Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел V
Пространственное развитие Астраханской области
Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р, Астраханская область - приграничная геостратегическая территория Российской Федерации (граничит со странами, входящими в Евразийский экономический союз), обеспечивающая территориальную целостность, единство правового и экономического пространства Российской Федерации и безопасность Российской Федерации.
Ключевыми направлениями развития геостратегических территорий Российской Федерации являются:
сохранение и развитие человеческого капитала, в том числе за счет стимулирования миграционного притока на территории, испытывающие дефицит трудовых ресурсов;
развитие отраслей эффективной специализации с учетом международных рынков и необходимости формирования добавленной стоимости, не дублирующих отрасли специализации на соседних территориях;
создание новых и поддержка существующих территорий с особыми режимами предпринимательской деятельности;
стимулирование сотрудничества с зарубежными государствами, направленного на уменьшение неравноценного взаимодействия (экспорт сырья и продукции с низкой добавленной стоимостью, импорт готовой продукции), содействие развитию производств по глубокой переработке вывозимого сырья;
стимулирование развития малого и среднего бизнеса, участвующего в международном сотрудничестве;
мобильности экономически активного населения области в целях снижения напряженности на локальных рынках труда;
стимулирование создания новых рабочих мест, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса;
создание условий, способствующих повышению качества рабочей силы (образовательные программы профессиональной подготовки и переподготовки кадров);
повышение эффективности функционирования государственных служб занятости населения области и других государственных областных и межрегиональных организаций в сфере занятости, улучшение их координации со службами занятости населения в других субъектах Российской Федерации.
Механизмы поддержки геостратегических территорий на федеральном уровне включают:
формирование новых и реализацию существующих государственных программ социально-экономического развития геостратегических территорий с приоритетным включением в них мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности и раскрытию социально-экономического потенциала;
разработку комплексных международных проектов и программ социально-экономического развития, эффективное планирование международного сотрудничества.
Целью пространственного развития Астраханской области является обеспечение сбалансированного территориального развития Астраханской области для стабильного развития человеческого капитала, сокращения межмуниципальных различий в уровне и качестве жизни населения, формирования новой экономики опережающего типа.
Сбалансированное территориальное развитие представляет собой комплекс мер, направленных на развитие каждого муниципального образования для достижения стратегической цели и миссии региональной стратегии, сокращение различий в социально-экономическом развитии, уровне жизни населения, качестве предоставления государственных и муниципальных услуг, инфраструктурной организации.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
выравнивание территориальной неравномерности в уровне социального и экономического развития территорий Астраханской области на основе равномерного распределения экономической активности по всем группам муниципальных образований, расширения для жителей Астраханской области возможности выбора мест приложения труда и обеспечения услугами социальной сферы;
формирование зон экономического роста на базе муниципальных районов Астраханской области за счет насыщения объектами промышленности и агропромышленного комплекса, что позволит обеспечить занятость местного населения;
создание центров экономического роста - опорных территорий роста экономики и повышения качества жизни населения, способных принять значительные инвестиции и развиваться ускоренными темпами, вовлекая в свою экономическую орбиту потенциал соседних территорий;
повышение качества инженерного и транспортного обустройства территорий области.
Полученный стратегический результат будет направлен на формирование устойчивого развития Астраханской области и напрямую зависеть от деятельности соответствующих органов местного самоуправления, конкурентоспособности муниципальных образований и их социально-экономической стабильности.
Анализ пространственной организации Астраханской области
Пространственная организация Астраханской области формировалась под воздействием транспортного и природного каркаса с учетом ее экономико-географического расположения, а также сложившейся системы расселения.
Астраханская область занимает выгодное приграничное положение, что позволяет осуществлять экономическую деятельность с приграничными регионами и странами: на севере - с Волгоградской областью, на западе - с Республикой Калмыкией, на востоке - с Республикой Казахстан, на юге регион омывается Каспийском морем, где ведется сотрудничество с Исламской Республикой Иран, Туркменистаном, Азербайджанской Республикой.
Важную роль играет прохождение через регион МТК "Север - Юг", с наличием которого напрямую связано перспективное развитие Астраханской области.
Площадь Астраханской области составляет 52,9 тыс. км 2.
