Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Амурской области
от 30 декабря 2020 г. N 902
Региональная программа
"Снижение доли населения Амурской области с доходами ниже величины прожиточного минимума в два раза по сравнению с показателем 2017 года"
14 июля 2021 г.
Раздел 1 изменен с 19 июля 2021 г. - Постановление Правительства Амурской области от 14 июля 2021 г. N 481
1. Паспорт региональной программы
Ответственный исполнитель региональной программы |
Министерство социальной защиты населения Амурской области |
Соисполнители региональной программы |
Министерство образования и науки Амурской области; Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области; Министерство сельского хозяйства Амурской области; Управление занятости населения Амурской области; АНО "Агентство Амурской области по привлечению инвестиций" |
Цель региональной программы |
Снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в два раза к уровню 2017 года и повышение уровня жизни населения Амурской области |
Задачи региональной программы |
1. Повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в том числе средней заработной платы, над темпом роста инфляции. 2. Развитие системы социальной помощи и социального контракта. 3. Организация занятости и переобучение населения. 4. Создание условий для организации новых рабочих мест |
Показатель реализации региональной программы |
Доля населения, с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения Амурской области |
Срок и этапы реализации региональной программы |
2020 - 2030 годы |
Объем бюджетных ассигнований региональной программы |
Предполагаемый общий объем финансовых средств необходимых для реализации, составляет 73 999242,58 тыс. руб., в том числе по годам: 2020 год - 8 860 839,99 тыс. руб. 2021 год - 9 084 826,75 тыс. руб. 2022 год - 8 384 087,49 тыс. руб. 2023 год - 7 233 685,27 тыс. руб. 2024 год - 5 861 749,24 тыс. руб. 2С25 год - 5 765 072,97 тыс. руб. 2026 год - 5 760 136,17 тыс. руб. 2027 год - 5 761 736,17 тыс. руб. 2028 год - 5 761 436,17 тыс. руб. 2029 год - 5 762 736,17 тыс. руб. 2030 год - 5 762 936,17 тыс. руб |
2. Анализ текущей ситуации в Амурской области
I. Информация о социально-экономическом развитии Амурской области
1.1. Демография
Численность населения Амурской области по состоянию на 01.01.2020 составила 790 тыс. человек.
Численность населения Амурской области, тыс. человек
В регионе отмечается стабильное снижение численности населения. За 2019 год жителей области стало меньше на 4,2 тыс. человек или на 0,5% (уменьшение за 2018 год на 4,3 тыс. человек). Общее снижение численности населения обусловлено превышением числа умерших над числом родившихся.
Численность населения формируют два показателя: естественный прирост населения и миграция.
На естественный прирост населения влияет: рождаемость и смертность населения.
Рождаемость и смертность в Амурской области, человек
Одной из актуальных проблем для региона остаются высокие показатели смертности и низкая продолжительность жизни населения.
Общий коэффициент рождаемости в 2019 году сложился в размере 10 человек на тыс. населения. В 2020 году данный коэффициент прогнозируется на уровне 11,7 человек на тыс. населения. В Амурской области в 2 раза удалось снизить показатели младенческой смертности (5,3 промилле на 1 тыс. человек), которые остаются выше среднероссийских.
Коэффициент смертности в 2019 году вырос и составил 14 умерших на тыс. населения. В 2020 году, по оценке, смертность снизится до 11,8 умерших на тыс. населения.
В результате коэффициент естественной убыли населения области 2020 году составит - 0,15 человек на тыс. населения.
В 2019 году на территорию Амурской области, за счет привлечения трудовых ресурсов на крупные инвестиционные проекты, прибыло 29,6 тыс. человек, что выше уровня 2018 года на 208 человек. Выбыло - 29,6 тыс. человек, что ниже уровня 2018 года на 3,2 тыс. человек.
В 2019 году, впервые за многие годы, отмечен миграционный прирост населения в количестве 12 человек (в 2018 году миграционная убыль населения составила - 3,4 тыс. человек).
При этом в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и снижением количества трудовых мигрантов, в 2020 году ожидается миграционный отток населения области в количестве 100 человек.
