Постановление Правительства Ярославской области от 28 декабря 2020 г. N 1013-п
"Об утверждении Порядка установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Ярославской области"
В соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
Правительство области Постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Ярославской области.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области принять правовые акты, определяющие порядок установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель Правительства области |
Д.А. Степаненко |
Утвержден
постановлением Правительства области
от 28 декабря 2020 г. N 1013-п
Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Ярославской области
1. Общие положения
1.1. Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Ярославской области (далее - Порядок), разработан в соответствии с федеральными законами от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Стандартом качества нормативно-правового регулирования обязательных требований, одобренным протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 24 апреля 2018 г., Методическими рекомендациями по систематической оценке эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий, включая отмену неэффективных и избыточных, утвержденными протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 31 марта 2017 г. N 19(3), и в целях обеспечения единого подхода к установлению и оценке применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Ярославской области (далее - обязательные требования).
1.2. Порядок устанавливает:
- порядок установления обязательных требований;
- порядок оценки применения обязательных требований.
1.3. Порядок применяется органами исполнительной власти Ярославской области, которые осуществляют нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере общественных отношений и на которые в соответствии с действующим законодательством возложены полномочия по установлению обязательных требований (далее - уполномоченные органы).
2. Порядок установления обязательных требований
2.1. Уполномоченные органы устанавливают обязательные требования с соблюдением принципов, установленных статьей 4 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", руководствуясь Стандартом качества нормативно-правового регулирования обязательных требований, одобренным протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 24 апреля 2018 г., и Порядком.
2.2. При установлении обязательных требований должны быть определены:
2.2.1. Содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности).
2.2.2. Лица, обязанные соблюдать обязательные требования (далее - контролируемые лица).
2.2.3. В зависимости от объекта установления обязательных требований:
- осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
- лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
- результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования.
2.2.4. Формы оценки соблюдения обязательных требований (региональный государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, оценка соответствия продукции и иные формы оценки и экспертизы).
2.2.5. Органы исполнительной власти Ярославской области, осуществляющие оценку соблюдения обязательных требований.
2.3. Нормативным правовым актом уполномоченного органа, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать 6 лет со дня его вступления в силу.
По результатам оценки применения обязательных требований может быть принято решение о продлении установленного нормативным правовым актом, содержащим обязательные требования, срока его действия не более чем на 6 лет.
2.4. Уполномоченные органы при разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, проводят оценку регулирующего воздействия в порядке, установленном Правительством области.
2.5. При установлении обязательных требований такие требования подлежат оценке соответствия принципам, установленным статьей 4 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
2.6. В целях оценки соответствия обязательных требований законодательству Российской Федерации проводятся правовая экспертиза проекта нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, и государственная регистрация нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования.
2.7. Уполномоченные органы дают официальные разъяснения обязательных требований исключительно в целях пояснения их содержания. Официальные разъяснения не могут устанавливать новые обязательные требования, а также изменять смысл обязательных требований и выходить за пределы разъясняемых обязательных требований.
2.8. Официальные разъяснения обязательных требований утверждаются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа.
2.9. Уполномоченные органы обеспечивают информирование контролируемых лиц о процедуре соблюдения обязательных требований, правах и обязанностях контролируемых лиц, полномочиях органов исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделений Правительства области, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору) (далее - контрольно-надзорные органы), и их должностных лиц, иных вопросах соблюдения обязательных требований.
2.10. Информирование контролируемых лиц осуществляется в том числе посредством выпуска руководств по соблюдению обязательных требований. В руководство по соблюдению обязательных требований включаются пояснения относительно способов соблюдения обязательных требований, примеры соблюдения обязательных требований, рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер по обеспечению соблюдения обязательных требований. Указанное руководство не может содержать новые обязательные требования.
2.11. Руководства по соблюдению обязательных требований утверждаются руководителем контрольно-надзорного органа.
2.12. Руководства по соблюдению обязательных требований применяются контролируемыми лицами на добровольной основе.
2.13. Руководства по соблюдению обязательных требований, которые влияют на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также руководства по соблюдению обязательных требований, нарушение которых является типовым или массовым, подлежат обязательным разработке и размещению на официальном сайте контрольно-надзорного органа на портале органов государственной власти Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт). Контрольно-надзорный орган обеспечивает публичное обсуждение проекта руководства по соблюдению обязательных требований.
3. Порядок оценки применения обязательных требований
3.1. Цели оценки применения обязательных требований:
- оценка достижения цели введения обязательных требований, эффективности введения обязательных требований;
- выявление избыточных обязательных требований.
3.2. Оценка применения обязательных требований проводится контрольно-надзорным органом в соответствии с ежегодно утверждаемым им перечнем нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования и подлежащих оценке применения обязательных требований (далее - перечень).
