Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 24 декабря 2020 г. N 3.5-03/2156
по Федеральному закону "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"
(проект N 1025470-7)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 16 декабря 2020 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона был разработан депутатами Государственной Думы А.М. Макаровым, Г.Я. Хором, Л.Я. Симановским, B.М. Резником, А.А. Ремезковым, В.С. Шурчановым и направлен на совершенствование положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоговом мониторинге. При рассмотрении законопроекта в Государственной Думе во втором чтении в него были внесены 23 поправки сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, C.Н. Рябухиным.
Закон вносит изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и три федеральных закона.
Меняются условия, при соблюдении которых налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга (статья 105.26 Кодекса). В частности, снижаются пороговые значения совокупных сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представлено такое заявление (с 300 млн до 100 млн рублей); снижается суммарный объем полученных доходов и совокупная стоимость активов за указанный календарный год (с 3 млрд до 1 млрд рублей); при расчете совокупных сумм подлежащих уплате налогов учитываются налог на доходы физических лиц и страховые взносы. Это позволит расширить количество потенциальных участников налогового мониторинга.
Исключаются требования об обязательном соблюдении участником (в том числе ответственным участником) консолидированной группы налогоплательщиков вышеуказанных условий для принятия решения о проведении налогового мониторинга, что обеспечит комплексный подход к налоговому администрированию и учет особенностей консолидированной группы налогоплательщиков.
Закон определяет порядок продления срока проведения налогового мониторинга в случае представления уточненной налоговой декларации (уточненного расчета), в том числе уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (акцизу), в которой сумма налога заявлена к возмещению (статья 105.26 Кодекса). Более детально раскрываются содержание и требования к регламенту информационного взаимодействия.
Уточняются порядок представления заявления о проведении налогового мониторинга, принятия решения о его проведении, а также порядок досрочного прекращения налогового мониторинга (статьи 105.27 и 105.28 Кодекса).
Регламентируются процедура уведомления организации о наличии оснований для составления мотивированного мнения в случае установления налоговым органом факта, свидетельствующего о неправильном исчислении, неполной или несвоевременной уплате налогов (сборов, страховых взносов), и процедура последующих действий организации и налогового органа, включая составление налоговым органом мотивированного мнения (статья 105.29 Кодекса). Это даст налогоплательщикам дополнительную возможность для представления пояснений в отношении установленного факта или добровольного уточнения налоговых обязательств.
Закон определяет возможность представления документов (копий документов) в налоговые органы в электронной форме через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, с целью обеспечения онлайн-взаимодействия с налоговыми органами и снижения расходов налогоплательщиков, связанных с представлением истребуемых документов (статьи 31, 93.1, 105.26, 105.28-105.31 Кодекса). С 1 января 2024 года истребуемые документы могут быть представлены только через указанные информационные системы.
Закон вносит уточнения, касающиеся проведения камеральной и выездной налоговых проверок, которые позволят обеспечить непрерывность проведения налогового контроля в форме налогового мониторинга (статьи 88, 89 и 89.1 Кодекса). Так, при представлении в течение срока проведения налогового мониторинга налоговой декларации (расчета) или уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) за налоговый период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка проводиться не будет. Уточняются основания назначения и предметы выездной налоговой проверки (повторной выездной налоговой проверки) налогоплательщиков и участников консолидированных групп налогоплательщиков, в отношении которых проводится (проведен) налоговый мониторинг,
В связи с отменой камеральных проверок в рамках налогового мониторинга дается право должностным лицам налоговых органов производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица при проверке в рамках налогового мониторинга налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлена сумма налога к возмещению (статья 92 Кодекса).
Закон устанавливает возможность реализации права на заявительный порядок возмещения сумм налога на добавленную стоимость и акциза налогоплательщиками, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, а также определяет порядок проверки обоснованности, заявленных к возмещению сумм налога на добавленную стоимость и акциза, уточненных налоговых деклараций непосредственно в рамках налогового мониторинга с целью снижения издержек налогоплательщиков (статьи 176, 176.1, 203 и 203.1 Кодекса).
Определяется порядок подтверждения налоговым органом обоснованности освобождения от уплаты акцизов при экспорте алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции налогоплательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг (статьи 184 и 204 Кодекса). Для таких налогоплательщиков сохраняется срок, в течение которого они должны представить в налоговый орган документы в обоснование освобождения от уплаты акциза - в течение шести месяцев с даты представления в налоговый орган налоговой декларации по акцизам (статья 198 Кодекса).
Вышеуказанные нормы, касающиеся налогового мониторинга, вступают в силу с 1 июля 2021 года.
Устраняется неопределенность по порядку расчета индивидуальными предпринимателями, нотариусами и адвокатами налога на доходы физических лиц за 2020 год с учетом предоставленного Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" освобождения от уплаты авансового платежа за период апрель-июнь 2020 года (статья 3 Закона).
В целях применения патентной системы налогообложения Законом расширяется понятие стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, за счет отнесения к такой сети не только рынков, ярмарок, киосков, но и других аналогичных объектов (сделано зеркально, как и в системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) (статья З46.43 Кодекса). Данное положение вступает в силу с 1 января 2021 года.
Вносятся изменения юридико-технического характера в части налога на прибыль организаций, касающиеся контролируемых иностранных компаний и операций с акциями (долями участия в уставном капитале) российских и иностранных организаций (статьи 4 и 5 Закона).
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.
Учитывая вышеизложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.