Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
Нолинского района
от 22.12.2020 N 1011
Муниципальная программа
Нолинского района Кировской области "Формирование здорового образа жизни среди населения Нолинского муниципального района"
Паспорт
муниципальной программы Нолинского района Кировской области "Формирование здорового образа жизни среди населения Нолинского муниципального района"
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
- Администрация Нолинского района Кировской области (далее - администрация района) |
Соисполнители муниципальной программы |
- КОГБУЗ "Нолинская центральная районная больница" (по согласованию) - поселения Нолинского муниципального района Кировской области (по согласованию) - муниципальное учреждение отдел образования администрации Нолинского района (далее - МУОО) - отдел по культуре, молодежной политике и спорту администрации Нолинского района (далее - ОКМПиС) - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) - антинаркотическая комиссия администрации Нолинского района |
Наименование подпрограмм |
Отсутствуют |
Наименование проектов |
Отсутствуют |
Цель муниципальной программы |
Развитие системы мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек; формирование условий и возможностей, стимулирующих граждан к ведению здорового образа жизни, что в конечном итоге должно привести к улучшению состояния здоровья населения и увеличению ожидаемой продолжительности жизни. |
Задачи муниципальной программы |
1. Информационно-пропагандистская работа и организационно-методические мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни; 2. Формирование мотивации к отказу от вредных привычек, сокращению уровня потребления алкоголя, наркотиков, табачной продукции; 3. Профилактика заболеваний путём проведения регулярного медицинского контроля; 4. Содействие в формировании оптимального двигательного режима и правильного режима питания соответствующих физиологическим особенностям и возрасту конкретного человека; 5. Повышение устойчивости организма к вредному воздействию окружающей среды, стрессам, развитие с раннего детства здоровых привычек и навыков, умения справляться с собственными эмоциями. |
Сроки реализации муниципальной программы |
2021 - 2024 годы |
Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы |
1. Увеличение удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом; 2. Увеличение выявления лиц, злоупотребляющих алкоголем; 3. Снижение заболеваемости ОНМК среди населения района; 4. Уменьшение смертности населения района от рака легкого; 5. Уменьшение смертности населения района от рака желудочно-кишечного тракта. |
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы |
Общий объем финансирования: 0,0 тыс. руб. из них: федеральный бюджет - 0,0 тыс.руб. областной бюджет - 0,0 тыс.руб. бюджет Нолинского муниципального района 0,0 тыс.руб. |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Нолинский район расположен в центральной части области, к югу от областного центра. Территория района принадлежит к поднятиям Вятского увала. Речные долины доледникового возраста, имеют хорошо развитые вторые надпойменные террасы. Долина Вятки хорошо разработана. Территория района находится в пределах Волго-Вятской низменности. Территория Нолинска и его окрестностей имеет холмисто - овражистый рельеф, приподнятый над уровнем моря до 100 м. Эта пересеченная местность представляет собой острог Вятского Увала. Его древние поднятия позднее подвергались сильному разрушению, в результате сформировались пуги.
Территория района вытянута в широтном направлении и составляет - 2250 кв. км. Район граничит на севере с Сунским районом, на западе с Немским районом, на юге с Уржумским и Лебяжским районами, на востоке с Советским и Верхошижемским районами. Общая протяженность автомобильных дорог в районе составляет 314,5 км, в том числе с асфальтобетонным покрытием 218 км.
Население на 1 января 2020 года - 18,5 тыс. человек. В районе расположено 75 населённых пунктов, в том числе сельских 73. В настоящее время согласно административно-территориальному делению в районе имеется 10 муниципальных образований - городских поселений - 2, сельских - 8.
Город Нолинск - центр одноименного района. Координаты города - широта 570 38, географическая долгота 490 56. Город расположен на правом берегу р. Вои, являющейся притоком р. Вятки. Связан с областным центром автотрактом. Расстояние до ближайшей железнодорожной станции г. Киров - около 136 км.
Численность населения Нолинского муниципального района на 01.01.2019 составила 18905 человек (женщины - 9855 человек, мужчины - 9050 человек), в том числе сельского населения 7492 человека (женщины - 3930 человек, мужчины - 3562 человека). Доля городского населения составляет 60,4%, сельского - 39,6%. Всего детей (0-14 лет вкл.) - 3311 человек.
