей промышленности, сельского хозяйства, рыболовства с учетом точного инфраструктурного развития объектов транспортно-экспедиционной деятельности в целях масштабного развития контейнерных и контрейлерных комбинированных грузоперевозок, включая рефрижераторные, с участием автомобильного, железнодорожного и водного видов транспорта;
з) развитие транспортного узла для осуществления мультимодальных перевозок за счет:
развития международного транспортного коридора "Север - Юг";
строительства Северного обхода г. Астрахани. Строительство Северного обхода г. Астрахани решит задачи по развитию Астраханского транспортного узла международного транспортного коридора Е-40 до границы с Китаем (граница Украины - Волгоград - Астрахань - Атырау - Бейнеу и далее на Ташкент, Бишкек, Алматы по территории среднеазиатских государств), содействию развитию международной торговли, международного туризма и культурного сотрудничества, увеличения объемов экспортно-импортных и транзитных грузовых автомобильных перевозок, в том числе по международным автодорожным маршрутам;
завершения строительства Восточного обхода г. Астрахани, что позволит снизить нагрузку на автомобильные дороги общего пользования местного значения, в том числе Астраханской городской агломерации, перераспределить транзитные транспортные потоки, снизить вероятность совершения дорожно-транспортных происшествий, сократить время в пути, уменьшить негативное воздействие на экологическую обстановку;
повышения пропускной способности Волго-Каспийского морского судоходного канала;
создания портовой особой экономической зоны на территории муниципального образования "Лиманский район" Астраханской области (далее - портовая ОЭЗ);
развития и обновления железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна в рамках комплексной реконструкции участков Трубная - Аксарайская, в том числе развития железнодорожных узлов, пограничных и сортировочных станций;
и) формирование позитивного инвестиционного имиджа региона:
повышение рейтинга Астраханской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации;
привлечение иностранных инвестиций в экономику региона;
к) расширение социальной поддержки населения в рамках распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
л) развитие программ поддержки МСП, отраслей, оказавшихся в зоне риска в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
4) Угрозы развитию Астраханской области
Ключевыми угрозами развитию Астраханской области являются:
а) усиление конкуренции со стороны регионов России за рынки сбыта, рабочую силу, инвестиции;
б) снижение конкурентоспособности продукции и уход с рынка предприятий обрабатывающей промышленности региона;
в) неблагоприятные последствия изменения климата региона:
увеличение частоты волн жары и усиление их воздействия на здоровье населения;
увеличение повторяемости экстремально высоких температур и, соответственно, частоты перегрева зданий, дорожного полотна, рельсов, проводов и других элементов инфраструктуры, что является значимым фактором снижения их эксплуатационных характеристик;
изменение гидрологического режима, что усиливает риски возникновения дефицита воды в районах, которые в настоящее время уже имеют ограниченные водные ресурсы и их низкое качество, а также увеличивает вероятность досрочного размыва магистральных трубопроводов на подводных переходах через реки (при этом в Астраханской области имеются особенно проблемные места подводных переходов магистральных трубопроводов);
повышение засушливости климата и связанное с этим снижение урожайности основных сельскохозяйственных культур, уменьшение плодородия почв;
уменьшение увлажнения, особенно на засушливых землях, увеличение повторяемости почвенных засух и количества пыли, перемещаемой с пустынных и полупустынных территорий;
увеличение рисков возникновения вспышек массового размножения и распространения саранчовых;
рост антропогенной нагрузки на рекреационные территории, что может привести к росту загрязняющих выбросов в воздух, снижению качества питьевой воды;
г) миграционный отток наиболее квалифицированных кадров в соседние регионы, отток населения из сельской местности в города;
д) усиление дефицита рабочих и инженерных кадров;
е) продолжение тенденции к обмелению судоходных каналов, что может привести к ухудшению позиций Астраханской области в сфере грузоперевозок, речной навигации;
ж) опережающее выбытие инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства из-за нехватки инвестиций на их модернизацию и восстановление;
з) увеличение структурной безработицы как следствие эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), начавшейся в 2020 году;
и) увеличение общей смертности населения, в том числе пенсионного возраста;
к) финансовая нестабильность ряда отраслей, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19): туризм, авиаперевозки, гостиничный бизнес, общественное питание и другие;
л) повышение спроса на товары первой необходимости;
м) снижение уровня доходов населения;
н) низкий уровень доверия малого и среднего бизнеса к исполнительным органам государственной власти, что влечет за собой нарастание неопределенности в бизнес-среде;
о) снижение налоговых поступлений в консолидированный бюджет Астраханской области.
В целом Астраханская область является достаточно устойчивой к потенциальным угрозам развитию в силу того, что длительное время развивается в условиях не только вероятного, но и фактического наступления перечисленных угроз и вызовов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.