Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
постановлением Губернатора
Белгородской области
от 24 декабря 2020 г. N 156
Перечень
приоритетных направлений Белгородской области по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года
I. Общие положения
1.1. Основания разработки Перечня приоритетных направлений Белгородской области по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года.
Перечень приоритетных направлений Белгородской области по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Перечень) разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 года N 733 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года" и направлен на достижение целей и задач по профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, снижению смертности, сокращению социальной базы преступности, формированию у населения потребности к ведению здорового образа жизни.
1.2. Правовая основа реализации антинаркотической политики в Белгородской области.
Правовую основу реализации Перечня составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, закон Белгородской области от 12 июля 2012 года N 119 "О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании в Белгородской области", а также нормативные правовые акты Правительства Белгородской области:
- постановление Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 года N 442-пп "Об утверждении государственной программы Белгородской области "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Белгородской области";
- постановление Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 года N 530-пп "Об утверждении государственной программы Белгородской области "Развитие кадровой политики Белгородской области";
- постановление Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 года N 528-пп "Об утверждении государственной программы Белгородской области "Развитие образования Белгородской области";
- постановление Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года N 524-пп "Об утверждении государственной программы Белгородской области "Развитие здравоохранения Белгородской области".
1.3. Направления, задачи и меры по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года на территории Белгородской области.
На основе анализа наркоситуации в Белгородской области и тенденций ее развития, оценки наркотизации населения Перечнем определяются направления, задачи и меры по реализации антинаркотической политики на период до 2030 года, а также мероприятия и ожидаемые результаты.
Основные понятия, используемые в Перечне, определены Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия).
1.4. Краткая характеристика наркоситуации на момент формирования Перечня приоритетных направлений, включая уровень базовых показателей, используемых для оценки эффективности реализации Стратегии.
Анализ статистических сведений, поступивших в ходе мониторинга наркоситуации в Белгородской области, позволяет отметить, что в течение последних трех лет наркоситуация в Белгородской области соответствует критерию оценки "напряженная".
В период с 2015 по 2019 годы доля преступлений, совершенных в сфере незаконного оборота наркотиков, от общей массы преступлений составляет не ниже 7%. В 2019 году в сфере незаконного оборота наркотиков выявлено 3106 административных правонарушений, что на 9% ниже показателя 2018 года. Отмечается рост числа административных правонарушений по статье 6.8 КоАП РФ на 12,2% - с 148 в 2018 году до 166 в 2019 году.
Увеличилось число выявленных административных правонарушений по статье 20.20 КоАП РФ на 7% - с 1244 в 2018 году до 1327 в 2019 году.
По итогам работы за 12 месяцев 2019 года на территории Белгородской области зарегистрировано увеличение на 9% (с 11 до 12) количества преступлений, совершенных несовершеннолетними в сфере незаконного оборота наркотиков. Количество административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, совершенных несовершеннолетними, возросло на 45,7% - с 46 в 2018 году до 67 в 2019 году.
В 2019 году наркоситуация в Белгородской области характеризуется сохранением в незаконном обороте основных видов наркотических средств, психотропных веществ и интенсивностью распространения синтетических наркотиков.
В структуре наркорынка на территории области преобладают наркотики каннабисной группы, на долю которых в текущий период приходится свыше 84% от общего количества изъятых подконтрольных веществ.
За последние 5 лет синтетические наркотики опередили по распространенности наркотики опийной группы, ранее стабильно находившиеся на второй позиции. Таким образом, отмечается динамичность в структуре наркорынка, обусловленная ориентацией незаконной деятельности организованных преступных группировок на сбыт синтетических наркотиков. В 2019 году удельный вес указанных средств в общем количестве изъятых наркотических средств и психотропных веществ составил 11%. Всего в 2019 году правоохранительными органами изъято 6,6 кг наркотиков данного вида (2018 год - 10,5 кг).
В Белгородской области за последние пять лет отмечается снижение числа зарегистрированных несовершеннолетних, употребляющих наркотики.
