Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Пространственное развитие территории города Абакана
2.1. Анализ тенденций и проблем пространственного развития территории города Абакана
В условиях современной реальности управление земельными ресурсами городского округа является неотъемлемой частью стратегии социально-экономического развития и обязательным элементом в системе управления городом.
Генеральный план города Абакана утвержден Решением Совета депутатов г. Абакана от 18.03.2014 N 87. Градостроительная документация - это основа всех принимаемых решений по формированию земельных участков, определению их разрешенного использования, а также обеспечению системности решения вопросов развития территории.
При определении направлений пространственного развития территории города Абакана основополагающее значение имеют факторы сложившихся условий землепользования и особенности правового режима использования территории, требующие детального анализа.
Границы города Абакана практически не изменились с 1995 года и имеют естественные территориальные ограничения, сдерживающие распространение городской застройки. На севере города - аэропорт с соответствующими зонами безопасности. С юга и юго-запада - река Абакан, а с северо-востока - пойма Енисея. С юго-востока за чертой города начинается горный рельеф. Также город окружают усадебная застройка, относящаяся к соседним муниципалитетам, и промышленные зоны (рисунок 2.1).
По результатам проведенных землеустроительных работ общая уточненная площадь территории города составила 11277 га.
Градостроительным и земельным законодательством определен основополагающий механизм - зонирование территории, устанавливающий как существующий правовой режим земельных участков и условия застройки, так и перспективное развитие территории.
Управление земельными ресурсами города является сложным и многогранным процессом и должно отвечать задаче эффективного и рационального использования земли, устойчивого развития города. Модель развития системы земельных отношений города Абакана регулярно корректируется и адаптируется к современным факторам. Такие изменения обусловлены экономическим развитием и изменением градостроительной ситуации в городе Абакане, но, прежде всего, нормативно-правовой базой, благодаря совершенствованию которой реализуются новые, более современные и прогрессивные проекты.
С позиции установленных видов разрешенного использования территория города Абакана представлена земельными участками, отраженными на рисунке 2.2.
Рисунок 2.1. Границы муниципального образования город Абакан
Рисунок 2.2. Структура земель города по видам использования
Рисунок не приводится
Распределение земельных участков города Абакана по правовой принадлежности земли отражено на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3. Структура земель города по правовой принадлежности
Рисунок не приводится
Правилами землепользования и застройки города Абакана выделены территории, составляющие земли производственного назначения, в специальные территориальные зоны, представленные Ташебинским, Западным, Согринским и Подсиненским промышленными узлами. Общая площадь таких территорий составляет порядка 2000 га. В основной своей массе землепользование таких территорий уже сложилось, и разработанные проекты планировки и проекты межевания позволили определить свободные от застройки земельные участки, которые возможно предоставить с торгов для строительства производственных объектов. Общее количество свободных земельных участков, расположенных в данных промышленных узлах, составляет порядка 40 единиц ориентировочной общей площадью 50 га.
Ограниченность земельных ресурсов является сдерживающим фактором и для жилищного строительства. Выходом из данной ситуации стало практическое применение предусмотренного Градостроительным кодексом Российской Федерации такого способа управления территорией города как комплексное и устойчивое развитие территории, что позволяет осуществить:
- снос существующих ветхих и аварийных многоквартирных домов, не отвечающих современным требованиям к качеству проживания;
- обеспечение горожан благоустроенными жилыми помещениями;
- застройку территории в соответствии с современными требованиями;
- улучшение социальных и экономических параметров жилищного фонда, снижение затрат на поддержание, ремонт и эксплуатацию жилищного фонда;
- реконструкцию и развитие систем инженерной, социальной, коммунально-бытовой инфраструктур.
В настоящее время комплексное развитие территорий реализуется по целому ряду направлений. Прежде всего, это мероприятия по развитию застроенных территорий, которые основываются на признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу либо на утвержденных представительным органом местного самоуправления муниципальных адресных программах по сносу, реконструкции многоквартирных домов.
В городе Абакане направление по развитию застроенных территорий, занятых аварийной малоэтажной многоквартирной застройкой (до трех этажей включительно), датируемой первой половиной XX века и имеющей значительный уровень износа, было взято в 2010 году.