Наименование показателя |
2017 |
2018 |
2019 |
Рождаемость на 1000 населения |
189 |
150 |
164 |
Смертность на 1000 населения |
271 |
293 |
283 |
Естественный прирост на 1000 населения,% |
-4,2 |
-6,9 |
-9,1 |
Численность граждан трудоспособного возраста - 9384 человека, в том числе:
18-55/60 лет - 9384 человека (женщины - 4033 человека, мужчины - 5351 человек);
55/60-70 лет - 3931 человек (женщины - 2620 человек, мужчины - 1311 человек);
70 лет и старше - 2064 человека (женщины - 545 человек, мужчины - 1519 человек).
Численность населения старше трудоспособного возраста на 01.01.2019 составила 5995 человек (2018 год - 5982 человека, 2017 год - 5888 человек). Доля лиц трудоспособного возраста - 49,6%, старше трудоспособного возраста - 31,7%, младше трудоспособного -18,7%. Сохраняется отрицательный прирост населения.
Показатель распространенности всех болезней среди населения Нолинского района за 2019 год составил 1402,1 на 1000 населения, из них среди взрослого населения - 1203,5 на 1000 населения, среди подростков - 1814,5 на 1000 населения, среди детей - 2374,1 на 1000 населения.
Показатель распространенности болезней системы кровообращения среди взрослого населения в 2019 году составил 33,7 на 1000 населения, болезней органов дыхания среди взрослого населения в 2019 году - 58,3 на 1000 населения, сахарным диабетом среди взрослого населения в 2019 году - 4,8 на 1000 населения.
Показатель распространенности травм и отравлений среди взрослого населения в 2019 году составил 40,3 на 1000 человек. Показатель распространенности болезней среди населения старше трудоспособного возраста в 2019 году составил 1512,2 на 1000 человек (динамика по сравнению с предыдущим периодом) Показатель первичной заболеваемости населения в 2019 году составил 5896,1 на 1000 населения, из них среди взрослого населения - 278,9 на 1000 населения, среди подростков - 1191,8 на 1000 населения, среди детей - 2050,8 на 1000 населения.
Показатель заболеваемости за 2019 год онкологическими заболеваниями составил 2964,9 на 100 тыс. населения, смертности - 235,2 на 100 тыс. населения, распространенности - 503,2 на 100 тыс. населения. Одногодичная летальность от онкозаболеваний в 2019 году составила 28,2%, запущенность - 34%, активная выявляемость - 20,2%.
Смертность населения 15,8 района в 2019 году составила на 1000 населения (2018 -13,3)
Смертность населения в трудоспособном возрасте за 2019 год составила 5,5 (2018 - 7,5).
Обеспеченность населения врачами в 2019 году составила 21,7 на 10 тыс. населения (2018 - 20,9), средним медицинским персоналом - 75,4 на 10 тыс. населения (2018 -74,9), врачами участковой службы - 4,4 на 10 тыс. населения (2018 -4,1), врачами-терапевтами участковыми - 2,8 на 10 тыс. населения (2018 - 2,5), врачами общей практики - 1,1 на 10 тыс. населения (2018 - 1,1).
Укомплектованность врачебных должностей участковой службы составляет 85,5%, медицинских сестер участковой службы - 90,8%, врачами участковой службы - 87,8%, участков врачей общей практики врачами общей практики - 65,9%.
Число обращений за медицинской помощью в амбулаторных условиях в 2019 году составило 6,9 на 1 жителя (2018 -6,5 ), из них по заболеванию - 5,4 на 1 жителя (2018 -4,4), с профилактической целью - 3,7 на 1 жителя (2018 -2,2). Доля обращений по заболеванию составила в 2019 году 78%, с профилактической целью - 22%
Охрана здоровья населения Российской Федерации является одним из основных направлений социальной политики государства и нацелена на улучшение демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни и сокращение уровня смертности населения.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Комплекс мероприятий по формированию здорового образа жизни включает в себя:
- формирование навыков здорового питания; популяризация спорта;
- сохранение репродуктивного здоровья;
- меры по профилактике вредных привычек (злоупотребление алкогольной, табачной и наркотической продукцией);
- информирование населения о пагубном воздействии вредных привычек, о мероприятиях программы по здоровому образу жизни на территории Нолинского муниципального район, о формах и возможностях здорового время препровождения, профилактическую работу по имеющимся заболеваниям.
Основными идеями мероприятий по формированию здорового образа жизни являются предостеречь человека от болезней, пока он ещё здоров и в наибольшей степени способен к реализации своего физического и интеллектуального потенциала.
