В соответствии с пунктом 5 статьи 38.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2016, N 27, ст. 4300), пунктом 1 и подпунктом 5.2.11(14) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2016, N 7, ст. 997; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок назначения проверок судов и плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
И.о. Министра |
А.В. Нерадько |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2020 г.
Регистрационный N 61906
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от 27 ноября 2020 г. N 521
Порядок
назначения проверок судов и плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок
1. Настоящий акт устанавливает порядок назначения и проведения лицами, осуществляющими государственный портовый контроль, проверок соблюдения на судах и плавучих объектах следующих требований, установленных Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) и в соответствии с КВВТ 1 (далее - обязательные требования), с применением риск-ориентированного подхода:
обязательных требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным средствам;
требований обеспечения безопасной эксплуатации таких судов и плавучих объектов;
профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов.
2. Интенсивность (формы, продолжительность, периодичность) проведения мероприятий по проверке судна или плавучего объекта устанавливается исходя из категории риска, определяемой на основании:
оценки наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (охрана человеческой жизни, предотвращение загрязнения окружающей среды с судов, безопасность портовых и судоходных гидротехнических сооружений на внутренних водных путях);
оценки тяжести потенциальных негативных последствий, возникающих вследствие нарушения обязательных требований на судне или плавучем объекте;
оценки вероятности несоблюдения обязательных требований.
Категория риска по каждому судну, а также плавучему объекту, автоматически рассчитывается информационной системой государственного портового контроля (далее - ИСГПК) 2 на основании параметров судна и результатов проверки судна, занесенных в ИСГПК лицом, осуществляющим государственный портовый контроль.
Оценка категории риска судна или плавучего объекта осуществляется в балльной системе.
Оценка категории риска плавучих объектов, тип которых допускает нахождение временно или постоянно двенадцать и более человек осуществляется в соответствии с балльной системой, установленной настоящим Порядком для пассажирских судов.
3. Для оценки категории риска судна или плавучего объекта, исходя из оценки тяжести потенциальных негативных последствий, возникающих вследствие нарушения обязательных требований, используются следующие критерии:
тип судна (пассажирское, грузовое: сухогрузное или наливное; буксир; вспомогательное; технического флота);
характеристики судна (грузоподъемность, пассажировместимость, мощность);
возраст судна или плавучего объекта.
В зависимости от значений указанных параметров судну или плавучему объекту начисляются баллы по нижеследующей схеме.
В зависимости от типа и характеристик судов:
для пассажирских судов исходя из пассажировместимости:
до 100 человек - 7 баллов;
от 100 до 200 человек - 15 баллов;
более 200 человек - 20 баллов;
для грузовых наливных судов, осуществляющих перевозку опасных грузов исходя из грузоподъемности:
до 1000 тонн - 7 баллов;
от 1000 до 3000 тонн - 14 баллов;
более 3000 тонн - 21 балл;
для грузовых сухогрузных судов исходя из грузоподъемности:
до 1000 тонн - 3 балла;
от 1000 до 3000 тонн - 6 баллов;
более 3000 тонн - 8 баллов;
для несамоходных грузовых судов число баллов уменьшается на 2 балла;
для буксиров исходя из мощности силовой установки:
до 110 кВт - 3 балла;
от 110 до 330 кВт - 6 баллов;
более 330 кВт - 9 баллов;
для вспомогательных судов - 3 балла;
для судов технического флота - 10 баллов;
В зависимости от возраста:
для судов и плавучих объектов возрастом до 6 лет - 0 баллов;
для судов и плавучих объектов возрастом от 6 до 15 лет - 10 баллов;
для судов и плавучих объектов возрастом от 16 до 25 лет - 15 баллов;
для судов и плавучих объектов возрастом от 26 до 35 лет - 20 баллов;
для судов и плавучих объектов возрастом старше 35 лет - 20 баллов, увеличенные на 1 балл за каждый год, превышающий 35 лет.
