Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Стратегический анализ социально-экономического развития города Абакана
Абакан - административный, экономический и культурный центр Республики Хакасия, современный город с развитой инфраструктурой.
Абакан расположен в центральной части Хакасско-Минусинской котловины, на левом берегу Енисея, в месте впадения в него реки Абакан. Климат - резко-континентальный с продолжительной и умеренно суровой зимой и теплым летом. Водные ресурсы Абакана представлены реками Енисей, Абакан, Ташеба, протяженность на территории города - 11 км. Самой крупной водной артерией является Енисей, который протекает по восточной окраине города, являясь естественной границей с Красноярским краем.
Город Абакан является молодым городом с древней историей. Поселения близ устья реки Абакан известны с эпохи бронзы. Подтверждением тому является гуннская каменная крепость, обнаруженная археологами у подножия горы Самохвал. В 1675 году на Сосновом острове, в устье реки Абакан при ее впадении в Енисей, была заложена первая русская крепость в Хакасии - острог Абаканский. В 1823 году на картах Российской империи он значился уже как село Усть-Абаканское. 4 ноября 1923 года Президиум ВЦИК принял декрет об образовании Хакасского уезда Енисейской губернии. Уездным центром определялось село Усть-Абаканское. 25 мая 1925 года принято постановление об образовании Сибирского края, Хакасский уезд был преобразован в округ. Село Усть-Абаканское стало административным центром Хакасского округа. 20 октября 1930 года Хакасский округ преобразован в Хакасскую автономную область, входящую в состав Западно-Сибирского края. Село Усть-Абаканское стало областным центром, а 30 апреля 1931 года оно переименовано в город Абакан. До 1991 года Абакан был административным центром Хакасской автономной области в составе Красноярского края. В июле 1991 года, после преобразования области в республику, город Абакан получил статус столицы Республики Хакасия.
Абакан - город многонациональный и поликонфессиональный, с этническими и культурными традициями и особенностями. Здесь проживают представители большинства национальностей и народностей Российской Федерации. В городе созданы условия для совместной бесконфликтной жизни верующих различных конфессий, сторонников различных мировоззрений и духовных ценностей.
В городе Абакане сосредоточено около 35% всего населения Республики Хакасия. Функционируют различные сектора экономики: оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, промышленность, строительство и др. В городе сформирован многоотраслевой промышленный центр Республики Хакасия, в котором осуществляют деятельность предприятия и организации различных форм собственности. Промышленное производство является одной из значимых отраслей экономики Абакана, основную роль в которой играют субъекты малого и среднего предпринимательства.
Абакан является центром притяжения и перераспределения туристского потока по всей Республике Хакасия, южным районам Красноярского края и Республике Тыва. Через город проходит межрегиональный автотуристический маршрут "Саянское кольцо", объединяющий пять основных населенных пунктов - Красноярск, Дивногорск, Абакан, село Шушенское и Кызыл, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры, центры народных ремесел.
В Абакане сосредоточена основная часть кредитных учреждений, лизинговых и страховых компаний, брокерских контор, которые в достаточной степени удовлетворяют потребности в финансовых услугах предприятий, организаций и населения Республики Хакасия.
В Абакане сформировался крупный транспортный узел, представленный всеми основными видами транспорта (воздушный, железнодорожный, автомобильный). В городе находится гражданский международный аэропорт, из которого осуществляются перелеты в Москву, Норильск, Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск, Таиланд, Турцию, Вьетнам. Аэропорт "Абакан" является единственным в Республике Хакасия и на юге Красноярского края, способным принимать практически все типы воздушного транспорта.
На территории города Абакана расположен железнодорожный вокзал. Железнодорожным сообщением Абакан связан с Москвой, Красноярском, Новосибирском и Барнаулом.
1.1. Оценка текущего социально-экономического положения города Абакана
Для определения основных тенденций и направлений развития города Абакана до 2030 года был проведен стратегический анализ за период с 2014 по 2019 годы.
Демография. Основным показателем, характеризующим уровень социально-экономического развития, является численность населения. Основными факторами, влияющими на данный показатель, являются уровень жизни населения, обусловленный развитием экономики города, и качество жизни горожан.
В городе Абакане за все годы рассматриваемого периода наблюдался рост численности населения, обеспеченный как естественным приростом, так и миграционным притоком населения. На рисунке 1.1 (не приводится) представлены данные основных демографических показателей города Абакана за период с 2014 по 2019 годы.
Рисунок 1.1. Основные демографические показатели
Рисунок не приводится
Из рисунка 1.1 видно, что численность населения города Абакана за анализируемый период увеличилась на 10,6 тыс. чел., что составило 6%. Вместе с этим, наблюдается незначительное увеличение численности горожан трудоспособного возраста (0,4 тыс. чел.). Положительным моментом является превышение прироста численности населения моложе трудоспособного возраста (6,7 тыс. чел.) над численностью населения старше трудоспособного возраста (3,5 тыс. чел.).
Образование. Образование города Абакана - это динамично развивающаяся система, обеспечивающая полный объем образовательных услуг, их качество и доступность.
Образовательный комплекс города Абакана представлен сетью учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, организаций высшего и среднего профессионального образования.
Система дошкольного образования города Абакана представлена 59 организациями, из которых 49 - это муниципальные детские сады. С 2014 года произошло увеличение количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений. За анализируемый период введены в эксплуатацию детские сады "Варенька", "Дашенька", "Добрыня", "Настенька", "Феденька", "Филиппок". Кроме того, в муниципальную систему образования влились детские сады "Матрешка", "Дениска", "Дуняша", переданные ОАО "РЖД". В сентябре 2020 года началось строительство второго корпуса детского сада "Ёлочка" на 120 мест.
За анализируемый период количество мест в организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, увеличилось с 10511 до 13460 мест. Численность детей, состоящих на учете для зачисления в детские сады, уменьшилась с 6387 до 4483 чел., что позволило снизить долю детей в возрасте 1 - 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в их общей численности с 27,2% в 2014 году до 13% в 2019 году. Охват детей в возрасте 3 - 7 лет дошкольным образованием с учетом вариативных и альтернативных форм дошкольного образования составил 100%.
На территории города Абакана 28 общеобразовательных организаций, в том числе 24 муниципальные школы, 3 республиканских учреждения и одна частная общеобразовательная организация.
В 2019 году впервые с 2005 года на территории Абакана было введено в эксплуатацию новое общеобразовательное учреждение на 1000 мест - "Лицей имени Н.Г. Булакина", а в конце 2020 года будет открыта очередная школа на 1000 мест по улице Лермонтова.
