Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к решению Думы городского
округа Спасск-Дальний
от 25.12.2020 г. N 1
IV. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации комплексной программы социально-экономического развития городского округа Спасск-Дальний на 2012-2023 гг.
Городской округ Спасск-Дальний является инвестиционно привлекательной территорией. Удобное географическое положение в системе транспортных связей, развитая система межрегиональных связей, наличие свободных площадей производственных предприятий, земельных участков и необходимой инфраструктуры позволят привлечь потенциальных инвесторов.
Значительная природно-сырьевая база в сочетании с трудовыми ресурсами территории, основу которых составляют предприятия производственной сферы, организаций малого бизнеса, здравоохранения, образования, социальной защиты - те ресурсы, которые должны быть использованы для достижения поставленных целей и дальнейшего социально-экономического развития территории.
Целью социально-экономической политики является повышение уровня жизни населения на основе производственного роста субъектов экономики, обеспечение нормального функционирования отраслей социальной сферы, максимально возможной занятости населения.
Важнейшими показателями эффективности реализации настоящей Комплексной программы социально-экономического развития городского округа Спасск-Дальний на 2012-2023 гг. (далее Программы) являются изменение соотношения доли традиционных и новых непрофильных отраслей промышленности в производстве и занятости, увеличение количества малых предприятий, а также снижение уровня безработицы.
Малое предпринимательство играет важную роль в развитии экономики. Малый бизнес способствует созданию конкурентной среды, насыщению рынков товарами и услугами местных производителей, вносит существенный вклад в налоговые отчисления, что способствует увеличению доходов бюджета. Большой вклад вносит малый бизнес и в социальную сферу, создавая рабочие места, уменьшая уровень безработицы и социального напряжения.
Доля работающих на малых предприятиях городского округа в 2019 году составила 17,6% от численности трудоспособного населения городского округа, к 2023 году доля работающих на малых предприятиях увеличится до 18,6%. Доля малых предприятий в общем обороте городского округа в 2019 году составляла 44,8%, к 2023 году возрастет до 52,5%.
Рост доли малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров объясняется ростом их числа (в 2019 г. - 274 малых предприятий, в 2023 г. - 280 малых предприятий).
Рис. 15 - Количество малых предприятий (2019-2023 г.), ед.
Реализация инвестиционных проектов и создание новых малых предприятий будет сопровождаться созданием новых рабочих мест. К 2023 г. будет создано дополнительно 1214 рабочих мест.
Рис. 16 - Количество созданных новых рабочих мест накопленным итогом, ед.
Что касается среднемесячной заработной платы работников городского округа (по полному кругу предприятий), то прогнозируется ее непрерывное повышение на протяжении всего срока реализации Программы.
Рис. 17 - Среднемесячная заработная плата работников городского округа (2019-2023 г.), руб.
За последние годы в городском округе Спасск-Дальний наблюдалось устойчивое снижение численности населения, одновременно с этим происходило и снижение количества населения, находящегося в трудоспособном возрасте.
Свойственная России в целом ситуация преобладания числа умерших над числом родившихся наблюдается и в городском округе Спасск-Дальний. Причем в ближайшее время не предвидится смены этой тенденции. В результате реализации Программы снижение численности постоянного населения будет равномерным (предполагаемые темпы снижения численности населения составят около 1,1% в год).
Рис. 18 - Численность населения на 1 января (2019-2023 г.), тыс. чел.
Не однозначная ситуация сложилась на территории городского округа с уровнем безработицы. За время эпидемии коронавируса в 2020 году уровень безработицы увеличился практически в 2 раза. Причина - временное увеличение пособия с 1,5 тысяч до 4,5 тысяч рублей, а также введение правительством специального пособия в размере 12 тысяч рублей для граждан, потерявших работу после 1 марта 2020 года. К концу 2020 года в связи с тем, что рынок труда оживает - снимаются ранее введенные ограничения, уровень безработицы незначительно снизится, но превысит уровень 2019 года. В последующие годы реализация инвестиционных проектов позволит снизить уровень безработицы до 1,5% к 2023 году. Решение проблемы снижения уровня безработицы будет проходить постепенно и с сохранением баланса трудовых ресурсов в городе.
Одним из важнейших показателей социально-экономической эффективности реализации настоящей Программы является объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства. Промышленность является отраслью, определяющей уровень экономического развития города, от состояния и эффективной работы, которой напрямую зависит развитие социальной сферы городского округа.
Объем отгруженных товаров, работ и услуг по крупным и средним предприятиям городского округа в 2019 году составил 878,9 млн. руб. к 2023 году объем отгруженных товаров возрастет на 4,6% и составит 919,4 млн. руб.