Нормативные правовые акты, которые устанавливают обязательные требования и срок действия которых составляет от 4 до 6 лет, включаются в проекты перечней на очередной год за 3 года до окончания срока действия.
Нормативные правовые акты, которые устанавливают обязательные требования и срок действия которых составляет от 3 до 4 лет, включаются в проект перечня на очередной год за 2 года до окончания срока действия.
Нормативные правовые акты, которые устанавливают обязательные требования и срок действия которых составляет менее 3 лет, включаются в проект перечня на очередной год за 1 год до окончания срока действия.
В целях обеспечения публичного обсуждения проекта перечня контрольно-надзорный орган в срок не позднее 01 сентября размещает на официальном сайте проект перечня с использованием программных средств официального сайта с одновременным извещением контролируемых лиц.
Срок публичного обсуждения проекта перечня не может составлять менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте.
В целях обеспечения публичного обсуждения проекта перечня контрольно-надзорный орган при необходимости проводит совещания, мероприятия с участием заинтересованных лиц.
Контрольно-надзорный орган рассматривает все предложения, поступившие в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта перечня, составляет сводку предложений с указанием сведений о том, приняты предложения или отклонены (с указанием причин отклонения), дорабатывает (при необходимости) проект перечня с учетом принятых предложений и в срок не более 20 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения размещает на официальном сайте сводку предложений.
Доработанный перечень, утвержденный руководителем контрольно-надзорного органа, подлежит опубликованию на официальном сайте в срок не позднее 01 декабря года, предшествующего году проведения оценки применения обязательных требований в соответствии с указанным перечнем.
3.3. Контрольно-надзорный орган проводит оценку применения обязательных требований в соответствии с целями, указанными в пункте 3.1 настоящего раздела, и готовит проект доклада о достижении целей введения обязательных требований (далее - доклад).
3.4. Источниками информации для подготовки доклада являются:
3.4.1. Результаты мониторинга применения обязательных требований.
3.4.2. Результаты анализа осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности.
3.4.3. Результаты анализа судебной практики.
3.4.4. Обращения, предложения и замечания контролируемых лиц.
3.4.5. Предложения органов исполнительной власти Ярославской области, в том числе полученные при разработке проекта нормативного правового акта на этапе правовой экспертизы, антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия.
3.4.6. Иные сведения, которые, по мнению контрольно-надзорного органа, позволяют объективно оценить применение обязательных требований.
3.5. В доклад включается следующая информация:
3.5.1. Общая характеристика оцениваемых обязательных требований.
3.5.2. Результаты оценки применения обязательных требований.
3.5.3. Выводы и предложения по итогам оценки применения обязательных требований.
3.6. Общая характеристика обязательных требований должна содержать следующие сведения:
3.6.1. Цели введения обязательных требований.
3.6.2. Перечень нормативных правовых актов и содержащихся в них обязательных требований, в том числе реквизиты и источники официального опубликования нормативных правовых актов.
3.6.3. Сведения о внесенных в нормативные правовые акты изменениях (при наличии).
3.6.4. Сведения о полномочиях уполномоченного органа на установление соответствующих требований.
3.6.5. Период действия нормативных правовых актов и их отдельных положений (при наличии).
3.6.6. Сфера осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и конкретные общественные отношения (группа общественных отношений), на регулирование которых направлены соответствующие обязательные требования.
3.6.7. Основные группы контролируемых лиц, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти, органы местного самоуправления, интересы которых затрагиваются оцениваемыми обязательными требованиями, количество таких субъектов.
3.7. Оценка применения обязательных требований проводится на основании анализа ведения предпринимательской и иной экономической деятельности и должна содержать следующую информацию:
3.7.1. Соблюдение принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
3.7.2. Достижение целей введения обязательных требований (снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление соответствующих обязательных требований).
3.7.3. Оценка фактических расходов и доходов контролируемых лиц, связанных с необходимостью соблюдения обязательных требований.
3.7.4. Информация о динамике ведения предпринимательской деятельности в соответствующей сфере.
3.7.5. Сведения о реализации методов контроля эффективности достижения цели регулирования, установленных нормативными правовыми актами, а также организационно-технических, методологических, информационных и иных мероприятий.
3.7.6. Изменение бюджетных расходов и доходов от реализации предусмотренных нормативными правовыми актами функций, полномочий, обязанностей и прав контрольно-надзорных органов.
3.7.7. Сведения о привлечении к ответственности за нарушение установленных нормативными правовыми актами обязательных требований, в случае если нормативными правовыми актами установлена такая ответственность, в том числе количество зафиксированных правонарушений.
3.7.8. Количество и содержание обращений контролируемых лиц в контрольно-надзорный орган, связанных с применением обязательных требований.
