Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III
Сценарии социально-экономического развития Астраханской области
1. Первый сценарий (базовый)
Внешние факторы в базовом сценарии фиксируются в текущем состоянии на весь срок реализации настоящей Стратегии, сохраняются существующие практики федеративных отношений, долговая и межбюджетная политика на федеральном уровне.
Внешние санкции также сохранятся на длительный период. В случае реализации таких условий сохранится активная политика в области импортозамещения, будет устойчивый спрос на российскую сельскохозяйственную продукцию и пищевые продукты, что выгодно для субъектов Российской Федерации с агропромышленной специализацией, к которым относится Астраханская область.
Принципиального изменения модели социально-экономического развития Астраханской области не произойдет, как и существенных структурных сдвигов.
В условиях стабильных макроэкономических тенденций ожидаемые структурные сдвиги в региональной экономике будут происходить медленно. В среднесрочной перспективе структура экономики Астраханской области не претерпит значительных изменений - основу рыночной специализации продолжат составлять отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых и нефтепереработкой. Позиции в структуре валовой добавленной стоимости преимущественно будут сохранять отрасли, связанные с добычей нефти и природного газа. В долгосрочной перспективе формирующаяся тенденция снижения инвестиций добывающих компаний в геолого-разведочные работы станет неблагоприятным фактором для дальнейшего инвестиционного развития данных отраслей.
На фоне удержания данными отраслями лидирующих позиций в структуре валовой добавленной стоимости прогнозируется сохранение благоприятных условий для развития в экономике Астраханской области предприятий химической промышленности (производство серы).
Отрасли судостроения, пищевая промышленность сохранят свои текущие темпы роста. В долгосрочной перспективе увеличение добычи нефти и газа стимулирует спрос на транспортные, обслуживающие и технические услуги.
Возрастет спрос на выполнение судостроительными организациями Астраханской области заказов в данной сфере, останется востребованной продукция астраханского кораблестроения на рынке прикаспийских государств.
Сельское хозяйство будет основываться преимущественно на использовании традиционных технологий. Факторами, оказывающими в долгосрочной перспективе благоприятное воздействие на его развитие, станет сохранение тренда импортозамещения на внутреннем рынке.
В связи с истощением запасов водных биоресурсов промышленный вылов будет переориентирован на развитие рыбоводства. В то же время прогнозируемое истощение запасов биоресурсов Мирового океана будет препятствовать интенсивному росту рынка.
В других секторах экономики региона сложится аналогичная ситуация: сохранятся текущие тенденции, отрасли будут демонстрировать ограниченный рост и умеренное обновление технологий и моделей бизнеса.
Однако целевое видение будущего не будет достигнуто, так как в области не произойдет структурной перестройки экономики, не сформируются высокотехнологичные сегменты в традиционных отраслях, а значит, не будут достигнуты целевые ориентиры роста заработных плат, несмотря на то, что темпы роста ВРП могут даже превосходить среднероссийский уровень.
В заданных базовым сценарием условиях Астраханская область будет максимально использовать имеющиеся преимущества и реализовывать уже сформированный пакет проектов. Однако отсутствие новых направлений развития, внедрения высокотехнологичных производств ограничит возможности создания новых рабочих мест, повышения уровня жизни населения.
В базовом варианте к концу периода реализации Стратегии прогнозируется небольшое увеличение среднегодовой численности населения за счет снижения смертности населения. Стабильное развитие экономики способствует постепенному повышению номинальной начисленной заработной платы выше темпов инфляции, а также плавному росту реальных располагаемых денежных доходов населения. Показатели зарегистрированной безработицы остаются на невысоком уровне, за исключением периода действия и преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
2. Второй сценарий (раскрытие потенциала развития Астраханской области)
Формирующими условиями для реализации второго сценария (раскрытие потенциала развития Астраханской области) (далее - целевой сценарий) является сочетание благоприятной внешней ситуации и реализации собственных возможностей, которые имеются у региона.
Российская Федерация в целом будет развиваться по целевому сценарию социально-экономического развития, что предполагает интенсивное технологическое развитие, рост расходов бюджета на образование, здравоохранение и инфраструктуру.
Регион будет активно использовать все возможности, предоставляемые внешним окружением, и вовлекать в развитие собственные ресурсы. Целевой сценарий базируется на ускоренной реализации инвестиционных проектов и планов, позитивной макроэкономической ситуации, интенсивном осуществлении инвестиционного процесса в Астраханской области.