Первой территорией, в отношении которой была использована данная процедура, стали два признанных аварийными и подлежащими сносу многоквартирных дома N 93 и N 95 по ул. Маршала Жукова. Проект полностью реализован в декабре 2017 года, и на месте малоэтажной застройки был построен многоквартирный дом переменной этажности (9 - 12 этажей) общей площадью 34335 кв. м.
Второй территорией, в отношении которой в 2012 году было принято решение о реализации проекта развития, стала территория с расположенными на ней двумя аварийными многоквартирными домами N 69 и N 71 по ул. Чертыгашева. В настоящее время проект находится в стадии завершения, общая площадь построенного многоквартирного дома будет составлять 19259 кв. м.
В январе 2013 года был заключен третий договор о развитии застроенной территории, в условия которого включено расселение двух аварийных многоквартирных домов N 49 и N 51 по просп. Ленина. В результате завершения проекта в июле 2019 года построен многоквартирный дом общей площадью 19908 кв. м.
Поскольку основополагающим для возможности заключения вышеприведенных договоров было условие аварийности многоквартирных домов, процедура расселения была сопряжена с процедурой принятия решения об изъятии земельных участков для муниципальных нужд.
В декабре 2013 года был заключен четвертый договор о развитии застроенной территории, на которой были расположены дома N 20 и N 22 по ул. Советская и N 45 по просп. Ленина. Отличием договора от ранее заключенных стало наличие на территории не только аварийного многоквартирного дома, но и индивидуальных жилых домов. По условиям договора застройщик самостоятельно (без участия Администрации города) приобретал жилые дома и земельные участки. Ввиду отсутствия для собственников таких объектов недвижимости понуждающего правового механизма застройщику понадобились продолжительный период времени и значительные финансовые затраты для достижения необходимого соглашения о выкупе с собственниками объектов. Лишь в 2020 году застройщик приступил к фактическому строительству нового многоквартирного дома.
Общая площадь четырех застроенных территорий, занятых аварийной малоэтажной многоквартирной застройкой, составила 23000 кв. м.
Также в 2013 - 2014 годах был применен еще один механизм, позволяющий принять решение о развитии застроенной территории: муниципальные адресные программы, утвержденные Советом депутатов города Абакана.
Посредством названных муниципальных программ впервые под развитие были определены территории, на которых расположены многоквартирные дома 1927 - 1931 годов постройки, однако не признанные аварийными.
Были утверждены следующие муниципальные адресные программы:
Развитие застроенной территории части 12 микрорайона III жилого района города Абакана на 2013 - 2020 годы. Застроенная территория была ограничена ул. Вокзальная - Привокзальным сквером - ул. Пушкина - границами земельных участков по ул. Пушкина, N 127 и ул. Вокзальная, N 10а. Под снос попали пять двухэтажных многоквартирных домов общей площадью 1600 кв. м. Общая площадь строящихся жилых помещений составит 34000 кв. м.
Развитие застроенной территории части 10 микрорайона IV жилого района города Абакана на 2014 - 2021 годы. Застроенная территория была ограничена просп. Ленина - ул. Тараса Шевченко - границами земельных участков по ул. Тараса Шевченко, N 84, 84А, 84Б, 86Б - капитальными гаражами - границами земельного участка по просп. Ленина, N 52. Под снос попали четыре двухэтажных многоквартирных дома общей площадью 1856 кв. м. Общая площадь жилых помещений на застроенной территории составит 26000 кв. м.
Первоначально снос указанных ветхих многоквартирных малоэтажных домов барачного типа был оценен как неперспективный и нерентабельный для освоения. Однако, в целях привлечения частных инвестиций Администрацией города Абакана было принято решение принять на себя финансовые обязательства по обеспечению района магистральными сетями коммунальной инфраструктуры (строительство тепловой сети, сетей водоснабжения и водоотведения), реконструкция КНС, строительство трансформаторной подстанции и ЛЭП.
Развитие застроенной территории части 10 микрорайона IV жилого района города Абакана по нечетной стороне ул. Маршала Жукова в границах ул. Чертыгашева - просп. Ленина на 2014 - 2019 годы. Под снос и реконструкцию попали три двухэтажных многоквартирных дома общей площадью 1600 кв. м. Общая площадь жилых помещений на застроенной территории составит 21500 кв. м.
Комплексное освоение территории стало еще одним примененным на территории города механизмом, предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Комплексное освоение территории осуществляется в границах земельного участка, предоставленного в аренду лицу, с которым заключен договор о комплексном освоении территории.
