Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Стратегическое видение развития города абакана до 2030 года
3.1. Миссия, цели и задачи социально-экономического развития города Абакана
Учитывая стратегические ориентиры и цели социально-экономического развития Российской Федерации, приоритетные направления социально-экономического развития Республики Хакасия, результаты стратегического анализа социально-экономического развития города Абакана, а также основываясь на многолетних, выверенных городским сообществом ценностях устойчивого развития, определены миссия, цель и задачи социально-экономического развития города Абакана до 2030 года.
Миссия города Абакана:
- современный деловой, общественно политический и социокультурный центр Республики Хакасия;
- динамично развивающийся, конкурентоспособный и гостеприимный город с креативной средой, обеспечивающий доступные возможности для культурно-творческой самореализации горожан;
- город активных и ответственных жителей, открытой власти и безопасной комфортной городской среды, сохраняющий самобытность и уникальность городского пространства.
Главная стратегическая цель социально-экономического развития города Абакана до 2030 года - обеспечение стабильного роста благосостояния населения и улучшение качества жизни в комфортной и безопасной городской среде.
Достижение стратегической цели будет обеспечено путем реализации следующих стратегических задач:
1. Обеспечение условий для стабильного роста благосостояния населения и создание возможностей для самореализации и развития талантов.
2. Создание условий для комфортной и безопасной для жизни среды.
3. Формирование условий для развития экономики.
4. Повышение эффективности системы управления городом.
Главная стратегическая цель и система стратегических задач будет реализована посредством проведения активной городской политики, направленной на достижение баланса между различными сферами, секторами и видами деятельности, на стремление к обеспечению наилучших условий жизни.
Таким образом, с учетом стратегической цели, основываясь на результатах стратегического анализа и основных направлениях пространственного развития города Абакана, можно выделить следующие четыре приоритетных направления развития города Абакана до 2030 года:
1. Благополучие людей и создание возможностей для самореализации и развития талантов.
2. Комфортная и безопасная среда для жизни.
3. Формирование экономики будущего.
4. Совершенствование системы управления городом в условиях цифровой трансформации.
Система целей и задач, необходимых для решения стратегических задач и достижения главной стратегической цели, отражена в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Система
целей и задач социально-экономического развития города Абакана до 2030 года
Ключевая цель |
Ключевая задача |
Приоритетное направление "Благополучие людей и создание возможностей для самореализации и развития талантов" | |
Развитие и модернизация системы образования, обеспечивающей качество образования, развитие талантов и положительную социализацию детей в соответствии с перспективными задачами социально-экономического развития человеческого потенциала |
Обеспечение доступности и повышение качества дошкольного образования, направленного на развитие и социализацию детей дошкольного возраста |
Обеспечение нового качества общего образования, дающего возможность развить и наиболее полно реализовать способности детей, подготовить выпускников общеобразовательных учреждений к дальнейшему профессиональному образованию в условиях современной высокотехнологической экономики | |
Обеспечение нового качества и доступности дополнительного образования, дающего возможность каждому развить и наиболее полно реализовать свои способности и таланты, направленного на самоопределение и профессиональную ориентацию детей | |
Обеспечение условий для развития детской одаренности и талантов, социализации и максимально возможной самореализации детей в социально позитивных видах деятельности | |
Обеспечение устойчивого повышения качества жизни населения через социально-культурную и физическую активность, доступность культурных благ, занятий физической культурой и спортом |
Обеспечение доступности и повышение качества услуг учреждений и объектов культуры, физкультуры и спорта |
Наращивание человеческого капитала, повышение уровня и качества физического и культурного развития жителей города | |
Обеспечение гражданской идентичности жителей города на основе нравственно-духовных и культурных ценностей народов Российской Федерации через развитие системы патриотического воспитания | |
Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг с учетом потребностей населения и передовых достижений медицинской науки |
Совершенствование профилактического направления деятельности с целью формирования здорового образа жизни у населения |
Реализация комплекса мер, направленных на снижение заболеваемости населения | |
Повышение качества и доступности социальных услуг и обеспечение адресности социальной помощи |
Обеспечение системы поддержки и повышение качества жизни граждан пожилого возраста, инвалидов и граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию |
Развитие сектора негосударственных организаций в сфере оказания социальных услуг | |
Модернизация системы среднего профессионального образования (СПО) для подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с потребностями экономики города |
Обеспечение соответствия квалификации выпускников учреждений СПО требованиям рабочих мест, повышение уровня их конкурентоспособности как на местном, региональном, так и на всероссийском уровне |
Использование технологий профессионального образования и обучения с учетом прогноза рынка труда и социально-экономического развития города | |
