Общие положения и правовые основы проведения экспериментов, направленных на развитие государственной гражданской службы Российской Федерации
Методические рекомендации по проведению экспериментов, направленных на развитие государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - Методические рекомендации), разработаны во исполнение пункта 7 плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019-2021 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2019 г. N 1646-р.
Методические рекомендации учитывают положения статьи 66 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) и Положения о порядке организации экспериментов, направленных на развитие федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2020 г. N 536 (далее - Положение о порядке организации экспериментов).
Частями 3 и 4 статьи 11 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" установлено, что к документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне, относятся государственные программы Российской Федерации, к документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне субъекта Российской Федерации, относятся государственные программы субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Федерального закона N 79-ФЗ развитие федеральной государственной гражданской службы осуществляется в соответствии с основными направлениями ее развития, определяемыми Президентом Российской Федерации, и (или) в соответствии с государственными программами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 66 Федерального закона N 79-ФЗ развитие государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с основными направлениями ее развития, определяемыми нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и (или) в соответствии с государственными программами субъектов Российской Федерации и с учетом основных направлений развития федеральной государственной гражданской службы, определяемых Президентом Российской Федерации.
При этом с 2016 года сложилась практика, в рамках которой совершенствование института государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) осуществляется в соответствии с Основными направлениями развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 г. N 403, и основными направлениями развития гражданской службы на 2019 - 2021 годы, установленными Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 288.
Частью 3 статьи 66 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что эксперименты по применению новых подходов к организации гражданской службы и обеспечению деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее соответственно - эксперименты, гражданские служащие) могут проводиться в государственном органе, его самостоятельном структурном подразделении или территориальном органе либо в нескольких государственных органах.
Методическими рекомендациями детализируется процедура проведения экспериментов как в одном, так и в нескольких государственных органах, что позволит более комплексно прорабатывать новые подходы к развитию гражданской службы, в том числе по оптимизации ее структуры и процедур функционирования.
При этом в целях обеспечения прав и сохранения гарантий участников эксперимента предусматривается сохранение должности и уровня денежного содержания гражданских служащих, участвующих в экспериментах. Данные гарантии установлены частью 4 статьи 66 Федерального закона N 79-ФЗ и пунктом 11 Положения о порядке организации экспериментов.
Порядок организации и требования к проведению экспериментов, направленных на развитие федеральной гражданской службы, установлены Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2020 г. N 536.
Порядок организации и требования к проведению экспериментов, направленных на развитие гражданской службы субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения совершенствования порядка проведения экспериментов на гражданской службе и могут являться основой при проведении экспериментов на муниципальной службе.
Реализация Методических рекомендаций способствует созданию организационных условий для внедрения качественно новых подходов к организации гражданской и муниципальной службы, направленных на повышение эффективности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и профессиональной деятельности муниципальных служащих.
Порядок и условия проведения экспериментов, направленных на развитие государственной гражданской службы Российской Федерации
Эксперимент проводится в государственном органе, его самостоятельном структурном подразделении или территориальном органе либо в нескольких государственных органах.
