Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу министерства
социально-демографической
и семейной политики
Самарской области
от 29 декабря 2020 г. N 720
Дополнительная программа
подготовки лиц, готовых принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, сложной категории
1. Общие положения
1.1. Дополнительная Программа подготовки лиц, готовых принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, сложной категории (далее - Дополнительная программа), разработана для граждан, прошедших подготовку по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и готовых взять под опеку (попечительство), создать приемную семью либо стать патронатным воспитателем ребенка, оставшегося без попечения родителей, сложной категории (далее - кандидаты в замещающие родители, замещающая семья, замещающие родители).
Под сложными категориями понимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие инвалидность (далее - дети-инвалиды), дети подросткового возраста от 12 до 18 лет (далее - подростки) и дети-сиблинги.
1.2. Целью Дополнительной программы является осуществление психолого-педагогической и правовой подготовки кандидатов в замещающие родители для формирования социально-психологической готовности к приему и воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, сложных категорий, которая позволит обеспечить максимально безболезненную адаптацию, безопасное воспитание и развитие ребенка, оставшегося без попечения родителей, сложной категории в замещающих семьях.
1.3. Подготовку по Дополнительной программе имеют право пройти лица, указанные в пункте 1.1 настоящей Дополнительной программы, а также лица, уже воспитывающие в своей семье ребенка, оставшегося без попечения родителей, сложной категории.
1.4. Подготовка кандидатов в замещающие родители осуществляется государственными учреждениями, подведомственными министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - организации, осуществляющие подготовку), которым органы местного самоуправления муниципальных образований Самарской области, осуществляющие переданные государственные полномочия по опеке и попечительству (далее - органы опеки и попечительства), передали полномочия по подбору и подготовке кандидатов в замещающие родители, в соответствии с Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423, а также Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства, утвержденным приказом Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4 "О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".
1.5. Подготовка кандидатов в замещающие родители осуществляется в соответствии с пунктом 14 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423, организацией, осуществляющей подготовку, по направлению органа опеки и попечительства, принимающего решение о передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, сложной категории, на воспитание в семью.
1.6. Дополнительная Программа включает в себя три модуля подготовки кандидатов в замещающие родители в соответствии с особенностями ребенка.
Общая трудоемкость модуля составляет 24 академических часа из которых - 16 академических часов составляют практические занятия.
1.7. Программа осваивается в очно-заочной форме на безвозмездной основе.
1.8. Если к передаче на воспитание в замещающую семью планируются дети, относящиеся сразу к нескольким сложным категориям, то на этапе подбора детей, организация, осуществляющая подготовку, обеспечивает подготовку кандидатов в замещающие родители по одному из модулей Дополнительной программы, указанному в направлении органа опеки и попечительства.
Знания и навыки, необходимые для воспитания детей сложных категорий, не вошедшие в изученный модуль Дополнительной программы, кандидаты в замещающие родители могут освоить в течение первого года пребывания ребенка сложной категории в замещающей семье.
1.9. По окончании курса подготовки по Дополнительной программе организацией, осуществляющей подготовку, в срок не позднее 3-х рабочих дней с момента ее завершения гражданину лично выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, готовых принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, сложной категории по форме согласно Приложению к настоящей Дополнительной программе.
2. Учебно-тематический план
I модуль. Подготовка кандидатов в замещающие родители, готовых принять на воспитание в свою семью ребенка-инвалида.
N п/п |
Название раздела |
Всего часов |
Лекции |
Практические занятия |
1. |
Первичная консультация |
1 |
0 |
1 |
2 |
Основы законодательства Российской Федерации в сфере воспитания детей-инвалидов |
2 |
2 |
0 |
3 |
Основные модели инвалидности. Социальная модель инвалидности |
2 |
1 |
1 |
4 |
Личностные и поведенческие особенности детей-инвалидов. Стратегии совладания с болезнью |
5 |
1 |
4 |
5 |
Адаптация ребенка-инвалида в замещающей семье. Критические состояния во время периода адаптации |
4 |
1 |
3 |
6 |
Внутренняя картина болезни. Нарушения внутренней картины болезни ребенка у замещающих родителей |
4 |
1 |
3 |
7. |
Влияние замещающей семьи на жизненный путь ребенка-инвалида. Основные функции замещающей семьи. Характеристика функциональной и дисфункциональной семьи. Замещающая семья как реабилитационная структура для ребенка-инвалида |
5 |
2 |
3 |
8 |
Итоговая аттестация в форме собеседования |
1 |
0 |
1 |
|
Итого |
24 |
8 |
16 |
Разделы I модуля
Раздел 1. Первичная консультация.
