Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 24 декабря 2020 г. N 3.1-05/6056
на проект федерального закона N 1057337-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" (далее - Федеральный закон), внесенный в Государственную Думу депутатом Государственной Думы А.В. Горелкиным.
Проект Федерального закона (проект N 1057337-7) был внесен 17 ноября 2020 года и принят Государственной Думой 9 декабря 2020 года в первом чтении под названием "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" в части установления особенностей обработки общедоступных персональных данных", 22 декабря 2020 года - во втором чтении, 23 декабря 2020 года - в третьем чтении.
Федеральный закон направлен на создание дополнительных механизмов защиты прав субъектов персональных данных, в частности, на ограничение использования персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, для целей, на которые субъекты персональных данных не давали свое согласие оператору.
Федеральный закон вносит изменение в статью 3 Федерального закона от 27 июля 2016 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ) и дополняет понятийный аппарат новым понятием "персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения". К указанным персональным данным будут относиться персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 152-ФЗ.
Статью 9 Федерального закона N 152-ФЗ "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных" предлагается дополнить новой частью, в соответствии с которой требования к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, будут устанавливаться уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.
Федеральным законом определено, что обработка персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, будет осуществляться с соблюдением запретов и условий, предусмотренных новой статьей 10.1.
Указанная статья 10.1 регламентирует особенности обработки персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.
Устанавливается, что согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, будет оформляться отдельно от иных согласий субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. При этом оператор будет обязан обеспечить субъекту персональных данных возможность определить перечень персональных данных по каждой категории персональных данных, указанной в согласии на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.
Федеральным законом определены последствия раскрытия персональных данных неопределенному кругу лиц самим субъектом персональных данных, а также вследствие правонарушения или преступления.
В случае, если из предоставленного субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не будет следовать, что субъект персональных данных согласился с распространением персональных данных, такие персональные данные будут обрабатываться оператором, которому они предоставлены субъектом персональных данных, без права распространения.
Федеральным законом определены способы предоставления согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.
Следует отметить, что Федеральным законом вводится положение, не допускающее получение оператором согласия на обработку общедоступных персональных данных по умолчанию или бездействию субъекта персональных данных.
В соответствии с Федеральным законом в согласии на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, субъект персональных данных будет вправе установить запреты на передачу этих данных оператором неограниченному кругу лиц.
Федеральным законом определено, что передача персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, в любое время должна быть прекращена по требованию субъекта персональных данных. При этом указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только оператором, которому оно направлено.
Субъект персональных данных вправе обратиться с требованием прекратить передачу своих персональных данных, ранее разрешенных субъектом персональных данных для распространения, к любому лицу, обрабатывающему его персональные данные, в случае несоблюдения положений данной статьи или обратиться с таким требованием в суд. Также определен порядок прекращения лицом обработки персональных данных в случае получения такого требования от субъекта персональных данных.
Вышеуказанные требования не будут применяться в случае обработки персональных данных в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления функций, полномочий и обязанностей.
Корреспондирующие изменения вносятся в статьи 18 и 22 Федерального закона N 152-ФЗ.
Принятие Федерального закона позволит обеспечить соблюдение прав и законных интересов граждан на охрану частной жизни.
Принятие Федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон вступит в силу с 1 марта 2021 года. Отдельное положение вступит в силу с 1 июля 2021 года.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных".
Председатель комитета |
A.A. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.