Постановление Правительства Ярославской области от 28 декабря 2020 г. N 1028-п
"Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2021 - 2025 годы"
16 июня 2021 г.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства области от 14.10.2019 N 712-п "Об утверждении Положения о программно-целевом планировании в Ярославской области"
Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ярославской области "Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2021 - 2025 годы.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы физической культуры и спорта, молодежной политики, культуры и туризма, транспорта, инвестиционной и промышленной политики, занятости населения.
3. Постановление вступает в силу с 01.01.2021.
Председатель Правительства области |
Д.А. Степаненко |
Утверждена
постановлением Правительства области
от 28 декабря 2020 г. N 1028-п
Государственная программа Ярославской области "Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2021 - 2025 годы
16 июня 2021 г.
Паспорт изменен с 16 июня 2021 г. - Постановление Правительства Ярославской области от 16 июня 2021 г. N 384-п
Паспорт Государственной программы
Ответственный исполнитель Государственной программы |
департамент инвестиций и промышленности Ярославской области (далее - ДИиП ЯО), директор ДИиП ЯО Глушков Дмитрий Александрович, тел. (4852) 40-19-03 |
Куратор Государственной программы |
заместитель Председателя Правительства области Авдеев Максим Александрович, тел. (4852) 78-60-40 |
Ответственный исполнитель подпрограмм Государственной программы |
ДИиП ЯО |
Сроки реализации Государственной программы |
2021 - 2025 годы |
Цель Государственной программы |
создание устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, способной к эффективному саморазвитию, разработке и применению передовых промышленных технологий, обеспечивающих рост производительности труда и повышение конкурентоспособности производимых товаров и услуг |
Перечень подпрограмм Государственной программы |
- подпрограмма "Развитие промышленности Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2021 - 2025 годы; - региональная целевая программа "Повышение производительности труда в Ярославской области" на 2020 - 2024 годы |
Объемы и источники финансирования Государственной программы |
всего по Государственной программе - 219,215 млн. рублей, из них: - федеральные средства: 2021 год - 48,280 млн. рублей; 2022 год - 62,018 млн. рублей 1; 2023 год - 12,009 млн. рублей; 2024 год - 12,009 млн. рублей 2; - областные средства: 2021 год - 17,0 млн. рублей; 2022 год - 50,0 млн. рублей; 2024 год - 9,0 млн. рублей 2; 2025 год - 8,9 млн. рублей 2 |
Плановые объемы финансирования подпрограмм Государственной программы по годам реализации |
- подпрограмма "Развитие промышленности Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2021 - 2025 годы: всего - 169,47 млн. рублей, из них: 2021 год - 51,57 млн. рублей; 2022 год - 100,0 млн. рублей 1; 2024 год - 9,0 млн. рублей 2; 2025 год - 8,9 млн. рублей 2; - региональная целевая программа "Повышение производительности труда в Ярославской области" на 2020 - 2024 годы: всего - 49,7452 млн. рублей, из них: 2021 год - 13,7097 млн. рублей; 2022 год - 12,0175 млн. рублей; 2023 год - 12,0090 млн. рублей; 2024 год - 12,0090 млн. рублей 2 |
Конечные результаты Государственной программы |
- рост валовой добавленной стоимости организаций по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" (далее - ОКВЭД), - в 1,25 раза (к 2019 году); - рост индекса промышленного производства по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД - в 1,2 раза (к 2019 году); - рост объема реализации продукции обрабатывающей промышленности - в 1,9 раза (к 2019 году); - рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД - в 1,25 раза (к 2019 году) |
Электронный адрес размещения Государственной программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
https://www.yarregion.ru/depts/der/tmpPages/programs.aspx |
1 В том числе 50 млн. рублей за рамками закона о бюджете.
2 За рамками закона о бюджете.
I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы
1. Промышленность Ярославской области.
Ярославская область относится к регионам индустриального типа. Промышленное производство находится на первом месте в структуре добавленной стоимости. Промышленный сектор, являясь базовой составляющей экономики области, обеспечивает более 30 процентов валового регионального продукта (далее - ВРП) и более 40 процентов налоговых поступлений в консолидированный бюджет области.
Удельный вес численности работников, занятых в промышленном производстве (по итогам 2019 года), составляет 24,3 процента (147,3 тыс. человек) от общей численности работников, занятых в экономике региона.
Промышленность Ярославской области представляет собой крупный многоотраслевой комплекс, насчитывающий на 01 января 2020 года 3 918 предприятий и организаций промышленных видов деятельности. Распределение крупных и средних предприятий по отраслям промышленности приведено в таблице 1.
Таблица 1
Вид экономической деятельности |
Количество (единицы) |
Добыча полезных ископаемых |
10 |
Обрабатывающие производства |
205 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха |
48 |
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
22 |
Итого |
285 |
В условиях отсутствия значительных запасов природных ресурсов на территории Ярославской области промышленность региона представлена в основном обрабатывающими производствами, доля которых составляет около 90 процентов в общем объеме промышленной продукции, выпускаемой предприятиями региона.
Структура промышленного комплекса Ярославской области по видам выпускаемой продукции является высокодифференцированной, в течение последних лет не претерпела существенных изменений.
Динамика изменения структуры промышленного комплекса региона по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области приведена в таблице 2.
Таблица 2
Вид экономической деятельности |
Годы |
||
2017 |
2018 |
2019 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Обрабатывающие производства - всего в том числе (процентов): |
100 |
100 |
100 |
- производство пищевых продуктов |
6,7 |
6,9 |
7,5 |
- производство напитков |
4,3 |
4,0 |
3,4 |
- производство табачных изделий |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
- производство текстильных изделий |
0,5 |
0,4 |
0,6 |
- производство одежды |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
- производство кожи и изделий из кожи |
1,0 |
0,8 |
0,7 |
- обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения |
0,6 |
0,8 |
0,5 |
- производство бумаги и бумажных изделий |
2,8 |
3,1 |
3,3 |
- деятельность полиграфическая и копирование носителей информации |
1,0 |
0,7 |
0,8 |
- производство нефтепродуктов |
9,1 |
7,7 |
8,1 |
- производство химических веществ и химических продуктов |
9,9 |
10,9 |
10,8 |
- производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях |
2,8 |
4,3 |
3,7 |
- производство резиновых и пластмассовых изделий |
9,9 |
10,2 |
10,2 |
- производство прочей неметаллической минеральной продукции |
2,7 |
3,1 |
2,7 |
- производство металлургическое |
0,2 |
0,5 |
0,5 |
- производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования |
4,2 |
3,4 |
3,4 |
- производство компьютеров, электронных и оптических изделий |
3,3 |
2,2 |
1,7 |
- производство электрического оборудования |
7,0 |
7,0 |
7,1 |
- производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки |
8,6 |
8,7 |
9,0 |
- производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов |
9,0 |
8,1 |
7,7 |
- производство прочих транспортных средств и оборудования |
12,2 |
12,1 |
12,8 |
- производство мебели |
0,6 |
0,8 |
0,6 |
- производство прочих готовых изделий |
0,8 |
1,0 |
1,0 |
- ремонт и монтаж машин и оборудования |
2,4 |
2,9 |
3,5 |
2. Анализ динамики основных показателей развития промышленности.