3.7.9. Количество и содержание вступивших в законную силу судебных актов, связанных с применением обязательных требований, по делам об оспаривании нормативных правовых актов.
3.7.10. Анализ влияния социально-экономических последствий реализации обязательных требований на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.
3.7.11. Иные сведения, которые позволяют оценить применение обязательных требований и достижение целей их установления.
3.8. По итогам оценки применения обязательных требований формулируется один из следующих выводов:
3.8.1. О целесообразности дальнейшего применения обязательных требований без внесения изменений в нормативный правовой акт.
3.8.2. О целесообразности дальнейшего применения обязательных требований при условии внесения изменений в нормативный правовой акт.
3.8.3. О нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и отмене нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, их положений.
3.9. Вывод о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований при условии внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты или о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и отмене нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, их положений формулируется при выявлении одного или нескольких из следующих факторов:
3.9.1. Невозможность исполнения обязательных требований, устанавливаемая в том числе при выявлении отрицательной динамики ведения предпринимательской деятельности, избыточности требований, несоразмерности расходов на их исполнение и администрирование с положительным эффектом от их исполнения и соблюдения (положительным влиянием на снижение рисков, в целях превенции которых установлены соответствующие обязательные требования).
3.9.2. Наличие дублирующих и (или) аналогичных по содержанию обязательных требований в нескольких нормативных правовых актах.
3.9.3. Наличие в различных нормативных правовых актах (в том числе разной юридической силы) противоречащих друг другу обязательных требований.
3.9.4. Отсутствие однозначных критериев оценки соблюдения обязательных требований.
3.9.5. Наличие в нормативных правовых актах неопределенных понятий, некорректных и (или) неоднозначных формулировок, не позволяющих единообразно применять и (или) исполнять обязательные требования.
3.9.6. Наличие неактуальных требований, не соответствующих современному уровню развития науки и техники и (или) негативно влияющих на развитие предпринимательской деятельности и технологий.
3.9.7. Наличие устойчивых противоречий в практике применения обязательных требований правоприменительными органами.
3.9.8. Противоречие обязательных требований принципам Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", вышестоящим нормативным правовым актам и (или) целям и положениям государственных программ и национальных проектов Российской Федерации.
3.9.9. Отсутствие у уполномоченного органа предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий по установлению соответствующих обязательных требований.
3.10. В целях публичного обсуждения проекта доклада контрольно-надзорный орган размещает проект доклада на официальном сайте одновременно с извещением контролируемых лиц и заинтересованных органов исполнительной власти Ярославской области в срок не позднее 01 марта.
3.11. Срок публичного обсуждения проекта доклада не может составлять менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте.
3.12. Контрольно-надзорный орган рассматривает все предложения, поступившие через официальный сайт в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта доклада, составляет сводку предложений с указанием сведений о том, приняты предложения или отклонены (с указанием причин отклонения), и в течение 20 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения размещает сводку предложений на официальном сайте. Сводка предложений подписывается заместителем руководителя контрольно-надзорного органа.
3.13. Контрольно-надзорный орган дорабатывает (при необходимости) проект доклада в соответствии с замечаниями и предложениями, поступившими в ходе публичного обсуждения проекта доклада, и в срок до 01 июня направляет на рассмотрение доработанный доклад, подписанный руководителем контрольно-надзорного органа, межведомственной рабочей группе по реализации реформы контрольно-надзорной деятельности на территории Ярославской области, образованной распоряжением Губернатора области от 14.06.2017 N 160-р "О межведомственной рабочей группе по реализации реформы контрольно-надзорной деятельности на территории Ярославской области" (далее -межведомственная рабочая группа), с одновременным размещением доклада на официальном сайте.
3.14. Межведомственная рабочая группа рассматривает доклад на своем заседании. Относительно каждого рассмотренного в докладе нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, межведомственная рабочая группа принимает решение о необходимости продления срока его действия либо о проведении в отношении указанного нормативного правового акта оценки фактического воздействия.
3.15. Оценка фактического воздействия проводится в отношении нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, в порядке, определяемом Правительством области.
3.16. Межведомственной рабочей группой может быть принято решение о продлении срока действия нормативного правового акта, положений нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, по итогам рассмотрения отчета об оценке фактического воздействия такого нормативного правового акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ярославской области от 28 декабря 2020 г. N 1013-п "Об утверждении Порядка установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Ярославской области"
Вступает в силу с 28 декабря 2020 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2020 г. N 7600202012300027, в газете "Документ-Регион" от 12 января 2021 г. N 1
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ярославской области от 5 февраля 2024 г. N 86-п
Изменения вступают в силу с 5 февраля 2024 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 21 декабря 2023 г. N 1360-п
Изменения вступают в силу с 5 января 2024 г.