Население Амурской области в 2019 году представлено: трудоспособным населением - 56,4% (на уровне 2018 года); моложе трудоспособного возраста - 27,4% (-3 п.п.); старше трудоспособного возраста - 16,2% на уровне 2018 года. При этом в 2020 году прогнозируется снижение населения младше трудоспособного возраста при росте численности трудоспособного населения.
Коэффициент демографической нагрузки на работающее население области в 2019 году снизился до 0,77 человек на 1 человека в трудоспособном возрасте, в 2020 году этот коэффициент ожидается на уровне 2019 года.
1.2. Экономика
Валовый региональный продукт (далее - ВРП) имеет стабильную положительную динамику. Объем ВРП в 2019 году составил 314 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня предыдущего года на 0,5%. К концу 2020 года ВРП составит 329 млрд. рублей или 103,6% к уровню 2019 года.
ВРП области характеризуется стабильной структурой. Доминирующими видами экономической деятельности в структуре ВРП области являются:
промышленное производство - 22%;
транспортировка и хранение - 15%;
строительство - 15%;
торговля - 13%.
Валовый региональный продукт Амурской области, млрд. рублей
Рост ВРП обеспечивает увеличение объемов промышленного производства.
В Амурской области в последние годы отмечен рост объемов отгруженных товаров. В 2019 году объем отгруженных товаров составил 170 млрд. рублей, что соответствует более 120% к уровню предшествующего года, с индексом производством - 109,9%.
В 2020 году рост продолжится. Объем промышленной продукции составит 179,2 млрд. рублей с индексом промышленного производства - 100,7%.
Рост промышленного производства в большей части обеспечат традиционные для региональной экономики специализации:
"Добыча полезных ископаемых" составляющая 48% в общем объеме промышленного производства;
"Энергетика" - 28%;
"Обрабатывающие производства" - 22%.
Объем отгруженных товаров промышленного производства Амурской области, млрд. рублей
Значительное влияние на объемы промышленного производства Амурской области оказывает "Добыча полезных ископаемых".
В 2019 году объем отгруженных товаров увеличился и составил 83 млрд. рублей, индекс производства - 115,9%. В 2020 году индекс производства ожидается на уровне 101%.
Прирост связан с динамичной работой золотодобывающей промышленностью. С целью повышения энергетической эффективности в сфере теплоснабжения проводится техническая политика по ликвидации неэффективных котельных с переключением нагрузки на другие котельные (укрупнение) и строительству автоматизированных модульных котельных в небольших удаленных поселениях.
Объем добычи угля на протяжении прошлых лет оставался стабилен - 3,5 млн. тонн.
Амурская область является энергоизбыточным регионом. Ввод новых энергомощностей обеспечивает дальнейшее развитие отрасли. По виду экономической деятельности "Производство электроэнергии, газа и воды" в 2019 году отгружено товаров на 45 млрд. рублей, индекс промышленного производства - 105,5%. Выработка электрической энергии за 2019 год составила 15,6 млрд. кВтч. (108% к уровню 2018 года).
По оценке в 2020 году ожидается незначительное увеличение выработки электроэнергии до 16 млрд. кВт ч., индекс промышленного производства составит 105,0%.
Отмечается устойчивый рост "Обрабатывающих производств". По данному виду экономической деятельности объемы отгруженной продукции за 2019 год составили 39 млрд. рублей или 114,5% к уровню 2018 года. При этом индекс производства достиг 101,5%.
Основной удельный вес в структуре обрабатывающих отраслей занимает производство пищевых продуктов (71%).
В 2019 году индекс производства пищевых продуктов составил 103,7%, объем отгруженных товаров собственного производства - 24 млрд. рублей. Рост обеспечен увеличением объемов производства молочной промышленности - 112%, производство мяса птицы - 111%, мясных полуфабрикатов - 115%, за счет реализации инвестиционных проектов.
В 2020 году объем пищевых продуктов ожидается с ростом 101,2% за счет увеличения выпуска мяса, мясных полуфабрикатов, творожных изделий, комбикормов, муки соевой и выход на рынок новых продуктов (соевый белковый изолят, соевая клетчатка).
В результате, в 2020 году индекс производства по "Обрабатывающим производствам" составит 104%.