Обеспечение опережающего социально-экономического развития города за счет подготовки в системе высшего образования конкурентоспособных высококвалифицированных кадров |
Постоянное совершенствование содержания и технологий высшего образования |
Открытие новых направлений подготовки, ориентированных на запросы экономики города | |
Приоритетное направление "Комфортная и безопасная среда для жизни" | |
Создание функциональной, пространственно сбалансированной дорожной и транспортной инфраструктуры |
Улучшение качества улично-дорожной сети и обеспечение граждан безопасными условиями движения по дорогам города |
Развитие системы уличного освещения города | |
Совершенствование транспортного обслуживания населения города | |
Обеспечение населения комфортными условиями проживания |
Создание условий для комфортного проживания |
Развитие жилищного строительства и повышение конкуренции на рынке жилья | |
Развитие и благоустройство городских территорий | |
Повышение защищенности населения и территории города от негативных последствий, возникающих при ЧС и пожарах |
Реализация на территории города мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, уменьшению рисков возникновения ЧС и их негативных последствий |
Обеспечение первичных мер пожарной безопасности | |
Создание чувства защищенности у населения города |
Обеспечение безопасности граждан в местах их проживания |
Обеспечение безопасности на улицах и в других общественных местах | |
Реализация мероприятий, связанных с "кибербезопасностью" | |
Реализация мероприятий по профилактике правонарушений | |
Улучшение экологической обстановки в городе |
Повышение качества атмосферного воздуха |
Эффективное обращение с отходами производства и потребления | |
Приоритетное направление "Формирование экономики будущего" | |
Создание благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы |
Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства |
Вовлечение в бизнес-среду самозанятых граждан | |
Популяризация социального предпринимательства и деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций | |
Повышение туристской привлекательности города |
Создание условий для развития туризма и гостеприимства |
Формирование туристического бренда "Абакан" | |
Создание благоприятных условий для развития современных форм торговли и сервиса |
Стимулирование формирования современной инфраструктуры розничной торговли и сервиса |
Оказание поддержки по вопросам осуществления торговой деятельности и защиты прав потребителей | |
Повышение инвестиционной привлекательности города |
Предоставление инвестиционных площадок для ведения бизнеса |
Активизация возможностей использования механизмов муниципально-частного партнерства | |
Формирование современной инфраструктуры сопровождения инвестиционных проектов и благоприятной среды для ведения бизнеса | |
Создание условий для устойчивого функционирования муниципального сектора экономики |
Обеспечение эффективности работы предприятий и организаций муниципального сектора |
Оптимизация количества муниципальных предприятий | |
Развитие городских услуг и сервисов за счет внедрения передовых цифровых технологий |
Развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры, в том числе мобильной и спутниковой связи нового поколения |
Повышение компетентности специалистов и горожан в области цифровых технологий | |
Приоритетное направление "Совершенствование системы управления городом в условиях цифровой трансформации" | |
Повышение качества управления финансами города |
Повышение эффективности управления расходами бюджета |
Повышение качества управления финансами на основе реализации контрольных мероприятий | |
Совершенствование системы муниципальных закупок | |
Формирование ресурсной базы для реализации полномочий органов местного самоуправления | |
Повышение прозрачности и открытости системы управления городом |
Совершенствование системы информирования жителей о социально-экономическом и культурном развитии города |
Развитие и поддержка гражданской инициативы и формирование условий для участия горожан в решении местных проблем | |
Переход на клиентоориентированный подход в процессе оказания муниципальных услуг |
Успешное решение обозначенных выше ключевых задач и достижение ключевых целей по выделенным приоритетным направлениям развития города позволит сформировать условия для экономического роста и роста благосостояния населения. В свою очередь, это приведет к тому, что среднегодовая численность постоянного населения Абакана увеличится на 6,3% к концу 2030 года и будет составлять 198190 чел. Динамика роста данного показателя отражена на рисунке 3.1 (не приводится).
Рисунок 3.1. Прогноз среднегодовой численности постоянного населения
Рисунок не приводится
3.2. Сценарии развития города Абакана до 2030 года
Основным фактором, влияющим на развитие экономики города Абакана, является макроэкономическая ситуация в стране. По прогнозу Министерства экономического развития Российской Федерации, в 2020 году под влиянием пандемии коронавирусной инфекции основные макроэкономические показатели ухудшатся по сравнению с 2019 годом. В частности, ожидается снижение уровня ВВП на 3,9%, однако в 2021 году ожидается его рост на 3,3%. В своем прогнозе Минэкономразвития России исходит из постепенного восстановления мировой экономики, в том числе - восстановления внешнего спроса на экспортные товары.
Объем инвестиций в основной капитал ожидается на уровне 6,6%, и в следующем году не ожидается быстрого восстановления инвестиционного спроса. По мнению Минэкономразвития России, докризисного уровня инвестиции достигнут не ранее 2022 года, после чего рост инвестиций составит выше 5% вследствие перезапуска инвестиционного цикла.