Если в 2015 году количество детей и подростков, потребляющих наркотики, составляло 117 человек, из них 7 человек в возрасте до 15 лет, то в 2019 году - 31, из них 1 ребенок. В сравнении с 2018 годом число несовершеннолетних потребителей наркотических средств снизилось на 73,5%. Наибольшее распространение среди потребителей имеют легкие наркотики. Доля марихуаны в общем объеме изъятых наркотиков (по оконченным уголовным делам) в 2012 году составила 63,4%. Наркотики распространяются преимущественно в местах проведения досуга, в частности, в ночных клубах и на дискотеках; в ряде случаев - во дворах и подъездах многоквартирных домов.
В 2019 году в отделениях медицинского освидетельствования на состояние опьянения ОГБУЗ "Областной наркологический диспансер", ОГБУЗ "Старооскольский центр специализированной помощи психиатрии, психиатрии-наркологии", в медицинских организациях области по направлениям правоохранительных органов проведено 23317 медицинских освидетельствований на состояние опьянения, что на 6,0% меньше, чем за предыдущий год (2018 год - 24807).
При освидетельствовании выявлено 949 фактов употребления или опьянения наркотическими средствами, что на 3,6% выше показателей предыдущего года (2018 год - 916). Относительная стабилизация наркоситуации является отражением только выявленных случаев. О наличии скрытой проблемы латентных потребителей наркотиков свидетельствуют результаты социологических исследований, наличие роста показателей отравлений наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами, а также рост смертности от передозировки наркотиками.
По данным ОГКУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы", в 2019 году в Белгородской области зарегистрировано 42 случая отравлений наркотическими средствами и психотропными веществами со смертельным исходом, что выше аналогичного показателя за 2018 год на 40%.
Смертность от употребления наркотических средств и психотропных веществ в 2019 году возросла и достигла 2,7 на 100 тыс. населения (в 2018 году - 1,9, в 2017 году - 1,1 на 100 тыс. населения).
В случаях смертельных отравлений наркотическими средствами за анализируемый период чаще встречаются опиаты - 35 фактов, что практически в 2,2 раза выше показателя 2018 года (16 фактов), в том числе героин - 1, опий - 27, метадон - 7. Среди прочих наркотических веществ, послуживших причиной смерти, на территории области обнаруживаются синтетические наркотики, в том числе -пирролидиновалерофенон - 4 (2018 год - 10) и спайсы (1 - установлен по клиническим данным).
По сравнению с 2018 годом количество смертельных исходов от психотропных веществ в абсолютных цифрах снизилось с 4 до 2.
В 2019 году впервые парентеральный путь передачи при внутривенном введении психоактивных веществ находится на втором месте после полового пути.
Случаи парентерального пути передачи среди потребителей инъекционных наркотиков (ПИН) зарегистрированы в 2019 году в 14 муниципальных образованиях области.
Наличие значительного числа лиц, зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, в Белгородской области также является одним из факторов, ухудшающих криминальную обстановку в сфере преступлений общеуголовной направленности, таких как кражи, грабежи и разбои, совершаемые с целью получения средств для приобретения наркотиков, а также преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.
Необходимо отметить, что все перечисленные проблемы влекут за собой целый ряд экономических потерь: повышенный уровень смертности, сокращение продолжительности жизни, утрата трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на лечение заболеваний, связанных с потреблением наркотиков и их аналогов, социальные выплаты государства инвалидам, сиротам, экономический и социальный ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, расходы государства на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и безнадзорностью.
Одними из основных проблем в реализации региональной государственной антинаркотической политики являются:
недостаточный уровень информационно-пропагандистского сопровождения профилактики наркомании;
недостаточно развитая система выявления потребителей наркотиков на первоначальном уровне потребления.
Первоочередной задачей в борьбе с наркоманией является организация профилактической работы, направленной на формирование у молодого поколения ценностной ориентации на здоровый образ жизни. В основе проводимой работы должен быть комплексный подход к решению проблем предупреждения наркомании во всех сферах жизнедеятельности детей, подростков и молодежи (семья, образовательные учреждения, досуг). При этом профилактическая работа должна быть обращена к тем, кто еще не сталкивался с ситуацией наркотизации, к тем, кто начал экспериментировать с наркотиками, и к тем, у кого уже сформировалась наркозависимость.