Амурская область является житницей Дальнего Востока. Вместе с тем регион расположен в рискованной зоне земледелия. В 2019 году произведено продукции сельского хозяйства на 45 млрд. рублей, или 87,9% к уровню 2018 года. Снижение показателя связано с неблагоприятными погодными условиями, которые отразились на снижении объемов продукции растениеводства (82,4%), при увеличении объемов животноводства 100,4%.
В 2020 году ожидается индекс производства продукции сельского хозяйства 128,5% за счет:
1) вовлечения в оборот залежных земель;
2) внедрения ресурсосберегающих технологий;
3) применения прогрессивных систем земледелия и животноводства;
4) реализации инвестиционных проектов в животноводстве.
Продукция сельского хозяйства, млрд. рублей
За счет реализации крупных инвестиционных проектов федерального и регионального значения на территории Амурской области отмечен ежегодный рост объемов по виду экономической деятельности "Строительство".
Объем строительных работ в 2019 году составил 86 млрд. рублей или 71% к 2018 году. Недостижение значения показателя предшествующего года носит объективный характер и вызвано значительными объемами вложений в закупку оборудования по Амурскому газоперерабатывающему заводу (далее - Амурский ГПЗ).
В 2020 году ожидается объем строительства в размере 86 млрд. рублей, что составит 99,5% к уровню предшествующего года.
Объем строительных работ, млрд. рублей
В 2019 году введено в эксплуатацию 205 тыс. кв. метров жилья, или 129% к уровню 2018 года. В 2020 году ввод в действие жилых домов прогнозируется на уровне 125 тыс. кв. метров жилья.
На территории Амурской области действуют льготные ипотечные продукты, такие как "Семейная ипотека", "Дальневосточная ипотека", "Сельская ипотека" и т.д.
В последние 5 лет в Амурской области отмечается значительная инвестиционная активность. По итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в Российской Федерации, область заняла 26 место, улучшив свои позиции за год на 11 пунктов.
В 2019 году в региональную экономику поступило инвестиций в размере 340 млрд. рублей (или 126% к уровню предшествующего года). В 2020 году объем инвестиций увеличится незначительно на 0,5%. Стабилизация показателя связана с активной фазой строительства крупных инвестиционных проектов: строительство Амурского ГПЗ, космодрома "Восточный", жилого микрорайона Амурского ГПЗ и др. А также с вводом в эксплуатацию Нижне-Бурейской ГЭС и приграничного мостового перехода через реку Амур.
Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей
Значительную долю влияния на региональную экономику оказывает торговля.
С 2017 года отмечается рост оборота розничной торговли, который в 2019 году составил 183 млрд. рублей или 101,5% к уровню предшествующего года. В 2020 году ожидается стабилизация объемов торговли по причине снижения активности населения, связанной с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Оборот розничной торговли на душу населения области стабильно растет. В 2018 году он составил 215 тыс. рублей, в 2019 году - 231 тыс. рублей. Оценка 2020 года - 227 тыс. рублей на душу населения.
Объем платных услуг, оказанных населению Амурской области через все каналы реализации, сложился в размере 48,8 млрд. рублей, или 99,7% в сопоставимой оценке к 2018 году. По оценке к концу 2020 года данный показатель составит 45,5 млрд. рублей.
Основные фонды в экономике на конец года имеют тенденцию роста. В 2019 году они составили 1 886,6 млрд. рублей с приростом к предшествующему году на 61%. Наибольший рост показали отрасли: деятельность по операциям с недвижимым имуществом - 669,5%; добыча полезных ископаемых - 152,8%; обеспечение электроэнергией, газом и паром - 134,6% и т.д. Снижение по итогам года отмечено только по виду экономической деятельности "Строительство" - 63,4% к уровню 2018 года. В среднесрочной перспективе ожидается дальнейший прирост показателя на 5 - 10%.
Инвестиционная активность способствует увеличению налоговых поступлений в бюджет области. С 2015 года область ежегодно прирастает налогами на 3 - 4,5 млрд. рублей.