2.1. На протяжении 2016 - 2019 годов экономика области демонстрировала рост промышленного производства. Индекс промышленного производства по итогам 2019 года (по отношению к 2018 году) составил 103,7 процента.
Динамика изменения индекса промышленного производства приведена в таблице 3.
Таблица 3
Индекс промышленного производства (процентов к предыдущему году) |
Годы |
|||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Ярославская область |
113,0 |
111,5 |
104,7 |
103,7 |
Центральный федеральный округ |
101,4 |
103,9 |
105,6 |
108,0 |
Российская Федерация |
101,8 |
103,7 |
103,5 |
103,3 |
2.2. В структуре продукции, отгруженной предприятиями Ярославской области, традиционно преобладает доля продукции отраслей промышленности (более 60 процентов).
Динамика показателей, характеризующих объем отгруженной продукции, приведена в таблице 4.
Таблица 4
N |
Показатель |
Годы |
|||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг организациями промышленных видов деятельности (млрд. рублей) |
351,5 |
392,3 |
446,5 |
452,0 |
2. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД (млрд. рублей) |
314,5 |
338,0 |
390,1 |
395,9 |
3. |
Удельный вес продукции, отгруженной предприятиями промышленных видов деятельности, в общем объеме продукции, отгруженной предприятиями и организациями Ярославской области (процентов) |
63,9 |
63,4 |
64,0 |
66,1 |
4. |
Удельный вес продукции, отгруженной предприятиями обрабатывающих производств, в общем объеме продукции, отгруженной предприятиями промышленных видов деятельности (процентов) |
89,5 |
86,2 |
87,4 |
87,6 |
2.3. Анализ структуры ВРП на протяжении последних лет показывает увеличение удельного веса промышленного производства в ВРП. Наибольший вклад в формирование ВРП оказывают организации обрабатывающих производств. Динамика изменения удельного веса отраслей промышленности приведена в таблице 5.
Таблица 5
Вид экономической деятельности (процентов) |
Годы |
||
2016 |
2017 |
2018 |
|
Добыча полезных ископаемых |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Обрабатывающие производства |
26,9 |
27,3 |
28,9 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха |
3,4 |
4,1 |
3,1 |
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
0,9 |
0,9 |
1,0 |
Прочие |
68,7 |
67,6 |
66,9 |
Итого ВРП |
100 |
100 |
100 |
2.4. В 2016 - 2019 годах в Ярославской области происходил рост промышленного производства, который обеспечили предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности (авиастроение, двигателестроение, энергетическое машиностроение, производство лекарственных средств, химическое производство), а также предприятия, участвующие в исполнении государственного оборонного заказа.
Высокие значения показателя в 2017 году привели к эффекту высокой базы для расчета значения показателя в последующий период. Тем не менее, несмотря на сложившиеся макроэкономические условия, предприятия региона демонстрировали рост промышленного производства, превосходящий среднероссийские показатели.
Динамика основных показателей развития промышленности Ярославской области в 2016 - 2019 годах приведена в таблице 6.
Таблица 6
N |
Наименование показателя |
Годы |
|||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Индекс промышленного производства по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД (процентов к предыдущему году) |
113,9 |
111,5 |
103,2 |
105,1 |
2. |
Индекс производительности труда (процентов к предыдущему году) |
101,8 |
102,5 |
102,9 |
н/д |
3. |
Объем инвестиций в основной капитал предприятий промышленного производства (млрд. рублей) |
31,5 |
30,7 |
30,6 |
31,2 |
4. |
Объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД (млрд. рублей) |
21,0 |
19,3 |
21,7 |
22,2 |
5. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в организациях промышленного производства (рублей) |
28520,1 |
34063,1 |
36401,9 |
39384,3 |
6. |
Удельный вес прибыльных организаций в общем числе организаций обрабатывающих производств (процентов) |
77,9 |
80,4 |
80,0 |
80,0 |
7. |
Коэффициент обновления основных фондов организаций по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД (по полной учетной стоимости, процентов) |
6,7 |
8,7 |
5,4 |
8,9 |
8. |
Степень износа основных фондов организаций по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД (процентов) |
56,9 |
57,6 |
60,5 |
60,9 |
2.5. Объем инвестиций в основной капитал предприятий обрабатывающих отраслей промышленности на протяжении 2016 - 2019 годов характеризовался относительной неравномерностью.
На динамику показателя оказывают прямое влияние как макроэкономические условия, связанные с внешнеполитической ситуацией (санкции стран Евросоюза и США в отношении Российской Федерации, закрытие границ и пр.), так и экономическая ситуация внутри страны (кредитно-денежная политика, наличие законодательной базы и механизмов стимулирования инвесторов, налоговая политика, наличие у предприятий и организаций свободных финансовых средств для развития производств и пр.).
На общую величину объема инвестиционных затрат помимо капитальных вложений в модернизацию, техническое перевооружение и замену устаревших объектов основных средств, осуществляемых находящимися на территории области хозяйствующими субъектами, существенно влияют инвестиции в создание новых производств.
В 2017 - 2019 годах на уровне региона реализован комплекс мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности, в том числе принят ряд нормативных правовых актов, упрощающих ведение инвестиционной деятельности, в 3 моногородах Ярославской области (Тутаев, Ростов, Гаврилов-Ям) созданы территории опережающего развития - зоны с особыми условиями ведения предпринимательской деятельности (льготный режим налогообложения). Все это в среднесрочной перспективе позволит привлечь инвестиции в развитие новых производств.
3. Ограничения развития промышленности.
3.1. Несмотря на положительную динамику показателей по ряду отраслей, большинство экономических параметров свидетельствует о сохранении факторов, сдерживающих в целом развитие промышленности региона.
Основными системными причинами недостаточного уровня конкурентоспособности промышленности Ярославской области являются:
- производственно-технологическое отставание, причиной которого являются физический и моральный износ основных фондов (степень износа основных фондов организаций по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД составляет более 60 процентов), нехватка долгосрочных инвестиционных ресурсов для их обновления;
- высокая доля производства комплектующих и сырья, ограниченное производство конечной продукции с максимальной добавленной стоимостью;
- зависимость ряда предприятий от поставок импортного оборудования и сырья для производства продукции (актуально в условиях продолжающихся санкций в отношении Российской Федерации со стороны стран Евросоюза и США);
- высокая стоимость потребляемых энергетических ресурсов и значительные удельные затраты на такие ресурсы;
- высокая стоимость кредитных ресурсов в банковской системе, сдерживающая широкое привлечение заемных средств и ведущая к экономии собственных средств предприятий, направляемых на развитие;
- дефицит квалифицированных кадров в отдельных отраслях промышленности, недостаточный уровень подготовки выпускников средних профессиональных образовательных организаций и организаций высшего профессионального образования, в том числе недостаточная практическая подготовка к работе на современном оборудовании, падение престижа инженерно-технических специальностей и рабочих профессий.