Астраханская область включает в себя 141 муниципальное образование: 11 муниципальных районов, 2 городских округа, 128 городских и сельских поселений.
Областным центром является город Астрахань (на 1 января 2020 года - 529,8 тыс. человек).
Рисунок 4. Административно-территориальное деление Астраханской области
Для определения особенностей пространственной организации Астраханской области необходимо рассмотреть развитие муниципальных образований через призму трех основных аспектов социально-экономического развития: система расселения, уровень инвестиций в основной капитал, уровень доходов населения.
Уровень урбанизации, выражающийся в доле городского населения в общей численности населения Астраханской области, на 1 января 2020 года составил 66,7%. В сельской местности проживает 33,3% населения региона.
Численность населения Астраханской области на 1 января 2020 года составила 1 005,8 тыс. человек (2018 год - 1 015,8 тыс. человек). Общее сокращение населения Астраханской области оказывает влияние на значимый показатель системы расселения, отражающий неравномерность изменения численности населения в территориальном разрезе. Так, лишь в Приволжском районе происходит рост численности населения.
Плотность населения Астраханской области на 1 января 2020 года составила 20,52 человека на 1 км 2. Наибольшая плотность населения сосредоточена в: г. Астрахани (на 1 января 2020 года - 2 530,1 человек на 1 км 2), Приволжском (62,8), Икрянинском (23,8), Камызякском (13,5), Володарском (11,4), Ахтубинском (10,6), Наримановском (7,8) районах Астраханской области. При этом рост плотности населения в сравнении с 2019 годом наблюдается только в Приволжском районе, что объясняется миграционным притоком из других районов области.
Причиной низкой плотности населения в оставшихся муниципальных образованиях Астраханской области является ежегодный миграционный отток населения из сельской местности (более тысячи человек), складывающийся из-за высокого уровня безработицы, напряженности на рынке труда, низкой заработной платы, слабой кадровой политики.
По итогам 1 полугодия 2020 года 95,6% инвестиций в основной капитал по кругу крупных и средних предприятий в Астраханской области освоено на территории трех муниципальных образованиях Астраханской области: "Город Астрахань" - 86,0%, "Красноярский район" - 7,8%, "Харабалинский район" - 1,8%.
Наибольший объем инвестиций в основной капитал, освоенный на территории муниципального образования "Город Астрахань", обусловлен развитием предприятий реального сектора экономики (топливно-энергетический комплекс, металлургия, строительство, транспорт), а также строительством объектов социальной сферы на территории города.
В 1 полугодии 2020 года наибольший рост инвестиций в основной капитал отмечен в Черноярском (в 3,2 раза выше уровня 1 полугодия 2019 года), Красноярском (в 2,9 раза выше уровня 1 полугодия 2019 года), Ахтубинском районах (уровень 1 полугодия 2019 года превышен в 1,6 раза).
Динамика
инвестиций в основной капитал по районам Астраханской области за 1 полугодие 2020 года (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года)
В 2019 году среднемесячная заработная плата в муниципальных районах области по крупным и средним предприятиям варьируется с широким диапазоном: от 23 196,6 рубля в Володарском районе до 46 394,5 рубля в Красноярском районе.
Столь высокое значение показателя в Красноярском районе объясняется высоким уровнем оплаты труда на предприятиях, созданных вокруг промышленного гиганта региона - ООО "Газпром переработка".
Ежегодный рост показателя в Наримановском районе обеспечен расширением имеющихся производственных предприятий в районе, созданием новых, вводом дополнительных рабочих мест на акционерном обществе "ССЗ "Лотос", в обществе с ограниченной ответственностью "БКЕ Шельф", закрытом акционерном обществе "Тандер", в филиале компании "Шлюмберже Лоджелко, Инк". Отдельно стоит отметить развитие на территории региона особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Лотос".
Таким образом, пространственное развитие Астраханской области в большей степени характеризуется моноцентричностью: наиболее устойчивая система расселения агломерационного типа сосредоточена в зоне влияния административного центра Астраханской области - городе Астрахани и прилегающей к нему территорий.
Такая неравномерность, концентрация населения и бизнеса на юге и центральной части региона, обладающими высоким экономическим потенциалом территорий, задает восходящий вектор развития для северной части Астраханской области.
