Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Описание и анализ текущего состояния подконтрольной среды. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Ленинградской области ЛенРТК руководствуется федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Основными нормативными правовыми актами, устанавливавшими обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления ЛенРТК регионального государственного контроля (надзора), являются:
- Федеральный закон от 27 июля 2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении";
- Федеральный закон от 26 марта 2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике";
- Федеральный закон от 19 июля 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 17 августа 1995 г."
- Федеральный закон от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
- Федеральный закон от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";
- постановление Правительства Российской Федерации 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения";
- постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения";
- постановление Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 года N 6 "О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения";
- постановление Правительства Российской Федерации от 05 июля 2013 года N 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования";
- постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 года N 564 "Об утверждении стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами";
- постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии";
- постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 года N 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий";
- постановление Правительства Российской Федерации от 08 августа 2009 года N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства";
- постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов";
- постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2015 года N 434 "О региональном государственном контроле за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов";
- постановление Правительства Ленинградской области от 28 августа 2013 года N 274 "Об утверждении Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области";
- постановление Правительства Ленинградской области от 13 сентября 2017 года N 367 "Об утверждении порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Ленинградской области";
- постановление Правительства Ленинградской области от 26 февраля 2018 года N 56 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за соблюдением установленных предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и предельных размеров расходов на оформление дубликата талона технического осмотра транспортных средств на территории Ленинградской области".
- приказ ЛенРТК от 27 ноября 2017 года N 248-п "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Ленинградской области";
- приказ ЛенРТК от 27 декабря 2017 года N 660-п "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность на территории Ленинградской области";
- приказ ЛенРТК от 16 июля 2018 года N 77-п "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением установленного предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размера платы за выдачу дубликата диагностической карты на территории Ленинградской области".
Объектом регионального государственного контроля (надзора) является деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Ленинградской области регулируемые виды деятельности (далее - подконтрольны субъекты), установленные законодательством в области регулируемых государством цен (тарифов).
В 2019 году проведено 14 проверок юридических лиц, в том числе - 13 плановых и 1 внеплановая, из них в 6 выявлены нарушения действующего законодательства.
Государственный контроль осуществлялся по следующим направлениям:
- контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
- контроль в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
- контроль в сфере электроэнергетики;
- контроль в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
- контроль за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
По итогам проведенных в 2019 году проверок возбуждено 9 дел об административном правонарушении, в ходе рассмотрения которых вынесено:
- 3 постановления о назначении наказания в виде административного штрафа на общую сумму 204,0 тыс. руб.;
- 6 постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении ввиду малозначительности совершенного правонарушения, с объявлением устного замечания.
В 2019 году по результатам проведенных плановых проверок юридических лиц, ЛенРТК вынесено 3 предписания, в том числе об устранении нарушения в сфере ценообразования, выразившееся в завышении предельного размера оптовой надбавки, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП), нарушения, выразившиеся в отсутствии в протоколах согласования цен поставки ЖНВЛП информации, содержащейся в протоколе согласования цен, с которым лекарственный препарат был поставлен организации оптовой торговли и нарушений законодательства о стандартах раскрытия информации. Выявленные нарушения устранены регулируемыми организациями в установленные сроки.
В 2019 году должностными лицами ЛенРТК, уполномоченными составлять протоколы об административном правонарушении, возбуждено 21 дело об административных правонарушениях. Поводами для их возбуждения явились выявление правонарушений в ходе плановых проверок, обращения граждан и юридических лиц, а также результаты мониторинга представления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, сведений, обязательность представления которых предусмотрена нормативными правовыми актами.
ЛенРТК, являясь органом, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, в рамках своих полномочий возбудил дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ):
-13 дел по ст. 14.6 КоАП РФ "Нарушение порядка ценообразования", в том числе:
- 5 дел по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ "Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному)";
- 8 дел по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ "Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования";
- 8 дел по ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ "Непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов)".
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях вынесено:
- 1 постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения;
- 8 постановлений о прекращении производства по делу ввиду малозначительности совершенного правонарушения, с объявлением устного замечания;
- 12 постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа.
Общая сумма наложенных административных штрафов составила 697,5 тыс. руб., в том числе:
- 5 штрафов по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ на общую сумму 147,5 тыс. руб.;
- 5 штрафов по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ на общую сумму 400,0 тыс. руб.;
- 2 штрафа по ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ на общую сумму 150,0 тыс. руб.
По решению суда 1 административный штраф в размере 100,0 тыс. руб. заменен на предупреждение, 2 штрафа на общую сумму 100,0 тыс. руб. обжалуются в суде, 1 штраф на сумму 100,0 тыс. руб. не уплачен в срок (в 2020 году возбуждено дело об административном правонарушении за неуплату штрафа).
Общая сумма уплаченных в 2019 году административных штрафов с учетом штрафов, наложенных в 2017 - 2018 годах, составила 1397,5 тыс. руб.
За отчетный период ЛенРТК выдано 7 представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений. По результатам осуществления контроля за их исполнением ЛенРТК возбуждено и передано в суд для рассмотрения 1 дело об административном правонарушении в соответствии со ст. 19.6 КоАП РФ, 6 представлений исполнены в установленные сроки.