4. Для оценки вероятности несоблюдения обязательных требований на судне или плавучем объекте используются следующие критерии:
количество нарушений обязательных требований, выявленных при проверке судна или плавучего объекта в течение предыдущих 12 месяцев: за каждое нарушение - 1 балл;
количество временных задержаний судна или плавучего объекта в течение предыдущих 12 месяцев:
при 1 временном задержании - 10 баллов;
при 2 временных задержаниях - 20 баллов;
при 3 и более временных задержаний - 30 баллов.
При отсутствии нарушений обязательных требований, выявленных по результатам каждой проверки, проведенной в отношении судна или плавучего объекта в течение предыдущих 12 месяцев, сумма баллов по оценке вероятности несоблюдения указанных требований уменьшается на 5 баллов.
5. Итоговые баллы оценки категории риска судна или плавучего объекта определяются суммированием баллов, начисленных судну или плавучему объекту по каждому параметру и критерию.
Установленные на основании расчетных баллов категории риска судна или плавучего объекта не являются оценкой технического состояния судна.
К судну или плавучему объекту высокой категории риска (далее - ВКР) относится судно или плавучий объект, сумма баллов оценки категории рисков которого превышает 60.
К судну или плавучему объекту стандартной категории риска (далее - СКР) относится судно или плавучий объект, сумма баллов оценки категории рисков которого находится в пределах от 41 до 60.
К судну или плавучему объекту малой категории риска (далее - МКР) относится судно или плавучий объект, сумма баллов оценки категории риска которого менее или равна 40.
6. Очередная проверка проводится для судов или плавучих объектов:
имеющих ВКР - по истечении трех месяцев со дня окончания последней проверки;
имеющих СКР - по истечении пяти месяцев со дня окончания проведения последней проверки;
имеющих МКР - по истечении двенадцати месяцев со дня окончания проведения последней проверки.
При прочих равных условиях первым проверяется судно, у которого сумма баллов оценок рисков больше.
7. Независимо от положений пункта 6 настоящего Порядка проверка судна или плавучего объекта проводится в следующих случаях:
после транспортного происшествия с судном или плавучим объектом;
по заявлению капитана судна, судовладельца или представителя судовладельца с целью проверки устранения выявленных во время предыдущей проверки судна нарушений обязательных требований, повлекших временное задержание судна;
при отсутствии проверок судна или плавучего объекта для целей определения даты очередной проверки согласно пункту 6 настоящего Порядка;
на основании информации о нарушениях судном международных договоров Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов Российской Федерации, предоставленной лоцманом, диспетчером, оператором системы управления движением судов, членом экипажа такого судна, должностным лицом органа государственного контроля (надзора);
на основании запроса Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
8. Проверка судов и плавучих объектов лицами, осуществляющими государственный портовый контроль, осуществляется на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказами (распоряжениями) капитана бассейна внутренних водных путей 3.
Информация об изданных приказах (распоряжениях) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки является открытой и размещается на официальных сайтах администраций бассейнов внутренних водных путей.
9. Перед проведением проверки лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, получает в ИСГПК данные о судне или плавучем объекте, которое будет проверять, и о результатах предыдущих проверок, в том числе наличие незакрытых нарушений из предыдущих проверок.
10. Проверка судна или плавучего объекта лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, производится на судне или плавучем объекте.
11. Перед началом проверки судна лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, предъявляет капитану судна или старшему помощнику капитана свое служебное удостоверение и вручает копии приказа (распоряжения) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки и планового (рейдового) задания.