В 2020 году спад потребительского спроса вследствие режима самоизоляции составит 5,1%. В следующем году Минэкономразвития России ожидает восстановительный рост потребления: розничные продажи вырастут на 5,1%, объем платных услуг - на 6,7%. В среднесрочной перспективе данные показатели продолжат расти. Предполагается, что рост потребления будет основан на увеличении зарплат и доходов населения.
Минэкономразвития России не видит на прогнозном горизонте существенных инфляционных рисков и оценивает темпы роста потребительских цен на конец 2020 года на уровне 3,8%. В дальнейшем Минэкономразвития России ожидает инфляцию вблизи целевого уровня Банка России в 4%.
Согласно прогнозу, реальные заработные платы в 2020 году вырастут на 1,5%. В следующем году рост реальных располагаемых доходов населения прогнозируется на 3%, а далее - на уровне 2,5% в год.
В 2020 году ожидается падение промышленного производства в России на 4,5%, что негативно скажется и на развитии промышленности города Абакана. Поэтому до 2024 года, вероятнее всего, динамика развития экономики города Абакана будет носить инерционный характер. С 2024 года сценарии развития экономики будут зависеть от стабильности развития экономики России, реализации национальных проектов на территории города и эффективности выполнения плана по реализации настоящей Стратегии.
Исходя из этого предлагается два сценария социально-экономического развития города Абакана: базовый и консервативный.
Базовый сценарий предполагает активную позицию муниципальных органов власти и делового сообщества в отношении развития города Абакана, что приведет к более высоким, чем по консервативному варианту, темпам социально-экономического развития города Абакана.
В рамках развития по базовому сценарию ожидается сохранение темпов экономического роста и основных тенденций, сложившихся в экономике города Абакана в предыдущие годы, при ускоренном развитии отдельных сфер экономики: промышленности, строительства, информационно-коммуникационных технологий. При этом сохранятся и сложившиеся приоритеты в сфере инвестиционной деятельности: транспорт и связь, торговля и сфера услуг, жилищно-коммунальное хозяйство.
Реализация базового сценария наряду с активным развитием экономики города Абакана позволит продолжить последовательное развитие приоритетных направлений развития города.
Основные риски базового сценария развития:
- ограниченность бюджетных средств;
- риск кадровой недостаточности по отдельным видам экономической деятельности;
- риск недостаточных темпов роста доходов населения, и, как следствие, недостаточный платежеспособный спрос на продукцию и услуги перспективных отраслей экономики города.
При базовом сценарии социально-экономического развития города Абакана ожидается максимальное достижение установленных значений целевых показателей Стратегии, достижение стратегических цели и задач по направлениям развития города Абакана, что будет следствием следующих процессов:
- повышения инвестиционной активности;
- модернизации и технологического перевооружения основных отраслей экономики;
- сокращения безработицы и роста уровня доходов населения.
Реализация базового сценария возможна в случае восстановления стабильности развития экономической системы страны в целом.
Предполагается также, что при базовом сценарии основу экономического развития города на перспективу до 2030 года будут составлять не только традиционные для Абакана отрасли промышленного производства, но и отрасли перспективной экономической специализации, позволяющие обеспечить рост производительности труда, производства новых инновационных видов продукции и увеличения количества высокопроизводительных рабочих мест. Это обеспечит среднегодовые темпы роста объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на уровне 4,0%.
Консервативный сценарий предполагает только лишь сохранение сложившихся тенденций развития по всем основным направлениям социально-экономического развития города Абакана до конца рассматриваемого периода.
Консервативный сценарий социально-экономического развития города Абакана характеризуется следующими процессами:
- недостаточные темпы экономического роста, сопровождающиеся тенденцией преобладания социальной сферы над реальным сектором экономики;
- слабая покупательская способность населения, являющаяся препятствием для формирования платежеспособного спроса на продукцию и услуги перспективных отраслей экономики города;
- возрастание степени износа основных фондов как результат недостаточной инвестиционной активности предприятий и организаций.
Основные риски консервативного развития:
- не обеспечивает достаточного темпа экономического роста для достижения целевых показателей Стратегии;
- невозможность качественного улучшения уровня жизни жителей города Абакана.
В результате реализации консервативного сценария социально-экономического развития города Абакана не ожидается значительных позитивных изменений в динамике и пропорциях социальных и экономических показателей.
Реализация консервативного сценария возможна в случае нестабильности развития экономики страны вследствие воздействия неблагоприятных факторов, как внешних, так и внутренних. Консервативный сценарий может обеспечить городу Абакану небольшой, но стабильный экономический рост (среднегодовой темп роста экономики города - 2%).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.