В 2019 году прирост налоговых поступлений составил 8,6 млрд. рублей. По итогам 2019 года налоговые и неналоговые доходы составили более 61 млрд. рублей или 73% от всех доходов бюджета (доходы бюджета за 2019 год 83,5 млрд. рублей). По сравнению с предшествующим годом доходы увеличились на 20% или на 10,1 млрд. рублей.
Доходы консолидированного бюджета Амурской области, млрд. рублей
Основную долю в доходах консолидированного бюджета традиционно занимает налог на доходы физических лиц, который составляет порядка 25 млрд. рублей или 40% от всех налоговых и неналоговых доходов. В 2019 году его рост составил 4,4 млрд. рублей или 122%.
Рост налоговых доходов позволяет Амурской области безболезненно снижать объем государственного долга и выполнять принятые на себя обязательства перед Российские Федерации. По оценке Министерства финансов Российской Федерации, региону присвоена надлежащая степень качества управления бюджетным процессом.
Самообеспеченность консолидированного бюджета региона в 2019 году составила 82,3%.
1.3. Занятость населения и производительность труда
Среднегодовая численность занятых в экономике области по итогам 2019 года снижена на 5% по отношению к уровню 2018 года и составила 387,7 тыс. человек. В 2020 году ожидается 384,5 тыс. человек.
Доля занятых в региональной экономике сохраняет тенденцию 2018 года и составляет 49% от общей численности населения.
С 2015 года в Амурской области отмечается снижение количества безработных граждан. В 2019 году численность зарегистрированных безработных составила 8,6 тыс. человек, снизившись на 1,2 тыс. человек по сравнению с 2018 годом, при уровне зарегистрированной безработицы в 2019 году - 2,1% и в 2018 году - 2,4%.
Численность безработных граждан на конец года, тыс. человек
До пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Амурской области отмечалась устойчивая тенденция к снижению безработицы, тогда как в 2020 году уровень безработицы ожидается 5,2%, а число зарегистрированных безработных составит порядка 21 тыс. человек.
По области более 54,0 тыс. вакансий, из них 42,0 тыс. вакансий (77%) заявлены по рабочим профессиям. Из общего числа вакансий 72% заявлены на строительство объектов Амурского ГПЗ.
Количество вакансий стабильно превышает количество граждан, ищущих работу. Несмотря на то, что сегодня численность безработных значительно увеличилась и составляет более 21,6 тыс. человек, потребность работодателей в рабочей силе так же возросла и составляет 54,0 тыс. рабочих мест.
Одна из возможностей улучшения ситуации - повышение уровня квалификации безработных граждан под потребность работодателей через профессиональное обучение по направлению службы занятости и их гарантированное трудоустройство.
Дефицит предложения рабочей силы на рынке труда незначительно компенсируется за счет привлечения трудовых ресурсов из других регионов Российской Федерации.
В Амурской области в последние три года отмечается устойчивая тенденция повышения производительности труда. В 2018 году производительность труда на предприятиях области составила 101,7%, при этом не достигнут среднероссийский уровень - 102,8%.В 2020 году, по оценке, индекс производительности труда ожидается на уровне 2019 года.
Наибольшим ростом производительности труда характеризуются виды экономической деятельности, которые являются специализацией региона: добыча полезных ископаемых - до 109,8%, сельское хозяйство - 109,9%, транспорт - 102,5%.
1.4. Доходы населения
Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2019 году сложились практически на уровне 2018 года и составили 99,8%. В 2020 году - 102,0%.
С 2017 года в Амурской области отмечена положительная динамика реальных денежных доходов населения. В 2019 году реальные денежные доходы амурчан составили 101,8%, что ниже на 0,7 п.п. к уровню 2018 года.
При этом отмечено значительное повышение денежных доходов на душу населения, которые в 2019 году составили 33,3 тыс. рублей или 107,7% к уровню предшествующего года. В 2020 году прогнозируется прирост на 3,5%.