В целях реализации такой деятельности была выбрана территория, находящаяся в восточной части города Абакана, в районе "Нижней Согры". Существующая функциональность территории района сложилась в условиях совместного существования индивидуальной жилой застройки, первое возникновение которой датировано 30-ми годами ХХ века, многоквартирных (4 - 5 этажных) домов 60 - 70 годов ХХ века, территорий садоводческих объединений граждан, возникших до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, а также территорий производственных предприятий и складов. Соответственно, свободные земли, находящиеся в таком микрорайоне, не были привлекательны для частных инвесторов.
Администрацией города Абакана было принято решение апробировать вариант мероприятий по комплексному освоению территории земельного участка по ул. Буденного, N 74 Д в городе Абакане, целью которого стало строительство среднеэтажных (до трех этажей) многоквартирных домов, для этих целей был сформирован земельный участок площадью 5,3 га.
В июле 2014 года был заключен договор о комплексном освоении территории, срок реализации которого определен до июля 2021 года. На октябрь 2020 года в границах территории построено и введено в эксплуатацию девять многоквартирных домов, еще три многоквартирных дома готовятся к вводу в эксплуатацию.
Таким образом, Администрацией города Абакана созданы условия для возникновения жилого комплекса, отвечающего современным требованиями застройки и благоустройства, обеспечены условия для реконструкции и строительства инженерной инфраструктуры.
Кроме того, приобретение квартир в этом жилом районе стало особенно популярно у молодых семей. Привлекательным аспектом стал относительно невысокий порядок цен жилых помещений по сравнению с ценами в центральной части города, а также расположение вблизи зеленой зоны, рекреационного парка для активного отдыха.
Еще одним видом деятельности, реализуемым в городе Абакане, стали мероприятия по комплексному развитию территории по инициативе органа местного самоуправления.
Отличительной особенностью такого вида деятельности стала возможность развития территории, занятой частными домовладениями на центральных улицах города, поскольку они нарушают формирующийся архитектурный облик улицы и города в целом.
Кроме того, данные мероприятия позволяют привлечь внебюджетные источники финансирования посредством заключения договора о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления и решить проблему освобождения земельных участков, занятых индивидуальной жилой застройкой, для последующей многоэтажной застройки.
В целях решения проблемы дефицита свободных земель, а также с точки зрения необходимости реконструкции территорий с существующей индивидуальной застройкой, наличие которой негативно сказывается на внешнем облике города, экологии, сдерживает развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, Решением Совета депутатов г. Абакана от 23.04.2019 N 73 была утверждена Муниципальная адресная программа "Комплексное развитие территории КУРТ-1, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, по инициативе органов местного самоуправления на 2019 - 2024 годы". Подлежащая развитию территория расположена в границах территории III жилого района города Абакана, ограничена с западной стороны границами земельного участка многоквартирного дома по ул. Кирова, N 118 и территорией капитальных гаражей - красной линией ул. Кирова - ул. Колхозная.
Площадь территории составила 0,48 га, в ее границах находились индивидуальные жилые дома общей площадью 240,6 кв. м. В результате реализации проекта планируется строительство многоквартирного девятиэтажного дома, а также создание элементов озеленения, благоустройства и объектов инженерной инфраструктуры.
Сдерживающими факторами пространственного развития города Абакана являются:
- отсутствие в границах городской черты свободных для застройки территориальных резервов;
- наличие в зоне перспективной застройки сложившегося индивидуального жилого сектора;
- недостаточная обеспеченность населения социальными объектами в застроенных кварталах индивидуальной жилой застройки и многоэтажной застройки (отсутствие свободных территорий);
- отсутствие правового механизма на законодательном уровне выкупа объектов недвижимости для муниципальных нужд в целях строительства социальных объектов.
2.2. Основные направления пространственного развития территории города Абакана
Город - это всегда территория. И только комплексный подход к развитию территории обеспечивает устойчивое повышение уровня жизни населения. Основным в разработке комплексного развития территории является профессиональное и эффективное планирование, в ходе которого определяются основные стратегические направления развития жизнеобеспечивающих сфер города, необходимые мощности инженерных сетей и коммуникаций, проектируются объекты социальной и транспортной инфраструктуры. Такие стратегические направления определяются документами территориального планирования города.