Открытие новых школ является крайне необходимой мерой, позволяющей удовлетворять потребность горожан в дополнительных учебных местах, что связано с ростом численности обучающихся в школах за анализируемый период с 19313 до 24051 чел.
Увеличение сети муниципальных образовательных учреждений стало возможным, в том числе, за счет активного участия города в национальных проектах "Демография" и "Образование".
Система дополнительного образования детей в городе представлена 9 организациями, из них 7 - муниципальные: Центр детского творчества, две школы искусств, две музыкальные школы, детская художественная школа и спортивно-оздоровительная база, включающая два муниципальных загородных лагеря. Программы дополнительного образования реализуются во всех детских садах и школах города, а также в муниципальных учреждениях спорта.
Кроме того, программы дополнительного образования реализуют 69 частных организаций: 34 игровых развивающих центра, 21 центр интеллектуального развития, 9 языковых и 5 компьютерных центров.
Численность детей, занимающихся в организациях, реализующих программы дополнительного образования, увеличилась с 16806 чел. в 2014 году до 22849 чел. в 2019 году. При этом охват детей дополнительным образованием на 01.01.2020 составил 77,5% от общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет.
На территории города Абакана сформирована многоуровневая система непрерывного профессионального образования по востребованным экономикой и населением города специальностям и направлениям подготовки.
В городе функционируют 9 колледжей и техникумов: Хакасский политехнический колледж, Техникум коммунального хозяйства и сервиса, Абаканский строительный техникум, Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса, Училище (техникум) олимпийского резерва, а также 4 колледжа (сельскохозяйственный, медицинский, музыкальный, колледж педагогического образования, информатики и права), которые входят в структуру Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова. По состоянию на 01.01.2020 общая численность студентов в системе среднего профессионального образования составила 6728 чел.
Система высшего образования представлена Хакасским государственным университетом имени Н.Ф. Катанова, в состав которого входят 9 институтов, а также Хакасским техническим институтом - филиалом Сибирского федерального университета. Общая численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования, на 01.01.2020 составила 8065 чел.
На территории города Абакана также располагается Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, деятельность которого связана с проведением исследований, направленных на решение научных проблем, способствующих экономическому и социально-культурному развитию как Абакана, так и Республики Хакасия в целом.
Кроме того, в городе функционируют Хакасский институт развития образования и повышения квалификации, а также Институт повышения квалификации и переподготовки кадров ХГУ имени Н.Ф. Катанова.
Культура. На протяжении всего периода с 2014 по 2019 годы в городе велась целенаправленная работа по созданию благоприятных условий для творческого развития личности, повышению доступности и обеспечению качества культурных благ для населения, сохранению материального и нематериального культурного наследия.
Город Абакан - культурный центр Республики Хакасия. Он представлен развитой сетью организаций культуры разных форм собственности. В настоящее время в городе функционирует 9 культурно-досуговых учреждений, 7 клубов по месту жительства, 18 публичных (общедоступных) библиотек, 3 учреждения музейного типа, 4 театра, 3 концертных организации. Три четверти из перечисленных учреждений и объектов являются муниципальными.
С 2014 года количество муниципальных учреждений культуры увеличилось с 4 до 6 ед. за счет ввода в эксплуатацию культурно-досуговых центров "Красный Абакан" и "Заречье". Увеличилось и количество творческих работников, осуществляющих культурно-массовую работу с населением. Это обеспечило рост количества культурно-досуговых мероприятий (в том числе выставок и экскурсий), организованных муниципальными учреждениями культуры, на 40%.
Количество муниципальных общедоступных библиотек за рассматриваемый период увеличилось на 1 ед., а численность их пользователей увеличилась с 41094 в 2014 году до 41931 в 2019 году. Все муниципальные публичные библиотеки подключены к сети "Интернет". Объем собственных электронных баз данных муниципальных публичных библиотек вырос в 3 раза. В рамках национального проекта "Культура" в сентябре 2020 года на базе юношеской библиотеки "Ровесник" открыта первая в Республике Хакасия и городе Абакане модельная библиотека. Модельная библиотека - многофункциональное учреждение, предлагающее новые формы информационного и культурно-досугового обслуживания, образования и самообразования, музейной и выставочной деятельности, межличностной и деловой коммуникации. В ней используются автоматизированные системы, подключенные к ресурсам национальной электронной библиотеки, оборудована станция самостоятельной книговыдачи, внедрены электронные читательские билеты и другие современные информационные технологии, повышающие доступность услуг как для рядовых пользователей, так и для маломобильных категорий горожан.
Также на территории города за анализируемый период было введено в эксплуатацию новое здание Хакасского национального краеведческого музея имени Л.Р. Кызласова и проведена реконструкция здания Русского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова.
Отдельного внимания заслуживает работа Абаканской картинной галереи имени Ф.Е. Пронских. Если за анализируемый период рост численности посетителей всех учреждений музейного типа составил 23,5%, то в Абаканской картинной галерее имени Ф.Е. Пронских он составил 34,1%. Число музейных предметов основного фонда картинной галереи выросло с 2497 до 2594 ед., количество музейных предметов, внесенных в электронный каталог учреждения, - с 500 до 550 ед.
Физкультура и спорт. За прошедшие шесть лет одним из главных направлений развития физической культуры и спорта являлось создание условий для укрепления здоровья населения путем развития материально-технической базы, популяризации и пропаганды массового спорта и приобщения различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Количество спортивных сооружений в 2014 - 2019 годах выросло с 208 до 254 ед., что обеспечило рост уровня фактической обеспеченности населения от нормативной потребности: спортивными залами - с 44,8% до 50%, плавательными бассейнами - с 7,1% до 18%. Единовременная пропускная способность объектов спорта увеличилась с 7988 до 9276 чел. В 2020 году был введен в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс "Тепсей", завершено строительство спортзала по ул. Кедровая, а также до конца года будут построены Центр настольного тенниса и футбольное поле с искусственным покрытием в Парке культуры и отдыха. Строительство перечисленных объектов осуществлялось, в основном, за счет средств бюджета города. Однако, благодаря участию в федеральном проекте "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография", были получены средства, необходимые на завершение строительства и приобретение оборудования для указанных объектов.
Выполнены основные работы по строительству легкоатлетического манежа "Спорткомплекса имени Н.Г. Булакина". В 2019 году в рамках Национального конкурса "Арена" спорткомплекс был признан лучшим многофункциональным спортивным комплексом в Российской Федерации.