Доходы населения Амурской области
|
2017 |
2018 |
2019 |
Денежные доходы населения (всего), млрд. рублей |
280,5 |
295,4 |
316,6 |
Денежные доходы населения в расчете на душу населения, рублей |
29212,1 |
30937,3 |
33332,4 |
Темп роста денежных доходов населения в расчете на душу населения, % |
101,2 |
100,8 |
107,7 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций, рублей |
37367,7 |
42315,3 |
47234,4 |
Тем роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций, % |
110,4 |
113,2 |
111,6 |
Реальные денежные доходы, % |
101,1 |
102,5 |
101,8 |
Реальные располагаемые денежные доходы, % |
101,2 |
101,8 |
99,8 |
101,7 |
104,6 |
104,8 |
Более 66% в денежных доходах населения Амурской области составляет заработная плата, 21% - социальные трансферты, 8,8% - доходы от предпринимательской деятельности, 4,2% - иные доходы.
Структура денежных доходов в Амурской области в 2019 году
В 2019 году среднемесячная начисленная заработная плата составила 47,2 тыс. рублей или 111,6% к уровню 2018 года. В 2020 году рост показателя составит 107,2%.
Средняя заработная плата в Амурской области
|
Среднесписочная численность работников, 2019 |
Среднемесячная заработная плата работников, 2019 |
||
|
уд. вес, % |
человек |
рублей |
% к 2018 |
Всего |
100,0 |
271660 |
47234,4 |
111,6 |
в т.ч. по фондообразующим видам экономической деятельности: |
|
|
|
|
транспортировка и хранение |
10,3 |
27903 |
62064,7 |
107,4 |
обеспечение электрической энергией, газом и паром |
5,4 |
14666 |
59988,8 |
109,3 |
добыча полезных ископаемых |
5,1 |
13783 |
60153,5 |
111,6 |
деятельность профессиональная, научная и техническая |
3,9 |
10521 |
66315,4 |
127,8 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности |
10,2 |
27760 |
530042,7 |
110,2 |
деятельность финансовая и страховая |
2 |
5388 |
52315,8 |
110 |
строительство |
15,9 |
43324 |
52309,1 |
109,5 |
деятельность в области информации и связи |
1,6 |
4213 |
44262,9 |
110,1 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
9,2 |
25065 |
44584,8 |
111,4 |
обрабатывающие производства |
4,7 |
12644 |
37250,4 |
110 |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
1,3 |
3463 |
37265,3 |
110,6 |
образование |
10,2 |
27702 |
35322,4 |
108,7 |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
4,2 |
11344 |
33024,2 |
107,1 |
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов |
1,1 |
3063 |
28147 |
91,8 |
торговля |
8,6 |
23269 |
26383,1 |
118,5 |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
1 |
2598 |
24003,9 |
109,4 |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
1,9 |
5224 |
28070,9 |
131,2 |
Рост заработной платы обеспечат фондообразующие виды экономической деятельности с высоким уровнем оплаты труда (добыча, энергетика, обрабатывающие производства, транспорт и строительство), на которых трудоустроено более 40% занятых.
Отменено превышение темпов роста заработной платы в регионе над индексом потребительских цен, который в декабре 2019 года по сравнению с декабрем 2018 года составил 104,8%.
Ранее в Амурской области отмечались факты незначительной просроченной задолженности по заработной плате. С 2018 год просроченная задолженность в области отсутствует.
Порядка 21% в доходах населения области формируют социальные выплаты.
97,5% от социальных выплат составляют: пенсии, пособия и социальная помощь.
Структура получателей социальных выплат в Амурской области в 2019 году
Доля пенсий в общем объеме социальных выплат составляет более 74%. В Амурской области отмечено ежегодное увеличение объема пенсионных выплат, в 2018 году - 38,1 млрд. рублей, в 2019 году - 39,9 млрд. рублей с ростом 102,8%.
Средний размер назначенных пенсий ежегодно увеличивается и в 2019 году составил 15038,2 рублей с ростом к уровню 2018 года 105,7%). Увеличение размера пенсионного обеспечения за счет его индексации, будет продолжено.
Пенсионерам, размер пенсии которых ниже величины прожиточного минимума, осуществляется надбавка для доведения размера пенсии до величины прожиточного минимума.
Общая сумма выплаченной федеральной социальной доплаты к пенсии, млн. рублей
С 2020 года данная надбавка осуществляется за счет регионального бюджета и носит заявительный характер.
Таким образом, с учетом социальной доплаты к пенсии в Амурской области, пенсионеры получают пенсионное обеспечение не ниже величины прожиточного минимума пенсионера.