В планируемом периоде развитие Ташебинского, Западного, Согринского и Подсиненского промышленных узлов будет ориентировано на совершенствование характеристик и качества осуществляемой деятельности на ранее застроенных и используемых земельных участках, а также на возникновение новых производственных комплексов на свободных землях. Определяющим фактором выбранного направления станет установленное зонирование территории, предполагающее размещение объектов III, IV и V класса опасности.
Наиболее перспективными для развития представляются территории Ташебинского и Согринского промышленных узлов, так как наличие в границах их территорий как незастроенных земель, так и действующих производственных и складских объектов может стать взаимным стимулом для их развития.
В условиях прогрессивного развития города существует острая необходимость создания альтернативы стремительно сокращающемуся количеству свободных земельных участков, предназначенных для многоэтажной и индивидуальной жилой застройки.
Во II жилом районе города Абакана (район "Арбан") осталось 10 земельных участков для возведения многоэтажных домов. Свободные земли, предназначенные для индивидуальной жилой застройки, находятся в юго-западной части города в IX и X жилых районах. Однако их количество составляет порядка 120 ед., из них около 70 земельных участков заняты объектами электросетевого хозяйства и связи, подлежащими реконструкции. Оставшиеся участки требуют отсыпки, местами заболочены и ввиду этого не представляют интереса для потенциальных покупателей.
Главным резервом развития в последние годы остается внутренняя территория. Есть свободные зоны, ветхие бараки, изжившие свой ресурс, кварталы с редкой частной застройкой, которая также давно перестала соответствовать современным понятиям о комфорте. Соответственно, такие территории подлежат комплексной реконструкции с развитием дорожной сети и строительством всех необходимых объектов, формирующих полноценную инфраструктуру города.
Учитывая ограниченность свободных земельных ресурсов в границах городской черты, можно выделить следующие направления пространственного развития территории г. Абакана в целях жилищного строительства.
На краткосрочную перспективу (1 - 3 года) - реализация земельных участков в жилом районе "Арбан", IX и X жилых районов.
На среднесрочную перспективу (3 - 5 лет) - развитие территории посредством механизмов устойчивого развития территории, а именно "Развитие застроенных территорий", "Комплексное устойчивое развитие территории по инициативе органов местного самоуправления".
На среднесрочную и долгосрочную перспективу (5 - 15 лет) - расширение городской черты и освоение территории за ее границами, что предполагает возможное освоение территории, примыкающей к северной границе города и I жилому району за счет использования поймы реки Енисей.
В планируемом периоде необходимо сконцентрировать усилия на развитии территории внутри существующей городской черты, перейти к реконструкции в пределах освоенных территорий, а также к технической модернизации зданий и сооружений инженерной инфраструктуры.
Градостроительные задачи первоочередного порядка должны воплотиться в постепенную перестройку, снос аварийного и ветхого жилого фонда и строительство новых современных кварталов с увеличением плотности застройки с целью повышения эффективности использования территории в центральной части города. Комплексная градостроительная реконструкция застройки и ее регенерация повысят статус обветшавших и ставших непрестижными фрагментов кварталов жилой застройки, внесут разнообразие типов застройки, радикально преобразят архитектурные, экологические и эстетические качества городской среды.
Наиболее целесообразными для реализации в рамках "договора о развитии застроенной территории" (далее - РЗТ) являются территории, расположенные в центральной части города и вдоль городских магистральных улиц.
"РЗТ Ленина" включает в себя земельные участки, занятые ветхими многоквартирными домами по нечетной стороне по просп. Ленина. Однако в границах данного квартала расположено здание нежилого назначения, которое в силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации не подлежит включению в границы договора о развитии застроенной территории. Границы "РЗТ Ленина" представлены на рисунке 2.4 (не приводится).
Рисунок 2.4. "РЗТ Ленина"
Рисунок не приводится
В границах "РЗТ Ленина" расположено 6 земельных участков с ветхими многоквартирными домами общей площадью 15106,4 кв. м. Согласно проекту межевания территории III и части IV жилых районов в целях многоэтажной застройки формируются два земельных участка площадью 9001 кв. м и 5864 кв. м. Наибольшая общая площадь жилых домов в данной территориальной зоне составит около 20000 кв. м.
