Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 февраля 2020 г. N 03-08-05/10896
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо касательно порядка налогообложения дохода иностранной#, полученного в результате увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, и сообщает следующее.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты дохода, относятся доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений абзаца второго пункта 1 части второй статьи 250 Кодекса).
На основании пункта 3 статьи 309 Кодекса указанные доходы являются объектом налогообложения по налогу независимо от формы, в которой получены такие доходы, в частности в натуральной форме, путем погашения обязательств этой организации, в виде прощения ее долга или зачета требований к этой организации.
Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода (пункт 1 статьи 310 Кодекса).
Если доход выплачивается иностранной организации в натуральной или иной неденежной форме, в том числе в форме осуществления взаимозачетов, или в случае, если сумма налога, подлежащего удержанию, превосходит сумму дохода иностранной организации, получаемого в денежной форме, налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив соответствующим образом доход иностранной организации, получаемый в неденежной форме (абзац восьмой пункта 1 статьи 310 Кодекса).
Вместе с тем в силу норм статьи 7 Кодекса налогообложение доходов, полученных немецким участником при увеличении уставного капитала российского общества путем увеличения номинальной стоимости долей его участников за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, осуществляется в соответствии с положениями Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 (далее - Соглашение).
Согласно пункту 2 статьи 10 "Дивиденды" Соглашения термин "дивиденды" означает доходы по акциям, в том числе акциям горнодобывающей промышленности, по правам или сертификатам на участие в прибыли, учредительским паям или другим, за исключением долговых требований, правам на участие в прибыли, а также прочие доходы, которые по законодательству Государства, резидентом которого является компания, распределяющая прибыль, приравниваются в налоговом отношении к доходам по акциям.
В соответствии с Комментариями к Модели конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по налогам на доход и капитал платежи, рассматриваемые в качестве дивидендов, могут включать не только распределение прибыли, принимаемое решением ежегодных собраний акционеров, но также денежные суммы или дополнительные выплаты в форме акций, премии, прибыль от ликвидации общества, а также скрытое распределение прибыли. Такие платежи могут выплачиваться из текущей прибыли, а также из резервов, в том числе из прибыли прошлых лет.
В связи с этим при увеличении обществом уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости доли его участника за счет нераспределенной прибыли прошлых лет у налогоплательщика - акционера данного общества, являющегося налоговым резидентом Германии, возникает доход в размере суммы увеличения номинальной стоимости доли, который, по нашему мнению, следует квалифицировать как доход в виде дивидендов. Следовательно, налогообложение данного дохода немецкой компании осуществляется в соответствии с положениями статьи 10 "Дивиденды" Соглашения, регулирующей налогообложение дивидендов.
Пунктом 1 статьи 90 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) установлено, что уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из номинальной стоимости долей его участников.
Согласно статье 12 Закона N 14-ФЗ изменения в устав общества, в том числе касающиеся увеличения размера уставного капитала, приобретают силу с момента их государственной регистрации. При несоблюдении указанного требования увеличение уставного капитала общества признается несостоявшимся.
Регистрация изменений в устав общества в соответствии со статьей 12, а также статьей 13 Закона N 14-ФЗ производится в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
Таким образом, по мнению Департамента, при изменении размера уставного капитала российского общества (в т.ч. в связи с увеличением номинальной стоимости доли участника за счет нераспределенной прибыли прошлых лет) налоговые последствия, то есть применение пониженной налоговой ставки, установленной подпунктом "а" пункта 1 статьи 10 Соглашения, будут возникать с даты государственной регистрации в налоговых органах изменений в устав общества и при выполнении условий, установленных подпунктом "а" пункта 1 статьи 10 Соглашения.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 февраля 2020 г. N 03-08-05/10896
Текст письма опубликован не был