Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III
Сценарии социально-экономического развития Астраханской области
1. Первый сценарий (базовый)
Внешние факторы в базовом сценарии фиксируются в текущем состоянии на весь срок реализации настоящей Стратегии, сохраняются существующие практики федеративных отношений, долговая и межбюджетная политика на федеральном уровне.
Внешние санкции также сохранятся на длительный период. В случае реализации таких условий сохранится активная политика в области импортозамещения, будет устойчивый спрос на российскую сельскохозяйственную продукцию и пищевые продукты, что выгодно для субъектов Российской Федерации с агропромышленной специализацией, к которым относится Астраханская область.
Принципиального изменения модели социально-экономического развития Астраханской области не произойдет, как и существенных структурных сдвигов.
В условиях стабильных макроэкономических тенденций ожидаемые структурные сдвиги в региональной экономике будут происходить медленно. В среднесрочной перспективе структура экономики Астраханской области не претерпит значительных изменений - основу рыночной специализации продолжат составлять отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых и нефтепереработкой. Позиции в структуре валовой добавленной стоимости преимущественно будут сохранять отрасли, связанные с добычей нефти и природного газа. В долгосрочной перспективе формирующаяся тенденция снижения инвестиций добывающих компаний в геолого-разведочные работы станет неблагоприятным фактором для дальнейшего инвестиционного развития данных отраслей.
На фоне удержания данными отраслями лидирующих позиций в структуре валовой добавленной стоимости прогнозируется сохранение благоприятных условий для развития в экономике Астраханской области предприятий химической промышленности (производство серы).
Отрасли судостроения, пищевая промышленность сохранят свои текущие темпы роста. В долгосрочной перспективе увеличение добычи нефти и газа стимулирует спрос на транспортные, обслуживающие и технические услуги.
Возрастет спрос на выполнение судостроительными организациями Астраханской области заказов в данной сфере, останется востребованной продукция астраханского кораблестроения на рынке прикаспийских государств.
Сельское хозяйство будет основываться преимущественно на использовании традиционных технологий. Факторами, оказывающими в долгосрочной перспективе благоприятное воздействие на его развитие, станет сохранение тренда импортозамещения на внутреннем рынке.
В связи с истощением запасов водных биоресурсов промышленный вылов будет переориентирован на развитие рыбоводства. В то же время прогнозируемое истощение запасов биоресурсов Мирового океана будет препятствовать интенсивному росту рынка.
В других секторах экономики региона сложится аналогичная ситуация: сохранятся текущие тенденции, отрасли будут демонстрировать ограниченный рост и умеренное обновление технологий и моделей бизнеса.
Однако целевое видение будущего не будет достигнуто, так как в области не произойдет структурной перестройки экономики, не сформируются высокотехнологичные сегменты в традиционных отраслях, а значит, не будут достигнуты целевые ориентиры роста заработных плат, несмотря на то, что темпы роста ВРП могут даже превосходить среднероссийский уровень.
В заданных базовым сценарием условиях Астраханская область будет максимально использовать имеющиеся преимущества и реализовывать уже сформированный пакет проектов. Однако отсутствие новых направлений развития, внедрения высокотехнологичных производств ограничит возможности создания новых рабочих мест, повышения уровня жизни населения.
В базовом варианте к концу периода реализации Стратегии прогнозируется небольшое увеличение среднегодовой численности населения за счет снижения смертности населения. Стабильное развитие экономики способствует постепенному повышению номинальной начисленной заработной платы выше темпов инфляции, а также плавному росту реальных располагаемых денежных доходов населения. Показатели зарегистрированной безработицы остаются на невысоком уровне, за исключением периода действия и преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
2. Второй сценарий (раскрытие потенциала развития Астраханской области)
Формирующими условиями для реализации второго сценария (раскрытие потенциала развития Астраханской области) (далее - целевой сценарий) является сочетание благоприятной внешней ситуации и реализации собственных возможностей, которые имеются у региона.
Российская Федерация в целом будет развиваться по целевому сценарию социально-экономического развития, что предполагает интенсивное технологическое развитие, рост расходов бюджета на образование, здравоохранение и инфраструктуру.