Рис. 19 - Финансовый результат организаций городского округа
Для поддержания и увеличения уровня прибыльности предприятий необходима диверсификация производства и дальнейшее развитие малых предприятий. В 2019 году финансовый результат организаций городского округа составил 13,7 млн. руб., к 2023 году достигнет уровня 30,0 млн. руб.
Реализация инвестиционных проектов, запланированных в Программе, приведет к увеличению объема дополнительных поступлений в муниципальный бюджет на 185,5 млн. руб.
При оценке коммерческой и бюджетной эффективности Программы, целесообразно учитывать ее отличительные особенности, а именно то, что в состав Программы вошли инвестиционные проекты как экономической, так и социальной направленности, для оценки эффективности реализации которых используются показатели разных категорий. Поэтому, чтобы обосновать целесообразность выделения средств на выполнение Программы, следует учитывать не только показатели экономического эффекта (срок окупаемости, чистый приведенный доход, норма доходности, бюджетные поступления и т.д.), но и социальный эффект (улучшение качества жизни населения, снижение социальной напряженности, улучшение экологической ситуации, обеспечение качественного и надежного предоставления коммунальных услуг потребителям, осуществление безаварийной работы систем жизнеобеспечения и т.д.).
Общий объем инвестиций, необходимых для реализации проектов, заложенных в Программе, составит 7160,8 млн. руб., из них 3 612,3 млн. руб. на экономическую диверсификацию малого и среднего бизнеса; 3 548,5 млн. руб. на развитие социальной и коммунальной инфраструктуры (Табл. 65).
Перечень и основные показатели эффективности реализации инвестиционных проектов приведены в таблице 65.
Таблица 65 - Сводная информация об инвестиционных проектах
N п/п |
Проекты |
Объем инвестиций, млн. руб. |
Срок окупаемости (лет) |
NPV, млн. руб. |
Число создаваемых рабочих мест (человек) |
Бюджетная эффективность проекта |
Срок реализации, гг. |
||||||
всего |
в том числе |
(млн. руб.) |
|||||||||||
Федеральный бюджет |
Краевой бюджет |
Муниципальный бюджет |
Собственные средства предприятия, внебюджетные источники |
Кредиты коммерческих банков |
Налоговые поступления в бюджеты всех уровней за период действия Программы |
в т.ч. поступления в местный бюджет |
|||||||
|
Экономическая диверсификация малого и среднего бизнеса: |
||||||||||||
1 |
Создание завода по производству OSB плит |
1121,3 |
|
|
|
1121,3 |
|
7,2 |
78,9 |
98 |
235,2 |
26,5 |
2016-2023 |
2 |
Производство упаковки из легких металлов |
32,3 |
|
|
|
2,3 |
30,0 |
2,1 |
110,5 |
90 |
129,6 |
28,0 |
2016-2017 |
3 |
Комплекс пекарни по производству хлебобулочных и кондитерских изделий |
26,2 |
|
|
|
26,2 |
|
5,4 |
не рассчитывалась |
10 |
1,6 |
0,48 |
2016-2018 |
4 |
Создание комплекса по производству кормов для рыб |
1136,5 |
|
|
|
1136,5 |
|
2,6 |
1586,5 |
49 |
1049,6 |
4,4 |
2020-2022 |
5 |
Организация предприятия комплексной переработки сои |
166,5 |
|
|
|
166,5 |
|
9,4 |
2,9 |
61 |
82 |
1,7 |
2019-2022 |
6 |
Создание лесоперерабатывающего и логистического комплекса на территории Приморского края |
129,5 |
|
|
|
129,5 |
|
2,9 |
342,9 |
538 |
454,2 |
25,8 |
2018-2021 |
7 |
Создание нового производства по глубинной переработке древесины |
1000,0 |
|
|
|
1000,0 |
|
3,3 |
уточняется |
270 |
уточняется |
42,0 |
2017-2023 |
|
Улучшение качества жизни населения городского округа (развитие социальной и коммунальной инфраструктуры): |
||||||||||||
8 |
Ремонтно-реставрационные работы объекта культурного наследия памятника-монумента "Штурмовые ночи Спасска" |
48,9 |
0,0 |
47,4 |
1,5 |
0,0 |
0,0 |
|
отрицательная |
0 |
не рассчитывается |
2020-2021 |
|
9 |
Реконструкция основных экспозиций муниципального бюджетного учреждения "Краеведческий музей имени Н.И. Береговой городского округа Спасск-Дальний" |