Укрепление материально-технической базы в сфере физкультуры и спорта привело к увеличению количества систематически занимающихся физкультурой и спортом с 44045 в 2014 году до 73266 чел. в 2019 году. Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составила 45,1%, при этом доля лиц с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физической культурой и спортом, выросла с 13% до 19,3%.
С каждым годом в городе Абакане растет популярность занятий физической культурой, спортивно-оздоровительного досуга, все больше желающих заниматься спортом. Количество ежегодно проводимых физкультурно-спортивных мероприятий выросло с 520 до 635 ед.
В городе Абакане развита сеть учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, количество данных учреждений на 01.01.2020 составило 16 ед., из них 9 - это муниципальные учреждения. Целенаправленная работа тренеров, улучшение качества условий спортивной подготовки по ряду видов спорта привело к увеличению количества подготовленных спортсменов-разрядников в спортивных школах с 1772 до 1882 чел.
Здравоохранение. Здравоохранение города Абакана представлено государственными и частными медицинскими организациями. На территории города функционируют 14 государственных медицинских организаций: 5 больниц (Республиканская клиническая больница им Г.Я. Ремишевской, Республиканская клиническая офтальмологическая больница им. Н.М. Одежкина, Республиканская клиническая психиатрическая больница, Республиканская клиническая инфекционная больница, Абаканская межрайонная клиническая больница), 4 диспансера (Республиканский клинический наркологический диспансер, Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер, Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер и Республиканский клинический онкологический диспансер), 2 поликлиники (Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника, Республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД), 2 учреждения детства и родовспоможения (Республиканская детская клиническая больница, Республиканский клинический перинатальный центр) и станция скорой медицинской помощи. Кроме того, осуществляют деятельность 5 учреждений особого типа (Республиканский медицинский информационно-аналитический центр, Республиканский центр крови, Республиканский центр медицины катастроф, Республиканский центр общественного здоровья и медицинской профилактики, Республиканское клиническое бюро судебно-медицинской экспертизы), а также муниципальное предприятие "Стоматолог" и 118 частных центров и медицинских кабинетов.
Количество больничных коек по сравнению с 2014 годом увеличилось на 33 единицы и составило 2113 ед.
Численность врачей, работающих в медицинских организациях всех форм собственности, в 2019 году составила 1090 чел., численность среднего медицинского персонала - 2353 чел. С 2014 года численность врачей увеличилась на 163 чел., а численность среднего медицинского персонала - на 226 человек.
Положительно можно оценить рост обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом на 10000 населения с 52,8 и 121,2 чел. в 2014 году до 58,9 и 127,1 чел. в 2019 году, а также рост числа амбулаторных посещений на 9,0% и числа профилактических посещений (с учетом посещений на дому) на 11,3%.
В анализируемом периоде завершено строительство и сданы в эксплуатацию два лечебных корпуса ГБУЗ РХ "Республиканская клиническая больница имени Г.Я. Ремишевской", здание лечебного корпуса для размещения магнитно-резонансного томографа с теплым переходом в ГБУЗ РХ "Абаканская межрайонная клиническая больница", открыт Республиканский клинический перинатальный центр на 150 коек. В рамках национального проекта "Здравоохранение" в 2020 году начаты реконструкция здания лечебного корпуса ГБУЗ РХ "Республиканская клиническая больница имени Г.Я. Ремишевской", строительство радиологического и хирургического корпусов на базе ГБУЗ РХ "Республиканский клинический онкологический диспансер".
Работа с молодежью. В городе Абакане успешно действуют различные общественные молодежные объединения, направленные на самореализацию молодежи. Количество детских и молодежных клубных формирований, действующих на базе муниципальных учреждений культуры и спорта, в 2019 году составило 150 ед. Ежегодно в Абакане проводится более 10 городских мероприятий, фестивалей, конкурсов для молодежи, реализуется более 60 проектов различной направленности (социально значимых, добровольческих, информационных, обучающих и других), в которых участвует около 7 тыс. молодых людей.
Одним из основных направлений работы с молодежью стало добровольческое движение. Волонтерские проекты находят поддержку в рамках Городского конкурса социальных проектов "Молодежная инициатива", который ежегодно проводится в Абакане.
Большое внимание уделялось работе с молодыми людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. За период с 2014 по 2019 годы было проведено более 50 мероприятий, направленных на социальную интеграцию молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, ежегодно более 200 молодых людей данной категории становится участниками этих мероприятий.
Все большую значимость приобретает информационное направление в работе с молодежью. Основными информационными каналами стали многопользовательские сайты и социальные сети в сети "Интернет". Ежегодно здесь размещаются около 100 публикаций социальной направленности - по вопросам профилактики асоциальных явлений и популяризации здорового образа жизни, патриотического воспитания, ценностей семьи. Здесь же публикуется актуальная информация: афиши и анонсы о событиях в сфере молодежной политики, проводятся интернет-опросы, акции.
Социальная поддержка населения. Социальная поддержка населения города Абакана представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, координацию работы по обеспечению условий доступности объектов и услуг для маломобильных граждан и инвалидов города Абакана.
В 2019 году количество граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания, составило 49793 чел., что на 4,1% больше, чем в 2014 году. Объем средств, израсходованных на реализацию всех мер социальной поддержки населения, ежегодно увеличивался на 9,2% и в 2019 году составил 7342,1 тыс. руб.
Число семей, получавших субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за рассматриваемый период увеличилось на 93,1% и составило в 2019 году 2226 ед. Объем средств, предусмотренных на предоставление социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в 2019 году составил 36261,9 тыс. руб., что на 56,6% больше, чем в 2014 году.
Жилищное строительство. Улучшение жилищной обеспеченности населения является одним из основных направлений развития города.
На 01.01.2020 общая площадь жилых помещений жилищного фонда города составила 5309200 кв. м. За последние шесть лет было введено 1215200 кв. м, или 23% от общей площади жилищного фонда города.
В результате строительства многоквартирных и индивидуальных жилых домов, а также домов блокированной застройки средний уровень обеспеченности жильем в городе Абакане повысился и за 2019 год составил 28,42 кв. м на одного жителя, тогда как в 2014 году он составлял 23,23 кв. м.
В целях развития жилищного строительства более 25 лет назад в городе была создана Некоммерческая организация "Муниципальный жилищный фонд города Абакана", эффективная деятельность которой позволяет косвенно сдерживать рост цен на рынке жилья, формируя конкурентную среду.