3.2. Особенностями промышленного производства Ярославской области, ограничивающими возможности промышленных предприятий для эффективного ведения хозяйствующей деятельности, являются:
- низкая локализация добавленной стоимости конечной продукции и высокая концентрация промежуточного производства;
- интегрированность предприятий региона в финансово-промышленные группы, концерны, холдинги, оказывающая существенное влияние на объем промышленного производства (объемы производства и реализации продукции напрямую зависят от заказов потребителей);
- сосредоточение в Ярославской области большого количества предприятий оборонно-промышленного комплекса, на динамику промышленного производства которых существенное влияние оказывает неравномерность распределения государственного оборонного заказа прямыми заказчиками - федеральными органами исполнительной власти;
- высокая доля предприятий длительного (более 1 года) цикла производства (предприятия авиационного двигателестроения, судостроения и энергетического машиностроения).
3.3. К ограничениям развития промышленности можно отнести значительные производственные издержки и низкую рентабельность, характеризующие производственную деятельность многих предприятий. Невысокий уровень управленческих и технологических компетенций, неразвитость механизмов проектного финансирования, недостаточная мотивация собственников и руководителей предприятий к системному повышению производительности труда, смещение фокуса внимания на модернизацию производства без параллельного изменения организационных процессов, потери рабочего времени, связанные с неэффективным использованием труда (простои, ожидание), и пр., препятствуют качественным изменениям и, как результат, экономическому росту.
Кроме указанных ограничений в 2020 году на состояние промышленного производства региона значительное влияние оказали последствия распространения новой коронавирусной инфекции "COVID-19", которые замедлили развитие промышленности в целом, в том числе:
- ввод ограничительных мер;
- валютные колебания;
- повышение стоимости сырья и комплектующих;
- сдвиг сроков поставки материалов, комплектующих и оборудования со стороны производителей из стран Евросоюза и Китая (как результат невозможность выполнения требований потребителя, срывы исполнения контрактов, в том числе исполнения государственного оборонного заказа);
- увеличение времени на изготовление продукции;
- рост себестоимости продукции;
- рост кредиторской задолженности, в том числе заемных средств, для обеспечения производств материально-сырьевыми ресурсами;
- снижение платежеспособного спроса и др.
4. Перспективы развития промышленности.
4.1. Ярославская область обладает высоким промышленным потенциалом. Развитая производственная база, наличие значительного количества высокотехнологичных производств, современная промышленная инфраструктура, наличие неиспользуемых производственных площадей, широкая номенклатура производимых комплектующих изделий и сырьевых полуфабрикатов, обеспечивающая гибкость в сбыте их различным категориям потребителей, развитый рынок сбыта и дистрибьюторская сеть, наличие брендов и известных на рынке торговых марок позволяют при эффективном использовании рассчитывать на дальнейшее развитие производств.
4.2. Ярославская область уникальна тем, что здесь сформирована мощная система поддержки бизнеса - полная линейка региональных институтов развития, оказывающих содействие в использовании всех мер поддержки предпринимателей и инвесторов - как областного, так и федерального уровней.
Созданы и функционируют - акционерное общество "Корпорация развития Ярославской области", Фонд регионального развития Ярославской области (далее - ФРР), автономная некоммерческая организация "Центр экспорта Ярославской области", государственное бюджетное учреждение Ярославской области "Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор)", Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области (микрокредитная компания), акционерное общество "Региональная лизинговая компания".
Промышленные предприятия могут воспользоваться субсидиями и доступными займами, на льготных условиях принимать участие в федеральных выставках и мероприятиях, получить поддержку экспортной деятельности, а также поддержу развития внутрирегиональной и межрегиональной кооперации.
Ярославские предприятия способны производить высококачественную, конкурентоспособную продукцию для самых различных отраслей. При этом актуальным остается вопрос включения промышленных предприятий не только в систему внутрирегиональной кооперации, но и в производственные цепочки компаний из других регионов страны. Действенным инструментом, направленным на развитие производственной кооперации, является Координационный совет по производственной кооперации при ДИиП ЯО, в рамках работы которого создаются все условия для того, чтобы ярославская промышленность представила свои возможности потенциальным партнерам и смогла наладить сотрудничество без посредников. Результатом деятельности Координационного совета по производственной кооперации при ДИиП ЯО за период 2017 - 2019 годов стало заключение контрактов на поставку предприятиями региона продукции общей суммой более 3 млрд. рублей, в процесс производственной кооперации вовлечено более 100 промышленных предприятий Ярославской области.
4.3. Ярославская область является привлекательным регионом для стратегических инвесторов. На территории области осуществляют производственную деятельность такие известные международные компании, как "Komatsu" (Япония), "Lindab Buildings" (Швеция), "Safran" (Франция), "Tyco Electronics" (США), "Nexans" (Франция), "Teva" (Израиль), "Takeda" (Япония), "Besins Healthcare" (Франция), "Weichai Power" (Китай) и прочие.
Формирование благоприятного инвестиционного климата, повышение инвестиционной привлекательности области, обеспечение роста инвестиционной активности хозяйствующих субъектов определены основными направлениями реализации инвестиционной политики Ярославской области.
В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, формируемом автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", оценивающем усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса, Ярославская область планомерно показывает устойчивый рост, поднявшись с 28 места (2016 год) на 10 место (2020 год). Достигнутая позиция Ярославской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации это, в первую очередь, показатель целенаправленного развития экономики региона, подтверждение правильности и эффективности выбранной траектории движения в работе по формированию инвестиционного климата.
Принимаемые меры по повышению инвестиционной привлекательности касаются отдельных процедур, которые необходимы для открытия и должного функционирования бизнеса. Основными мерами являются регламентное сокращение сроков, параллельное прохождение процедур, внедрение онлайн-сервисов. По итогам работы в 2019 году предпринимателями Ярославской области отмечена эффективность постановки земельных участков на кадастровый учет, подключения электроэнергии, получения лицензий на осуществление разных видов деятельности.
В регионе осуществляется полный комплекс мер стимулирования инвестиционной деятельности. Инвесторам доступны индивидуальное сопровождение каждого инвестиционного проекта, налоговые льготы, низкие арендные ставки на земельные участки, сокращены сроки согласований и предоставления услуг.
Привлекательным форматом для локализации производственных проектов являются индустриальные парки и промышленные технопарки. Региональная инвестиционная политика направлена на поддержку и развитие не только государственных, но и частных индустриальных парков. Для инвесторов в регионе создано несколько индустриальных парков площадью от 100 до 400 га каждый.
4.4. Еще одним из инструментов обеспечения сбалансированного социально-экономического и инновационного развития региона является формирование зон опережающего развития с особым режимом ведения бизнеса. Одним из примеров таких зон являются территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР), создаваемые в моногородах в целях снижения зависимости местной экономики от градообразующих предприятий, обеспечения реальных перспектив для улучшения качества жизни людей в монопоселениях.
Ярославская область - один из немногих регионов, где функционируют три ТОР (на территориях городских поселений Тутаев, Гаврилов-Ям и Ростов). Особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности для резидентов ТОР означает возможность получить государственную поддержку реализации их инвестиционных проектов в форме налоговых (льготы по уплате налога на прибыль, налога на имущество организаций, налога на добычу полезных ископаемых и земельного налога) и неналоговых (льготы по уплате страховых взносов) льгот.
На текущий момент Министерством экономического развития Российской Федерации в реестр резидентов ТОР внесено 14 организаций Ярославской области. Общий объем инвестиций резидентов согласно заключенным соглашениям за период функционирования ТОР Ярославской области составит более 2,5 млрд. рублей, будет создано свыше 1,9 тыс. новых рабочих мест.