2,5 |
0,0 |
2,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
- |
0 |
не рассчитывается |
2022 |
|
10 |
Капитальный ремонт объектов культуры городского округа Спасск-Дальний |
43,9 |
0,0 |
42,1 |
1,8 |
0,0 |
0,0 |
|
- |
0 |
не рассчитывается |
2020-2022 |
|
11 |
Реконструкция здания детского сада по ул. Матросова, 8 в городском округе Спасск-Дальний |
158,3 |
78,7 |
70,0 |
9,5 |
0,0 |
0,0 |
|
- |
50 |
не рассчитывается |
2014-2020 |
|
12 |
Капитальный ремонт зданий образовательных учреждений |
43,4 |
0,0 |
42,1 |
1,3 |
0,0 |
0,0 |
|
- |
0 |
не рассчитывается |
2020-2022 |
|
13 |
Строительство стадиона городского округа Спасск-Дальний |
86,1 |
78,9 |
5,6 |
1,6 |
0,0 |
0,0 |
|
- |
0 |
не рассчитывается |
2022-2024 |
|
14 |
Устройство Физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа по ул. Красногвардейская, 104/6 в г. Спасск-Дальний |
37,5 |
25,0 |
0,5 |
12,0 |
0,0 |
0,0 |
|
- |
0 |
не рассчитывается |
2020 |
|
15 |
Реконструкция спортивного комплекса по ул. Пионерская, 1 в г. Спасск-Дальний |
213,0 |
0,0 |
211,3 |
1,7 |
0,0 |
0,0 |
|
- |
0 |
не рассчитывается |
2021-2023 |
|
16 |
Устройство плоскостных спортивных сооружений возле образовательных и спортивных учреждений |
39,9 |
0,0 |
38,7 |
1,2 |
0,0 |
0,0 |
|
- |
0 |
не рассчитывается |
2020-2023 |
|
17 |
Устройство плоскостных спортивных сооружений возле жилых домов и в парках |
37,9 |
0,0 |
36,8 |
1,1 |
0,0 |
0,0 |
|
- |
0 |
не рассчитывается |
2020-2023 |
|
18 |
Строительство лыжероллерной трассы на лыжной базе муниципального бюджетного учреждения "Лыжная спортивная школа" в с. Калиновка |
350,0 |
0,0 |
345,8 |
4,2 |
0,0 |
0,0 |
|
- |
0 |
не рассчитывается |
2020-2022 |
|
19 |
Капитальный ремонт зданий спортивных учреждений |
27,9 |
0,0 |
26,7 |
1,2 |
0,0 |
0,0 |
|
- |
0 |
не рассчитывается |
2020-2022 |
|
20 |
Создание зон комфортного отдыха и реновации человеческого капитала в городском округе Спасск-Дальний |
259,5 |
136,1 |
114,5 |
8,9 |
0,0 |
0,0 |
|
- |
0 |
не рассчитывается |
2017-2023 |
|
21 |
Создание Медицинского центра |
310,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
310,0 |
0,0 |
|
уточняется |
48 |
уточняется |
2016-2023 |
|
22 |
Перевод теплоисточников городского округа Спасск-Дальний, работающих на мазуте, на использование твердого топлива приморских угольных разрезов |
150,6 |
78,0 |
43,2 |
0,0 |
29,4 |
0,0 |
|
не рассчитывается |
|
не рассчитывается |
2020-2021 |
|
23 |
Газификация городского округа Спасск-Дальний |
675,8 |
0,0 |
655,5 |
20,3 |
0,0 |
0,0 |
|
не рассчитывается |
|
не рассчитывается |
2020-2027 |
|
24 |
Реконструкция и модернизация системы водоснабжения и водоотведения городского округа Спасск-Дальний |
715,4 |
0,0 |
675,3 |
2,7 |
37,4 |
0,0 |
|
не рассчитывается |
|
не рассчитывается |
2017-2024 |
|
25 |
Внедрение энергосберегающих технологий и оборудования, реконструкция и модернизация электросетевого хозяйства городского округа Спасск-Дальний |
132,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
132,3 |
0,0 |
|
не рассчитывается |
|
не рассчитывается |
2020-2024 |
|
26 |
Защита от наводнений г. Спасска-Дальнего Приморского края |
208,1 |
0,0 |
204,1 |
4,0 |
0,0 |
0,0 |
|
не рассчитывается |
|
не рассчитывается |
2017-2022 |
|
|
Итого |
7160,8 |
411,3 |
2554,7 |
73,4 |
4091,4 |
30,0 |
|
2121,7 |
1214 |
4002,0 |
185,5 |
Всего Программой запланирована реализация 26 инвестиционных проектов, из них 7 проектов имеют срок окупаемости от 2,1 года (ИП "Производство упаковки из легких металлов") до 9,4 года (ИП "Организация предприятия комплексной переработки сои"). Программой также предусмотрена реализация 19 проектов с качественной отдачей или проектов социальной направленности, срок окупаемости которых рассчитать невозможно, так как они не приносят прямого дохода.