12. Во время проверки судна или плавучего объекта лицо, осуществляющее государственный портовый контроль:
1) в отношении судна:
производит внешний осмотр;
проверяет наличие на судне судовых документов, предусмотренных статьей 14 КВВТ;
проверяет наличие дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажа судна и соответствие указанных дипломов и квалификационных свидетельств требованиям, установленным положением о дипломировании членов экипажей судов 4;
проверяет устранение нарушений обязательных требований, обнаруженных во время предыдущей проверки;
2) в отношении плавучего объекта:
производит внешний осмотр;
проверяет соответствие плавучего объекта сведениям, содержащимся в реестре плавучих объектов;
проверяет устранение нарушений обязательных требований, обнаруженных во время предыдущей проверки.
13. Если в результате проверки, проведенной в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка, нарушения обязательных требований не обнаружены, лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, ставит на экземпляр приказа (распоряжения) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки, врученный капитану судна или старшему помощнику капитана в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, надпись "Нарушения обязательных требований не обнаружены", ставит дату проверки и подпись. В случае если нарушения обязательных требований не были выявлены, но имеются не устраненные нарушения из предыдущих проверок, то лицом, осуществляющим государственный портовый контроль выдается список не устраненных нарушений из предыдущих проверок, где инспектор ставит отметку об их устранении.
14. Если в результате проверки судна, проведенной в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка, выявлены нарушения обязательных требований, лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, должно провести:
проверку выполнения членами экипажа процедур системы управления безопасностью судов, предусмотренной статьей 34.1 КВВТ;
проверку комплектности и исправности аварийных, спасательных и противопожарных систем и средств судна, включая аварийную сигнализацию судна;
проверку исправности систем радиосвязи и навигационного оборудования судна;
внешний осмотр доступных корпусных конструкций судна;
проверку исправности главных и вспомогательных механизмов;
проверку наличия и исправности оборудования по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов;
проверку исправности грузоподъемных устройств судна (при наличии), наличие на борту информации по остойчивости и непотопляемости судна;
проверку выполнения требований к размещению и креплению груза (при наличии) на судне.
Если в результате проверки плавучего объекта, проведенной в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка, выявлены нарушения обязательных требований, лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, должно провести:
проверку комплектности и исправности аварийных, спасательных и противопожарных систем и средств, включая аварийную сигнализацию плавучего объекта;
внешний осмотр доступных корпусных конструкций плавучего объекта;
проверку исправности систем связи (при наличии).
15. Если по результатам проверки судна или плавучего объекта обнаружены нарушения обязательных требований, то лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, ставит на экземпляр приказа (распоряжения) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки, врученный капитану судна или старшему помощнику капитана в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, надпись "Обнаружены нарушения обязательных требований", ставит дату проверки и подпись.
16. Если по результатам проверки судна или плавучего объекта выявлены нарушения обязательных требований, создающие угрозу безопасной эксплуатации судна и (или) безопасности судоходства, являющиеся основанием для временного задержания судна или плавучего объекта 5, то лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, ставит на экземпляр приказа (распоряжения) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки, врученный капитану судна или старшему помощнику капитана в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, надпись "Обнаружены нарушения обязательных требований, послужившие основанием для временного задержания, судно (плавучий объект) задержано", ставит дату проверки и подпись.
17. При выявлении во время проверки нарушений обязательных требований лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, составляет предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 6, и указывает в нем следующую информацию:
название и реквизиты администрации бассейна внутренних водных путей, в котором производилась проверка судна (плавучего объекта);
наименование судна (плавучего объекта);
порт (место регистрации судна);
флаг судна;
тип судна;
позывной сигнал судна (при наличии);
наименование судовладельца (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество (для индивидуального предпринимателя или физического лица), судно (плавучий объект) которого проверено, с указанием адреса в пределах места нахождения (для юридического лица) или адреса регистрации по месту жительства (пребывания) (для индивидуального предпринимателя либо физического лица) и номера телефона;
грузоподъемность (пассажировместимость) судна (плавучего объекта);
дата постройки судна (плавучего объекта);
дата проведения проверки судна (плавучего объекта);
место проведения проверки судна (плавучего объекта);
наименование организации по классификации и освидетельствованию судов, которая осуществила классификацию и освидетельствование судна (плавучего объекта);
фамилия, имя, отчество (при наличии) капитана судна (плавучего объекта);
список судовых документов с указанием для каждого документа, кем выдан, даты, места выдачи и даты окончания действия;
перечень нарушений обязательных требований, обнаруженных во время проверки судна (плавучего объекта), с указанием нормативных правовых актов, требования которых были нарушены;
список действий, которые надлежит предпринять судовладельцу;
причина временного задержания судна (плавучего объекта) (при временном задержании);
дата временного задержания судна (плавучего объекта) (при временном задержании);
фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществляющего государственный портовый контроль;
дата и место составления предписания;
адрес и телефон инспекции государственного портового контроля.