II. Приоритетные направления реализации Стратегии в Белгородской области
2.1. Совершенствование антинаркотической деятельности и государственного контроля за оборотом наркотиков.
2.1.1. В рамках направления обеспечивается решение следующих задач:
- совершенствование (с учетом анализа наркоситуации) нормативно-правового регулирования оборота наркотиков и антинаркотической деятельности;
- обеспечение эффективной координации антинаркотической деятельности;
- совершенствование системы мониторинга наркоситуации, повышение оперативности и объективности исследований в сфере контроля за оборотом наркотиков.
2.1.2. Меры, обеспечивающие решение указанных задач:
- совершенствование нормативно-правового регулирования;
- осуществление контроля за оборотом прекурсоров, деятельностью организаций, осуществляющих их изготовление и реализацию;
- обеспечение согласованности мер по реализации Стратегии на региональном и муниципальном уровнях;
- методическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления по вопросам реализации антинаркотической политики;
- формирование регионального плана профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающих реализацию антинаркотической политики;
- привлечение институтов гражданского общества к решению задач, предусмотренных Перечнем.
2.1.3. Мероприятия в рамках реализации данного направления:
- корректировка программных мероприятий и соответствующего финансирования государственных программ Белгородской области (подпрограмма 1 "Профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ" государственной программы Белгородской области "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Белгородской области");
- оценка эффективности деятельности муниципальных антинаркотических комиссий по реализации Стратегии (муниципальные программы муниципальных районов и городских округов области);
- комплексное обследование условий хранения и учета наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров в учреждениях и организациях, осуществляющих их хранение и реализацию (подпрограмма 1 "Профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ" государственной программы Белгородской области "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Белгородской области");
- содействие развитию вузовской науки (осуществление научно-исследовательских работ в сфере профилактики наркомании) (подпрограмма 3 "Наука" государственной программы Белгородской области "Развитие кадровой политики Белгородской области");
- содействие развитию науки в рамках реализации программы деятельности научно-образовательного центра Белгородской области (НОЦ) (проведение конкурса на соискание грантов на реализацию инновационных проектов в сфере профилактики и пропаганды здорового образа жизни) (подпрограмма 3 "Наука" государственной программы Белгородской области "Развитие кадровой политики Белгородской области").
2.2. Профилактика и ранее выявление незаконного потребления наркотиков.
2.2.1. В рамках направления обеспечивается решение следующих задач:
- формирование на общих методологических основаниях системы комплексной антинаркотической профилактической деятельности;
- создание с учетом традиционных духовно-нравственных и культурных ценностей условий для формирования в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков.
2.2.2. Меры, обеспечивающие решение указанных задач:
- повышение уровня духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях, формирующего у обучающихся устойчивое неприятие культуры потребления наркотиков;
- создание и реализация комплекса мер по популяризации в обществе здорового образа жизни и формирование негативного отношения к немедицинскому потреблению наркотиков;
- внедрение механизмов обязательной экспертизы профилактических программ, реализуемых общественными и некоммерческими организациями;
- активное привлечение добровольцев (волонтеров) к участию в реализации антинаркотической политики.
2.2.3. Мероприятия в рамках реализации данного направления:
- реализация мероприятий по осуществлению антинаркотической пропаганды и антинаркотического просвещения (конкурсы, видеоуроки, семинары и другие организационные мероприятия) (подпрограмма 1 "Профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ" государственной программы Белгородской области "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Белгородской области");
- активная политика занятости населения (трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время) (подпрограмма 1 "Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы Белгородской области "Содействие занятости населения Белгородской области");
- создание условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Белгородской области (поддержка социальной и инновационной активности молодежи, физическое развитие молодежи, выявление и поощрение талантливой молодежи, стимулирование деятельности молодежного актива) (подпрограмма 5 "Молодость Белгородчины" государственной программы Белгородской области "Развитие кадровой политики Белгородской области");
- патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи (поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций для организации и проведения ими общественно значимых мероприятий) (подпрограмма 5 "Молодость Белгородчины" государственной программы Белгородской области "Развитие кадровой политики Белгородской области");
- мероприятия по развитию общего образования, выявление и поддержка одаренных детей (поддержка сохранения здоровья детей и подростков) (подпрограмма 2 "Развитие общего образования" государственной программы Белгородской области "Развитие образования Белгородской области");
- обеспечение проведения социально-психологического тестирования и профилактических медицинских осмотров обучающихся, направленных на ранее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (подпрограмма 1 "Профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ" государственной программы Белгородской области "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Белгородской области").