Доминирующими факторами риска, влияющими на возникновение заболевания, являются:
- курение табака;
- пагубное потребление алкоголя;
- повышенное артериальное давление;
- психического перенапряжение;
- нерациональное питание;
- гиперхолестеринемия;
- гипергликемия;
- низкая физическая активность;
- избыточная масса тела.
Низкий уровень мотивации населения к сохранению своего здоровья и отказа от вредных привычек во многом связан с негативным воздействием средств массовой информации, провоцирующих формирование вредных привычек и распространяющих псевдотрадиционную культуру нездорового образа жизни, и с неинформированностью населения о своих правах и обязанностях в сфере здорового образа жизни, о возможностях посещения спортивных клубов, площадок и мероприятий, с незнанием санитарно-гигиенических норм, правил и условий труда.
Муниципальная программа "Формирование здорового образа жизни среди населения Нолинского муниципального района" (далее - Программа) включает в себя мероприятия по формированию потребности быть здоровым у населения муниципального образования:
- содействие в формировании оптимального двигательного режима и правильного режима питания, соответствующих физиологическим особенностям и возрасту конкретного человека;
- профилактика заболеваний путём проведения регулярного медицинского контроля;
- формирование мотивации к отказу от вредных привычек сокращению уровня потребления алкоголя, наркотиков, табачной продукции;
- повышение устойчивости организма к вредному воздействию окружающей среды, стрессам, развитие с раннего детства здоровых привычек и навыков, умения справляться с собственными эмоциями;
- информационно - пропагандистская работа и организационно - методические мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни.
В основу успешной реализации Программы положены следующие принципы:
- программные мероприятия должны быть доступны для всех жителей Нолинского муниципального района вне зависимости от социального статуса, уровня доходов и места жительства;
- программные мероприятия должны охватывать все возрастные и социальные группы населения: детей, молодёжь, трудоспособное население, граждан пожилого возраста.
2. Приоритеты политики органов местного самоуправления в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, сроки реализации муниципальной программы
Приоритетами муниципальной программы являются:
- охрана здоровья населения Нолинского района
- улучшение демографической ситуации
- увеличение продолжительности жизни и сокращение уровня смертности населения.
Цель Программы:
- развитие системы мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек;формирование условий и возможностей, стимулирующих граждан к ведению здорового образа жизни, что в конечном итоге должно привести к улучшению состояния здоровья населения и увеличению ожидаемой продолжительности жизни.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- информационно-пропагандистская работа и организационно-методические мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни;
- формирование мотивации к отказу от вредных привычек сокращению уровня потребления алкоголя, наркотиков, табачной продукции;
- профилактика заболеваний путём проведения регулярного медицинского контроля,
- содействие в формировании оптимального двигательного режима и правильного режима питания, соответствующих физиологическим особенностям и возрасту конкретного человека;
- повышение устойчивости организма к вредному воздействию окружающей среды, стрессам, развитие с раннего детства здоровых привычек и навыков, умения справляться с собственными эмоциями.
Реализация программы рассчитана на 2021 - 2024 годы. Выделение отдельных этапов реализации муниципальной программы не предусматривается.
Целевыми показателями эффективности реализации муниципальной программы будут являться:
- увеличение удельного веса населения, занимающегося физической культурой и спортом, % (годовой отчет ведущего специалиста по физической культуре и спорту);
- увеличение выявления лиц, злоупотребляющих алкоголем, человек (годовой отчет ЦРБ);
- снижение заболеваемости ОНМК среди населения района на 100 тыс. населения (годовой отчет ЦРБ);
- уменьшение смертности населения района от ЗНО легких и бронхов, человек (годовой отчет ЦРБ);
- уменьшение смертности населения района от ЗНО желудочно-кишечного тракта, человек (годовой отчет ЦРБ).
Сведения о целевых показателях эффективности реализации муниципальной программы представлены в приложении N 1.
Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы приведена в приложении N 2.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий муниципальной программы
Достижение целей и решение задач муниципальной программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса мероприятий.