Предписание в двух экземплярах подписывается лицом, осуществляющим государственный портовый контроль.
Один экземпляр предписания выдается судовладельцу или направляется ему по почте с уведомлением о вручении. Предписание может быть вручено представителю судовладельца. Другой экземпляр предписания остается у лица, осуществляющего государственный портовый контроль.
18. Результаты проверки судна (плавучего объекта) должны быть внесены лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, в ИСГПК в течение 24 часов после завершения проверки.
19. В случае временного задержания судна результаты проверки этого судна (плавучего объекта) должны быть внесены лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, в ИСГПК в возможно короткий срок, но не позднее 12 часов после завершения проверки судна.
20. При проведении проверки по заявлению капитана судна, судовладельца или представителя судовладельца с целью проверки устранения выявленных во время предыдущей проверки судна нарушений обязательных требований, повлекших временное задержание судна, лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, должно убедиться, что нарушения обязательных требований, повлекшие временное задержание судна, полностью устранены.
Если нарушения обязательных требований, повлекшие временное задержание судна, устранены, то на копию приказа (распоряжения) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки наносится надпись "Нарушения обязательных требований, повлекшие временное задержание судна, в соответствии с предписанием N (указывается номер выданного предписания) от (указывается дата выдачи предписания) устранены".
21. Информация об устранении нарушений обязательных требований вносится лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, в ИСГПК в возможно короткий срок, но не позднее 12 часов после завершения проверки судна (плавучего объекта).
22. Для судов внутреннего плавания, не имеющих заходов в иностранные порты, учитываются проверки, проведенные инспекторами администраций морских портов. Учет заключается в изменении даты назначения очередной проверки, предусмотренной пунктом 6 настоящего порядка.
------------------------------
1Пункт 3 статьи 38.1 КВВТ.
2Приказ Минтранса России от 15 августа 2012 г. N 309 "Об утверждении Порядка централизованного учета результатов государственного портового контроля в информационной системе государственного портового контроля" (зарегистрирован Минюстом России 21 сентября 2012 г., регистрационный N 25510).
3Пункт 4 статьи 38.1 КВВТ.
4Пункт 1 статьи 27 KBBT.
5Подпункт 6 пункта 6 статьи 38.1 KBBT.
Интенсивность проведения проверок судов и иных плавучих объектов устанавливается исходя из категории риска, которая рассчитывается информационной системой государственного портового контроля (ИСГПК) на основании параметров судна и результатов его проверки. Оценка категории риска осуществляется в балльной системе.
К высокой категории риска относится судно или плавучий объект, сумма баллов оценки категории рисков которого превышает 60, к стандартной категории - от 41 до 60, к малой категории риска - менее или равна 40.
Суда и плавучие объекты проверяются лицами, осуществляющими государственный портовый контроль, на основании плановых (рейдовых) заданий. Для судов внутреннего плавания, не имеющих заходов в иностранные порты, учитываются проверки, проведенные инспекторами администраций морских портов.
Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Приказ Министерства транспорта РФ от 27 ноября 2020 г. N 521 "Об утверждении Порядка назначения проверок судов и плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2020 г.
Регистрационный N 61906
Вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2020 г. N 0001202012290085