В 2019 году в числе лидеров по введению в эксплуатацию законченных строительством многоквартирных жилых домов в городе Абакане - три известные строительные компании, на их долю приходится 49,9% от всей площади многоквартирного жилья, введенного в городе за прошедший год, а именно: НО "Муниципальный жилищный фонд города Абакана", ООО "Трансстрой" и ООО "УКС "Жилстрой".
Жилищно-коммунальное хозяйство. Жилищно-коммунальное хозяйство города направлено на удовлетворение потребностей населения в электро-, газо-, тепло-, водоснабжении, водоотведении, очистке сточных вод. Функции жизнеобеспечения города осуществляют 7 частных организаций и 2 муниципальных предприятия.
В рассматриваемом периоде произошло увеличение протяженности сетей коммунальной инфраструктуры, так, по состоянию на 01.01.2020 протяженность:
- тепловых сетей города составила 198,9 км, что на 21,7 км больше, чем в 2014 году;
- сетей водоснабжения - 266,1 км, что на 19,7 км больше, чем в 2014 году;
- сетей водоотведения - 290,6 км, что на 8,6 км больше, чем в 2014 году.
Протяженность электрических сетей за анализируемый период увеличилась на 97 км и составила 1243,0 км.
По-прежнему актуальной остается проблема высокого уровня износа ранее построенных городских инженерных сетей, как электроснабжения, так и тепловодоснабжения. Необходимо системное проведение мероприятий по реконструкции и замене существующих магистральных сетей с критическим сроком эксплуатации и высокой степенью износа.
С 2020 года город участвует в реализации мероприятий по стимулированию программ жилищного строительства регионального проекта Республики Хакасия "Жилье". В рамках данного проекта осуществляется строительство магистрального водопровода протяженностью 1400 метров в жилом районе "Арбан", что является одним из этапов развития системы водоснабжения и водоотведения данного района.
Для развития системы теплоснабжения города Абакана было заключено концессионное соглашение с ООО "Южно-Сибирская теплосетевая компания", в рамках которого муниципалитет передал тепловые сети в пользование на 15 лет до 2033 года. По условиям соглашения, ООО "ЮСТК" обязано в течение всего срока эксплуатации объектов теплосетевого хозяйства проводить ремонт и реконструкцию существующих, а также строительство новых сетей по согласованию с муниципальными и региональными властями. За весь срок реализации концессионного соглашения в модернизацию и строительство новых теплотрасс в Абакане, помимо основной ремонтной программы, будет вложено 340 млн руб.
Развитие улично-дорожной сети. Одним из главных факторов обеспечения комфортного и экологического благополучия города является развитие улично-дорожной сети.
На базе МБУ "Абаканская служба благоустройства" создан "Центр мониторинга и управления средствами организации управления дорожным движением". В рамках данной системы реализованы мероприятия по организации "зеленой волны" на семи магистральных улицах города Абакана.
В рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в 2019 году были проведены работы по реконструкции и капитальному ремонту участков улиц Пушкина, Советская, Итыгина, Щетинкина, Некрасова, Дружбы Народов, Гагарина, Крылова и Тараса Шевченко. Общая протяженность отремонтированных дорог составила 10,647 км.
В 2020 году реализация проекта продолжается, осуществляется выполнение ремонтных работ на дорогах общей протяженностью 8,331 км по улицам Пушкина, Центральная, Литвинова, Фабричная, Розы Люксембург, Павших Коммунаров и Некрасова.
В анализируемом периоде общая протяженность улично-дорожной сети города Абакана увеличилась с 364,5 до 382,5 км, в том числе дорог с твердым покрытием - с 244 до 261,4 км. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования снизилась с 30% до 26,4%.
Одной из основных проблем городской транспортной сети уже на протяжении многих лет остается низкая пропускная способность существующего виадука на ул. Мира, обеспечивающего связь между жилыми районами южной и северной частей города. По данному направлению необходимо завершить работу по изъятию участков, прилегающих к данному путепроводу и попадающих в зону реконструкции с целью его расширения.
Городской транспорт. В настоящее время в городе сформирован рынок городских транспортных услуг по перевозке пассажиров, на котором действуют два вида транспорта: автомобильный и наземный электрический транспорт.
За анализируемый период в городе была оптимизирована маршрутная сеть путем отмены неэффективных маршрутов и усиления маршрутов повышенного спроса. Это позволило снизить максимальный интервал движения транспортных средств с 55 мин. в 2014 году до 37 мин. в 2019 году и охватить регулярным автобусным сообщением все районы города.
Маршрутная сеть для транспорта общего пользования состоит из 45 сводных городских маршрутов общей протяженностью 520,5 км: 34 - автобусных маршрута общей протяженностью 428,6 км и 11 - троллейбусных общей протяженностью 91,9 км.
Повышение регулярности движения обеспечивается централизацией и автоматизацией диспетчерского управления движением с применением навигационной системы диспетчерского контроля ГЛОНАСС.
Для города Абакана актуальным остается вопрос обновления подвижного состава городского транспорта, в первую очередь, данная проблема актуальна для автобусных перевозок. Необходим переход на применение на городских автобусных маршрутах современных низкопольных автобусов. Преимущества низкопольных автобусов очевидны - удобство посадки и высадки, увеличенная по сравнению с обычными автобусами пассажировместимость, а следовательно, и увеличенная емкость маршрута. Кроме того, они комфортабельнее, а некоторые модели могут "приседать" на остановках, что облегчает вход и выход пассажиров (это сокращает время остановок и простоев).
В части перевозок, осуществляемых электротранспортом, уже удалось достичь определенных результатов. Так, с целью повышения уровня комфортабельности передвижения пассажиров в 2015 - 2016 годах были приобретены 4 новых низкопольных троллейбуса. В 2018 году были приобретены 5 низкопольных троллейбусов с увеличенным автономным ходом (электробусы), что позволило увеличить количество маршрутов движения троллейбусов.
Благоустройство. Улучшение качества городской среды связано с реализацией комплекса проектов по повышению уровня комфортности общегородского пространства - благоустройство и озеленение улиц, создание и развитие пешеходных зон и открытых публичных площадок, оптимизация внутригородских транспортных коммуникаций, строительство новых объектов досуга и отдыха (как универсальных, так и тематических). На территории города находятся 6 парков, 20 скверов и одна набережная.
За анализируемый период прирост протяженности асфальтового покрытия тротуаров составил 9,5 км.
