Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации области
от 29 декабря 2020 г. N 908
I. Общая характеристика сферы реализации Программы, включая описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
К числу наиболее актуальных и значимых национальных проблем России относятся демографические проблемы. Владимирская область является одним из 18 субъектов ЦФО Российской Федерации, главной проблемой демографического развития которого, с позиции обеспечения экономической безопасности, остается систематическое уменьшение абсолютной численности населения.
По состоянию на 1 января 2020 года в регионе постоянно проживают 1358,4 тыс. человек, на 1 января 2019 года (1365,8 тыс. человек). В 2019 году сокращение численности на 7,4 тыс. человек сложилось как за счет естественной убыли (превышения числа умерших над числом родившихся), так и за счет притока мигрантов 2,7 тыс. человек, который не смог скомпенсировать естественную убыль. По прогнозу территориального органа Федеральной службы государственной статистики во Владимирской области численность населения продолжит снижаться и к 2024 году составит 1312,3 тыс. человек.
Динамика
демографических показателей во Владимирской области
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Рождаемость на 1000 населения |
11,2 |
11,6 |
11,2 |
9,7 |
9,3 |
8,1 |
Суммарный коэффициент рождаемости |
1,64 |
1,73 |
1,71 |
1,52 |
1,49 |
1,36 |
Смертность на 1000 населения |
16,6 |
16,5 |
16,5 |
15,7 |
16,0 |
15,6 |
в т.ч. младенческая смертность на 1000 родившихся живыми |
7 |
6,6 |
6,4 |
5,5 |
5,2 |
5,1 |
Естественный прирост (убыль) населения на 1000 населения |
-5,4 |
-4,9 |
-5,3 |
-6,1 |
-6,7 |
-7,5 |
Средняя ожидаемая продолжительность жизни, лет |
69,25 |
69,82 |
70,28 |
71,15 |
71,23 |
71,87 |
Общий коэффициент рождаемости во Владимирской области в 2019 году снизился до 8,1 (2014 -11,2, снижение на 27,7%) родившихся на тыс. человек населения, общий коэффициент смертности составил 15,6 (2014 - 16,6, снижение на 6%) умерших на тыс. человек населения. И, как результат, увеличение естественной убыли населения до (-7,5) (2014 - 5,4, рост естественной убыли 38,9%).
Показатель суммарного коэффициента рождаемости снизился в 2019 году и составил 1,36 (2014 - 1,64), что на 0,28 числа родившихся на одну женщину (17,1%) меньше по сравнению с 2014 годом. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2019 году по сравнению с 2014 увеличилась на 3,8% и составила 71,87 лет.
В 2019 году поток миграционной убыли сменился на миграционный прирост и составил 2,8 тыс. человек.
В ЦФО за 2019 год наблюдается общий прирост населения (+55,5 тыс. человек), но только за счет того, что миграционный прирост восполнил и перекрыл естественную убыль (185,6 тыс. человек). Область по-прежнему находится на 6 месте и составляет 3,4% от численности населения ЦФО и 0,9% от общей численности России.
Падение рождаемости сложилось из-за того, что сейчас вступают в детородный возраст те, кто родился после распада Советского Союза, в 1993 году и позже. То есть как раз в те годы, когда наблюдались наименьшие показатели рождаемости. Значительное увеличение женщин фертильного возраста (от 15 лет до 49 лет) произойдет только в 2033 - 2035 годах. До 2035 года число женщин репродуктивного возраста уменьшится на четверть (Таблица N 3).
Доля
женщин фертильного возраста от общей численности всех женщин
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Российская Федерация |
45,0% |
44,6% |
44,3% |
44,1% |
43,9% |
ЦФО |
44,4% |
44,0% |
43,7% |
43,5% |
43,3% |
Владимирская область |
41,8% |
40,8% |
40,5% |
40,3% |
40,2% |
С 2015 года количество женщин детородного возраста сократилось во Владимирской области на 5,4%,что составило 17,1 тыс. человек (в среднем по 3,4 тыс. человек в год).
Учитывая невысокие показатели рождаемости особое значение для региона приобретает сокращение смертности.
С 2013 года наметилась устойчивая динамика снижения младенческой смертности. За 2019 году во Владимирской области умерло 58 младенцев до одного года, что на 59 случаев смертности меньше, при этом коэффициент смертности младенцев уменьшился на 31,1% от показателя за 2013 год.