"РЗТ Советская" - земельные участки, занятые ветхими многоквартирными домами по ул. Советская и ул. Хакасская, границы территории отражены на рисунке 2.5 (не приводится).
Рисунок 2.5. "РЗТ Советская"
Рисунок не приводится
В границах "РЗТ Советская" расположено 6 земельных участков, занятых ветхими многоквартирными домами, общей площадью 13148 кв. м. Наибольшая общая площадь зданий составит ориентировочно 18000 кв. м.
"РЗТ Портовая" расположена на земельном участке многоквартирного дома N 70 по ул. Портовая площадью 1587 кв. м. Площадь для формирования участка для нового строительства составит ориентировочно 4000 кв. м, что позволит разместить новый многоквартирный дом средней этажности общей площадью около 3500 кв. м. Границы территории "РЗТ Портовая" представлены на рисунке 2.6 (не приводится).
Рисунок 2.6. "РЗТ Портовая"
Рисунок не приводится
"РЗТ Герцена" расположена на земельных участках в районе улиц Герцена, Островского, Красноярская (рисунок 2.7 - не приводится).
Рисунок 2.7. "РЗТ Герцена"
Рисунок не приводится
В границах "РЗТ Герцена" расположено 9 земельных участков с ветхими многоквартирными домами общей площадью 12019,3 кв. м. Наибольшая общая площадь зданий в соответствии с максимальной этажностью данной территориальной зоны составит ориентировочно 15000 кв. м.
"РЗТ Аскизская" расположена в границах территории по ул. Аскизская, где есть 7 земельных участков с ветхими многоквартирными домами общей площадью 13233 кв. м. Площадь формируемого участка для нового строительства составит ориентировочно 22000 кв. м, что позволит разместить новые многоквартирные дома средней этажности общей площадью около 30000 кв. м. Границы "РЗТ Аскизская" можно увидеть на рисунке 2.8 (не приводится).
Рисунок 2.8. "РЗТ Аскизская"
Рисунок не приводится
"РЗТ Новогодний" будет расположена на земельных участках в квартале пр. Новогодний, ул. Котовского, ул. Западная, ул. Белоярская (рисунок 2.9 - не приводится).
Рисунок 2.9. "РЗТ Новогодний"
Рисунок не приводится
В границах территории "РЗТ Новогодний" расположено 16 земельных участков с ветхими многоквартирными домами общей площадью 23314,4 кв. м. Площадь формируемого участка для нового строительства составит ориентировочно 25500 кв. м, что позволит разместить новые многоквартирные дома средней этажности общей площадью до 35000 кв. м.
В целях комплексного и устойчивого развития территории по инициативе органа местного самоуправления (далее - КУРТ) наиболее целесообразно рассматривать три территории.
"КУРТ Кирова - Чертыгашева", расположенная в границах ул. Некрасова - ул. Чертыгашева - ул. Кирова - ул. Ленинского Комсомола. Площадь территории в данном районе ориентировочно составит 65000 кв. м, представляет собой застроенную индивидуальными жилыми домами территорию, которая включает 74 домовладения. Наибольшая общая площадь многоквартирных домов в соответствии с максимальной этажностью территориальной зоны составит ориентировочно 100000 - 120000 кв. м. Границы КУРТ можно увидеть на рисунке 2.10 (не приводится).
Рисунок 2.10. "КУРТ Кирова - Чертыгашева"
Рисунок не приводится
"КУРТ Тельмана - Ивана Ярыгина" будет расположена в границах ул. Кирова - ул. Ивана Ярыгина - ул. Тельмана - ул. Трудовая, что можно увидеть на рисунке 2.11 (не приводится).
Рисунок 2.11. "КУРТ Тельмана - Ивана Ярыгина
Рисунок не приводится
Площадь территории ориентировочно составит 75615 кв. м и представляет собой застроенную индивидуальными жилыми домами территорию, которая включает 82 домовладения. Наибольшая общая площадь многоквартирных домов в соответствии с максимальной этажностью территориальной зоны составит ориентировочно 100000 - 150000 кв. м.
"КУРТ Кирова - Богдана Хмельницкого" является перспективной, так как с развитием транспортной инфраструктуры, а именно строительством улицы Кирова в границах ул. Некрасова - ул. Итыгина, прогнозируется активный спрос на жилищное строительство в кварталах II жилого района.