За счет активной реализации как новых, так и ранее начатых инвестиционных проектов целевой сценарий характеризуется ускоренными темпами экономического роста.
В рамках целевого сценария предусмотрены следующие направления деятельности:
развитие добывающего промысла углеводородного сырья (в частности, поэтапное увеличение годовой добычи газа на Левобережной части Астраханского газоконденсатного месторождения до 48 млрд м к 2038 году);
технологическая модернизация и расширение производственных мощностей промышленных предприятий, повышение их технологического уровня. Внедрение современных технологий и техники потребует соответствующего развития промышленного сервиса, инженерных кадров и деловой инфраструктуры;
диверсификация промышленного комплекса Астраханской области, направленная на снижение зависимости промышленного комплекса от сферы нефтедобычи, с появлением новых отраслей, ранее не представленных в структуре промышленности Астраханской области (производство судовых панелей, производство геосинтетических материалов, бытовой химии, переработка отходов растительного сырья консервной промышленности, применение ветроэнергетики и другое);
повышение конкурентоспособности промышленных предприятий за счет повышения производительности труда, увеличения выпуска востребованной конкурентоспособной импортозамещающей продукции;
содействие созданию сети индустриальных (промышленных) парков в Астраханской области, обеспечение смежности производств для получения синергетического эффекта;
развитие глубокой переработки продуктов нефтегазодобычи (создание комплекса по производству полиэтилена на сырьевой базе Астраханского газоперерабатывающего завода, строительство дополнительных мощностей "сухой" грануляции серы);
рост результатов деятельности субъектов МСП в экономике региона;
инновационное развитие, модернизация технической и технологической базы АПК за счет обновления парка сельскохозяйственной техники, технологического оснащения и перевооружения производственной базы товаропроизводителей и предприятий переработки сельскохозяйственной продукции.
Целевой сценарий предполагает запуск нового цикла инвестиций в сфере судостроения (развитие производственной деятельности акционерного общества "Южный центр судостроения и судоремонта" (далее - АО "ЮЦСС") на площадке бывшего судостроительного завода "Красные Баррикады"). Для сохранения тенденций устойчивого развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет обеспечено развертывание программ содействия технологической модернизации, в том числе в смежных отраслях (металлургия, машиностроение, электроника и другие), а также продвижение продукции судостроительных предприятий на внутренний и внешние рынки.
Ключевым источником роста будут являться судостроительная и смежные отрасли, транспортно-логистический комплекс и добывающая промышленность. Драйвером экономического роста в целевом сценарии выступят развитие транспортно-логистического комплекса, создание портовой особой экономической зоны, развитие действующей ОЭЗ ППТ "Лотос", производство, ориентированное на экспорт и поставки в другие субъекты Российской Федерации.
Регион будет более активно использовать преимущества социально-экономического развития, возникающие за счет увеличения товарооборота с Ираном, что создаст возможности для активного развития транспортно-логистических услуг.
Традиционные обрабатывающие производства будут ориентированы на рост производительности труда за счет технологической модернизации.
Сложившиеся условия позволят экономике Астраханской области выйти на путь роста средней производительности труда, что приведет к повышению ВРП.
Рост экономики положительно скажется как на имидже Астраханской области - быстро развивающейся территории с инновационной экономикой, так и на размере заработной платы и уровне жизни населения. Более высокий уровень жизни населения, в свою очередь, позволит привлечь дополнительные человеческие ресурсы и переключить миграцию на приток квалифицированных кадров.
Привлекательность Астраханской области для населения, особенно ее молодежи, будет расти, в связи с чем сформируется устойчивый вектор роста миграционного сальдо, чистый отток населения остановится.
Целевой сценарий характеризуется умеренным ростом среднегодовой численности населения. Развитие экономики позволяет обеспечить высокие темпы роста номинальной начисленной заработной платы, превышающие темпы инфляции, в связи с чем реальные располагаемые денежные доходы населения к 2024 году превысят 100%. Показатели по уровню зарегистрированной безработицы имеют устойчивую тенденцию к снижению, за исключением периода действия и преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Реализация базового и целевого сценария прогноза социально-экономического развития Астраханской области обеспечивает выполнение целевых показателей Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Показатели сценариев развития Астраханской области до 2035 года представлены далее в таблице.
Показатели сценариев развития Астраханской области в 2035 году
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.