Эксперименты проводятся в целях:
апробации и внедрения современных технологий управления, учитывающих реализацию принципов открытости и прозрачности, систему стратегического планирования и ориентацию на повышение эффективности деятельности, и включающих в себя новые методы планирования и финансирования деятельности государственного органа, формирования кадрового состава гражданской службы с учетом приоритетных направлений, установленных частью 2 статьи 60 Федерального закона N 79-ФЗ, и стимулирования профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, предусматривающего создание современной системы материального и нематериального стимулирования деятельности гражданских служащих;
апробации и внедрения системы показателей и критериев оценки профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и деятельности государственных органов в целях осуществления оценки эффективности и результативности данной деятельности;
совершенствования оплаты труда и регламентации деятельности гражданских служащих, в том числе с учетом эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности, реализации индивидуальных планов деятельности гражданских служащих, достижения целей и решения задач государственного органа и его структурных подразделений, а также результатов участия в проектной деятельности;
совершенствования финансово-экономического и материально-технического обеспечения гражданской службы, осуществляемого для повышения эффективности использования материально-технических ресурсов, качества оказания государственных услуг и деятельности государственных органов, оптимизации процессов и функций, реализуемых на гражданской службе (в том числе в рамках обеспечения информационного взаимодействия федеральных государственных информационных систем и иных ресурсов, осуществляемого в целях автоматизации, централизации и оптимизации соответствующих функций, реализуемых на гражданской службе);
оптимизации структуры и штатной численности государственного органа (либо территориального органа федерального государственного органа), осуществляемой в целях обеспечения освоения новых методов стратегического планирования, достижения целей и решения задач государственного органа, повышения эффективности его функционирования, совершенствования организации и прохождения гражданской службы, а также упорядочения распределения нагрузки на гражданских служащих;
совершенствования системы подготовки и профессионального развития гражданских служащих, осуществляемого в том числе в целях развития новых форм обучения, создания условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, обеспечения повышения эффективности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих с учетом областей и видов деятельности, приобретения ими новых знаний и умений, развития профессиональных и личностных качеств для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
апробации централизованного осуществления отдельных кадровых процедур, в том числе в отношении гражданских служащих и граждан Российской Федерации, претендующих на замещение должностей гражданской службы либо включение в кадровые резервы государственных органов, участвующих в эксперименте;
апробации методов осуществления кадровой работы с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе в рамках обеспечения осуществления электронного ведения кадрового делопроизводства, электронного внутриведомственного и межведомственного взаимодействия по кадровым вопросам, использования и развития на гражданской службе информационно-коммуникационных технологий и технологий искусственного интеллекта для повышения эффективности деятельности государственных органов (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации");
апробации дистанционной формы осуществления гражданскими служащими профессиональной служебной деятельности, предусматривающей предоставление возможности по переводу гражданских служащих на дистанционную работу;
достижения иных целей, связанных с развитием гражданской службы и повышением эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и деятельности государственных органов, включая определение и создание условий для использования на гражданской службе новых подходов к ее организации и обеспечению деятельности гражданских служащих, а также подготовку предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о гражданской службе.
Порядок, условия и сроки проведения экспериментов, а также порядок и сроки представления итоговых отчетов об их проведении (далее - порядок, условия и сроки) устанавливаются для федеральных государственных органов Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
Порядок, условия и сроки в отношении экспериментов, проводимых в государственных органах субъектов Российской Федерации, определяются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок организации и требования к проведению экспериментов.
Президентом Российской Федерации порядок, условия и сроки устанавливаются в отношении экспериментов, проводимых в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, в федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, и в территориальных органах указанных федеральных органов исполнительной власти, а также в иных федеральных государственных органах с учетом статуса этих органов, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Правительством Российской Федерации порядок, условия и сроки устанавливаются в отношении экспериментов, проводимых в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, и в территориальных органах указанных федеральных органов исполнительной власти.
Проект акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о проведении эксперимента разрабатывается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В проекте акта о проведении эксперимента помимо отражения порядка, условий и сроков должны быть указаны наименование государственного органа (его самостоятельного структурного подразделения либо территориального органа федерального государственного органа), в котором предлагается провести эксперимент, описание целей, задач и содержания эксперимента, а также источники финансирования. В случае если эксперимент предлагается провести в нескольких государственных органах, в проекте акта также указываются наименования этих органов и определяется, какой из этих государственных органов будет являться координатором эксперимента.
Финансирование расходов, связанных с проведением эксперимента, осуществляется соответственно за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете соответствующим федеральным государственным органам, либо за счет и в пределах средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Эксперимент проводится в федеральном государственном органе (федеральных государственных органах), его самостоятельном структурном подразделении либо в территориальном органе федерального государственного органа, государственном органе субъекта Российской Федерации (государственных органах субъектов Российской Федерации) в соответствии с планом-графиком проведения эксперимента.