Начиная с 2003 года в области наблюдается устойчивая динамика снижения и общей смертности. В 2019 году показатель достиг значения 15,6 промилле на 10,2 тыс. человек, снижение составило 25,6% (2003 г. - 31,4 тыс. человек).
Один из показателей решения острой проблемы сокращения смертности является смертность населения в трудоспособном возрасте. С 2004 года наблюдалось постепенное снижение численности населения трудоспособного возраста, связанное с сокращением численности поколений, вступающих в трудовой возраст, и увеличением, выходящих из него, а также ежегодными потерями трудоспособного населения из-за смертности, составляющими 9,6 -4,1 тыс. человек.
В ближайшей перспективе процесс снижения численности трудоспособного населения будет нарастать. Улучшить данный показатель в ближайшее время возможно только за счет снижения смертности в трудоспособном возрасте.
Высокий уровень смертности негативно отражается на показателе ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Продолжительность жизни во Владимирской области ежегодно увеличивается. Так, с 2014 года до 2019 года этот показатель достиг значения 71,87 лет и увеличился на 2,6 года, но при этом данный показатель находится на довольно низком уровне.
На фоне негативных естественных процессов движения населения для Владимирской области возрастает значение миграции населения.
С 2011 года по 2018 миграционный прирост населения в области носил отрицательный характер, убыль в 2011 году (- 0,3 тыс. человек) в 2018 достигла своего перигея (- 3,3 тыс. человека). В 2019 году тенденция миграционных потоков сменилась на прирост, который составил 2,7 тыс. человека.
На решение вопросов демографического развития Владимирской области направлены мероприятия программ, в частности: "Развитие здравоохранения Владимирской области", утвержденной постановлением Губернатора области от 30.04.2013 N 494, "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области", утвержденной постановлением Губернатора области от 17.12.2013 N 1390, "Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий" государственной программы развития агропромышленного комплекса Владимирской области", утвержденной постановлением Губернатора области от 25.09.2012 N 1065.
Государственная программа Владимирской области "Развитие здравоохранения Владимирской области" направлена на улучшение демографической ситуации по управляемым здравоохранением причинам путем создания интегрированной пациентоориентированной системы здравоохранения.
Государственная программа Владимирской области "Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации во Владимирской области" предусматривает:
- реализацию комплекса мер социальной поддержки семьи, материнства и детства посредством выплат ежемесячных пособий, компенсаций беременным женщинам, кормящим матерям, детям до трех лет для обеспечения их полноценным питанием;
- предоставлением региональных выплат при рождении детей, областного материнского (семейного) капитала;
- оказание мер социальной поддержки многодетных и малообеспеченных семей.
В рамках программы реализуются основные мероприятия:
- "Федеральный проект" Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография", направленное на внедрение к 2024 году механизма финансовой поддержки семей при рождении детей, создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, рождения детей, минимизации последствий изменения материального положения граждан в связи с рождением детей;
- "Федеральный проект "социальная активность" национального проекта "Образование", направленное на решение задач создания условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства) и формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Демографические процессы крайне инерционны и не могут быть объяснены изменениями за короткий промежуток времени. Однако проводимая работа способствовала созданию условий для улучшения отдельных показателей, характеризующих улучшение демографических процессов в области.
Анализ демографической ситуации во Владимирской области показывает, что за период 2014 - 2019 гг. положительная тенденция отмечена по следующим показателям: общий показатель смертности снизился на 6% и составил 15,6 случаев на 1000 человек населения (2014 г. - 16,6); младенческая смертность снизилась на 27,1% с 7 до 5,1 на 1000 человек родившихся живыми; количество вторых, третьих и последующих рождений в семье выросло с 55,4% до 64,1%; ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличилась с 69,26 до 71,87 лет на 3,8%. В результате эффективной работы совместно с психологами по предабортному консультированию в 2019 году удалось снизить показатель абортов на 1000 женщин фертильного возраста до 15,2. В 2018 году вышеуказанный показатель составлял 16,4 на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет.
Учитывая сложившуюся ситуацию во Владимирской области, необходимо продолжить реализацию активных мер демографической политики, направленных на повышение рождаемости, снижение смертности, создание правовых, экономических и социальных условий для формирования предпосылок к стабилизации и улучшению демографической ситуации.
Факторы, влияющие на положение дел в области демографии, подразделяются на материальные и духовно-нравственные.