В рамках федеральной программы "Формирование комфортной городской среды" в 2017 - 2020 годы благоустроено 120 дворов, на эти цели было затрачено более 130 млн руб., это средства всех уровней бюджета - федеральные, региональные и городские, а также средства собственников помещений в многоквартирных жилых домах.
Благоустроено 15 территорий, которые являются наиболее посещаемыми горожанами местами, а также местами массового отдыха населения на территории города Абакана. Это и большие парки и скверы: "Баранка", "Комсомольский", "Сквер "На Крылова", и небольшие, но востребованные территории, например, возле детских садов и школ.
Для благоустройства города привлекаются не только бюджетные, но и внебюджетные средства, которые вкладываются в создание комфортных и безопасных уголков в городе. Так были построены скверы "Кораблик" и "Строителей", а также трансформируется Парк культуры и отдыха - самая большая зона для отдыха горожан.
В городе Абакане ежегодно производится посадка деревьев и кустарников, количество которых с каждым годом увеличивается. Так, если в 2014 году было высажено 297 деревьев, то в 2019 году - 1975 деревьев. В 2020 году Администрация Абакана приступила к реализации долгосрочного проекта по формированию лесопарковых зон, в ходе первого года реализации проекта высажено около 9000 деревьев. Кроме того, ежегодно производится уход за газонами, посадка цветов в клумбы, кашпо, корзины, ландшафтное оформление деревьев и кустарников, санитарное удаление деревьев.
Общественная безопасность и правопорядок. В 2014 - 2019 годы динамика уровня общественной безопасности и правопорядка носила положительный характер. Так, количество зарегистрированных преступлений ежегодно снижалось на 4,7%, а количество зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий на 4,1%. При этом необходимо отметить, что это результат не только успешной работы органов правопорядка, но и повышения гражданской сознательности жителей города. Об этом свидетельствуют рост численности участников общественных формирований правоохранительной направленности (ежегодный рост 3,4%) и снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними (ежегодное снижение 12,3%).
Кроме того, на снижение уровня преступности оказала влияние деятельность Администрации города по улучшению качества дорог, совершенствованию системы уличного освещения и общественных пространств, а также работа по профилактике правонарушений, в том числе среди несовершеннолетних.
Экология. Техногенная ситуация в городе в рассматриваемом периоде оставалась стабильной, чего нельзя сказать об экологической ситуации. В связи с угольной генерацией на городской ТЭЦ, наличием угольных разрезов вблизи города и печного отопления индивидуальных жилых домов, а также с ростом автомобилизации населения произошло увеличение выбросов вредных веществ в атмосферу, что привело к загрязнению воздуха, усиленному неблагоприятной розой ветров. Еще одной экологической проблемой города Абакана до сих пор остается утилизация твердых коммунальных отходов, объем которых ежегодно возрастает.
Необходимо отметить низкий уровень внедрения в систему жилищно-коммунального хозяйства, инфраструктурного и транспортного обеспечения города энергоэффективных, экологически безопасных и иных инновационных технологий и практически полное отсутствие газовой генерации тепловой и электрической энергии.
Промышленность. Абакан - динамично развивающийся и растущий город, имеющий высокий инвестиционный потенциал и уникальный облик.
Для проведения объективной оценки развития промышленности города Абакана в 2014 - 2019 годах были использованы данные по полному кругу предприятий.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами промышленности города Абакана за 2014 - 2019 годы по полному кругу предприятий представлен на рисунке 1.2 (не приводится).
Рисунок 1.2. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами промышленности по полному кругу предприятий
Рисунок не приводится
По данным рисунка 1.2 можно сделать вывод, что развитие промышленности города Абакана в 2014 - 2019 годах характеризуется неустойчивым положительным трендом. За анализируемый период промышленность города росла со среднегодовым темпом роста 4,4%. Снижение темпа роста промышленности в 2019 году было вызвано перерегистрацией крупного предприятия по добыче полезных ископаемых в другом населенном пункте, вследствие чего произошло снижение объема отгруженных товаров собственного производства по данному виду деятельности на 75,5%.
Структура промышленного производства города Абакана за анализируемый период изменилась незначительно. Снизились доли обрабатывающих производств на 3,5% и добычи полезных ископаемых на 0,5%, а доли "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" и "водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" увеличились, соответственно, на 1,9% и 2%.
В рассматриваемом периоде наиболее динамично развивался вид деятельности "водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений", среднегодовой темп роста продукции которого составил 18,3%. Несмотря на спад в 2017 и 2018 годах, среднегодовой темп роста вида деятельности "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" составил 5,1%. Снижение объема отгруженных товаров собственного производства по виду деятельности "обрабатывающие производства" в 2018 году на 4,3% привело к тому, что его среднегодовой темп роста составил только 2,6%.
В пищевой промышленности активно и плодотворно работают предприниматели и организации с брендами, известными не только в городе Абакане и Республике Хакасия, но и в других регионах: АО "Аян", "Завод Алешина", "ПРОХА", "Малинники", "Сладкарница" и другие. Развита сеть предприятий по переработке и консервированию овощей и грибов, действует тепличный комплекс "Воскресенский".
Малое и среднее предпринимательство. Оценка развития предпринимательства в городе Абакане в 2014 - 2019 годах неоднозначна. С одной стороны, количество юридических лиц снизилось с 6430 ед. в 2014 году до 4726 ед. в 2019 году. Снижение данного показателя свидетельствует, скорее, о возросшей конкуренции, чем о негативном развитии предпринимательства в городе. Подтверждением данного вывода является количество индивидуальных предпринимателей и рост объема отгруженных товаров собственного производства юридических лиц.
Количество индивидуальных предпринимателей в течение анализируемого периода колебалось и в среднем составляло 6751 ед., а количество вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей - 1058 ед.
Отраслевая структура малых предприятий города Абакана по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала остается наиболее предпочтительной для малого бизнеса.
В городе сформирована комплексная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, позволяющая оказать всестороннюю поддержку: Муниципальный фонд развития предпринимательства, Фонд развития Республики Хакасия, Гарантийный фонд - микрокредитная компания Республики Хакасия. В 2019 году на территории города открылся центр "Мой бизнес".
Потребительский рынок. Развитие потребительского рынка определяется платежеспособным спросом населения и оценивается разнообразием предприятий, работающих на потребительском рынке, а также показателями оборота розничной торговли и объемом реализации платных услуг населению (в том числе бытовых).