4.5. Конкурентные преимущества промышленного сектора экономики следует дополнить конкурентными преимуществами Ярославской области в целом:
- удобное географическое местоположение по отношению к транспортным магистралям и крупным потребителям продукции;
- значительный инвестиционный потенциал и действенная система государственной поддержки инвестиционной деятельности новых и действующих промышленных предприятий;
- готовая транспортная и энергетическая инфраструктура;
- научный и образовательный потенциал региона, развитая инфраструктура сферы образования и повышения квалификации;
- развитая финансовая и банковская система региона.
Перечисленные факторы и конкурентные преимущества являются благоприятной основой для дальнейшего развития промышленности региона.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы и ожидаемые конечные результаты ее реализации
1. Приоритеты государственной политики в сфере промышленности определены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Федеральном законе от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 488-ФЗ), государственной программе Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", к ним относятся:
- поддержка технологического перевооружения субъектов деятельности в сфере промышленности, модернизация основных производственных фондов исходя из темпов, опережающих их старение;
- создание и развитие современной инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности;
- создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительных экспортно-ориентированных секторов, развивающихся на основе современных технологий и обеспеченных высококвалифицированными кадрами;
- стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности рационально и эффективно использовать материальные, финансовые, трудовые и природные ресурсы, обеспечивать повышение производительности труда, внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;
- стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности осуществлять внедрение результатов интеллектуальной деятельности и освоение производства инновационной промышленной продукции.
2. Приоритетными направлениями в сфере реализации Государственной программы (подпрограмм в ее составе) являются направления промышленности, осуществление деятельности по которым способствует:
- созданию новых экономически эффективных и экологически безопасных производств;
- развитию промышленного производства в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной продукции;
- росту производительности труда за счет использования передовых технологий и современного оборудования и созданию высокопроизводительных рабочих мест;
- созданию условий для продвижения продукции и технологий региональных производителей на мировые рынки;
- повышению энергоэффективности и ресурсосбережения.
3. Основными ожидаемыми конечными результатами реализации Государственной программы к 2025 году станут (по отношению к 2019 году):
- рост валовой добавленной стоимости организаций по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД - в 1,25 раза;
- рост индекса промышленного производства по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД - в 1,2 раза;
- рост объема реализации продукции обрабатывающей промышленности - в 1,9 раза (к 2019 году);
- рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД - в 1,25 раза (к 2019 году).
III. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования в рамках Государственной программы
1. Правовое регулирование в сфере промышленной политики основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах и осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 488-ФЗ, другими федеральными законами, принятыми в соответствии с ним, федеральными законами, регулирующими отношения в сфере промышленной политики в отдельных отраслях экономики, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ярославской области, регулирующими отношения в сфере промышленной политики.
Меры правового регулирования в рамках Государственной программы определены федеральными и региональными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в сфере промышленной политики, в том числе:
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Указом Президента Российской Федерация от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";
- Законом Ярославской области от 5 мая 2015 г. N 30-з "О промышленной политике в Ярославской области";
- постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года".
2. Стимулирование деятельности в сфере промышленности осуществляется путем предоставления ее субъектам финансовой, информационно-консультационной поддержки, поддержки научно-технической и инновационной деятельности, поддержки развития кадрового потенциала, иных мер поддержки, установленных Федеральным законом N 488-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами Ярославской области.
В связи со сложной экономической ситуацией и ограниченностью средств бюджета Ярославской области оказание мер финансовой поддержки промышленных предприятий Ярославской области возможно при условии софинансирования расходов регионального бюджета из средств федерального бюджета. Одним из основных направлений реализации Государственной программы будет привлечение средств федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, перечисленных в подпунктах 2.1, 2.2 настоящего пункта.
2.1. Постановлением Правительства Российской Федерации N 194 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ развития промышленности. Иные межбюджетные трансферты предоставляются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации следующих полномочий:
- возмещение части затрат промышленных предприятий на оплату услуг ресурсоснабжающих организаций по подключению к коммунальной инфраструктуре в рамках реализации инвестиционного проекта;
- финансовое обеспечение создания (капитализации) и (или) деятельности (докапитализации) регионального фонда развития промышленности, созданного в организационно-правовой форме, предусмотренной частью 1 статьи 11 Федерального закона N 488-ФЗ;
- возмещение промышленным предприятиям части затрат на уплату 1-го взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями;
- возмещение части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования.
2.2. Финансовая поддержка промышленных предприятий осуществляется в рамках деятельности ФРР, предлагающего льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, импортозамещение, производство комплектующих и повышение производительности труда. Проекты общим бюджетом до 100 млн. рублей ФРР финансирует совместно с федеральным Фондом развития промышленности в соотношении 30 процентов (средства областного бюджета) и 70 процентов (средства федерального бюджета).
2.3. Финансовая поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности в рамках Государственной программы регулируются следующими нормативными правовыми актами:
- постановление Правительства Российской Федерации N 194;
- постановление Правительства области от 01.03.2018 N 109-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области поддержки субъектов деятельности в сферах промышленности, туризма, агропромышленного комплекса и потребительского рынка, за исключением государственных (муниципальных) учреждений".
3. Меры правового регулирования в части поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности в области развития кадрового потенциала, а также иных мероприятий, реализуемых в рамках Государственной программы, регламентируются следующими нормативными правовыми актами:
- постановление Правительства области от 22.12.2009 N 1205-п "О проведении конкурса "Лучшее изобретение, полезная модель, промышленный образец, рационализаторское предложение";
- постановление Правительства области от 29.11.2010 N 873-п "О проведении областных конкурсов профессионального мастерства среди специалистов рабочих профессий";
- постановление Правительства области от 16.03.2012 N 202-п "О проведении областного конкурса "Инженер года";
- указ Губернатора области от 09.09.2013 N 481 "О ежегодном областном конкурсе "За лучшую работу в области обеспечения качества";
- указ Губернатора области от 05.05.2014 N 181 "О проведении ежегодного областного конкурса "Лучшие промышленные предприятия Ярославской области";
- Региональное трехстороннее соглашение между Правительством Ярославской области, ассоциацией "Экономический Совет Ярославской области (Объединение работодателей Ярославской области)" и союзом "Объединение организаций профсоюзов Ярославской области" на 2020 - 2022 годы (заключено в г. Ярославле 30.12.2019).
4. Информационно-консультационная поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности в рамках Государственной программы осуществляется в форме изготовления печатной продукции, в том числе издания справочников промышленных предприятий, размещения информационных материалов в средствах массовой информации, организации проведения конгрессно-выставочных мероприятий, семинаров, круглых столов и иных мероприятий.
IV. Механизм реализации Государственной программы
1. Механизм реализации Государственной программы предусматривает использование комплекса организационных и экономических мероприятий, необходимых для достижения цели и решения задач Государственной программы, является инструментом организации эффективного выполнения мероприятий подпрограмм Государственной программы и контроля достижения ожидаемых конечных результатов.
