Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. N 3579-р
В целях повышения эффективности управления государственной собственностью:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по формированию и применению ключевых показателей эффективности деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, и отдельных некоммерческих организаций в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава (далее - методические рекомендации).
2. Минфину России совместно с Минэкономразвития России, Росимуществом, а также с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование или контроль и координацию в установленных законодательством Российской Федерации сферах деятельности, в соответствии с методическими рекомендациями в отношении акционерных обществ, указанных в приложении N 1 к методическим рекомендациям, а также их дочерних обществ, все голосующие акции (доли) которых находятся под прямым или косвенным контролем Российской Федерации, обеспечить разработку (актуализацию) внутренних документов указанных обществ, регламентирующих формирование ключевых показателей эффективности их деятельности и вознаграждение их руководящего состава, предусмотрев применение разработанных (актуализированных) документов таких обществ с 1 января 2021 г.
3. Государственным корпорациям, государственным компаниям, публично-правовым компаниям и отдельным некоммерческим организациям, указанным в приложении N 1 к методическим рекомендациям, рекомендовать руководствоваться методическими рекомендациями и распространить методические рекомендации на дочерние общества, все голосующие акции (доли) которых находятся под прямым или косвенным контролем Российской Федерации и (или) государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, с учетом специфики их деятельности.
4. Установить, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 июня 2019 г. N 1388-р не применяется в отношении организаций, указанных в приложении N 1 к методическим рекомендациям.
5. Пункт 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 июня 2019 г. N 1388-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 27, ст. 3608) признать утратившим силу.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 декабря 2020 г. N 3579-р
Методические рекомендации
по формированию и применению ключевых показателей эффективности деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, и отдельных некоммерческих организаций в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава
1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания содействия при формировании и применении ключевых показателей эффективности деятельности акционерных обществ и некоммерческих организаций, указанных в приложении N 1, а также их дочерних обществ, все голосующие акции (доли) которых находятся под прямым или косвенным контролем Российской Федерации (далее - организация), в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава.
2. Понятия, используемые в настоящих методических рекомендациях, означают следующее:
"институты развития" - организации, целью деятельности которых в соответствии с их учредительными документами и (или) законодательством Российской Федерации является содействие проведению государственной политики и (или) развитию отдельных отраслей экономики Российской Федерации, включенные в раздел 3 приложения N 1 к настоящим методическим рекомендациям;
"ключевой показатель эффективности" - показатель, связанный со стратегическими документами Российской Федерации, а также стратегическими документами самой организации, на основании которого оценивается эффективность деятельности организации в целях определения размера вознаграждения ее руководящего состава;
"ключевые показатели эффективности, направленные на достижение национальных целей" - показатели, характеризующие вклад организации в достижение национальных целей и целей отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации в соответствии с отраслевой спецификой направлений деятельности организаций;
"национальные цели" - национальные цели, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
"организации, действующие на конкурентном рынке" - организации, которые осуществляют свою финансово-хозяйственную деятельность в условиях конкуренции и не могут быть отнесены к институтам развития, субъектам естественной монополии и инфраструктурным организациям или финансовым компаниям, включенные в раздел 1 приложения N 1 к настоящим методическим рекомендациям;
"орган управления организации" - совет директоров (наблюдательный совет) общества, в случае его отсутствия - общее собрание акционеров, высший орган управления некоммерческой организации;
"отраслевые ключевые показатели эффективности" - показатели, характеризующие эффективность деятельности организации в соответствующей отрасли, включающие в себя ключевые показатели эффективности, направленные на достижение национальных целей, и специализированные ключевые показатели эффективности;
"руководящий состав" - единоличный исполнительный орган организации, члены коллегиального исполнительного органа организации, а также иные должностные лица организации в соответствии с внутренними и (или) учредительными документами организации;
"специализированные ключевые показатели эффективности" - показатели, характеризующие деятельность организации в соответствии с ее отраслевой спецификой;
"субъекты естественной монополии и инфраструктурные организации" - организации, включенные в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" в реестр субъектов естественных монополий, а также организации, чья деятельность связана с предоставлением услуг, необходимых для функционирования отдельно взятых отраслей экономики или финансового сектора, включенные в раздел 2 приложения N 1 к настоящим методическим рекомендациям;
"финансово-экономические ключевые показатели эффективности" - показатели, характеризующие финансовую деятельность организации;
"финансовые компании" - организации, имеющие право осуществлять финансовую и (или) страховую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами, включенные в раздел 4 приложения N 1 к настоящим методическим рекомендациям;
"целевое значение ключевого показателя эффективности" - количественная характеристика показателя, определенная стратегией развития организации, долгосрочной программой развития организации и программой деятельности организации, определенная в натуральном, процентном или денежном выражении.