Регион будет активно использовать все возможности, предоставляемые внешним окружением, и вовлекать в развитие собственные ресурсы. Целевой сценарий базируется на ускоренной реализации инвестиционных проектов и планов, позитивной макроэкономической ситуации, интенсивном осуществлении инвестиционного процесса в Астраханской области.
За счет активной реализации как новых, так и ранее начатых инвестиционных проектов целевой сценарий характеризуется ускоренными темпами экономического роста.
В рамках целевого сценария предусмотрены следующие направления деятельности:
развитие добывающего промысла углеводородного сырья (в частности, поэтапное увеличение годовой добычи газа на Левобережной части Астраханского газоконденсатного месторождения до 48 млрд м к 2038 году);
технологическая модернизация и расширение производственных мощностей промышленных предприятий, повышение их технологического уровня. Внедрение современных технологий и техники потребует соответствующего развития промышленного сервиса, инженерных кадров и деловой инфраструктуры;
диверсификация промышленного комплекса Астраханской области, направленная на снижение зависимости промышленного комплекса от сферы нефтедобычи, с появлением новых отраслей, ранее не представленных в структуре промышленности Астраханской области (производство судовых панелей, производство геосинтетических материалов, бытовой химии, переработка отходов растительного сырья консервной промышленности, применение ветроэнергетики и другое);
повышение конкурентоспособности промышленных предприятий за счет повышения производительности труда, увеличения выпуска востребованной конкурентоспособной импортозамещающей продукции;
содействие созданию сети индустриальных (промышленных) парков в Астраханской области, обеспечение смежности производств для получения синергетического эффекта;
развитие глубокой переработки продуктов нефтегазодобычи (создание комплекса по производству полиэтилена на сырьевой базе Астраханского газоперерабатывающего завода, строительство дополнительных мощностей "сухой" грануляции серы);
рост результатов деятельности субъектов МСП в экономике региона;
инновационное развитие, модернизация технической и технологической базы АПК за счет обновления парка сельскохозяйственной техники, технологического оснащения и перевооружения производственной базы товаропроизводителей и предприятий переработки сельскохозяйственной продукции.
Целевой сценарий предполагает запуск нового цикла инвестиций в сфере судостроения (развитие производственной деятельности акционерного общества "Южный центр судостроения и судоремонта" (далее - АО "ЮЦСС") на площадке бывшего судостроительного завода "Красные Баррикады"). Для сохранения тенденций устойчивого развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет обеспечено развертывание программ содействия технологической модернизации, в том числе в смежных отраслях (металлургия, машиностроение, электроника и другие), а также продвижение продукции судостроительных предприятий на внутренний и внешние рынки.
Ключевым источником роста будут являться судостроительная и смежные отрасли, транспортно-логистический комплекс и добывающая промышленность. Драйвером экономического роста в целевом сценарии выступят развитие транспортно-логистического комплекса, создание портовой особой экономической зоны, развитие действующей ОЭЗ ППТ "Лотос", производство, ориентированное на экспорт и поставки в другие субъекты Российской Федерации.
Регион будет более активно использовать преимущества социально-экономического развития, возникающие за счет увеличения товарооборота с Ираном, что создаст возможности для активного развития транспортно-логистических услуг.
Традиционные обрабатывающие производства будут ориентированы на рост производительности труда за счет технологической модернизации.
Сложившиеся условия позволят экономике Астраханской области выйти на путь роста средней производительности труда, что приведет к повышению ВРП.
Рост экономики положительно скажется как на имидже Астраханской области - быстро развивающейся территории с инновационной экономикой, так и на размере заработной платы и уровне жизни населения. Более высокий уровень жизни населения, в свою очередь, позволит привлечь дополнительные человеческие ресурсы и переключить миграцию на приток квалифицированных кадров.
Привлекательность Астраханской области для населения, особенно ее молодежи, будет расти, в связи с чем сформируется устойчивый вектор роста миграционного сальдо, чистый отток населения остановится.
Целевой сценарий характеризуется умеренным ростом среднегодовой численности населения. Развитие экономики позволяет обеспечить высокие темпы роста номинальной начисленной заработной п
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.