В сфере регулируемого ценообразования одним из наиболее распространенных нарушений, совершаемых организациями, является нарушение порядка ценообразования, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ - занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Нарушения требований порядка ценообразования выявлены в ходе проведения плановой проверки юридического лица, рассмотрения обращений граждан и юридических лиц.
Так, типичными нарушениями обязательных требований порядка ценообразования являются поставка коммунальных ресурсов для оказания коммунальных услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, оказание услуг по передаче электрической энергии по неустановленным ЛенРТК тарифам.
Согласно нормам законодательства в сфере государственного регулирования, регулированию подлежат цены (тарифы) на товары, услуги в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности.
В соответствии с гражданским законодательством оказание данных услуг является возмездным. Однако в соответствии с законодательством о государственном регулировании тарифов организация обязана в расчетах с потребителем применять тариф, установленный для нее регулирующим органом. Процесс установления тарифов требует времени на подготовку тарифной заявки с расчетными и обосновывающими материалами (часть из которых могут быть предоставлены организацией только после передачи ей имущества и заключения договоров с контрагентами). Направленная в регулирующий орган тарифная заявка анализируется в течение определенного времени. Далее идет процесс ее рассмотрения, принятия, оформления и опубликования тарифного решения, вступления его в законную силу. Таким образом, от момента начала деятельности организации до вступления в действие тарифа проходит срок не менее месяца, это время ресурсоснабжающая организация оказывает регулируемый вид услуги без установленного тарифа, и, соответственно, не имеет право выставлять счета на оплату за поставляемые коммунальные ресурсы.
Согласно позиции Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению указанных ситуаций, вопрос о величине расходов, подлежащих возмещению в связи с предоставлением регулируемых услуг, потребленных до установления соответствующего тарифа для регулируемой организации, может быть решен в гражданско-правовом порядке, исходя из принципа соразмерности и экономической обоснованности понесенных на оказание услуг расходов.
Также типичными нарушениями, совершаемыми организациями, осуществляющими регулируемую деятельность на территории Ленинградской области, является нарушение стандартов раскрытия информации (ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ).
Наибольшая доля нарушений выявлена в ходе проведения плановых проверок, а также систематического наблюдения и анализа соблюдения регулируемыми организациями обязательных требований законодательства в сфере стандартов раскрытия информации.
В рамках профилактической работы в адрес регулируемых организаций направлялись информационные письма с разъяснением требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов), соответствующая информация и напоминания о необходимости раскрытия информации и предоставления сведений размещались на сайте ЛенРТК. В апреле 2019 года был проведен методическо-информационный семинар на тему: "Профилактика нарушений обязательных требований законодательства в области соблюдения установленных стандартов раскрытия информации".
Несмотря на предпринимаемые меры профилактического характера количество нарушений вышеуказанных обязательных требований со стороны регулируемых организаций значительно.
При этом исполнение обязательных требований со стороны организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, не требует финансовых затрат и зависит исключительно от уровня исполнительской дисциплины должностных лиц регулируемых организаций, ответственных за размещение информации.
Причина нарушений стандартов раскрытия информации, по мнению ЛенРТК, это "забывчивость" должностных лиц регулируемых организаций, ответственных за размещение информации, и отсутствие должного контроля со стороны руководства ресурсоснабжающих организаций за исполнением требований о стандартах раскрытия информации.
Объем информации, подлежащей опубликованию, включает в себя: общую информацию о регулируемой организации, информацию об утвержденных тарифах, показатели финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, информацию об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации, о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к инженерно-техническим сетям.
Для уменьшения количества правонарушений совершаемых организациями, возможны следующие мероприятия по их устранению:
1. Организация внутреннего контроля отчетности;
2. Определение перечня лиц, ответственных за систематическое ведение работы по стандартам раскрытия информации;
3. Проведение обучения сотрудников.
По результатам проверок, проводимых в 2019 году органами прокуратуры районов Ленинградской области с привлечением ЛенРТК, были выявлены нарушения порядка ценообразования, выразившиеся в завышении предельных розничных надбавок при формировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП (ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ). По результатам рассмотрения материалов дел об административных правонарушениях в отношении 5 аптечных организаций были вынесены постановления об административных штрафах в двукратном размере излишне полученной выручки от неправомерного завышения завесь период, в течение которого оно совершалось, но не более одного года.
Причиной допускаемых аптечными организациями завышений предельных размеров розничных надбавок на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, являлось отсутствие должного контроля за порядком ценообразования.
Зачастую размер превышения предельной розничной надбавки на один лекарственный препарат был незначителен.
Представители аптечных учреждений полагались на приобретенные у разработчиков автоматизированные программы формирования отпускной розничной цены, не удостоверившись в корректности осуществления программами формирования конечной цены.
Учитывая, что нарушение ценообразования в части завышения предельных розничных надбавок может привести к негативным последствиям и сопровождаться административными наказаниями со стороны ЛенРТК, аптечным учреждениям необходимо усилить контроль за порядком формирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.