3. При формировании ключевых показателей эффективности рекомендуется устанавливать финансово-экономические и отраслевые ключевые показатели эффективности, совокупный вес которых составляет 100 процентов. При этом общее количество ключевых показателей эффективности не должно превышать 10.
Удельный вес каждого ключевого показателя эффективности должен составлять не менее 5 процентов.
Перечень ключевых показателей эффективности организаций, действующих на конкурентном рынке, порядок их расчета и порядок установления целевого значения приведены в приложении N 2.
Перечень ключевых показателей эффективности субъектов естественной монополии и инфраструктурных организаций, порядок их расчета и порядок установления целевого значения приведены в приложении N 3.
Перечень ключевых показателей эффективности институтов развития, порядок их расчета и порядок установления целевого значения приведены в приложении N 4.
Перечень ключевых показателей эффективности финансовых компаний, порядок их расчета и порядок установления целевого значения приведены в приложении N 5.
4. Состав, порядок расчета и целевые значения отраслевых ключевых показателей эффективности каждой организации (за исключением государственных корпораций, государственной компании и публично-правовых компаний) утверждаются органом управления организации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование или контроль и координацию в установленных законодательством Российской Федерации сферах деятельности, соответствующих отраслевой специфике организации, а также с Министерством экономического развития Российской Федерации в части ключевых показателей эффективности, направленных на достижение национальных целей.
Состав, порядок расчета и целевые значения отраслевых ключевых показателей эффективности государственных корпораций, государственной компании и публично-правовых компаний рекомендуется утверждать органом управления государственных корпораций, государственной компании и публично-правовых компаний по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование или контроль и координацию в установленных законодательством Российской Федерации сферах деятельности, соответствующих отраслевой специфике государственных корпораций, государственной компании и публично-правовых компаний, а также с Министерством экономического развития Российской Федерации в части ключевых показателей эффективности, направленных на достижение национальных целей.
В состав отраслевых ключевых показателей эффективности рекомендуется включать показатели, сформированные на основе национальных целей, Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, отраслевых стратегий организаций, стратегий развития организаций, а также долгосрочных программ развития организаций, национальных проектов и государственных программ Российской Федерации и соответствующие указанным документам в части методики расчета показателей.
При необходимости учета региональной специфики в состав отраслевых ключевых показателей эффективности включаются показатели, установленные стратегиями субъектов Российской Федерации, региональными проектами, государственными программами субъектов Российской Федерации, в том числе направленные на достижение общественно значимых результатов, улучшение качества жизни граждан и условий предпринимательской деятельности.
На основании решения Председателя Правительства Российской Федерации, Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации в состав специализированных ключевых показателей эффективности могут быть включены дополнительные показатели в пределах количества, совокупного и удельного веса, определенных настоящими методическими рекомендациями.
5. Для организаций, действующих на конкурентном рынке, общее количество финансово-экономических ключевых показателей эффективности может составлять не более 5 показателей совокупным весом от 40 до 60 процентов.
Общее количество отраслевых ключевых показателей эффективности организаций, действующих на конкурентном рынке, может составлять не более 5 показателей совокупным весом от 40 до 60 процентов.
6. Для субъектов естественной монополии и инфраструктурных организаций общее количество финансово-экономических ключевых показателей эффективности может составлять не более 4 показателей совокупным весом от 40 до 60 процентов.
Общее количество отраслевых ключевых показателей эффективности субъектов естественной монополии и инфраструктурных организаций может составлять не более 6 показателей совокупным весом от 40 до 60 процентов. При этом совокупный вес специализированных ключевых показателей эффективности должен составлять не менее половины совокупного веса отраслевых ключевых показателей эффективности.
7. Для институтов развития общее количество финансово - экономических ключевых показателей эффективности может составлять не более 4 показателей совокупным весом от 40 до 60 процентов.
Общее количество отраслевых ключевых показателей эффективности институтов развития может составлять не более 6 показателей совокупным весом от 40 до 60 процентов. При этом совокупный вес ключевых показателей эффективности, направленных на достижение национальных целей, должен составлять не менее половины совокупного веса отраслевых ключевых показателей эффективности.
8. Для финансовых компаний общее количество финансово - экономических ключевых показателей эффективности может составлять не более 6 показателей совокупным весом от 50 до 70 процентов.
Общее количество отраслевых ключевых показателей эффективности финансовых компаний может составлять не более 4 показателей совокупным весом от 30 до 50 процентов.
9. Ключевые показатели эффективности могут быть установлены на краткосрочный (от 1 года до 3 лет), среднесрочный (от 3 лет до 5 лет) и долгосрочный (5 лет и более) периоды.
