Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами" и от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 46, ст. 4459) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о Всероссийской службе медицины катастроф;
Положение о межведомственных координационных комиссиях Всероссийской службы медицины катастроф.
2. Рекомендовать Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 3-месячный срок привести структуру ведомственных и территориальных служб медицины катастроф в соответствие с настоящим постановлением и другими нормативными документами, регламентирующими их деятельность.
3. Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, заинтересованным федеральным органам исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 3-месячный срок разработать проект федеральной целевой программы совершенствования Всероссийской службы медицины катастроф на 1997 - 2001 годы и внести его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Федеральная целевая программа "Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф на 1997 - 2001 годы" утверждена постановлением Правительства РФ от 22 января 1997 г. N 51
Председатель Правительства
Российской Федерации |
В.Черномырдин |
Москва
28 февраля 1996 г.
N 195
Положение
о Всероссийской службе медицины катастроф
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 195)
1. Всероссийская служба медицины катастроф (далее именуется - Служба) является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
3. Основными задачами Службы являются:
организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций*;
обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения, формирований и учреждений Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;
сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
создание и рациональное использование резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения работы Службы;
участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций, обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
разработка и постоянное совершенствование единой системы медицинского обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
научно-исследовательская работа по развитию и совершенствованию структуры и деятельности Службы;
международное сотрудничество в области медицины катастроф.
4. Служба функционально объединяет службу медицины катастроф Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, службу медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации, а также предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций силы и средства Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти.
Задачи, организация и порядок деятельности служб, органов, формирований и учреждений, входящих в состав Службы, определяются положениями о них, утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
5. Служба имеет следующие уровни: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Служба представлена:
на федеральном уровне - Всероссийским центром медицины катастроф "Защита" (с входящими в него формированиями и учреждениями), который одновременно выполняет функции регионального центра, медицинскими формированиями и учреждениями центрального подчинения Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, клиническими и научными базами;
на региональном уровне - региональными центрами медицины катастроф (с входящими в них формированиями и учреждениями) в гг. Хабаровске, Новосибирске, а также создаваемыми региональными центрами медицины катастроф в гг. Чите, Красноярске, Екатеринбурге, Самаре, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, которые одновременно выполняют функции территориальных центров по месту дислокации, медицинскими формированиями военных округов, флотов и федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне.
Региональный центр медицины катастроф непосредственно подчиняется Всероссийскому центру медицины катастроф "Защита", а применительно к территории, где расположен, - руководителю соответствующего территориального звена здравоохранения;
на территориальном и местном уровнях - территориальными центрами медицины катастроф (с входящими в них формированиями и учреждениями), формированиями постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формированиями органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, учреждениями Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориальном уровне.
Территориальный центр медицины катастроф непосредственно подчинен руководителю территориального звена здравоохранения, а функционально региональному центру медицины катастроф.
Структурно центры медицины катастроф, как правило, включают в свой состав администрацию, оперативное, научное (научно-методическое) и дежурно-диспетчерское подразделения, оперативную группу управления, клиническую базу (госпиталь, больницу) с подвижным формированием, бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности, предназначенные для выдвижения в зону чрезвычайной ситуации для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи.
6. На всех уровнях Службы на базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений создаются нештатные формирования (отряды, бригады, группы). Обеспечение их готовности к работе возлагается на руководителей соответствующих учреждений, при возникновении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное подчинение органов управления Службы соответствующего уровня.
7. В зависимости от обстановки различают 3 режима функционирования Службы: повседневная деятельность, повышенная готовность и чрезвычайная ситуация. Решение о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, руководители объектов.
8. При ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций используются все находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и аптечные учреждения независимо от их ведомственной принадлежности.
Координация подготовки и взаимодействия органов управления, а также использования формирований и учреждений, входящих в состав Службы, возлагается на службу медицины катастроф Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, которая должна обеспечить:
разработку научно-методических принципов деятельности Службы;
подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов Службы;
разработку методических основ подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
9. Руководящими органами Службы на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях являются соответствующие межведомственные координационные комиссии и центры медицины катастроф, которые одновременно выполняют функции штабов Службы. На местном и объектовом уровнях функции штабов Службы возлагаются на штабы медицинской службы Гражданской обороны. Штабы Службы подчиняются руководителям соответствующего звена здравоохранения.
По оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач при ликвидации чрезвычайных ситуаций Служба руководствуется решениями соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
Основным документом, регулирующим деятельность Службы, является план медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, который разрабатывается соответствующими штабами Службы, согласовывается с членами межведомственной координационной комиссии Службы, подписывается ее председателем, начальником штаба и утверждается председателем соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Организационно-методическое руководство планированием медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях осуществляет Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
10. Финансирование Службы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств заинтересованных организаций с учетом соответствующих федеральных целевых программ.
Резерв финансовых и материально-технических ресурсов (медицинского, санитарно-хозяйственного, специального имущества и оборудования) создается:
в составе государственного резерва, предназначенного для обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, - за счет средств федерального бюджета;
на федеральном и региональном уровнях - за счет средств федеральных органов исполнительной власти, силы и средства которых входят в состав Службы;
резерв субъекта Российской Федерации - за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации;
резерв местного уровня - за счет средств местного бюджета;
объектовый резерв - за счет собственных средств организации.
Порядок создания, расходования, номенклатура и объемы резервов финансовых и материально-технических ресурсов определяются органом (организацией), их создающим.
------------------------------
* Розыск пораженных, их извлечение из-под завалов, из очагов пожаров, вынос (вывоз) с местности (участка, объекта), зараженной радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами, оказание первой медицинской помощи на месте поражения выполняются аварийно-спасательными формированиями единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Положение
о межведомственных координационных комиссиях Всероссийской службы медицины катастроф
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 195)
1. Межведомственные координационные комиссии (далее именуются - комиссии) Всероссийской службы медицины катастроф (далее именуется - Служба) создаются на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях.
2. В своей деятельности комиссии руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Комиссии осуществляют свои полномочия во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими лицами Российской Федерации, а также общественными объединениями.
3. Основными задачами комиссий являются:
участие в разработке и осуществлении согласованных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению тяжести их медико-санитарных последствий;
разработка проектов законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Службы;
участие в разработке и выполнении научно-технических программ по совершенствованию организации и деятельности Службы;
решение наиболее важных вопросов совершенствования организации и деятельности Службы, в том числе определение перечня, количества, места создания, порядка обеспечения формирований и учреждений Службы;
обеспечение постоянной готовности органов управления, формирований и учреждений Службы к выполнению возложенных на них задач;
решение принципиальных вопросов комплексного использования входящих в состав Службы формирований и учреждений различных федеральных органов исполнительной власти при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
участие в разработке плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
реализация единой системы подготовки сил и средств Службы;
координация создания и использования резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов;
определение научных и клинических баз Службы;
комплексная разработка проблем подготовки и деятельности Службы;
разработка предложений по экономическому и правовому обеспечению работы личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы;
определение основных направлений международного сотрудничества в области медицины катастроф.
4. В состав комиссии федерального уровня входят по должности: Министр здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации (председатель комиссии), заместитель Министра здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации (заместитель председателя), президент Российской академии медицинских наук (заместитель председателя), председатель Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (заместитель председателя), директор Всероссийского центра медицины катастроф "Защита", руководители медицинских (медико-санитарных) служб Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации, председатель центрального комитета Российского общества Красного Креста.
Состав региональных комиссий определяется федеральной межведомственной координационной комиссией Службы по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, командованием военных округов, федеральными органами исполнительной власти, участвующими в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне.
Состав территориальных комиссий определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, а местных комиссий - органами исполнительной власти и органами местного самоуправления районов и городов (населенных пунктов). В состав указанных комиссий входят руководители всех медицинских, медико-санитарных, санитарно-профилактических служб, учреждений скорой медицинской помощи, службы крови, органов обеспечения медицинским имуществом и медицинской техникой, директора центров медицины катастроф, расположенных на соответствующей территории.
5. Организационно-техническое обеспечение работы комиссий осуществляют соответствующие центры медицины катастроф.
6. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, принимаемым на заседании комиссии и утверждаемым ее председателем.
Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Решения комиссии оформляются протоколом.
Решения, принимаемые комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех органов, представленных в комиссии, а также для организаций, действующих в сфере ведения этих органов.
7. При необходимости для участия в заседаниях комиссии по решению ее председателя могут приглашаться представители иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций Российской Федерации, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
8. Комиссия может создавать рабочие группы по основным вопросам, относящимся к ее деятельности, и определять порядок их работы.
Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 марта 1996 г., N 10, ст. 946, в "Российской газете" от 14 марта 1996 г.
Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 734 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. N 882
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 12 августа 2011 г. N 660
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 26 июля 2004 г. N 380
Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 374
Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1006