Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 24 декабря 2020 г. N 3.1-05/6043
на проект федерального закона N 989758-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон), внесённый депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, С.М. Боярским и отмечает следующее.
Проект данного Федерального закона (проект N 989758-7) внесён 16 июля 2020 года под названием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение порядка удаления и (или) ограничения доступа к информации, информационным ресурсам, доступ к которым подлежит ограничению в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации", принят Государственной Думой 13 октября 2020 года в первом чтении, 22 декабря 2020 года - во втором чтении, 23 декабря 2020 года - в третьем чтении.
Федеральный закон установил административную ответственность за нарушение порядка удаления и (или) ограничения доступа к информации, информационным ресурсам в случае, если данные меры предусмотрены законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
С этой целью Федеральный закон дополнил Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) новой статьёй 13.41 "Нарушение порядка ограничения доступа к информации, информационным ресурсам, доступ к которым подлежит ограничению в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, и (или) порядка удаления указанной информации", а также внёс корреспондирующие дополнения в ряд действующих статей.
Согласно положениям статьи 13.41 КоАП РФ непринятие провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информационного ресурса, мер по ограничению доступа к информации, информационному ресурсу или сайту в сети "Интернет" повлечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двухсот тысяч до четырёхсот тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до четырёх миллионов рублей.
Аналогичной ответственности подлежат также владельцы сайта или владельцы информационного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в случае неудаления данной информации или интернет-страницы, содержащей указанную информацию.
Если обязанность по принятию мер по ограничению доступа и (или) удаления информации (интернет-страницы) относится к информационному ресурсу или сайту в сети "Интернет", на которых размещены информация, содержащая призывы к осуществлению экстремистской деятельности, материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявления о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, то на провайдеров хостинга или иных лиц, обеспечивающих размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", соответствующего информационного ресурса, а также на владельца сайта или владельца информационного ресурса будет наложен административный штраф: на граждан в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от четырёхсот тысяч до восьмисот тысяч рублей; на юридических лиц - от трёх миллионов до восьми миллионов рублей.
Федеральный закон предусмотрел наложение административного штрафа в повышенном размере в случае повторного совершения правонарушения, выразившегося в нарушении порядка ограничения доступа к информации, информационным ресурсам, доступ к которым подлежит ограничению в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, и (или) порядка удаления указанной информации. При этом на юридических лиц штраф накладывается в зависимости от совокупного размера суммы выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее определённой Федеральным законом суммы.
Федеральный закон оговорил в примечании к статье 13.41 КоАП РФ, что её действие не распространяется на случаи ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и (или) смежных прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и удаления указанной информации.
Полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных проектируемой статьёй КоАП РФ, наделяются должностные лица Роскомнадзора, рассмотрение дел будет отнесено к компетенции судей.
В настоящее время согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрена обязанность предпринимать меры по ограничению доступа и (или) удалению информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, однако ответственность за нарушение вышеуказанных требований не установлена.
В связи с принятием ряда федеральных законов, дополнивших Уголовный Кодекс Российской Федерации новыми нормами, рассматриваемым Федеральным законом внесены корреспондирующие оговорки в ряд статей КоАП РФ, согласно которым административная ответственность наступает в случае отсутствия в действиях лица признаков уголовно наказуемого деяния.
Принятие Федерального закона повысит эффективность мер по ограничению доступа и (или) удалению информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Принятие Федерального закона не потребует разработки нормативных актов Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросы, перечисленные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.