Учитывая данный факт территорию региона можно разделить на две зоны развития: Южная и Северная, каждая из которых имеет свои особенности.
Южная зона развития
Наибольшее влияние на экономическое развитие Астраханской области оказывает Южная зона: территория областного центра (города Астрахань) и прилегающих к ней муниципальных образований (Красноярский, Наримановский, Приволжский, Володарский, Икрянинский, Камызякский и Лиманский районов).
Территории этих зон развития характеризуется наиболее высокой плотностью экономической деятельности и плотностью расселения и имеют соответственно и наилучшие условия для развития диферсифицированного промышленного производства, высокоиндустриального товарного сельскохозяйственного производства.
Основными причинами такого расселения являются:
выгодное приграничное географическое положение на пересечении основных транспортных междугородних и международных путей (в том числе МТК "Север - Юг");
наличие развитого транспортного узла (порты, вокзалы, аэропорт) с возможностью его перетрансформации в интермодальный транспортный узел, предполагающий "бесшовное" передвижение товаров и пассажиров всеми видами транспорта и обработку значительного объема грузо- и пассажиропотока;
значительные запасы природных ресурсов, особенно на Каспийском море;
наиболее развитый (относительно других территорий муниципальных образований) промышленный потенциал;
наиболее квалифицированный трудовой потенциал ввиду значительного сосредоточения организаций профессиональных организаций образования и образовательных организаций высшего образования;
достаточно развитая организация высококвалифицированной медицинской помощи;
наибольшее сосредоточение организаций и объектов культуры и отдыха;
достаточно развитый топливно-энергетический комплекс;
наличие инновационного потенциала, который превосходит потенциал других территорий муниципальных образований, но пока не полностью используется;
наличие особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Лотос".
Северная зона развития
В Северную зону развития Астраханской области входят северные районы, такие как: Ахтубинский, Енотаевский, Черноярский, Харабалинский районы и ЗАТО Знаменск. Северная зона отличается более холодными климатическими условиями, удаленностью его муниципальных образований от административного центра, наличием мелкоочаговой производственной деятельности, соответственно наименьшей плотностью расселения населения и распределения экономических производств.
Таким образом, в муниципальных образованиях Астраханской области пространственное развитие сталкивается с определенными ограничениями, где ключевым можно назвать диспропорциональное развитие муниципальных образований Астраханской области.
Ключевые проблемы пространственной организации Астраханской области:
монопрофильность предприятий муниципальных образований, отсутствие диверсификации;
слабое развитие инженерной, социальной и транспортной инфраструктур;
узкоспециализированная структура экономики и недостаточно развитый рынок труда;
высокий износ основных фондов предприятий;
отсутствие системы утилизации отходов;
необходимость реконструкции разводящих сетей водопровода, тепловых сетей;
недостаточность объектов здравоохранения, образования, культуры;
наличие теневой заработной платы;
недостаточная транспортная связанность и доступность территорий Астраханской области с городской агломерацией и между собой;
низкий уровень интегрированности различных видов транспорта, отсутствие сети транспортно-логистических центров способствуют возникновению перегруженных участков на транспортных коммуникациях;
нереализованный потенциал межрегионального и межмуниципального взаимодействия, низкий уровень кооперации.
Перспективы пространственного развития Астраханской области
Ядром Астраханской агломерации является административный центр региона - муниципальное образование "Город Астрахань". В состав агломерации также входят: Володарский, Икрянинский, Камызякский, Красноярский, Лиманский, Наримановский и Приволжский районы Астраханской области.
В Астраханской агломерации сконцентрированы наибольшие возможности по развитию человеческого, научно-технического, промышленного, транспортно-логистического и туристического потенциалов. Это объясняется наличием на территории агломерации значительного числа объектов социальной, промышленной, туристической и транспортной инфраструктур.
Однако слабая управляемость агломерационными процессами препятствует эффективному использованию экономического потенциала агломерации и обеспечению повышения качества жизни населения, созданию комфортных условий для проживания, работы, учебы.
В целом экономический потенциал северных муниципальных образований, в большинстве своем имеющих аграрную специализацию, ослаблен их удаленностью от основных рынков сбыта и слабой транспортной связанностью с региональным центром.