1.1. Ответственным исполнителем Государственной программы является ДИиП ЯО. Ответственный исполнитель Государственной программы осуществляет общее руководство реализацией Государственной программы, а также координацию и контроль за ходом реализации Государственной программы. Финансовый контроль за использованием средств федерального и областного бюджетов осуществляется финансовыми органами в соответствии с действующим законодательством.
Ответственный исполнитель Государственной программы несет ответственность за разработку Государственной программы.
Ответственный исполнитель Государственной программы:
- проводит согласование с департаментом финансов Ярославской области предложений по объемам и источникам финансирования;
- несет ответственность за своевременную и качественную разработку и реализацию Государственной программы, мероприятий подпрограмм Государственной программы;
- разрабатывает проекты нормативных правовых актов и методические рекомендации по реализации Государственной программы, подпрограмм Государственной программы в случае отсутствия правовой базы в части мероприятий, по которым наделен полномочиями главного распорядителя бюджетных средств;
- участвует в организации финансирования мероприятий Государственной программы, по которым наделен полномочиями главного распорядителя бюджетных средств;
- в соответствии с установленным порядком разрабатывает предложения по внесению изменений в Государственную программу, в том числе в части содержания, назначения исполнителей Государственной программы, определения объемов и источников финансирования Государственной программы;
- осуществляет организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение цели и задач Государственной программы;
- анализирует ход реализации Государственной программы и использование бюджетных средств;
- представляет отчеты о реализации Государственной программы;
- размещает на официальном сайте ДИиП ЯО на портале органов государственной власти Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о ходе и результатах реализации Государственной программы.
1.2. Реализация Государственной программы осуществляется ответственными исполнителями подпрограмм Государственной программы.
Ответственные исполнители подпрограмм Государственной программы:
- отвечают за разработку и реализацию мероприятий подпрограмм Государственной программы в части своей компетенции;
- осуществляют исполнение мероприятий подпрограмм Государственной программы;
- представляют предложения по внесению изменений в Государственную программу и подпрограммы Государственной программы;
- осуществляют координацию деятельности участников мероприятий подпрограмм Государственной программы по курируемым направлениям;
- в соответствии с компетенцией главного распорядителя бюджетных средств участвуют в организации финансирования мероприятий подпрограмм Государственной программы по курируемым направлениям;
- несут ответственность за эффективное использование средств, выделяемых на реализацию мероприятий подпрограмм Государственной программы по курируемым направлениям;
- осуществляют организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Государственной программы по курируемым направлениям;
- анализируют ход реализации мероприятий подпрограмм Государственной программы, использование бюджетных средств по курируемым направлениям;
- представляют отчеты ответственному исполнителю Государственной программы о реализации мероприятий подпрограмм Государственной программы;
- взаимодействуют с органами власти всех уровней, иными заинтересованными организациями, учреждениями, предприятиями по курируемым направлениям.
Ответственные исполнители подпрограмм Государственной программы несут ответственность за своевременную и качественную реализацию порученных им мероприятий подпрограмм Государственной программы.
2. Источниками финансирования мероприятий подпрограмм Государственной программы являются средства областного бюджета, субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету Ярославской области.
Привлечение средств из федерального бюджета осуществляется на основании федеральных нормативных правовых актов и выполнения софинансирования за счет средств областного и местного бюджетов, а также внебюджетных источников.
Контроль за целевым использованием выделяемых бюджетных средств осуществляется в соответствии с порядком, установленным главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Объемы финансирования Государственной программы и подпрограмм Государственной программы обеспечиваются в размерах, установленных законом Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
3. Реализация региональных проектов в рамках национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" осуществляется посредством реализации региональной целевой программы "Повышение производительности труда в Ярославской области" на 2020 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 26.12.2019 N 945-п "Об утверждении региональной целевой программы "Повышение производительности труда в Ярославской области" на 2020 - 2024 годы", являющейся подпрограммой Государственной программы, в соответствии с постановлением Правительства области от 31.01.2019 N 44-п "Об организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Ярославской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области".
4. В рамках реализации Государственной программы ответственный исполнитель Государственной программы и ответственные исполнители подпрограмм Государственной программы заключают государственные контракты, договоры и соглашения на выполнение мероприятий Государственной программы.
Организация исполнения мероприятий по закупке товаров, работ, услуг осуществляется ответственным исполнителем Государственной программы, ответственными исполнителями подпрограмм Государственной программы в соответствии с федеральными законами от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Подпрограмма "Развитие промышленности Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2021 - 2025 годы приведена в приложении 1 к Государственной программе.
Основные сведения о региональной целевой программе "Повышение производительности труда в Ярославской области" на 2020 - 2024 годы, входящей в состав государственной программы Ярославской области "Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2021 - 2025 годы, приведены в приложении 2 к Государственной программе.
V. Цель, задачи и целевые показатели Государственной программы
1. Цель и задачи Государственной программы.
Цель Государственной программы - создание устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, способной к эффективному саморазвитию, разработке и применению передовых промышленных технологий, обеспечивающих рост производительности труда и повышение конкурентоспособности производимых товаров и услуг.
Задачи Государственной программы:
- содействие организации современных производств, модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей предприятий промышленного комплекса Ярославской области;
- содействие кадровому обеспечению промышленного комплекса Ярославской области, повышению престижа рабочих и инженерных специальностей;
- содействие развитию промышленного комплекса Ярославской области в части освоения новых рынков сбыта;
- стимулирование предприятий и организаций Ярославской области к реализации мер по повышению производительности труда.
Пункт 2 изменен с 16 июня 2021 г. - Постановление Правительства Ярославской области от 16 июня 2021 г. N 384-п
2. Целевые показатели Государственной программы:
N |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Плановое значение показателя |
|||||
базовое, 2019 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Государственная программа | ||||||||
1.1. |
Валовая добавленная стоимость организаций по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД |
процентов |
100 |
104,7 |
108,9 |
113,6 |
118,9 |
125,0 |
1.2. |
Индекс промышленного производства по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД |
процентов |
100 |
101,9 |
105,9 |
110,1 |
114,7 |
120,0 |
1.3. |
Объем реализации продукции обрабатывающей промышленности |
млрд. рублей |
396 |
510 |
556 |
612 |
679 |
757 |
1.4. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД |
млрд. рублей |
396 |
416 |
433 |
452 |
472 |
493 |
процентов |
100 |
105,0 |
109,4 |
114,1 |
119,1 |
124,5 |
||
2. Подпрограмма "Развитие промышленности Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2021 - 2025 годы | ||||||||
2.1. |
Количество созданных рабочих мест 1 - всего в том числе: |
единиц (нарастающим итогом) |
0 |
18 |
26 |
26 |
26 |
26 |
- количество рабочих мест, созданных промышленными предприятиями, получившими поддержку на возмещение части затрат, связанных с приобретением нового оборудования |
0 |
15 |
20 |
20 |
20 |
20 |
||
- количество рабочих мест, созданных промышленными предприятиями, получившими финансирование по программам регионального фонда развития промышленности |
0 |
3 |
6 |
6 |
6 |
6 |
||
2.2. |
Объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД 2 - всего в том числе: |
тыс. рублей (нарастающим итогом) |
0 |
211117,15 |
317703,28 |
317703,28 |
317703,28 |
317703,28 |
- объем инвестиций в основной капитал промышленных предприятий, получивших поддержку на возмещение части затрат, связанных с приобретением нового оборудования |
0 |
168893,72 |
254162,62 |
254162,62 |
254162,62 |
254162,62 |
||
- объем инвестиций в основной капитал промышленных предприятий, получивших финансирование по программам регионального фонда развития промышленности |
0 |
42223,43 |
63540,66 |
63540,66 |
63540,66 |
63540,66 |
||
2.3. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД 2 - всего в том числе: |
тыс. рублей (нарастающим итогом) |
0 |
57381,94 |
61800,35 |
66188,18 |
70622,79 |
75638,01 |
- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами промышленными предприятиями, получившими поддержку на возмещение части затрат, связанных с приобретением нового оборудования |
0 |
45905,55 |
49440,28 |
52950,54 |
56498,23 |
60510,41 |
||
- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами промышленными предприятиями, получившими финансирование по программам регионального фонда развития промышленности |
0 |
11476,39 |
12360,07 |
13237,64 |
14124,56 |
15127,60 |
||
3. Региональная целевая программа "Повышение производительности труда в Ярославской области" на 2020 - 2024 годы | ||||||||
|
Производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики |
процентов (нарастающим итогом) |
100,0 |
101,8 |
104,7 |
109,5 |
115,0 |
|
* При расчете показателя учитывается информация о рабочих местах, созданных промышленными предприятиями - получателями государственной поддержки в рамках подпрограммы Государственной программы.