10. В качестве основы для расчета фактических значений финансово-экономических ключевых показателей эффективности рекомендуется использовать бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - консолидированную финансовую отчетность.
11. При формировании ключевых показателей эффективности следует предусмотреть невозможность корректировки их целевых значений за прошедший и текущий календарные годы.
12. Целевые значения ключевых показателей эффективности не могут быть указаны интервалом значений.
13. Наряду с ключевыми показателями эффективности могут быть предусмотрены показатели депремирования руководящего состава организации, которые снижают размер его вознаграждения, сформированного по результатам достижения организацией ключевых показателей эффективности.
Показатели депремирования руководящего состава организации не должны влиять на общий вес ключевых показателей эффективности организаций, предусмотренный пунктом 3 настоящих методических рекомендаций.
Наличие, состав, вес показателей депремирования руководящего состава организации, их целевое значение, а также размер депремирования руководящего состава организации определяются органом управления организации.
14. Показателями депремирования руководящего состава организации могут являться:
а) для всех организаций:
наличие (отсутствие) задолженности по заработной плате перед работниками;
отношение объема совокупного долга к прибыли до вычета процентов, налога и амортизации;
превышение установленного органом управления организации значения отношения суммы кредитов и займов к прибыли до вычета процентов, налога и амортизации;
иные показатели, определяемые органом управления организации, соответствующие специфике финансово-хозяйственной деятельности организации;
б) для финансовых компаний:
ухудшение динамики показателя, касающегося доли просроченной задолженности;
превышение установленного органом управления организации значения показателя, касающегося доли просроченной задолженности.
15. В целях обеспечения достоверности расчетов ключевых показателей эффективности органом управления организации ежегодно обеспечивается проверка корректности расчетов целевого значения ключевых показателей эффективности, а также обоснованность размера вознаграждения руководящего состава организации (с учетом фактического достижения целевых значений ключевых показателей эффективности) с привлечением представителей внутреннего и (или) внешнего аудита.
16. При рассмотрении вопросов выплаты вознаграждения руководящему составу организации учитываются:
а) фактически достигнутые в отчетном году значения ключевых показателей эффективности;
б) причины отклонений (невыполнение или перевыполнение) фактически достигнутых целевых значений ключевых показателей эффективности от их установленных целевых значений;
в) показатели депремирования руководящего состава организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В отношении госкорпораций, а также отдельных инфраструктурных, финансовых компаний, институтов развития, естественных монополий будет применяться особый порядок формирования и применения ключевых показателей эффективности деятельности в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава. Приведен перечень таких организаций.
Рекомендуется устанавливать финансово-экономические и отраслевые показатели, совокупный вес которых составляет 100%. При этом общее количество показателей не может превышать 10. Удельный вес каждого показателя должен составлять не менее 5%.
Установлен перечень показателей по каждой группе.
В отношении указанных в перечне организаций не применяются методические рекомендации для хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации или субъекта превышает 50%, и государственных унитарных предприятий.
Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. N 3579-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2020 г. N 0001202012290099, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 января 2021 г. N 1 (часть II) ст. 237
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2024 г. N 126-р
Изменения вступают в силу с 23 января 2024 г.
Распоряжение Правительства РФ от 19 января 2024 г. N 94-р
Изменения вступают в силу с 19 января 2024 г.
Распоряжение Правительства РФ от 23 декабря 2023 г. N 3841-р
Изменения вступают в силу с 23 декабря 2023 г.
Распоряжение Правительства РФ от 28 ноября 2023 г. N 3359-р
Изменения вступают в силу с 28 ноября 2023 г.
Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2023 г. N 1740-р
Изменения вступают в силу с 29 июня 2023 г.
Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2023 г. N 1111-р
Изменения вступают в силу с 28 апреля 2023 г.
Постановление Правительства РФ от 30 марта 2023 г. N 517
Изменения вступают в силу с 8 апреля 2023 г.
Распоряжение Правительства РФ от 6 марта 2023 г. N 528-р
Изменения вступают в силу с 6 марта 2023 г.
Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2023 г. N 209
Изменения вступают в силу с 23 февраля 2023 г.
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. N 2518
Изменения вступают в силу с 7 января 2023 г.
Распоряжение Правительства РФ от 5 декабря 2022 г. N 3733-р
Изменения вступают в силу с 5 декабря 2022 г.
Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2022 г. N 2079
Изменения вступают в силу с 26 ноября 2022 г.
Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2022 г. N 2072
Изменения вступают в силу с 28 ноября 2022 г.
Распоряжение Правительства РФ от 26 октября 2022 г. N 3180-р
Изменения вступают в силу с 26 октября 2022 г.
Распоряжение Правительства РФ от 10 декабря 2021 г. N 3522-р
Изменения вступают в силу с 10 декабря 2021 г.