Для повышения устойчивости экономики региона необходимо обеспечить распространение экономической активности существующего центра на окружающую территорию, а также добиться формирования новых зон экономического роста, что позволит снизить диспропорции пространственного развития, повысить гибкость территориальной структуры хозяйства, обеспечить рост уровня и качества жизни населения в городах и сельской местности.
Стимулирование развития экономических центров будет вести к формированию в них социально-экономической среды, характеризующейся быстрым и устойчивым ростом, созданию новых рабочих мест, повышению качества жизни населения, а также повышению их конкурентоспособности на межрегиональном уровне. Будут формироваться зоны опережающего развития, с которыми связано развитие перспективных отраслей специализации региона и форм пространственной организации экономики: кластеров, промышленных зон, особых экономических зон.
Развитие выделенных зон перспективного экономического роста позволит сбалансировать пространственное развитие территории региона, обеспечивая с помощью развитой инфраструктуры лучший доступ населения региона к рабочим местам, социальной и экономической инфраструктуре.
На основе статистических данных было проведено перспективное экономическое районирование Астраханской области, в результате чего можно выделить три основные зоны экономического роста, обладающие потенциалом для ускоренного развития, одна из которых формируется вокруг главного социально-экономического центра - города Астрахани.
В процессе анализа пространственного развития определены уникальность и индивидуальность каждого из муниципальных образований Астраханской области, в связи с чем проведено дополнительное районирование внутри каждой зоны экономического роста:
- текущие зоны - сформировавшиеся во времени территориальные зоны, где рост экономики рассматривается как поступательное движение в соответствии со сложившимися трендами и прогресс с учетом уже начатых инвестиционных проектов;
- условно-депрессивные зоны - пространственно локальные образования, в которых по географическим, природным, экономическим, политическим, социальным, экологическим и другим причинам перестают действовать стимулы саморазвития, т. е. отсутствуют возможности для видов воспроизводств и нет условий для самостоятельного разрешения сложившейся ситуации;
- зоны перспективного роста характеризуются сочетанием выгодного геостратегического положения, уникальными природно-климатическими условиями, богатыми природными ресурсами, туристическим потенциалом, положительным имиджем и производственными традициями промышленности и сельского хозяйства.
Пространственная характеристика зон экономического роста
N |
Зона экономического роста |
Доля зоны в площади Астраханской области |
Территории Астраханской области, входящие в зону |
Отрасли специализации |
Описание направления развития |
1 |
Северная, в том числе: |
49% |
Ахтубинский, |
|
|
1.1 |
- текущая зона |
10,9% |
Ахтубинский район |
Индустриально-аграрная |
Преобладает добыча прочих полезных ископаемых (соль, гипс), промышленность строительных материалов, агропромышленный комплекс (овощеводство, картофелеводство, бахчеводство, молочное и мясное скотоводство, овцеводство и птицеводство). На территории зоны находится крупнейший центр испытаний авиационной техники - ГЛИЦ им. В.П. Чкалова, а также ряд крупных предприятий промышленности, в том числе общество с ограниченной ответственностью "Руссоль", закрытое акционерное общество "Кнауф Гипс Баскунчак", закрытое акционерное общество "ТПК Линкос" и другое. |
1.2 |
- условно-депрессивная зона |
11,8% |
Черноярский район и ЗАТО Знаменск |
Индустриально-аграрная |
Преобладает агропромышленный комплекс (растениеводство и животноводство), производство пищевых продуктов (овощные консервы, хлебобулочные и колбасные изделия, мясные полуфабрикаты), промышленность строительных материалов (асфальтобетон), торговля. На территории ЗАТО Знаменск действует особый режим безопасного функционирования организаций и объектов, на территории расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации и установлен пропускной режим. |
1.3 |
- зона перспективного роста |
26,3% |
Енотаевский и |
Аграрная |
Преобладает агропромышленный комплекс. Наиболее выгодные условия для развития интенсивного сельского хозяйства. Природно-климатические условия позволяют выращивать практически все овощные, бахчевые, плодовые и ягодные культуры, а также виноград, рис и хлопок. Перспективно развитие переработки сельскохозяйственной продукции (в том числе строительство завода по производству томатной пасты АПК "Астраханский"). Эффективно садоводство. |
