Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ конституционному законодательству и государственному строительству от 24 декабря 2020 г. N 3.1-05/6057
на проект федерального закона N 1058572-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), внесенный в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, С.М. Боярским, М.Г. Кудрявцевым, М.А. Мукабеновой, А.В. Горелкиным, А.А. Ющенко, сенатором Российской Федерации А.К. Пушковым.
Проект Федерального закона (проект N 1058572-7) был внесен 19 ноября 2020 года и принят Государственной Думой 9 декабря 2020 года в первом чтении, 22 декабря 2020 года - во втором чтении, 23 декабря 2020 года - в третьем чтении.
Федеральный закон направлен на защиту конституционного права граждан Российской Федерации на свободный поиск, производство и распространение информации.
Необходимость разработки Федерального закона вызвана участившимися случаями неправомерного ограничения доступа к информации, размещаемой российскими средствами массовой информации на цифровых платформах, зарегистрированных за пределами Российской Федерации.
Федеральный закон предлагает установить к владельцам информационных ресурсов в сети "Интернет", причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, меры реагирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 272-ФЗ).
Федеральный закон N 272-ФЗ дополняется новой статьей 3.3.
Федеральный закон определяет статус владельца информационного ресурса в сети "Интернет", причастного к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации.
Согласно проектируемым положениям владелец информационного ресурса в сети "Интернет", предназначенного и (или) используемого гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами для распространения информации на государственном языке Российской Федерации и иных языках народов Российской Федерации (далее - владелец ресурса в сети "Интернет"), может быть признан причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих, в том числе, свободу массовой информации, в случае ограничения владельцем ресурса в сети "Интернет" распространения пользователями сети "Интернет" общественно значимой информации на территории Российской Федерации по признакам национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, профессии, места жительства и работы, отношения к религии и (или) в связи с введением иностранными государствами политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, а равно установления владельцем ресурса в сети "Интернет" иных ограничений, нарушающих право граждан Российской Федерации свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Решение о признании владельца ресурса в сети "Интернет" причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих, в том числе, свободу массовой информации (далее - Решение), принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (далее - МИД России). Решение незамедлительно направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор).
Роскомнадзор наделяется полномочием вести перечень владельцев информационных ресурсов, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих, в том числе, свободу массовой информации (далее - Перечень). Основанием для внесения информации в Перечень будет являться Решение. В течение суток с момента поступления Решения Роскомнадзор вносит информацию о владельце ресурса в сети "Интернет" в Перечень. Следует отметить, что Перечень будет размещаться в сети "Интернет" на официальном сайте Роскомнадзора.
Федеральный закон определяет порядок взаимодействия Роскомнадзора с владельцами ресурсов в сети "Интернет" с целью прекращения нарушения прав и свобод граждан Российской Федерации.
После внесения информации о владельце ресурса в сети "Интернет" в Перечень Роскомнадзор направляет ему предупреждение с требованием устранить ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, послужившие основанием для вынесения Решения.
В случае невыполнения указанного требования Роскомнадзор ограничивает полностью или частично доступ к соответствующему информационному ресурсу в сети "Интернет" с использованием технических средств противодействия угрозам, предусмотренных Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи".
В случае устранения владельцем информационного ресурса в сети "Интернет" ограничений, нарушающих права граждан Российской Федерации, Роскомнадзор уведомляет об этом факте Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей, которые по согласованию с МИД России отменяют Решение или отказывают в его отмене.
В случае отмены Решения Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют в Роскомнадзор соответствующее уведомление для прекращения применения к ресурсу в сети "Интернет" предусмотренных законодательством Российской Федерации мер.
Федеральным законом также установлен порядок исключения информационного ресурса из Перечня в случае выполнения требования Роскомнадзора и прекращения применения к нему предусмотренных законодательством Российской Федерации мер.
Статья 6 Федерального закона N 272-ФЗ излагается в новой редакции и устанавливает, что действие проектируемой статьи 3.3 Федерального закона N 272-ФЗ будет распространяться на лиц, деятельность которых подпадает под признаки, указанные в данной статье.
Принятие Федерального закона позволит обеспечить защиту интересов граждан Российской Федерации в глобальном интернет-пространстве.
Принятие Федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.