Выполнение задачи муниципальной программы "Информационно-пропагандистская работа и организационно-методические мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни" включает в себя проведение отдельных мероприятий,направленных на формирование знаний о рациональном, полноценном питании, здоровом образе жизни, регулярной двигательной активности и занятий физической культурой и спортом:
- организация и проведение "горячих линий", "телефонов доверия" по вопросам профилактики заболеваний;
- "Марафон здоровья" - организация и проведение в образовательных организациях массовых мероприятий (циклов бесед, диспутов, "круглых столов", лекций, выставок, кинолекториев, обзоров литературы), для детей, подростков и молодёжи по формированию здорового образа жизни и профилактике негативных проявлений в молодёжной среде;
- организация работы летней оздоровительной площадки - родительское собрание "Оздоровление и отдых детей и подростков в летний период";
- "Путешествие на поезде "Здоровье"- спортивно-игровая программа для детей дошкольного возраста;
- конкурс социальной рекламы "Берегите жизнь!". Акция - "Жизнь, здоровье, счастье";
- школа "Активное долголетие" - лекции по основам ЗОЖ (с пожилыми гражданами проводятся беседы по профилактике заболеваний, приглашаются узкие специалисты, врачи-геронтологи).
- участие в организации и проведении профилактической акции "Скажи жизни - ДА!"
- популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения:организация и проведение физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан;
- информирование в средствах массовой информации о проведении мероприятий на спортивных объектах;
- проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с широким участием населения всех возрастов по месту их жительства;
- организация отдыха и оздоровления детей и подростков в оздоровительных лагерях;
- проведение соревнований среди работающей молодёжи (волейбол, мини-футбол, настольный теннис и пр.);
- проведение туристического слёта для работающей молодёжи;
- организация спортивной работы среди людей с ограниченными возможностями, создание условий для развития адаптивной физической культуры и спорта;
- занятия с пожилыми гражданами общефизической подготовкой, лечебной гимнастикой, доступными видами спорта;
- проведение спортивных мероприятий, посвящённых Победе в Великой Отечественной войне;
- проведение спартакиады среди учащихся общеобразовательных организаций;
- проведение развлекательно-спортивной программы для младших жителей "Весёлые старты";
- проведение соревнований среди молодёжи (мини-футбол, волейбол, баскетбол, легкоатлетический кросс и пр.);
- проведение фитнес-зарядки на свежем воздухе для населения района;
- организация сдачи норм ГТО для всех категорий населения.
Выполнение задачи муниципальной программы "Формирование мотивации к отказу от вредных привычек, сокращению уровня потребления алкоголя, наркотиков, табачной продукции" включает в себя проведение отдельных мероприятий, направленных на преодоление зависимостей (вредных привычек):
- организация и проведение "горячих линий", "телефонов доверия" по вопросам профилактики и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, получения от населения информации о фактах употребления и незаконной продажи несовершеннолетним спиртосодержащей продукции;
- проведение профилактической работы по социально значимым заболеваниям;
Пропаганда здорового образа жизни. Распространение информационных буклетов по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни "Здоровье и я";
- систематическое освещение вопросов по пропаганде здорового образа жизни, преодолению вредных привычек;
- функционирование в образовательных организациях при кабинетах здоровья "Постов профилактики употребления психоактивных веществ и наркотических средств, пропаганды здорового образа жизни";
- организация и проведение акции "Нет наркотикам!" в целях выявления несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества, оказания необходимой своевременной реабилитационной помощи;
- изготовление и распространение памяток о формировании здорового образа жизни и вреде алкогольной продукции и табака, освещение мероприятий и публикации в СМИ;
- участие в мероприятиях в рамках Единого дня профилактики вредных привычек "Я выбираю жизнь!". Проведение кинолектория "Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков". Акция "Скажи: НЕТ!", беседы с молодёжью о вреде алкоголя и табака с показом документального фильма.
Выполнение задачи муниципальной программы "Профилактика заболеваний путём проведения регулярного медицинского контроля" включает в себя проведение отдельных мероприятий по созданию и обеспечению функционирования постоянно действующей информационно-образовательной системы о мерах профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний:
- анкетирование населения на выявления факторов риска заболеваний;
- проведение выездных "Дней здоровья" в поселения района;
- работа кабинета психологической поддержки при отказе от вредных привычек;
Выполнение задачи муниципальной программы "Содействие в формировании оптимального двигательного режима и правильного режима питания соответствующих физиологическим особенностям и возрасту конкретного человека" включает в себя проведение отдельных мероприятий, направленных на регулярность медицинского контроля, профилактику профессиональных заболеваний, травм на производстве:
- тематические родительские собрания: "Здоровое питание детей и подростков", "Как воспитать умника", "Роль здорового образа жизни", "Роль семьи в воспитании здорового ребёнка", "Приёмы эффективного взаимодействия взрослого в развитии ребёнка";
- Проведение форума по организации здорового питания школьников с участием руководителей образовательных организаций, общественных организаций и специалистов по здоровому питанию;
- Цикл классных часов "Здоровое питание школьника".