** При расчете показателя учитывается информация об объеме инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД и объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД, за исключением классов 10, 11, 12, 18, 19, групп 20.53, 20.59, 24.46, подгруппы 20.14.1, представленная промышленными предприятиями - получателями государственной поддержки в рамках подпрограммы Государственной программы.
Пункт 3 изменен с 16 июня 2021 г. - Постановление Правительства Ярославской области от 16 июня 2021 г. N 384-п
3. Ресурсное обеспечение Государственной программы:
N |
Источник финансирования |
Всего |
Оценка расходов (тыс. рублей), в том числе по годам реализации |
||||
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Подпрограмма "Развитие промышленности Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2021 - 2025 годы | |||||||
1.1. |
Предусмотрено законом об областном бюджете: |
|
|
|
|
|
|
- областные средства |
67 000 |
17 000 |
50 000 |
|
|
|
|
|
- федеральные средства |
34 569,97 |
34 569,97 |
|
|
|
|
1.2. |
Справочно (за рамками закона об областном бюджете): |
|
|
|
|
|
|
- областные средства* |
17 900 |
|
|
|
9 000 |
8 900 |
|
- федеральные средства* |
50 000 |
|
50 000 |
|
|
|
|
2. Региональная целевая программа "Повышение производительности труда в Ярославской области" на 2020 - 2024 годы | |||||||
2.1. |
Предусмотрено законом об областном бюджете: |
|
|
|
|
|
|
- федеральные средства |
37 736,2 |
13 709,7 |
12 017,5 |
12 009 |
|
|
|
2.2. |
Справочно (за рамками закона об областном бюджете): |
|
|
|
|
|
|
- федеральные средства |
12 009 |
|
|
|
12 009 |
|
|
|
Итого по Государственной программе |
219 215,17 |
65 279,67 |
112 017,5 |
12 009 |
21 009 |
8 900 |
Предусмотрено законом об областном бюджете: |
|
|
|
|
|
|
|
- областные средства |
67 000 |
17 000 |
50 000 |
|
|
|
|
- федеральные средства |
72 306,17 |
48 279,67 |
12 017,5 |
12 009 |
|
|
|
Справочно (за рамками закона об областном бюджете): |
|
|
|
|
|
|
|
- областные средства |
17 900 |
|
|
|
9 000 |
8 900 |
|
- федеральные средства |
62 009 |
|
50 000 |
|
12 009 |
|
* Обоснование потребности в ресурсах, необходимых для реализации подпрограммы "Развитие промышленности Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2021 - 2025 годы, приведено в приложении к подпрограмме "Развитие промышленности Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2021 - 2025 годы.
Приложение 1
к Государственной программе
Подпрограмма "Развитие промышленности Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2021 - 2025 годы
16 июня 2021 г.
Паспорт изменен с 16 июня 2021 г. - Постановление Правительства Ярославской области от 16 июня 2021 г. N 384-п
Паспорт подпрограммы
Ответственный исполнитель подпрограммы |
департамент инвестиций и промышленности Ярославской области (далее - ДИиП ЯО), директор ДИиП ЯО Глушков Дмитрий Александрович, тел. (4852) 40-19-03 |
Куратор подпрограммы |
заместитель Председателя Правительства области Авдеев Максим Александрович, тел. (4852) 78-60-40 |
Сроки реализации подпрограммы |
2021 - 2025 годы |
Исполнители мероприятий подпрограммы |
ДИиП ЯО |
Цель подпрограммы |
создание условий для комплексного развития и повышения конкурентоспособности промышленного сектора экономики Ярославской области |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
всего - 169,47 млн. рублей, из них: - федеральные средства: 2021 год - 34,57 млн. рублей; 2022 год - 50,0 млн. рублей 1; - областные средства: 2021 год - 17,0 млн. рублей; 2022 год - 50,0 млн. рублей; 2024 год - 9,0 млн. рублей 1; 2025 год - 8,9 млн. рублей 1 |
Конечные результаты подпрограммы 2 |
- количество созданных рабочих мест - не менее 26 (к 2025 году); - объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" (далее - ОКВЭД), - не менее 317,7 млн. рублей (к 2025 году); - объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД - не менее 75,6 млн. рублей (к 2025 году) |
Электронный адрес размещения подпрограммы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
https://www.yarregion.ru/depts/der/tmpPages/programs.aspx |
1 За рамками закона о бюджете.
2 При расчете показателей учитывается информация о промышленных предприятиях - получателях государственной поддержки в рамках подпрограммы, основной вид деятельности которых относится к видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД, за исключением классов 10, 11, 12, 18, 19, групп 20.53, 20.59, 24.46, подгруппы 20.14.1.