Материальные - состояние среды обитания и уровень благосостояния семей, обеспеченность жильем, материальное стимулирование рождаемости, степень социальной защищенности семей, качество и доступность медицинского обслуживания, образования, в том числе дошкольного и др.
Духовно-нравственные - формирование у населения установок здорового образа жизни, нравственных и личностных ценностей, возрождение системы массового санитарно-гигиенического просвещения, поднятие престижа материнства, отцовства, многодетности, ориентация молодежи на создание крепкой семьи.
На территории Владимирской области проживает более 233 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет почти пятую часть населения региона (17,2%). Это наиболее динамично развивающаяся категория населения, и от ее позитивного настроя, социального и духовного благополучия во многом зависит успех проводимых преобразований, общее развитие региона.
Современная молодежь как социально-демографическая группа характеризуется самостоятельностью, социальной активностью, стремлением к профессиональному росту, способностью к инновационной деятельности. В то же время ее отличает недостаток жизненного опыта и несформированность духовно-нравственных ориентиров, она подвержена влиянию деструктивных сил, что увеличивает социальную напряженность.
Сегодня необходимо на государственном уровне создавать условия для самореализации молодежи и стимулы для вовлечения молодых людей в позитивные общественные процессы.
В ходе реализации государственной молодежной политики в регионе за последние годы достигнуты определенные положительные результаты.
Увеличилось количество молодежных и детских общественных объединений и их численность как на местном, так и на областном уровне. Возросла активность добровольческих инициатив молодежи. Ежегодно на конкурсной основе оказывается государственная поддержка деятельности порядка 80 молодежных и детских общественных объединений и иных некоммерческих организаций, работающих с молодежью. В целях выявления лидеров в молодежной среде, изменения самосознания молодежи, ее вовлечения в социально значимую практику проводятся лидерские лагеря, школы молодежного и студенческого актива, семинары по развитию добровольческой работы. Вместе с тем доля охваченной активной общественной деятельностью молодежи от общего числа молодых граждан составляет более 20%. Увеличивается количество молодежи, заинтересованной в создании собственного дела.
Реализация мероприятий Программы предусматривает создание и использование централизованных механизмов осуществления молодежной политики при активном участии самой молодежи, их координацию и распространение на муниципальном уровне, а также формирование системы соответствующих целевых индикаторов и показателей.
Разнонаправленность факторов, влияющих на демографическую ситуацию, и их социальная значимость требуют комплексного межведомственного подхода, решаемого программно-целевым методом.
Применение программно-целевого метода для решения имеющихся в регионе демографических проблем позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить их комплексное решение на протяжении ряда лет, обеспечив взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения, распределять полномочия и ответственность, проводить мониторинг реализации Программы.
Использование программно-целевого метода принесет наибольший эффект от вложения бюджетных средств, позволит усилить отдельные направления для достижения поставленной цели и получить наибольшие социально-экономические результаты.
Настоящая Программа включает в себя дополнительные меры к реализуемым на территории области мероприятиям в сфере образования, здравоохранения, социальной поддержки семей с детьми, молодежной политики и культуры.
Мероприятия в рамках Программы не дублируют иные действующие программы и не финансируются из иных источников, кроме определенных в рамках Программы.
По прогнозам территориального органа Федеральной службы государственной статистики во Владимирской области к 2024 году общая численность населения сократится на 46,1 тыс. человек (на 3,4%), средний вариант прогноза предполагает, что с 2022 года будет в наибольшей степени ощущаться последствия "демографических провалов" девяностых годов XX века.
В 2024 году по сравнению с 2019 годом:
- общий коэффициент рождаемости на протяжении прогнозируемого периода будет увеличиваться и составит 9,1 родившихся на тыс. человек;
- общий коэффициент смертности снизится до 12,7 умерших на тыс. человек населения;
- суммарный коэффициента рождаемости повысится до 1,64 числа родившихся на одну женщину.
- планируется увеличение ожидаемой продолжительности при рождении до 76,41 лет.
- миграционный прирост составит 1,2 тыс. человек, что позволит скомпенсировать на 44% численные потери населения от естественных причин.
Настоятельной необходимостью остается создание благоприятных условий для увеличения рождений в семьях вторых, третьих и последующих детей. Для этого должны быть осуществлены дополнительные меры по укреплению института семьи, повышению престижа материнства и отцовства, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление администрации Владимирской области от 29 декабря 2020 г. N 908 "О внесении изменений в постановление Губернатора... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.