План-график проведения эксперимента в федеральном государственном органе утверждается руководителем федерального государственного органа (руководителем федерального государственного органа, являющегося координатором эксперимента). Эксперимент проводится в 20-дневный срок со дня издания акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о проведении эксперимента.
В плане-графике проведения эксперимента указываются:
сроки и форма проведения эксперимента;
этапы проведения эксперимента и ожидаемые результаты каждого из этапов;
средства контроля и обеспечения достоверности результатов эксперимента;
формы отчетности по итогам эксперимента в целом и каждого из его этапов в отдельности;
данные по кадровому, экономическому, материально-техническому и научному обеспечению эксперимента на каждом этапе;
должностное лицо, ответственное за проведение эксперимента, а также должностные лица, ответственные за проведение каждого из этапов эксперимента;
ожидаемые результаты проведения эксперимента.
В приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям представлена типовая форма плана-графика проведения эксперимента в государственном органе.
Участие в эксперименте гражданских служащих и граждан Российской Федерации, поступающих на гражданскую службу, осуществляется на добровольной основе.
Не позднее чем за две недели до начала эксперимента гражданские служащие и граждане Российской Федерации должны быть уведомлены о своем участии в эксперименте под роспись, подтверждающей их согласие на участие в эксперименте.
В уведомлении об участии в эксперименте указываются:
- наименование эксперимента;
- цель проведения эксперимента;
- сроки проведения эксперимента;
- условия служебного контракта, подлежащие изменению на период проведения эксперимента.
Типовая форма уведомления гражданского служащего (гражданина Российской Федерации) об участии в эксперименте приведена в приложении 2.
На период проведения эксперимента, но не более чем на один год в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут изменяться условия служебных контрактов гражданских служащих - участников эксперимента.
Изменение на период проведения эксперимента условий служебного контракта гражданского служащего - участника эксперимента осуществляется по соглашению сторон и в письменной форме. Изменение условий служебного контракта не должно приводить к уменьшению размера денежного содержания гражданского служащего - участника эксперимента по сравнению с его денежным содержанием на момент начала эксперимента, а также к понижению этого гражданского служащего в должности по сравнению с должностью, замещаемой им на момент начала эксперимента.
Из взаимосвязанных положений пунктов 21 и 22 примерной формы служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 159, следует, что вносимые по соглашению сторон изменения в служебный контракт, в том числе в случае изменения законодательства Российской Федерации, оформляются в виде письменных дополнительных соглашений.
Дополнительное соглашение к служебному контракту оформляется кадровой службой государственного органа на основании подписанного гражданским служащим уведомления об участии в эксперименте.
Гражданский служащий (гражданин Российской Федерации) может отказаться от участия в эксперименте в любой момент до начала его проведения, уведомив об этом представителя нанимателя в письменной форме.
Отказ гражданского служащего от участия в эксперименте не может являться основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, освобождения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.
Отказ гражданина Российской Федерации, поступающего на гражданскую службу или участвующего в конкурсе на включение в кадровый резерв государственного органа, не может являться основанием для отказа в поступлении на гражданскую службу (в участии в конкурсе на включение в кадровый резерв).
В соответствии со статьей 70 Федерального закона N 79-ФЗ неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим, а также гражданином Российской Федерации, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшем на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, также могут рассматриваться комиссией государственного органа по индивидуальным служебным спорам в случае, если о них заявлено в установленном порядке.
Ответственным за проведение эксперимента в государственном органе может быть назначено должностное лицо, замещающее должность гражданской службы не ниже заместителя руководителя государственного органа, а в случае проведения эксперимента в нескольких государственных органах ответственным за проведение эксперимента в каждом из них может быть назначено должностное лицо, замещающее должность гражданской службы не ниже заместителя руководителя государственного органа.