Раздел изменен с 16 июня 2021 г. - Постановление Правительства Ярославской области от 16 июня 2021 г. N 384-п
Задачи и мероприятия подпрограммы
N |
Наименование задачи/ регионального проекта/ мероприятия (в установленном порядке) |
Результат выполнения задачи/мероприятия |
Срок реализации, годы |
Плановый объем финансирования, тыс. рублей |
Исполнитель и соисполнители мероприятия (в установленном порядке) |
|||
наименование (единица измерения) |
плановое значение |
всего |
федеральные средства |
областные средства |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Задача 1. Содействие организации современных производств, модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей предприятий промышленного комплекса Ярославской области 1 |
2021 - 2022 |
150569,97 |
84569,97 |
66000 |
ДИиП ЯО |
||
|
количество промышленных предприятий, реализующих инвестиционные проекты по модернизации и развитию производств (единиц) |
8 |
2021 |
|
|
|
||
10 |
2022 |
|
|
|
||||
количество промышленных предприятий, получивших государственную поддержку на организацию современных производств, модернизацию и техническое перевооружение производственных мощностей (единиц) |
4 |
2021 |
|
|
|
|||
6 |
2022 |
|
|
|
||||
1.1. |
Финансовое обеспечение деятельности (докапитализация) регионального фонда развития промышленности, созданного в организационно-правовой форме, предусмотренной частью 1 статьи 11 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" |
количество промышленных предприятий, получивших финансирование по программам регионального фонда развития промышленности (единиц) |
1 |
2021 |
25284,98 |
17284,98 |
8000 |
ДИиП ЯО |
3 |
2022 |
75000 |
37500 2 |
37500 |
||||
1.2. |
Возмещение части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования |
количество промышленных предприятий, получивших поддержку на возмещение части затрат, связанных с приобретением нового оборудования (единиц) |
3 |
2021 |
25284,98 |
17284,98 |
8000 |
ДИиП ЯО |
3 |
2022 |
25000 |
125002 |
12500 |
||||
2. |
Задача 2. Популяризация деятельности в сфере промышленности и оказание содействия развитию кадрового потенциала предприятий Ярославской области 3 |
2024 - 2025 |
2000 |
0 |
2000 |
ДИиП ЯО, ЦВКД |
||
|
количество проведенных мероприятий, направленных на популяризацию деятельности в сфере промышленности (единиц) |
4 |
2024 |
|
|
|
||
4 |
2025 |
|
|
|
||||
количество промышленных предприятий, принявших участие в мероприятиях, направленных на популяризацию деятельности в сфере промышленности (единиц) |
50 |
2024 |
|
|
|
|||
50 |
2025 |
|
|
|
||||
2.1. |
Организация и проведение ежегодного областного конкурса "Лучшие промышленные предприятия Ярославской области" |
количество проведенных конкурсов (единиц) |
1 |
2024 |
500 |
0 |
500 |
ДИиП ЯО, ЦВКД |
1 |
2025 |
500 |
0 |
500 |
||||
2.2. |
Организация и проведение конкурсов профессионального мастерства по рабочим специальностям |
количество проведенных конкурсов (единиц) |
2 |
2024 |
1000 |
0 |
1000 |
ДИиП ЯО, ЦВКД |
2 |
2025 |
1000 |
0 |
1000 |
||||
2.3. |
Организация и проведение конкурса "Инженер года" |
количество проведенных конкурсов (единиц) |
1 |
2025 |
500 |
0 |
500 |
ДИиП ЯО, ЦВКД |
2.4. |
Организация и проведение конкурса "Лучшее изобретение, полезная модель, промышленный образец, рационализаторское предложение" |
количество проведенных конкурсов (единиц) |
1 |
2024 |
500 |
0 |
500 |
ДИиП ЯО, ЦВКД |
3. |
Задача 3. Содействие развитию промышленного комплекса Ярославской области в части освоения новых рынков сбыта |
2021, 2024 - 2025 |
15000 |
0 |
15000 |
ДИиП ЯО, ЦВКД |
||
|
количество проведенных мероприятий (единиц) |
2 |
2021 |
|
|
|
||
6 |
2024 |
|
|
|
||||
5 |
2025 |
|
|
|
||||
количество промышленных предприятий, принявших участие в мероприятиях (единиц) |
20 |
2021 |
|
|
|
|||
80 |
2024 |
|
|
|
||||
80 |
2025 |
|
|
|
||||
3.1. |
Организация и проведение ежегодного мероприятия "День промышленности Ярославской области" 3 |
количество проведенных мероприятий (единиц) |
1 |
2024 |
2500 |
0 |
2500 |
ДИиП ЯО, ЦВКД |
1 |
2025 |
2500 |
0 |
2500 |
||||
3.2. |
Организация и проведение ежегодного конкурса "За лучшую работу в области обеспечения качества" 3 |
количество проведенных мероприятий (единиц) |
1 |
2024 |
500 |
0 |
500 |
ДИиП ЯО |
1 |
2025 |
500 |
0 |
500 |
||||
3.3. |
Организация участия в конгрессно-выставочных мероприятиях, конференциях, круглых столах, семинарах и прочих публичных мероприятиях |
количество проведенных мероприятий (единиц) |
1 |
2021 |
950 |
0 |
950 |
ДИиП ЯО, ЦВКД |
3 |
2024 |
3000 |
0 |
30003 |
||||
3 |
2025 |
3000 |
0 |
30003 |
||||
3.4. |
Изготовление печатной продукции, информационных и презентационных материалов 3 |
количество изготовленных материалов (единиц) |
1 |
2023 |
500 |
0 |
500 |
ДИиП ЯО, ЦВКД |
3.5. |
Освещение деятельности в сфере промышленности в средствах массовой информации 3 |
количество материалов, размещенных в средствах массовой информации (единиц) |
8 |
2024 |
500 |
0 |
500 |
ДИиП ЯО, ЦВКД |
8 |
2025 |
400 |
0 |
400 |
||||
3.6. |
Организация и проведение областного конкурса "Лучшие практики наставничества в Ярославской области |
количество проведенных мероприятий (единиц) |
1 |
2021 |
50 |
0 |
50 |
ДИиП ЯО, ЦВКД |
Итого по подпрограмме |
2021 |
51569,97 |
34569,97 |
17000 |
ДИиП ЯО |
|||
2022 |
100000 |
50000 |
50000 |
|||||
2024 |
9000 |
0 |
9000 |
|||||
2025 |
8900 |
0 |
8900 |
------------------------------
1 Реализация мероприятий задачи в 2022 году возможна при условии победы заявки Ярославской области в конкурсном отборе региональных программ развития промышленности, проводимом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 2016 г. N 194 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ развития промышленности", и получении финансирования из средств федерального бюджета.
2 За рамками закона о бюджете.
3 Приведена плановая потребность в финансировании мероприятий задач из средств областного бюджета (за рамками закона о бюджете).
Список сокращений, используемых в таблице
ЦВКД - государственное казенное учреждение Ярославской области "Центр выставочно-конгрессной деятельности"
Приложение
к подпрограмме
Обоснование потребности в ресурсах, необходимых для реализации подпрограммы "Развитие промышленности Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2021 - 2025 годы
16 июня 2021 г.
Пункт 1 изменен с 16 июня 2021 г. - Постановление Правительства Ярославской области от 16 июня 2021 г. N 384-п
1. Финансирование подпрограммы "Развитие промышленности Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2021 - 2025 годы (далее - подпрограмма) в рамках закона о бюджете Ярославской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов.
Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию подпрограммы составляет 169,47 млн. рублей, в том числе:
- на 2021 год - 51,57 млн. рублей (из них 34,57 млн. рублей - федеральные средства);
- на 2022 год - 100 млн. рублей (из них 50 млн. рублей - федеральные средства);
- 2024 год - 9,0 млн. рублей;
- 2025 год - 8,9 млн. рублей.
За рамками закона об областном бюджете запланированные расходы из средств федерального бюджета на 2022 год составляют 50 млн. рублей. Включение в подпрограмму расходов из средств федерального бюджета на 2022 год необходимо в целях участия Ярославской области в конкурсном отборе региональных программ развития промышленности, проводимом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 2016 г. N 194 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ развития промышленности". Планируемый уровень софинансирования из средств федерального бюджета составляет 50 процентов.