На территории города по состоянию на 01.01.2020 осуществляют свою деятельность: 1891 торговое предприятие, 388 организаций общественного питания, 384 учреждения, оказывающих бытовые услуги, 299 парикмахерских, 39 бань, 166 станций технического обслуживания и 52 автозаправочные станции.
Развитие розничной торговли и платных услуг населению в городе Абакане на протяжении рассматриваемого периода характеризовалось положительной динамикой. Среднегодовой темп роста с 2014 по 2019 годы составил по обороту розничной торговли 5,4%, по объему реализации платных услуг населению - 5,7%.
Инвестиции в основной капитал. Одним из факторов, повлиявших на неустойчивость экономического роста реального сектора экономики города Абакана, являются инвестиции в основной капитал. За шесть лет в экономику города было вложено более 50 млн руб. частных инвестиций. Самый значительный объем инвестиций в экономику был вложен организациями всех форм собственности в 2014 году (16,4 млн руб.), самый низкий уровень инвестиций в основной капитал - в 2017 году (5,3 млн руб.).
Снижение инвестиционных вложений в экономику города, по мнению субъектов бизнеса, связано с ограничением доступности кредитных ресурсов, недостаточным объемом собственных финансовых средств организаций и инвестиционными рисками.
В 2018 - 2019 годах наблюдался существенный рост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования. Общий объем инвестиций в основной капитал за 2019 год составил 7055,3 млн руб.
Туризм. Город Абакан обладает достаточной транспортной инфраструктурой для развития туризма - международный аэропорт, железнодорожный и автовокзал. В городе расположено 16 гостиниц, что на 23,1% больше, чем в 2014 году, а число мест в гостиницах составило 845, увеличившись за шесть лет на 51,1%.
На территории города находятся привлекательные для туристов объекты: Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова, музей истории Красноярской железной дороги на станции Абакан, музей природы заповедника "Хакасский", Абаканская картинная галерея имени Ф.Е. Пронских, Абаканский зоопарк. Большой интерес представляют парки ландшафтного искусства "Сады мечты" и "Вдохновение", а также многочисленные скульптуры и малые архитектурные формы.
В сети "Интернет" город Абакан как туристический центр освещается на туристических порталах "Tripadvisor", "Trippo", "kudarf" и других.
Рынок труда. Среднегодовая численность занятых в экономике города Абакана за период с 2014 по 2019 годы возросла на 38,4%. В 2018 и 2019 годах она оставалась относительно стабильной на уровне 83,9 тыс. чел.
Среднесписочная численность работников организаций города Абакана (без субъектов малого предпринимательства) в 2019 году снизилась на 10,2% к уровню 2014 года и составила 59,4 тыс. чел. При этом численность работников списочного состава малых предприятий увеличилась в 2019 году в 1,5 раза по сравнению с 2014 годом.
Уровень безработицы за весь анализируемый период сохранялся на уровне 4,6%, а зарегистрированной безработицы - 1,5%.
В 2019 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников во всех организациях города Абакана выросла по сравнению с 2014 годом на 30,9% и составила 47258,6 руб. Реальная заработная плата (с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению) увеличилась на 39,8%.
Муниципальный сектор экономики. В муниципальной собственности находятся и функционируют 9 муниципальных предприятий, 111 муниципальных учреждений и 2 муниципальных фонда. Кроме того, город Абакан является учредителем в 12 хозяйственных обществах и принимает участие в управлении ими. Муниципальный сектор экономики города Абакана представлен муниципальными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, здравоохранения, СМИ и муниципальными учреждениями образования, культуры, спорта, благоустройства, строительства и сферы торговли и услуг, на которых занято более 9500 чел.
Общая стоимость имущества, находящегося в муниципальной собственности, составляет более 20 млрд рублей.
Имущество муниципальной казны, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, преимущественно используется для передачи его в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, выступая одним из факторов обеспечения их нормального функционирования на территории города.
Финансово-хозяйственная деятельность муниципальных организаций и обществ с долей участия муниципалитета на протяжении анализируемого периода, в целом, характеризуется положительно.
Муниципальные услуги. Повышение качества и доступности муниципальных услуг является одним из важных направлений системы управления городом и осуществляется через стандартизацию и регламентацию муниципальных услуг, перевод муниципальных услуг на предоставление их в электронной форме, организацию межведомственного взаимодействия при предоставлении муниципальных услуг и предоставление муниципальных услуг по принципу "одного окна".
В 2014 - 2019 годах проведена работа по стандартизации и регламентации муниципальных услуг, и к 2020 году доля утвержденных административных регламентов предоставления муниципальных услуг составила 100%.
Одним из принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность их получения в разных формах: традиционной, через многофункциональные центры и электронной.
Наиболее успешным опытом предоставления услуг в анализируемом периоде было получение услуг в режиме "одного окна", когда заявитель общается не с чиновником, а с сотрудником фронт-офиса, который принимает документы и, при необходимости, оказывает консультации по получению услуг. Режим "одного окна" реализуется в многофункциональном центре по оказанию государственных и муниципальных услуг.
Перспективным направлением в сфере предоставления муниципальных услуг является их перевод в электронный вид, так, к 2020 году 26% муниципальных услуг были переведены в электронную форму.
Степень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, оказываемых непосредственно органами местного самоуправления города Абакана, в 2019 году составила 92%.
Муниципальный заказ. Повышению эффективности расходования бюджетных средств способствует система муниципальных закупок. Организация и координация работы системы муниципального заказа осуществляется через уполномоченный орган, который взаимодействует со 111 заказчиками.
По результатам национального рейтинга прозрачности закупок в 2019 году город Абакан занял 14-е место среди 86 государственных заказчиков муниципального уровня, получив оценку "Высокая прозрачность", поднявшись по сравнению с прошлым годом на 11 позиций. Среди городов Сибирского федерального округа впереди только Новосибирск, опередивший наш город лишь на две позиции.
Муниципальные финансы. Анализируемый период характеризовался увеличением доходов бюджета города Абакана. Доходы в среднем за год увеличивались на 6,3%. В 2019 году доходы бюджета составили 5204,1 млн руб., что на 1376,4 млн руб. больше, чем в 2014 году, или на 36%. При этом отмечается стабильная динамика расходов бюджета города Абакана - среднегодовой темп роста составил 6,7%, что на 0,4% больше, чем темп роста доходов. В 2019 году расходы бюджета составили 5515,7 млн руб., что на 1528,1 млн руб. больше, чем в 2014 году, или на 38,3%.
Уровень финансовой самостоятельности города Абакана, измеряемый долей собственных доходов в общей величине доходов, в среднем составил 60,4%.