Темы раздела 1.
1. Обсуждение мотивов принятия в семью ребенка-инвалида.
2. Знакомство с содержанием, целями и задачами Дополнительной программы.
Раздел 2. Основы законодательства Российской Федерации в сфере воспитания детей-инвалидов.
Темы раздела 2.
1. Законодательные акты, регламентирующие правовой статус детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
2. Имущественные права ребенка-инвалида.
3. Меры социальной поддержки детей-инвалидов, право на социальные выплаты.
4. Личные неимущественные права ребенка-инвалида.
Раздел 3. Основные модели инвалидности. Социальная модель инвалидности.
Темы раздела 3.
1. Международная классификация нарушений.
2. Сравнение медицинской и социальной модели инвалидности.
Раздел 4. Личностные и поведенческие особенности детей-инвалидов. Стратегии совладания с болезнью.
Темы раздела 4.
1. Особенности формирования личности ребенка-инвалида.
2. Поведенческие трудности у детей с инвалидностью.
3. Три основные стратегии совладания с болезнью.
Раздел 5. Адаптация ребенка-инвалида в замещающей семье. Критические состояния во время периода адаптации.
Темы раздела 5.
1. Стадии адаптации ребенка в замещающей семье.
2. Основные критические состояния во время адаптации, обусловленные объективными и субъективными причинами.
Раздел 6. Внутренняя картина болезни. Нарушения внутренней картины болезни ребенка у замещающих родителей.
Темы раздела 6.
1. Структура внутренней картины болезней.
2. Основные виды нарушений внутренней картины болезни ребенка у замещающих родителей.
Раздел 7. Влияние замещающей семьи на жизненный путь ребенка-инвалида. Основные функции замещающей семьи. Характеристика функциональной и дисфункциональной семьи. Замещающая семья как реабилитационная структура для ребенка-инвалида.
Темы раздела 7.
1. Пять типов влияния семьи на жизненный путь ребенка-инвалида.
2. Основные функции замещающей семьи. Признаки функциональной и дисфункциональной семьи.
3. Создание реабилитационной структуры для ребенка-инвалида как основная функция замещающей семьи.
Раздел 8. Итоговая аттестация в форме собеседования.
Темы раздела 8.
1. Обсуждение результатов усвоения модуля подготовки Дополнительной программы.
Требования к уровню подготовки лиц, готовых принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, сложной категории, успешно освоивших I модуль Дополнительной программы
1. Лица, успешно прошедшие подготовку, должны знать:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка-инвалида на воспитание в семью;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие;
об основных потребностях ребенка-инвалида;
об особенностях адаптации ребенка-инвалида к замещающей семье;
о внутренней картине болезни ребенка-инвалида и ее нарушениях;
об основных функциях, которые должна выполнять замещающая семья.
2. Лица, успешно прошедшие подготовку, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка-инвалида, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка-инвалида;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка-инвалида и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка-инвалида, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка-инвалида, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи для принятия ребенка-инвалида;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям-инвалидам, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;
заботиться о здоровье ребенка-инвалида.
II модуль. Подготовка кандидатов в замещающие родители, готовых принять на воспитание в свою семью подростка.