КУРТ имеет ориентировочную площадь 100000 кв. м и представляет собой застроенную индивидуальными жилыми домами территорию, которая включает 93 домовладения. Наибольшая общая площадь многоквартирных домов в соответствии с максимальной этажностью территориальной зоны составит ориентировочно 150000 - 200000 кв. м. Границы "КУРТ Кирова - Богдана Хмельницкого" отражены на рисунке 2.12 (не приводится).
Рисунок 2.12. "КУРТ Кирова - Богдана Хмельницкого
Рисунок не приводится
Единственно возможным вариантом развития селитебной (жилой) застройки территории города за городской чертой является освоение территории в пойме реки Енисей, на настоящий момент входящей в границы Усть-Абаканского района.
Таким образом, в ближайшей перспективе рассматривается заметное изменение площади территории города Абакана, что потребует корректировки не только Генерального плана города Абакана, но и, впоследствии, Схемы территориального планирования Усть-Абаканского района и Калининского сельсовета.
Ориентировочная площадь территории, где возможно разместить два жилых микрорайона, зоны отдыха и другие объекты, составляет примерно 500 - 600 га. Но чтобы использовать эту территорию, нужно не только провести детальное планирование, но и выполнить серьезные инженерные работы: обустроить ограждающие дамбы, дренажные каналы и другие меры по защите территории от затопления и подтопления.
Наиболее оправданным и экономически эффективным будет использование территории поймы с целью строительства микрорайонов многоквартирной застройки, частично компенсируя колоссальные затраты на подготовку данной территории для застройки.
Создание комфортной городской среды невозможно без создания объектов социальной инфраструктуры, связанной с обслуживанием населения, созданием оптимальных условий жизни для каждого человека, его социокультурной деятельности.
Строительные компании в приоритетном порядке возводят многоквартирные жилые дома, что позволяет более эффективно и рентабельно осваивать земельные участки. При этом снижается показатель обеспеченности социальными объектам. В условиях дефицита свободных территорий действующей градостроительной документацией уже предусмотрено размещение в центральной части города ряда социальных объектов (школа и детский сад) посредством реконструкции ранее застроенной индивидуальными жилыми домами территории. Однако отсутствует механизм изъятия земельных участков в целях размещения социальных объектов, что в настоящее время препятствует реализации запланированных градостроительных решений в части развития социальной инфраструктуры.
В условиях тенденции стабильного роста численности населения, в том числе прироста численности детей дошкольного и школьного возраста, для обеспечения доступности услуг дошкольного образования детей в возрасте от одного до семи лет и уменьшения количества обучающихся во вторую смену, актуальной осталась задача создания дополнительных мест в детских садах и школах.
При этом город Абакан является центром культурной и спортивной жизни. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образов поведения и результатов социальной деятельности рассматривается как движущий фактор в формировании солидарного, конкурентоспособного общества. Главными направлениями предстоящего десятилетия являются создание современной инфраструктуры для творческой самореализации и досуга населения, повышения доступности и обеспечения культурных благ, создание условий для укрепления здоровья населения путем развития материально-технической базы, популяризации массового спорта и приобщение различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством расширения сети объектов культуры и спорта.
Повышение архитектурной выразительности города и качества городского пространства является важной составляющей комфорта городской среды, так как под комфортностью, в том числе, понимается как внешний эстетический комфорт (целостность стилевого решения среды, архитектурная пластика фасадов, масштабность и соразмерность, наличие визуального "мусора"), так и внутренний микроклимат среды.
Важным направлением в сфере повышения архитектурной выразительности города на ближайшие 10 лет должен стать комплексный подход к повышению визуального восприятия городской среды. Для этого необходимо:
- разработать и утвердить муниципальные нормативно-правовые акты, связанные с содержанием внешнего вида фасадов, требованиями к размещению на зданиях и сооружениях рекламы и иной не содержащей рекламного характера информации;
- выработать общую концепцию архитектурно-художественного образа столицы, включая перечень мероприятий по внедрению национального колорита и художественно-эстетического своеобразия архитектуры города для формирования имиджа столицы национальной республики;
- определить концепцию архитектурного оформления зданий;
- сформировать унифицированный подход и типологические решения по благоустройству городских территорий, включающий требования к поперечному профилю уличной сети и малым архитектурным формам.
Реализация указанного направления деятельности приведет к формированию единого архитектурного облика города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.