2.3. Сокращение числа лиц, у которых диагностированы наркомания или пагубное (с негативными последствиями) потребление наркотиков.
2.3.1. В рамках направления обеспечивается решение следующих задач:
- повышение эффективности функционирования наркологической службы, предупреждение случаев незаконного лечения больных наркоманией;
- повышение доступности для наркопотребителей профилактики, диагностики и лечения инфекционных заболеваний (ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, туберкулеза, инфекций, передающихся половым путем);
- повышение доступности социальной реабилитации и ресоциализации для наркопотребителей, включая лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства;
- совершенствование правового механизма побуждения наркопотребителей к прохождению по решению суда лечения наркотической зависимости, медицинской и социальной реабилитации.
2.3.2. Меры, обеспечивающие решение указанных задач:
- сокращение количества случаев отравления людей и снижение уровня смертности населения в результате незаконного потребления наркотиков;
- сохранение государственной наркологической службы, ее комплексное развитие, в том числе совершенствование материально-технической базы медицинских организаций наркологического профиля и подразделений наркологического профиля в медицинских организациях общего профиля, поддержание деятельности медицинских реабилитационных центров и отделений;
- обеспечение взаимодействия медицинских организаций с организациями, осуществляющими мероприятия по социальной реабилитации и ресоциализации больных наркоманией.
2.3.3. Мероприятия в рамках реализации данного направления:
- реализация мероприятий по раннему выявлению потребителей наркотиков (подпрограмма 1 "Профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ" государственной программы Белгородской области "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Белгородской области");
- расширение реабилитационного звена наркологической службы путем создания в диспансере отделения стационарной реабилитации, включающего лечебно-трудовые мастерские (подпрограмма Г "Совершенствование системы территориального планирования" государственной программы Белгородской области "Развитие здравоохранения Белгородской области");
- мониторинг реализации положений регламента информирования о фактах отравления граждан наркотическими средствами и психотропными веществами на территории Белгородской области (подпрограмма 1 "Профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ" государственной программы Белгородской области "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Белгородской области");
- заключение соглашений о взаимодействии с организациями, осуществляющими реализацию мероприятий по социальной реабилитации лиц с алкогольной, наркотической или иной токсической зависимостью (подпрограмма Г "Совершенствование системы территориального планирования" государственной программы Белгородской области "Развитие здравоохранения Белгородской области");
- внедрение и реализация программы профилактики социально значимых инфекционных заболеваний среди наркопотребителей (государственная программа Белгородской области "Развитие здравоохранения Белгородской области");
- разработка и реализация плана обследования наркопотребителей на гемоконтактные инфекции (подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни" государственной программы Белгородской области "Развитие здравоохранения Белгородской области");
- проведение конкурса на оказание услуг по социальной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей в условиях негосударственного реабилитационного центра (подпрограмма Г "Совершенствование системы территориального планирования" государственной программы Белгородской области "Развитие здравоохранения Белгородской области");
- обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами (подпрограмма Г "Совершенствование системы территориального планирования" государственной программы Белгородской области "Развитие здравоохранения Белгородской области").
2.4. Сокращение количества преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
2.4.1. В рамках направления обеспечивается решение следующих задач:
- уничтожение инфраструктуры незаконных производства, транспортировки и распространения наркотиков;
- существенное сокращение сырьевой базы незаконного производства наркотиков.
2.4.2. Меры, обеспечивающие решение указанных задач:
- пресечение незаконного оборота наркотиков в местах проведения культурно-досуговых мероприятий;
- выявление и пресечение функционирования в сети Интернет ресурсов, используемых для пропаганды незаконных потребления и распространения наркотиков;
- совершенствование механизмов выявления незаконных посевов и очагов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений, фактов их незаконного культивирования.