N |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1. |
Первичная консультация |
1 |
0 |
1 |
2. |
Основы законодательства Российской Федерации в сфере воспитания детей подросткового возраста. Основные права, обязанности и ответственность подростков |
2 |
2 |
0 |
3. |
Особенности психофизиологического развития детей подросткового возраста |
4 |
2 |
2 |
4. |
Факторы, оказывающие влияние на взросление детей в институциональных условиях |
3 |
1 |
2 |
5. |
Основные потребности подростка и способы их удовлетворения в условиях замещающей семьи. Функции замещающей семьи как основа удовлетворения потребностей |
4 |
1 |
3 |
6. |
Особенности адаптации подростка в замещающей семье |
5 |
1 |
4 |
7. |
Психологические барьеры при взаимодействии с подростком и способы их устранения в условиях замещающей семьи |
4 |
1 |
3 |
8. |
Итоговая аттестация в форме собеседования |
1 |
0 |
1 |
|
Итого |
24 |
8 |
16 |
Разделы II модуля
Раздел 1. Первичная консультация.
Темы раздела 1.
1. Обсуждение мотивов принятия в семью ребенка подросткового возраста.
2. Знакомство с содержанием, целями и задачами Дополнительной программы.
Раздел 2. Основы законодательства Российской Федерации в сфере воспитания детей подросткового возраста. Основные права, обязанности и ответственность подростков.
Темы раздела 2.
1. Правовое положение подростков в Российской Федерации.
2. Права подростков: личные, имущественные, жилищные, на образование, на труд, на защиту прав и законных интересов.
3. Обязанности подростков в обществе.
4. Обязанности подростков перед законными представителями.
5. Ответственность подростков за совершение правонарушений, предусмотренная законодательством Российской Федерации.
Раздел 3. Особенности психофизиологического развития детей подросткового возраста.
Темы раздела 3.
1. Влияние созревания организма на функциональное состояние подростка.
2. Особенности кризиса подросткового возраста у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Влияние психофизиологического развития и жизненного опыта на поведенческую сферу подростка.
Раздел 4. Факторы, оказывающие влияние на взросление детей в институциональных условиях.
Темы раздела 4.
1. Преодоление негативных паттернов поведения, сформированных до момента помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающую семью.
2. Влияние насилия, жестокого обращения и пренебрежения нуждами ребенка.
3. Особенности развития в институциональных условиях.
Раздел 5. Основные потребности подростка и способы их удовлетворения в условиях замещающей семьи. Функции замещающей семьи как основа удовлетворения потребностей.
Темы раздела 5.
1. Факторы, оказывающие влияние на формирование потребностей подростка.
2. Способы удовлетворения потребностей подростка в замещающей семье.
3. Основные функции замещающей семьи и их нарушения.
Раздел 6. Особенности адаптации подростка в замещающей семье.
Темы раздела 6.
1. Основные этапы адаптации.
2. Факторы, обеспечивающие успешную адаптацию подростка.
Раздел 7. Психологические барьеры при взаимодействии с подростком и способы их устранения в условиях замещающей семьи.
Темы раздела 7.
1. Понятие психологических барьеров.
2. Виды психологических барьеров.
3. Признаки наличия психологических барьеров в замещающей семье.
Раздел 8. Итоговая аттестация в форме собеседования.
Темы раздела 8.
1. Обсуждение результатов усвоения модуля подготовки Дополнительной программы.
Требования к уровню подготовки лиц, готовых принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, сложной категории, успешно освоивших II модуль Дополнительной программы
1. Лица, успешно прошедшие подготовку, должны знать:
о системе защиты прав детей, формах устройства подростка на воспитание в замещающую семью;
основные права, обязанности и ответственность подростков перед законом;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие;
об основных потребностях ребенка подросткового возраста;
об особенностях адаптации подростка к замещающей семье;
понятие психологических барьеров и их признаки;
об основных функциях, которые должна выполнять замещающая семья.
2. Лица, успешно прошедшие подготовку, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка подросткового возраста, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию подростка;
предотвращать риск жестокого обращения с подростком в своей семье;
определять признаки наличия психологических барьеров для принятия подростка в семью;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью подростка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями подростка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи для принятия подростка.
III модуль. Подготовка кандидатов в замещающие родители, готовых принять на воспитание в свою семью детей-сиблингов.