2 |
Центральная, в том числе: |
23,34% |
Город Астрахань, |
|
|
2.1 |
- текущая зона |
0,39% |
Город Астрахань |
Индустриальная |
Многофункциональный профиль экономики, важнейший международный стратегически контактный центр Юга Российской Федерации, который является крупным торгово-логистическим центром. Размещены предприятия всех выделяемых в регионе отраслей специализации, включая объекты коммерческо-деловой сферы (финансы, кредит, страхование, оптовая торговля, операции с недвижимым имуществом, информатизация, связь). Центр притяжения познавательно-туристических услуг за счет наличия архитектурно-пространственного и историко-культурного наследия. |
2.2 |
- условно-депрессивная зона |
1,48% |
Приволжский район |
Индустриально-аграрная |
Преобладает агропромышленный комплекс (растениеводство). Удобство в расположении в непосредственной близости административного центра региона муниципального образования "Город Астрахань" с точки зрения инфраструктурных коммуникаций. Однако это одновременно является сдерживающим фактором экономического развития. Слабая управляемость экономическими процессами препятствует эффективному использованию экономического потенциала зоны и обеспечению повышения качества жизни населения. |
2.3 |
- зона перспективного роста |
21,47% |
Красноярский и |
Индустриальная |
Преобладает добыча углеводородного сырья (газ, газовый конденсат, сера). С 1986 года находится в промышленной разработке Астраханское газоконденсатное месторождение. Инвестиционными планами ООО "Газпром добыча Астрахань" и ООО "Газпром переработка" предполагается дальнейшее развитие производств с учетом создания комплекса по производству полиэтилена, строительства дополнительных мощностей "сухой" грануляции серы, реконструкции технологических установок и другое. Перспективы развития также связаны с проектом развития ОЭЗ ППТ "Лотос". Предполагается, что на территории ОЭЗ ППТ "Лотос" будут присутствовать как производства с малым объемом первоначальных инвестиций, так и "капиталоемкие" предприятия (например, судо- и краностроительные, предприятия машиностроения, сервисные центры). |
3 |
Южная, в том числе: |
27,7% |
Володарский, |
|
|
3.1 |
- текущая зона |
14,03% |
Володарский и |
Аграрно-туристическая |
Преобладает отрасль рыболовства и рыбоводства и сопутствующая им переработка рыбы и рыбной продукции. В меньшей степени производство пищевых продуктов (переработка овощной продукции, хлебопечение), агропромышленный комплекс (овощные культуры, рис, картофель, разведение крупного рогатого скота), туризм. Выгодное географическое положение и расположение вдоль дельты р. Волги особенно привлекательны для туристов. Основными видами и направлениями туристической деятельности являются рыбалка, охота, подводная охота, зимняя рыбалка, экскурсии на лотосовые поля. Имеется потенциал для развития этнотуризма и событийного туризма. |
3.2 |
- зона перспективного роста |
13,64% |
Икрянинский и |
Индустриально-аграрная |
Преобладает промышленное производство (судостроение), транспортно-логистическая деятельность, в меньшей степени - агропромышленный комплекс (овощеводство, картофелеводство, бахчеводство, молочное и мясное скотоводство, овцеводство и птицеводство), рыбоводство и туристическая деятельность (рекреационный потенциал). Наличие главного судоходного канала - единственного выхода в Каспийское море для крупнотоннажных судов позволяет разместить производства для создания крупных судов и иных технических средств, предназначенных для разведки и эксплуатации углеводородных ресурсов Каспийского моря. Предполагается развитие производственной деятельности судостроительного завода "Красные Баррикады". В качестве ключевого направления развития транспортной инфраструктуры рассматривается развитие МТК "Север-Юг". Организация портовой особой экономической зоны создаст условия для проведения модернизации портовой инфраструктуры, а также развития припортовой территории в части транспортной обработки грузов, их расфасовки для создания более высокой добавленной стоимости транспортируемого товара. Таким образом, создаются благоприятные условия для бизнеса, в том числе и иностранного, к созданию припортового логистического центра. |
Каркасом Северной зоны экономического развития станут муниципальные образования Астраханской области: Ахтубинский, Енотаевский, Черноярский, Харабалинский районы и ЗАТО Знаменск. Развитие будет связано в основном с сельским хозяйством и овощеперерабатывающей промышленностью.
