Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Аналитическая часть программы профилактики
1.1. Виды осуществляемого государственного контроля (надзора)
Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - региональный контроль) включает в себя:
1) лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
2) государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов;
3) государственный контроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции.
1.2. Обзор по видам государственного контроля (надзора)
Субъектами профилактических мероприятий являются: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Общее количество действующих лицензий по состоянию на 20.12.2020 составило 693 лицензий, количество торговых объектов и объектов общественного питания - 2048 (в 2019 году 630 лицензий, количество торговых объектов и объектов общественного питания - 2009).
Ориентировочное число индивидуальных предпринимателей, реализующих пиво и пивные напитки, сидр, пуаре и медовухи - 500.
В рамках осуществления лицензионного контроля по результатам рассмотрения заявлений на получение (продление, переоформление), лицензии на розничную продажу алкогольной продукции министерством по состоянию на 20.12.2020 приняты 397 решений, в т.ч. 61 - по выдаче лицензии, 116 - по продлению лицензии, 172 - по переоформлению лицензии, 4 - об отказе в выдаче лицензии, 1 - об отказе в продлении лицензии, 2 - об отказе в переоформлении лицензии, 19 - о прекращении действия лицензии (в 2019 году - 877 решений).
Проведены 329 внеплановых проверок, в том числе 320 - документарных проверок, 9 - выездных проверок.
Доход от уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с лицензированием, в республиканский бюджет Республики Коми составил 16760,5 тыс. руб. (за 2019 год - 43267,9 тыс. руб.).
В 2020 году Министерством проводились контрольные мероприятия, направленные на противодействие незаконному обороту алкогольной продукции. Кроме того, в связи с введением новой статьи в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях "Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения", Указом Главы Республики Коми от 16.04.2020 N 27 "О перечне органов исполнительной власти Республики Коми и их должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" должностные лица Министерства уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной новой статьей. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года в 2020 году Министерством расширен перечень выявляемых нарушений, по которым подконтрольные субъекты были привлечены к административной ответственности.
Так, в 2020 году подконтрольные субъекты впервые привлекались к административной ответственности за такие нарушения как:
- осуществление деятельности в объекте общественного питания в период времени, когда данная деятельность должна была быть приостановлена (нарушение Указа Главы РК "О введении режима повышенной готовности";
- нарушение дополнительных противоэпидемических мероприятий, необходимых для организации работы предприятий общественного питания (утвержденных Указом Главы Республики Коми N 16 "О введении режима повышенной готовности").
Помимо этих нарушений, хозяйствующие субъекты привлекались за:
- оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота;
- нарушение порядка декларирования;
- продажа алкогольной продукции без фиксации в ЕГАИС;
- некорректное отражение сведений о продаже в ЕГАИС;
- неуплата в срок административного штрафа;
- нарушение порядка ценообразования либо передача в ЕГАИС искаженной информации о цене проданной продукции;
- непредставление сведений в срок на предостережение;
- розничная продажа алкогольной продукции в ночное время, на вынос.
Всего к административной ответственности в 2020 году привлечены Министерством и судебными органами по материалам Министерства 108 лиц, в т.ч.: 50 юридических лиц, 31 должностных лиц, 26 индивидуальных предпринимателей, 1 физическое лицо.
Наложено штрафов на сумму 663 тыс. руб.
В 88 случаях административный штраф был заменен на предупреждение.
В течение 2020 года Министерством продолжена реализация профилактических мероприятий в области розничной продажи алкогольной продукции.
В связи с ситуацией, связанной с распространением коронавируса, проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства Министерством не проводились (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 плановые проверки на 2020 год отменены, а внеплановые могут проводиться только по фактам причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан).
Министерством в рамках реализации мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области розничной продажи алкогольной продукции вынесены 200 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, в т.ч. за продажу алкогольной продукции с признаками нарушений: минимальной розничной цены; наличия остатков алкогольной продукции в ЕГАИС после прекращения действия лицензии; продажу алкогольной продукции без оказания услуг общественного питания; продажу алкогольной продукции в запрещенное время, продажи алкоголя в объектах общественного питания в запрещенное (ночное) время в нарушение требования Указа Главы Республики Коми N 16; дистанционная продажа алкогольной продукции; розничная продажа слабоалкогольной продукции.
Сроки исполнения хозяйствующими субъектами предостережений находятся на контроле Министерства.
В целях предотвращения и сокращения нарушений с Министерством с участниками алкогольного рынка проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики контрольной деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции. В 2020 году проведены 2 таких мероприятия.
В связи с ситуацией, связанной с распространением коронавируса, Указом Главы РК от 15.03.2020 N 16 "О введении режима повышенной готовности" органам исполнительной власти Республики Коми запрещено с 16.03.2020 проводить культурно-массовые, зрелищные, спортивные и иные мероприятия, поэтому публичные обсуждения результатов правоприменительной практики в области розничной продажи алкогольной продукции проводились в формате видеоконференцсвязи с участием представителей хозяйствующих субъектов, подсчитать количество участников публичных обсуждений не представляется возможным, приглашения о принятии участия в данном мероприятии было направлено в адрес порядка 1000 хозяйствующих субъектов.
Ежеквартально в адрес порядка 1000 подконтрольных хозяйствующих субъектов направляются в электронном виде информационные сообщения о необходимости соблюдения требований законодательства (в частности, напоминания о необходимости сдачи деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, о сроках их сдачи, повышения минимальных цен на розничную продажу алкогольной продукции, пр.).
Информация об изменениях требований законодательства, о требованиях, предъявляемых при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, на регулярной основе публикуется на сайте Министерства и в СМИ. Разъяснения законодательства доводятся до заинтересованных лиц в виде устных и письменных консультаций.
1.3. Цели и задачи программы профилактики нарушений, направленные на минимизацию рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и (или) ущерба
Цель программы профилактики:
- снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
Задачи программы профилактики:
- предупреждение нарушений обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- сокращение количества нарушений обязательных требований законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- предотвращение угрозы причинения, либо причинения вреда жизни, здоровью граждан вследствие нарушений обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности;
- обеспечение доступности информации об обязательных требованиях в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.