N |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1. |
Первичная консультация |
1 |
0 |
1 |
2. |
Основы законодательства Российской Федерации в сфере воспитания приемных детей-сиблингов |
2 |
2 |
0 |
3. |
Система взаимоотношений братьев и сестер как значимый компонент социальной ситуации развития |
4 |
2 |
2 |
4. |
Особенности поведения сиблингов вне семьи, в том числе в условиях институционального воспитания |
4 |
1 |
3 |
5. |
Ролевые позиции сиблингов при помещении их в замещающую семью |
4 |
1 |
3 |
6. |
Особенности адаптации детей-сиблингов в замещающей семье. Критерии успешности адаптации в зависимости от возраста приемных детей |
4 |
1 |
3 |
7. |
Необходимые условия для успешной интеграции сиблингов в замещающую семью. Функции замещающей семьи при воспитании сиблингов |
4 |
1 |
3 |
8. |
Итоговая аттестация в форме собеседования |
1 |
0 |
1 |
|
Итого |
24 |
8 |
16 |
Разделы III модуля
Раздел 1. Первичная консультация.
Темы раздела 1.
1. Обсуждение мотивов принятия в семью детей-сиблингов.
2. Знакомство с содержанием, целями и задачами Дополнительной программы.
Раздел 2. Основы законодательства Российской Федерации в сфере воспитания детей-сиблингов.
Темы раздела 2.
1. Правовое положение детей-сиблингов, оставшихся без попечения родителей.
2. Меры социальной поддержки замещающих семей, воспитывающих детей-сиблингов, установленные федеральным и региональным законодательством.
3. Защита личных имущественных и неимущественных прав детей-сиблингов.
Раздел 3. Система взаимоотношений братьев и сестер как значимый компонент социальной ситуации развития.
Темы раздела 3.
1. Понятия "сиблинги" и "сиблинговые отношения".
2. Значение сиблинговых отношений в системе развития детей.
Раздел 4. Особенности поведения сиблингов вне семьи, в том числе в условиях институционального воспитания.
Темы раздела 4.
1. Изменение отношений сиблингов при попадании в институциональную среду.
2. Влияние институциональных условий на отношения между сиблингами.
Раздел 5. Ролевые позиции сиблингов при помещении их в замещающую семью.
Темы раздела 5.
1. Факторы, влияющие на определение сиблинговой позиции.
2. Основные ролевые позиции.
3. Влияние ролевых позиций при помещении сиблингов в замещающую семью.
Раздел 6. Особенности адаптации детей-сиблингов в замещающей семье. Критерии успешности адаптации в зависимости от возраста приемных детей.
Темы раздела 6.
1. Основные этапы адаптации.
2. Особенности адаптации сиблингов в замещающей семье.
3. Определение успешности адаптации ребенка в замещающей семье в зависимости от его возраста.
Раздел 7. Необходимые условия для успешной интеграции сиблингов в замещающую семью. Функции замещающей семьи при воспитании сиблингов.
Темы раздела 7.
1. Создание условий для успешной интеграции сиблингов.
2. Основные функции замещающей семьи. Признаки функциональной и дисфункциональной семьи.
Раздел 8. Итоговая аттестация в форме собеседования.
Темы раздела 8.
1. Обсуждение результатов усвоения модуля подготовки Дополнительной программы.
Требования к уровню подготовки лиц, готовых принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, сложной категории, успешно освоивших III модуль Дополнительной программы
1. Лица, успешно прошедшие подготовку, должны знать:
о системе защиты прав детей, формах устройства детей-сиблингов на воспитание в замещающую семью;
об ответственности за жизнь и здоровье сиблингов, их воспитании и развитии;
об основных потребностях детей-сиблингов;
о ролевых позициях сиблингов в замещающей семье;
об особенностях адаптации сиблингов к замещающей семье;
критерии успешности адаптации в зависимости от возраста;
об основных функциях, которые должна выполнять замещающая семья, и их нарушениях.
2. Лица, успешно прошедшие подготовку, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью детей-сиблингов, оставшихся без попечения родителей, и их воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию детей-сиблингов;
учитывать ролевые позиции при воспитании детей-сиблингов;
предотвращать риск жестокого обращения с детьми-сиблингами в своей семье;
определять критерии успешности адаптации сиблингов;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью детей-сиблингов, оставшихся без попечения родителей;
понимать связи между потребностями детей-сиблингов и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи для принятия в нее сиблингов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.