Повышение эффективности использования ограниченных бюджетных средств обусловлено применением программно-целевого подхода. В 2014 - 2019 годы в городе действовали 14 муниципальных программ, направленных на поддержку социально и стратегически значимых направлений развития города.
Территориальные органы самоуправления. Территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) в городе Абакане осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
Всего на территории города Абакана за период с 1998 года создано 7 территориальных органов общественного самоуправления в жилых районах города: "Нижняя Согра", "Полярный", "Гавань", "Западный", "Южный", "Юго-Западный" и "Красный Абакан". Общее количество жителей города, проживающих на территории этих районов, по состоянию на 01.01.2020 - 88,5 тыс. чел.
Основным показателем деятельности ТОС является увеличение числа жителей, принимающих участие в мероприятиях, организованных и проводимых активами ТОС в процессе осуществления своих непосредственных функций. Об активном участии населения в городских мероприятиях свидетельствует количество организованных ТОС культурно-массовых праздников как совместно с Администрацией города Абакана, так и самостоятельно. В 2019 году было проведено порядка 300 мероприятий с общим количеством участников 34396 чел.
С увеличением многообразия проводимых активами ТОС мероприятий в сфере культуры, спорта и досуга заметно уменьшилось количество обращений граждан к органам местного самоуправления по этим вопросам. Вместе с тем, увеличивается количество обращений по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территорий жилых районов.
Ежегодно увеличивается количество жителей, принимающих активное добровольное участие в двухмесячниках по благоустройству территории города Абакана в весенний и осенний периоды.
Основным критерием, который характеризует деятельность органов местного самоуправления, является удовлетворенность населения этой деятельностью. За анализируемый период средняя оценка поддержки Главы города Абакана составляет 72,2%. Выше степень удовлетворенности населения только жилищно-коммунальными услугами (80,6%). Удовлетворенность населения организацией транспортного обслуживания тоже достаточно высокая (72,0%). Менее всего жители города удовлетворены качеством автомобильных дорог (56,8%).
Место города Абакана в Сибирском федеральном округе. Город Абакан играет важную роль в социально-экономическом развитии Республики Хакасия и Сибирского федерального округа.
Сравнительный анализ социально-экономического развития региональных центров Сибирского федерального округа позволяет определить место города Абакана среди столиц Сибирского федерального округа.
Несмотря на то, что город Абакан по численности его жителей не относится к числу крупных городов и располагается по данному показателю на 8 месте, его позиции по отдельным удельным показателям позволяют говорить о достаточно высоком уровне социально-экономического развития города.
Показатели социально-экономического развития региональных центров Сибирского федерального округа за 2019 год представлены на рисунке 1.3 (не приводится).
Рисунок 1.3. Показатели социально-экономического развития региональных центров Сибирского федерального округа за 2019 год
Рисунок не приводится
1.2. Результаты оценки уровня социально-экономического развития города Абакана на базе опроса жителей
Целью проведения интернет-опроса была оценка жителями уровня социально-экономического развития города в период с 2014 по 2019 годы, выявление его проблем и определение основных стратегических направлений развития. Опрос был проведен в августе 2020 года, в нем приняло участие 2515 жителей города.
В целом жители положительно оценили развитие города Абакана в анализируемый период. Об этом свидетельствует то, что большинство респондентов не планирует переезд в другой город и проживает в городе 20 лет и более (63% от всех опрошенных) (рисунок 1.4 - не приводится).
Рисунок 1.4. Вопрос "Насколько комфортно Вы в целом чувствуете себя в городе Абакане?"
Рисунок не приводится
Были даны оценки таким областям жизнедеятельности людей, как образование (дошкольное, общее и дополнительное), культура и искусство, физическая культура и спорт, IT-сфера, медицинское обслуживание и система ЖКХ, экология, жилищная застройка и архитектура, состояние дорожно-транспортной сети, малое и среднее предпринимательство.
Максимально положительные оценки получили области ЖКХ, а именно "водоснабжение", "теплоснабжение" и "энергообеспечение". Наряду с ними высоко оценена область "дошкольного образования", "физическая культура и спорт", "торговля и общественное питание", "культура и искусство", а также "общее образование" и "жилищная застройка и архитектура". Среднюю оценку получили "освещение улиц" города, "информационно-вычислительное обслуживание", "безопасность", "состояние дорожно-транспортной сети". Низкие оценки получила область "малое и среднее предпринимательство". Нижние позиции рейтинга занимают "экологическая обстановка" и "медицинское обслуживание" - данные области больше всех получили неудовлетворительные оценки.
Основные достоинства города Абакана, отмеченные жителями города, представлены на рисунке 1.5 (не приводится).
По мнению жителей, к основным достоинствам города относятся "парковые зоны и фонтаны" (72,2%), "спокойный и размеренный образ жизни" (63,9%) и его компактность (57%).
Рисунок 1.5. Вопрос "Каковы, по Вашему мнению, достоинства города Абакана?"
Рисунок не приводится
Город является многонациональным и поликонфессиональным, и с этой точки зрения весьма важно, что "отсутствие межнациональных конфликтов" также отметили среди достоинств города 34,4% принявших участие в опросе лиц.
"Туристическую привлекательность" в настоящий момент в качестве достоинств отмечает 20,3%.
В варианте "Другое" опрашиваемые указывали на географическое положение города с разнообразным природным ландшафтом, на удобство и комфорт для семейной жизни, на общественные праздники, которые объединяют всех горожан (День города, День Республики, День России), а также на то, что Абакан является Родиной.
К положительным сторонам они относили высокое качество воды, серьезный подход к системам жизнеобеспечения - тепловодоэнергоснабжению. Особо выделили наличие социально значимых городских объектов - парки, скверы, спортивные сооружения от малых архитектурных форм до спорткомплексов, большие возможности для проведения досуга.
Что касается проблем, которые являются и недостатками города, то на первом месте горожане отмечают "низкий уровень доходов населения" (84,3%). Негативные оценки также получили "высокая стоимость услуг ЖКХ" (62,8%), "некачественные услуги здравоохранения" (58,7%) и "высокая стоимость жилья" (рисунок 1.6 - не приводится).
Рисунок 1.6. Вопрос "Какие проблемы особенно актуальны, на Ваш взгляд, для города Абакана?"
Рисунок не приводится
Вариант "отсутствие водопроводов, канализации, возможностей для благоустройства жилья" горожане поставили на последнее место (4,6% от общего количества ответов), что свидетельствует о достаточно качественной работе ЖКХ города.