При проведении эксперимента в самостоятельном структурном подразделении государственного органа либо в территориальном органе федерального государственного органа ответственным за проведение эксперимента может быть назначено должностное лицо, замещающее должность гражданской службы не ниже соответственно заместителя руководителя самостоятельного структурного подразделения государственного органа либо заместителя руководителя территориального органа федерального государственного органа.
Должностное лицо, ответственное за проведение эксперимента, на основании соответствующего акта государственного органа (государственного органа, являющегося координатором эксперимента):
утверждает промежуточные планы проведения эксперимента и контролирует их исполнение;
осуществляет обеспечение необходимых организационных, методических и материальных условий проведения эксперимента;
обеспечивает оценку промежуточных и итоговых результатов проведения эксперимента;
подготавливает предложения о необходимости коррекции ожидаемых результатов проведения эксперимента.
В случае необходимости коррекции ожидаемых результатов проведения эксперимента после оценки его промежуточных результатов руководителем государственного органа (руководителем государственного органа, являющегося координатором эксперимента) на основании предложений должностного лица, ответственного за проведение эксперимента, может быть принято решение о необходимости коррекции ожидаемых результатов проведения эксперимента.
Коррекция ожидаемых результатов проведения эксперимента осуществляется посредством внесения изменений в план-график проведения эксперимента.
По результатам эксперимента проводится независимая экспертиза. Порядок проведения независимой экспертизы результатов эксперимента устанавливается государственным органом, проводящим эксперимент (государственным органом, являющимся координатором эксперимента). Для проведения независимой экспертизы может быть создана межведомственная рабочая группа в целях координации, методического обеспечения и проведения оценки результатов эксперимента.
Информация о ходе и результатах эксперимента публикуется на официальных сайтах государственного органа (государственного органа, являющегося координатором эксперимента) и федеральной государственной информационной системы в области государственной службы (в части экспериментов федеральных государственных органов) или государственных информационных систем в области гражданской службы субъектов Российской Федерации (в части государственных органов субъектов Российской Федерации) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) в средствах массовой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По результатам проведения эксперимента в государственном органе формируется итоговый отчет.
Итоговый отчет о проведении эксперимента в государственном органе включает в себя:
описание мероприятий, осуществленных в ходе проведения эксперимента;
сведения о достигнутых в ходе проведения эксперимента целях и решенных задачах;
сведения о возможностях, порядке и формах использования положительных результатов эксперимента в иных федеральных государственных органах и территориальных органах федеральных государственных органов, в иных государственных органах субъектов Российской Федерации;
предложения о совершенствовании нормативно-правового регулирования гражданской службы по результатам эксперимента;
предложения о повышении эффективности гражданской службы по результатам эксперимента;
сведения о средствах федерального бюджета, израсходованных на проведение эксперимента;
заключение независимой экспертизы о результатах эксперимента.
Итоговый отчет о проведении эксперимента в федеральном государственном органе (федеральных государственных органах), его самостоятельном структурном подразделении либо в территориальном органе федерального государственного органа в течение одного месяца со дня завершения эксперимента утверждается руководителем федерального государственного органа (руководителем федерального государственного органа, являющегося координатором эксперимента) и представляется в установленном порядке Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации.
В приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям представлена типовая форма итогового отчета о проведении эксперимента в государственном органе.
Решение о целесообразности использования результатов эксперимента на федеральной гражданской службе принимается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации. Решения о целесообразности использования результатов экспериментов на гражданской службе субъектов Российской Федерации принимаются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок организации и требования к проведению экспериментов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минтруд разработал рекомендации по проведению экспериментов, направленных на развитие государственной гражданской службы.
Такие эксперименты проводятся для апробации и внедрения современных технологий управления, системы показателей и критериев оценки профессиональной служебной деятельности, совершенствования оплаты труда, оптимизации структуры и штатной численности госоргана и др.
Урегулированы вопросы составления документации, которая необходима для проведения эксперимента.
Методические рекомендации "По проведению экспериментов, направленных на развитие государственной гражданской службы Российской Федерации" (утв. Минтрудом, 2020 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован не был