На проекты с финансовой отдачей планируется направить 3 612,3 млн. руб., на проекты с качественной отдачей и социальной направленности - 3 548,5 млн. руб.
Рис. 20 - Соотношение проектов с качественной и финансовой отдачей, %
Финансирование инвестиционных проектов планируется за счет средств федерального, краевого и муниципального бюджетов, за счет собственных средств предприятий и внебюджетных источников, а также за счет кредитов коммерческих банков (Рис. 21).
Рис. 21 - Источники финансирования инвестиционных проектов
Финансирование большей части инвестиционных затрат (57,1%) планируется за счет собственных средств предприятий. За счет средств муниципального бюджета планируется финансирование 1,1% затрат.
Динамика инвестиций за период реализации Программы по источникам финансирования представлена на рис. 22.
Рис. 22 - Динамика инвестиций по источникам финансирования, млн. руб.
Объем инвестиционных затрат достигнет пика в 2023 г. и составит 2 082,1 млн. руб. Большая часть затрат на строительство, модернизацию и реконструкцию придется на 2021-2023 гг.
В результате реализации проектов с финансовой отдачей, предприятия смогут получить дополнительный чистый дисконтированный доход (NPV) в размере 2 121,7 млн. руб. за период реализации Программы.
Бюджетная эффективность программы (налоговые поступления в местный бюджет) составит 185,5 млн. руб.
Реализация Программы социально-экономического развития городского округа Спасск-Дальний позволит:
1. Диверсифицировать экономику города, создав новые для города отрасли экономики (производство продуктов питания, обработка древесины), развивать малый и средний бизнес;
2. Создать условия для устойчивого экономического роста, обеспечив рост объемов отгруженных товаров, работ, услуг на 4,6% по сравнению с уровнем 2019 г.;
3. Снять социальную напряженность и повысить благосостояние жителей города посредством:
- создания 1214 новых рабочих мест;
- гарантированной занятости экономически активного населения в результате создания новых производств и увеличения количества предприятий в сфере малого и среднего бизнеса в 2 раза по сравнению с началом реализации программы;
4. Повысить социальную удовлетворенность населения посредством:
- создания зон комфортного отдыха и реновации человеческого капитала;
- реставрации объектов культурного наследия;
- капитального ремонта образовательных учреждений.
5. Улучшить экологическую ситуацию в городе:
- снизить объемы вредных выбросов в атмосферу в результате перевода теплоисточников городского округа Спасск-Дальний, работающих на мазуте, на использование твердого топлива приморских угольных разрезов; газификации городского округа;
- обеспечить 100% охват населения питьевой водой, полностью соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям.
Прогноз дополнительных показателей реализации Программы социально-экономического развития городского округа Спасск-Дальний представлен в Приложениях к настоящей Программе.
В Приложении 5 представлены фактические данные за 2007-2011 г. и прогноз до 2023 г. финансовых результатов деятельности промышленных предприятий городского округа.
Обобщающие результаты реализации Программы приведены в Приложении 6. Из данного Приложения видно, что сальдо финансовых потоков городского округа Спасск-Дальний положительно. Такая динамика основывается на следующих факторах:
- Увеличение доходов населения, обусловленное ростом средней заработной платы.
- Увеличение спроса на услуги малого и среднего бизнеса в связи с увеличением покупательской способности населения.
- Появление новых предприятий малого и среднего бизнеса благодаря реализации программы по его поддержке.
- Улучшение качества жизни населения за счет реализации инфраструктурных проектов.
Реализация инвестиционных проектов, направленных на поддержку промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса, а также развитие инфраструктуры городского округа Спасск-Дальний, заложенных в Программе, позволит значительно повысить денежные потоки внутри города и достичь стабильного положительного сальдо динамики его капитала.
Основными результатами реализации Программы станут:
- формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, увеличение притока инвестиций на территорию города, рост численности занятых в промышленности и малом предпринимательстве;
- обеспечение устойчивого функционирования жизнеобеспечивающих секторов экономики;
Разумная политика стимулирования деятельности инвесторов, обеспечение гарантий инвесторам от инвестиционных рисков и другие меры поддержки инвестиционной деятельности на территории городского округа должны способствовать привлечению существенных финансовых средств.
<< Приложение N 2 |
Приложение >> N 4 |
|
Содержание Решение Думы городского округа Спасск-Дальний Приморского края от 25 декабря 2020 г. N 68-НПА "О внесении изменений и... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.