За рамками закона о бюджете запланированные расходы из средств областного бюджета составляют 17,9 млн. рублей, в том числе:
- 2024 год - 9,0 млн. рублей;
- 2025 год - 8,9 млн. рублей.
Пункт 2 изменен с 16 июня 2021 г. - Постановление Правительства Ярославской области от 16 июня 2021 г. N 384-п
2. Источником финансирования мероприятий подпрограммы является привлечение средств федерального бюджета, в том числе:
- участие в конкурсном отборе региональных программ развития промышленности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2016 г. N 194 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ развития промышленности";
- привлечение средств федерального бюджета в рамках деятельности Фонда регионального развития Ярославской области, предоставляющего льготные займы промышленным предприятиям на условиях софинансирования с автономной некоммерческой организацией "Российский фонд технологического развития" (условия софинансирования: 30 процентов - Фонд регионального развития Ярославской области, 70 процентов - автономная некоммерческая организация "Российский фонд технологического развития").
Льготные займы предоставляются на реализацию проектов промышленных предприятий Ярославской области, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, импортозамещение, экспорт, производство комплектующих и повышение производительности труда по программам "Проекты развития", "Комплектующие изделия", "Производительность труда".
Пункт 3 изменен с 16 июня 2021 г. - Постановление Правительства Ярославской области от 16 июня 2021 г. N 384-п
3. Средства областного и федерального бюджетов в 2021 году будут направлены на реализацию следующих мероприятий подпрограммы:
- финансовое обеспечение деятельности (докапитализации) регионального фонда развития промышленности, созданного в организационно-правовой форме, предусмотренной частью 1 статьи 11 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";
- возмещение части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования.
Средства областного бюджета, запланированные в 2021 году и 2024, 2025 годах, будут направлены на реализацию мер общего стимулирования деятельности в сфере промышленности (организация и проведение конгрессно-выставочных мероприятий, конкурсов, прочих публичных мероприятий, изготовление печатной продукции, информационных и презентационных материалов, размещение информационных материалов в средствах массовой информации и пр.).
Приложение 2 изменено с 16 июня 2021 г. - Постановление Правительства Ярославской области от 16 июня 2021 г. N 384-п
Приложение 2
к Государственной программе
Основные сведения о региональной целевой программе "Повышение производительности труда в Ярославской области" на 2020 - 2024 годы, входящей в состав государственной программы Ярославской области "Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2021 - 2025 годы
16 июня 2021 г.
Наименование программы |
региональная целевая программа "Повышение производительности труда в Ярославской области" на 2020 - 2024 годы |
Ответственный исполнитель программы |
департамент инвестиций и промышленности Ярославской области, директор департамента инвестиций и промышленности Ярославской области Глушков Дмитрий Александрович, тел. (4852) 40-19-03 |
Куратор программы |
заместитель Председателя Правительства области Авдеев Максим Александрович, тел. (4852) 78-60-40 |
Срок реализации программы |
2020 - 2024 годы |
Цель |
создание культуры высокой производительности и эффективности на предприятиях и в организациях Ярославской области для повышения конкурентоспособности производимых товаров и услуг |
Задача |
стимулирование предприятий и организаций Ярославской области к реализации мер по повышению производительности труда |
Целевые показатели |
индекс производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики |
Конечные результаты реализации программы |
рост производительности труда в базовых несырьевых отраслях экономики в 1,15 раза (к 2024 году) |
Наименования региональных проектов |
- региональный проект "Системные меры по повышению производительности труда"; - региональный проект "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях |
Результаты реализации региональных проектов |
- рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5 процентов в год; - количество средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию национального проекта, - не менее 87 (к 2024 году); - количество предприятий, внедряющих мероприятия национального проекта под федеральным управлением (с федеральным центром компетенций в сфере производительности труда (далее - ФЦК)), - не менее 18 (к 2024 году); - количество предприятий, внедряющих мероприятия национального проекта под региональным управлением (с региональным центром компетенций в сфере производительности труда (далее - РЦК)), - не менее 30 (к 2024 году); - количество предприятий, внедряющих мероприятия национального проекта самостоятельно, - не менее 39 (к 2024 году); - доля предприятий от общего числа предприятий, вовлеченных в национальный проект, на которых прирост производительности труда соответствует целевым показателям, - не менее 95 процентов (к 2024 году) - количество обученных сотрудников предприятий - участников в рамках реализации мероприятий повышения производительности труда под федеральным управлением (с ФЦК) - не менее 180 человек (к 2024 году); - количество обученных сотрудников предприятий - участников в рамках реализации мероприятий повышения производительности труда под региональным управлением (с РЦК) - не менее 276 человек (к 2024 году); - количество обученных сотрудников предприятий - участников в рамках реализации мероприятий повышения производительности труда самостоятельно - не менее 252 человек (к 2024 году) |
Нормативный правовой акт, утвердивший программу |
постановление Правительства области от 26.12.2019 N 945-п "Об утверждении региональной целевой программы "Повышение производительности труда в Ярославской области" на 2020 - 2024 годы" |
Электронный адрес размещения программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
https://www.yarregion.ru/depts/der/tmpPages/programs.aspx |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях создания устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, способной к эффективному саморазвитию, разработке и применению передовых промышленных технологий, обеспечивающих рост производительности труда и повышение конкурентоспособности производимых товаров и услуг, в Ярославском регионе разработана Программа по развитию промышленности и повышению ее конкурентоспособности.
К основным задачам Программы отнесены: содействие организации современных производств, модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей предприятий промышленного комплекса; содействие кадровому обеспечению, повышению престижа рабочих и инженерных специальностей. А также содействие развитию промышленного комплекса в части освоения новых рынков сбыта и стимулирование предприятий и организаций к реализации мер по повышению производительности труда.
Для реализации поставленных задач выделено 123,9452 млн рублей.
Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 28 декабря 2020 г. N 1028-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2021 - 2027 годы"
Вступает в силу с 1 января 2021 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2020 г. N 7600202012300022, в газете "Документ-Регион" от 12 января 2021 г. N 1
Постановлением Правительства Ярославской области от 27 марта 2024 г. N 375-П настоящий документ признан утратившим силу с 27 марта 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ярославской области от 29 декабря 2023 г. N 1456-п
Изменения вступают в силу с 29 декабря 2023 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 6 июня 2023 г. N 549-п
Изменения вступают в силу с 6 июня 2023 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 15 февраля 2023 г. N 123-п
Изменения вступают в силу с 15 февраля 2023 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 27 декабря 2022 г. N 1199-п
Изменения вступают в силу с 27 декабря 2022 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 15 декабря 2022 г. N 1118-п
Изменения вступают в силу с 15 декабря 2022 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 21 июля 2022 г. N 598-п
Изменения вступают в силу с 21 июля 2022 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 10 июня 2022 г. N 449-п
Изменения вступают в силу с 10 июня 2022 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 12 мая 2022 г. N 360-п
Изменения вступают в силу с 12 мая 2022 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 17 марта 2022 г. N 157-п
Изменения вступают в силу с 17 марта 2022 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 24 декабря 2021 г. N 944-п
Изменения вступают в силу с 24 декабря 2021 г.
Постановление Правительства Ярославской области от 16 июня 2021 г. N 384-п
Изменения вступают в силу с 16 июня 2021 г.