2.4.3. Мероприятия в рамках реализации данного направления:
- проведение мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (рейдовые мероприятия в рамках межведомственных профилактических операций) "Подросток" (подпрограмма 6 "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" государственной программы Белгородской области "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Белгородской области");
- организация и проведение ежегодных специализированных мероприятий по выявлению и уничтожению дикорастущих и незаконных посевов наркотикосодержащих растений (подпрограмма 1 "Профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ" государственной программы Белгородской области "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Белгородской области");
- совершенствование системы мониторинга сети Интернет и выявления преступлений и правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, выявления интернет-страниц с признаками пропаганды наркотических средств и их блокировки (подпрограмма 1 "Профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ" государственной программы Белгородской области "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Белгородской области").
III. Сроки и механизмы контроля реализации Перечня
3.1. Реализация Перечня осуществляется в два этапа:
I этап - 2021 - 2025 годы;
II этап - 2026 - 2030 годы.
3.2. Механизм корректировки Перечня.
Контроль за реализацией Перечня осуществляет антинаркотическая комиссия в Белгородской области.
Ежеквартально органами исполнительной власти области, ответственными за реализацию указанных государственных программ (подпрограмм), направляется в аппарат антинаркотической комиссии в Белгородской области аналитическая и статистическая информация об их реализации.
По итогам прошедшего года в рамках мониторинга наркоситуации аппаратом антинаркотической комиссии в Белгородской области проводится оценка работы по реализации Стратегии. По ее итогам в срок до 1 марта года, следующего за прошедшим, в случае необходимости осуществляются корректировка Перечня и направление итогового варианта на утверждение Губернатору Белгородской области.
IV. Оценка эффективности реализации Стратегии в Белгородской области
4.1. Оценка результатов реализации настоящей Стратегии осуществляется на основании следующих показателей:
а) вовлеченность населения в незаконный оборот наркотиков (количество случаев привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах на 100 тыс. человек);
б) криминогенность наркомании (соотношение количества наркопотребителей, привлеченных к уголовной ответственности, и наркопотребителей, привлеченных к административной ответственности за потребление наркотиков, на 100 тыс. человек);
в) количество случаев отравления наркотиками, в том числе среди несовершеннолетних (на 100 тыс. человек);
г) количество случаев смерти в результате потребления наркотиков (на 100 тыс. человек);
д) общая оценка наркоситуации в Российской Федерации (по данным системы мониторинга наркоситуации).
4.2. Характеристика базовых значений показателей эффективности реализации Стратегии (2019 год):
а) вовлеченность населения в незаконный оборот наркотиков - 133,77 случая;
б) криминогенность наркомании - 129,49 случая;
в) количество случаев отравления наркотиками - 4,52 случая;
г) количество случаев смерти в результате потребления наркотиков - 3,4 случая;
д) общая оценка наркоситуации в Белгородской области - напряженная.
4.3. Плановые значения показателей эффективности реализации Стратегии по годам.
К 2025 году планируется достижение следующих значений показателей состояния наркоситуации на территории Белгородской области:
а) вовлеченность населения в незаконный оборот наркотиков - 117,7 случая;
б) криминогенность наркомании - 128,11 случая;
в) количество случаев отравления наркотиками - 3,7 случая;
г) количество случаев смерти в результате потребления наркотиков - 3,1 случая;
д) общая оценка наркоситуации в Белгородской области - напряженная.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.3. Ожидаемыми результатами реализации настоящей Стратегии к 2030 году (по сравнению с 2019 годом) являются:
а) снижение уровня вовлеченности населения в незаконный оборот наркотиков с 133,77 до 105,93 случая;
б) снижение уровня криминогенности наркомании с 129,49 до 115,3 случая;
в) сокращение количества случаев отравления наркотиками с 4,52 случая до 3,33 случая, в том числе среди несовершеннолетних - до 0 случаев;
г) уменьшение количества случаев смерти в результате потребления наркотиков с 3,4 случая до 2,75 случая;
д) общая оценка наркоситуации в Белгородской области - нейтральная.
Таблица показателей эффективности реализации Перечня по годам приведена в приложении к Перечню.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.