Центральная зона представлена городом Астрахань, Красноярским, Наримановским и Приволжским районами Астраханской области. Перспективы связаны с развитием ОЭЗ ППТ "Лотос" и дальнейшей разработкой месторождений и наращиванием объемов добычи углеводородного сырья.
На юге Астраханской области сформирована зона в составе Володарского, Икрянинского, Камызякского, Лиманского районов. Развитие зоны может включать и элемент международного сотрудничества в рамках организации портовой особой экономической зоны и развития МТК "Север-Юг", а также дальнейшее развитие судостроительной отрасли и туристического комплекса.
Прогноз
удельного веса зон экономического роста в основных социально-экономических показателях Астраханской области в 2035 году
|
Зона экономического роста |
Население |
Промышленное производство |
Сельское хозяйство |
Инвестиции |
1 |
Северная, |
17,1 |
1,4 |
56,5 |
6 |
1.1. |
- текущая зона |
36 |
0,8 |
13,0 |
22 |
1.2. |
- условно-депрессивная зона |
26,4 |
0,1 |
9,1 |
11 |
1.3. |
- зона перспективного роста |
37,6 |
0,5 |
34,4 |
67 |
2. |
Центральная, |
66,2 |
95,3 |
21,3 |
93,6 |
2.1. |
- текущая зона |
79,6 |
77,2 |
1,0 |
90,5 |
2.2. |
- условно-депрессивная зона |
7,7 |
0,1 |
7,5 |
0,7 |
2.3. |
- зона перспективного роста |
12,7 |
18,0 |
12,8 |
8,8 |
3. |
Южная, |
16,7 |
3,3 |
22,2 |
0,4 |
3.1. |
- текущая зона |
25,4 |
0,3 |
10,9 |
53 |
3.2. |
- зона перспективного роста |
74,6 |
3,0 |
11,3 |
47 |
Главной целью пространственной региональной политики Астраханской области должно стать преодоление диспропорционального развития муниципальных образований Астраханской области.
Основные задачи направлены на:
1) развитие Астраханской агломерации, в том числе путем перехода на новый уровень развития существующих опорных точек регионального роста, включая развитие территорий, для которых установлены особые условия экономической деятельности;
2) формирование и наращивание экономического потенциала новых точек роста путем создания условий для развития экономических специализаций (агропродовольственных, зон переработки, обрабатывающей промышленности, транспортно-логических, туристических, рыбохозяйственных);
3) развитие сельских территорий;
4) совершенствование пространственной организации территории Астраханской области путем разумного укрупнения (упразднения отдельных сельских поселений в качестве единиц муниципально-территориального деления с вхождением их территорий в границы других поселений, разработки стратегий муниципальных образований Астраханской области);
5) обеспечение приемлемого уровня доходов населения в каждом муниципальном образовании, в том числе:
мониторинг уровня заработных плат на действующих предприятиях по всем муниципальным образованиям;
расширение элементов дифференцированного территориального подхода к инвестиционной политике;
совершенствование направлений поддержки МСП в муниципальных образованиях;
развитие поддержки самозанятого населения (в том числе в рамках личных подсобных хозяйств);
территориальная дифференциация персонализации денежных выплат/льгот в зависимости от вовлечения в экономическую активность;
6) повышение комфортности городской среды, в том числе:
разработка муниципальных программ по комплексному развитию жилой среды;
создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды;
7) снижение дифференциации территории с точки зрения доступности объектов социального, культурного и бытового назначения, в том числе:
оптимизация схемы размещения объектов местного значения в рамках территории Астраханской области;
развитие механизма по привлечению и закреплению специалистов в отдаленные муниципальные образования Астраханской области;
8) комплексное развитие северных районов Астраханской области посредством программно-целевого подхода, учитывающего специфические проблемы и приоритетные направления развития, в том числе:
обеспечение связанности и целостности территории северных районов Астраханской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.