Выполнение задачи муниципальной программы"Повышение устойчивости организма к вредному воздействию окружающей среды, стрессам, развитие с раннего детства здоровых привычек и навыков, умения справляться с собственными эмоциями" включает в себя проведение отдельных мероприятий, направленных на подготовку (привлечение) кадров медицинских, педагогических работников, работников для учреждений культуры, физической культуры и спорта и др.:
- проект "Управление стрессом";
- организация собственно психологической помощи, направленной на преодоление приобретенных стресс-синдромов, личностных деформаций или заболеваний стрессогенного происхождения (в виде различных форм психокоррекции и обучения);
- проведение тренингов для работников предприятия (обучение умению избегать стрессовых ситуаций, нахождению оптимальных решений в трудных ситуациях, приемам управления стрессам);
- привлечение медицинских кадров в учреждения здравоохранения образования, культуры района, программы "Земский доктор", "Вятский медик", "Земский учитель" и др.
Общая характеристика системы управления Программой:
Реализация Программы будет осуществляться на основе межведомственного взаимодействия в соответствии с планом мероприятий.
Организацию и управление всем комплексом работ по реализации Программы осуществляет заместитель главы администрации Нолинского района по социальной сфере, являющийся координатором Программы.
Заместитель главы администрации Нолинского района по социальной сфере:
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
- подготавливает в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий,
- уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
- подготавливает отчет о ходе реализации Программы;
- разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации Программы;
- обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
- осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;
- осуществляет координацию деятельности соисполнителей Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств бюджета Нолинского района;
- готовит доклад о реализации Программы для заслушивания на Нолинской районной Думе.
Внесение изменений в Программу осуществляется по инициативе соисполнителей либо во исполнение поручений главы муниципального района, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации Программы.
Решение об изменении программных мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы может быть принято в связи с сокращением финансирования вследствие кризисных явлений в экономике, по результатам оценки эффективности проводимых мероприятий на основе анализа показателей (индикаторов) Программы, а также в случае изменения нормативной правовой базы в сфере реализации Программы.
Ответственный исполнитель Программы размещает на официальном сайте администрации муниципального района в сети "Интернет" информацию о Программе, ходе ее реализации, достижении значений показателей (индикаторов) Программы, степени выполнения мероприятий Программы.
Для выполнения конкретных мероприятий по реализации программы основными исполнителями могут создаваться межведомственные группы. Ход и выполнение мероприятий программы могут быть рассмотрены на совещаниях при заместителе главы Нолинского муниципального района по социальной сфере.
Организационные мероприятия заключаются в координации действий структурных подразделений администрации Нолинского района заместителем главы администрации Нолинского района по социальной сфере в ходе реализации мероприятий программы.
Ответственный исполнитель ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, готовит сводный отчет о ходе выполнения и финансирования мероприятий Программы, ежегодно в срок до 01 марта года, следующего за отчетным, готовит доклад о ходе реализации Программы за отчетный год.
Соисполнители (участники) Программы:
- несут персональную ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование выделяемых на реализацию мероприятий финансовых средств.
- несут ответственность за достижение показателей (индикаторов) Программы;
- готовят предложения о внесении изменений в Программу;
- ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют ответственному исполнителю результаты реализации Программы на 1 квартал, полугодие, 9 месяцев текущего финансового года с пояснительной запиской;
- предоставляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для подготовки годового отчета, о ходе реализации и об оценке эффективности Программы;
- осуществляют реализацию мероприятий муниципальной программы, в отношении которых они являются соисполнителями;
- представляют ответственному исполнителю сведения, необходимые для проведения мониторинга (срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) и подготовки годового отчета, в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным;
- представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Программы;
- представляют ответственному исполнителю копии актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам в рамках реализации мероприятий Программы.
4. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Расходы на реализацию Муниципальной программы планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и бюджета Нолинского муниципального района.
Объемы бюджетных ассигнований будут уточняться ежегодно при формировании бюджета муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период.
Направлением финансирования реализации программных мероприятий являются "Прочие расходы".
Ресурсное обеспечение Муниципальной программы представлено в приложении N 3, в том числе по годам реализации Муниципальной программы.
5. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками
К основным рискам реализации муниципальной программы относятся финансовые. Отсутствие средств в бюджете муниципального района может привести к финансированию муниципальной программы в неполном объёме. В этом случае будет осуществлена корректировка муниципальной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.