Структура получателей пособий и социальных выплат в Амурской области более чем на 50% по итогам 2019 года представлена пособиями и выплатами: многодетным семьям - 39,8%; семьям с детьми до 3 лет - 0,4%; гражданам, получившим пособие по безработице - 12,7%; гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг - 14%.
По итогам 2019 года наблюдается снижение доли граждан, обратившихся за пособиями, предоставляемых с учетом критерия "нуждаемости", которая составила 64% к общему количеству получателей пособий и социальных выплат. В 2018 году доля получателей пособий и социальных выплат с учетом критерия "нуждаемости" составляла 65,3%. Общее количество фактов выплат социальных пособий и выплат по критерию "нуждаемости" в 2019 году составило 1 622,8 тыс.
К основным социальным выплатам и пособиям в Амурской области, в том числе с учетом критерия "нуждаемости", относятся: пособия по беременности и родам; пособия по уходу за ребенком (до достижения ребенком возраста 3 лет); пособия многодетным семьям и пособия семьям с детьми до 3 лет.
Пособия и социальные выплаты в Амурской области
|
2017 |
2018 |
2019 |
|||
кол-во фактов получения, единиц |
% от общего кол-ва |
кол-во фактов получения, единиц |
% от общего кол-ва |
кол-во фактов получения, единиц |
% от общего кол-ва |
|
Численность населения на конец года, человек |
798 424 |
100 |
793 194 |
100 |
790 044 |
100 |
Количество фактов предоставления социальной помощи, единиц |
3 375 748 |
100 |
3 268 503 |
100 |
3 140 960 |
100 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
без критерия нуждаемости, единиц, в т.ч. |
1 587 070 |
47 |
1 551 909 |
47 |
1 518 142 |
48 |
сироты, единиц |
75 136 |
2 |
74 972 |
2 |
72 971 |
2 |
по критерию нуждаемости, единиц в т.ч. |
1 788 678 |
53 |
1 716 594 |
53 |
1 622 817 |
52 |
количество безработных, получивших социальные выплаты, единиц |
25 580 |
1 |
23 009 |
1 |
25 334 |
1 |
многодетные семьи, единиц |
623 094 |
18 |
625 173 |
19 |
598 998 |
19 |
семьи с детьми до 3 лет, единиц |
276 824 |
8 |
257 813 |
8 |
253 298 |
8 |
Общий объем средств, направленный на выплату пособий и социальной помощи (из средств федерального и областного бюджетов), тыс. рублей |
5 001 149 |
|
4 971 502 |
|
5 415 123 |
|
В 2019 году отмечается снижение количества получателей пособия по беременности и родам с 11466 в 2018 году до 9585 в 2019 году, снижение составило 16%.
Вместе с тем, наблюдается тенденция к снижению количества получателей социальных пособий и выплат по критерию нуждаемости семьям с детьми до 3 лет с 26105 в 2018 году до 24473 в 2019 году (снижение составило 6,5%).
Основные получатели пособий и социальной помощи с доходами ниже величины прожиточного минимума, в %
Субсидией на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая предоставляется гражданам с невысоким уровнем доходов, воспользовались в 2018 году - 27875 граждан, в 2019 году - 28342 граждан, что свидетельствует о росте количества получателей. За 1 полугодие 2020 года социальную помощь получили 27115 граждан.
Применение критерия "нуждаемости" в Амурской области, а также назначение региональной социальной доплаты к пенсии (далее - РСД) непосредственно зависит от величины прожиточного минимума.
На 01.07.2020 получателей РСД в области 31563 человека; средний размер назначенной выплаты составляет 2453 рубля в месяц.
Ежегодно величина прожиточного минимума в регионе увеличивается. Величина прожиточного минимума на душу населения в 2019 году составила 12379 рублей с ростом к уровню предшествующего года 110,8% (2018 год - 11172 рубля), в том числе по социально-демографическим группам населения:
для трудоспособного населения - 13161 рубль (или 110,7% к уровню 2018 года);
для пенсионеров - 10059 рублей (или 110,5%);
для детей - 12877 рублей (или 112,1%).