На плохие городские дороги указала треть респондентов (36,3%), что также коррелируется с характеристикой областей жизни - "состояние дорожно-транспортной сети" население оценивает скорее отрицательно, чем положительно.
Вопросы городского развития с учетом долгосрочного планирования являются как для горожан, так и для Администрации Абакана важными и требующими особого внимания. Жителям предлагалось ответить на вопрос: "Каких объектов инфраструктуры, по Вашему мнению, не хватает в вашем районе проживания?".
В целом горожане отметили, что не хватает детских площадок (44,8%), ледовой арены (34,6%) и плавательных бассейнов (31,8%).
Анализ объектов инфраструктуры, которые жители хотели бы видеть в своем районе проживания, показал, что такие объекты, как школа и детский сад, не занимают лидирующие желаемые места (кроме района "Красный Абакан") вследствие того, что город уделяет достаточное внимание данным социально значимым объектам. Снижение очереди в детские сады подтверждает данный факт. На первый план были выдвинуты досуговые объекты. Популяризация спорта и здорового образа жизни обуславливают желание горожан видеть в городе больше спортивных залов, открытых детских площадок, ледовую арену.
Отсутствие инфраструктуры для молодежи также беспокоит горожан. Они считают, что городу необходимы именно молодежные досуговые центры, возможно размещение аквапарка и парка аттракционов, увеличение открытых спортивных площадок. Наряду с общественными туалетами респонденты дополнили предложенный им список важных объектов такими объектами, как кафе для художников, коворкинг-центр, скалодром, планетарий, площадки для выгула собак, выставочный зал, велодорожки. Не оставили без внимания и социальные объекты: пандусы, остановочные пункты, учреждения для детей с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата, поликлиники.
Большое значение при проведении опроса имеет определение направлений Стратегии социально-экономического развития города Абакана до 2030 года.
При определении основных стратегических направлений более двух третьих (71%) опрошенных жителей города указали на развитие человеческого капитала. Почти половина (48,3%) указала на сохранение экологии. Вариант "развитие экономики в целом" отметил 41% (рисунок 1.7 - не приводится).
Рисунок 1.7. Вопрос "Цель стратегии, по мнению горожан"
Рисунок не приводится
По мнению опрошенных, курс на развитие человеческого капитала является основным стратегическим направлением: развитие образования, культуры и спорта, поддержка здравоохранения, а также морально-нравственное развитие, толерантное отношение и знание традиций и обычаев народов, населяющих город, позволит создать культурное сообщество с богатой и развитой духовной составляющей. Следствием всего этого являются безопасное и комфортное проживание, развитие экономики.
1.3. Основные направления развития города Абакана до 2030 года
Основные направления социально-экономического развития города Абакана были определены по итогам, полученным в ходе проведения оценки его текущего социально-экономического положения и опроса жителей, а также на основе PEST и SWOT-анализа, проведенных в Прогнозе социально-экономического развития города Абакана на долгосрочный период до 2030 года.
Таким образом, проведенный стратегический анализ позволил оценить имеющиеся ресурсы, его потенциал и конкурентные преимущества, а также недостатки и риски развития города (таблица 1.1).
Таблица 1.1
SWOT-анализ
социально-экономического положения города Абакана
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Стабильные темпы роста населения. Высокая доля трудоспособного населения. Наличие высших учебных заведений, реализующих инновационные образовательные программы. Наличие промышленного потенциала на действующих крупных промышленных предприятиях. Развитая сеть и современные формы предоставления услуг предприятиями розничной торговли, общественного питания, гостиничного бизнеса, туризма и пр. Наличие достаточного потенциала в сфере дорожного строительства, благоустройства города и инженерного обеспечения. Наличие прилегающей к городу рекреационной территории. Развитая сеть образовательных учреждений, обеспечивающих непрерывность и преемственность дошкольного и общего образования, широкий спектр и качество образовательных услуг населению. Высокий уровень качества образования. Развитая инфраструктура дополнительного образования. Высокий уровень организации и разнообразия культурно-досуговых мероприятий для населения. Рост численности граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом |
Значительная дифференциация населения по доходам. Недостаточно высокий уровень кооперации науки, образования и бизнеса. Отсутствие высокотехнологичных, наукоемких производств. Недостаточная покупательская способность населения города. Высокий уровень конкуренции для местных предпринимателей со стороны федеральных торговых сетей. Угольная генерация на городских ТЭЦ и угольное отопление индивидуальных жилых домов. Недостаточно модернизированная материально-техническая база учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта. Увеличение численности граждан, нуждающихся в социальной поддержке. Низкий уровень цифровизации государственных и муниципальных услуг |
Возможности |
Угрозы |
Рост продолжительности жизни и рождаемости. Приток квалифицированных специалистов в связи с реализацией крупных инвестиционных проектов. Создание и развитие регионального научно-образовательного центра. Возможность выхода промышленных предприятий города на новые перспективные рынки. Развитие новых форматов торговли, общественного питания, продвижения услуг, связанное с развитием информационных технологий. Постепенный перевод промышленных объектов и частичный перевод жилого сектора на газовую генерацию. Развитие зеленого пояса и рекреационных зон отдыха в черте и вокруг города Абакана. Формирование активной цифровой образовательной среды в сфере образования и развитого сектора высокотехнологичных услуг в сфере здравоохранения |
Наличие скрытой безработицы и занятости населения. Отток абитуриентов с наиболее высокими баллами по единому государственному экзамену в другие регионы России. Низкая доля предприятий, занимающихся научными исследованиями и разработками. Отсутствие тесного сотрудничества крупных предприятий с малым бизнесом. Вытеснение местных торговых сетей, объектов общественного питания, сферы услуг крупными федеральными сетями. Вытеснение из розничных сетей продукции местных товаропроизводителей. Длительные периоды неблагоприятных метеорологических условий. Недостаточное количество очистных сооружений и их неэффективная работа. Дефицит квалифицированных кадров |
Таким образом, исходя из оценки имеющихся ресурсов города, его потенциала и конкурентных преимуществ, можно сделать вывод о том, что перспективными направлениями развития Абакана являются:
1. Благополучие людей и создание возможностей для самореализации и развития талантов.
2. Комфортная и безопасная среда для жизни.
3. Формирование экономики будущего.
4. Совершенствование системы управления городом в условиях цифровой трансформации.
Только комплексная реализация всех обозначенных стратегических направлений будет способствовать дальнейшему эффективному развитию города Абакана.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.