В Амурской области снижается соотношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума с 2,8 в 2018 году до 2,7 в 2019 году. В 2020 году также отмечается незначительное снижение данного разрыва.
При этом отмечается увеличение разрыва в соотношении среднего размера начисленной заработной платой к величине прожиточного минимума. В 2018 году она составила 3,8, в 2019 году - 3,9.
Сокращается отношение среднего размера назначенных пенсий к величине прожиточного минимума, которое в 2018 году составило 1,27, а в 2019 году - 1,21.
Увеличение количества безработных граждан в Амурской области будет способствовать снижению доходов отдельных категорий населения.
В 2019 году выплачено 597,5 млн. рублей в качестве пособия по безработице по 28,9 тыс. фактам обращения, в 2018 году - 396,0 млн. рублей и 28,6 тыс. фактам обращения соответственно.
Рост данного показателя при общем снижении уровня безработицы в регионе характеризует работу органов занятости населения области как эффективную.
Таким образом, социально-экономическое положение Амурской области можно охарактеризовать как устойчивое и стабильно развивающиеся как в экономике, так и социальной сфере.
II. Информация о ситуации с бедностью в Амурской области
Бедность населения определяется долей населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. В Амурской области доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума имеет тенденцию к снижению, при этом остаются выше среднероссийских значений на 3 - 3,4 п.п.
В 2019 году доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума при численности населения 790 тыс. человек составила 15,7%, что на уровне 2018 года. За три года численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Амурской области сократилась на 8434 человека.
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения, %
При этом отмечается с рост доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума к количеству занятых в экономике области на 0,3 п.п. к уровню 2018 года, который составляет 32,3%.
В Амурской области наблюдается снижение доли населения со среднедушевыми денежными доходами ниже 14 тыс. рублей. К данной группе населения относится порядка 20,8% от общей численности населения области (2018 год - 23,9%).
Динамика роста доходов населения прослеживается по группам населения со среднедушевыми доходами от 14 до 60 тыс. рублей, которые составляют 67% от общей численности населения (2018 год - 65,8%).
Свыше 60 тыс. рублей дохода обеспечивают более 12% населения области. При этом в регионе отмечается рост доли населения с высоким уровнем доходов (2018 год - 10,3%).
Численность населения с размерами доходов населения Амурской области, рублей
|
2017 |
2018 |
2019 |
До 7000 |
5,1 |
5,0 |
4,0 |
7000 - 10000 |
7,6 |
7,2 |
6,2 |
10000 - 14000 |
12,4 |
11,7 |
10,6 |
14000 - 19000 |
15,3 |
14,5 |
13,7 |
19000 - 27000 |
19,4 |
18,8 |
18,7 |
27000 - 45000 |
23,4 |
23,7 |
24,9 |
45000 - 60000 |
8,2 |
8,8 |
9,7 |
Свыше 60000 |
8,6 |
10,3 |
12,2 |
Основная доля населения области, около 25%, приходится на население со среднедушевыми доходами от 27 до 45 тыс. рублей, что составляет от 2,3 до 3,8 величины прожиточного минимума, установленного в Амурской области.
В Амурской области отмечено превышение доходов у городского населения над сельским. В 2018 году доход амурчанина, проживающего в городском округе составил 34,4 тыс. рублей, тогда как по муниципальным районам он сложился в размере 16,3 тыс. рублей.
Кроме того, отмечается значительное превышение доходов населения, проживающего в северных территориях области.
С учетом действующих экономических условий, категории граждан, которые не могут быть отнесены к "бедному" населению по причине превышения доходов над величиной прожиточного минимума, в соответствии с действующим законодательством:
1) работающие граждане, получающие заработную плату за свою деятельность;
2) граждане старше трудоспособного возраста, получающие пенсионное обеспечение.
Основные категории населения региона, которые имеют доход ниже величины прожиточного минимума:
1) семьи с детьми до 3 лет;
2) многодетные семьи;
3) безработные граждане.
По состоянию на 01.07.2020 на территории Амурской области проживает 25205 семей с детьми, признанных малоимущими, из них:
1) имеющих детей до 3-х лет - 11039;
2) детей до 18-ти лет - 25205;
3) семей с детьми-инвалидами - 2272;
4) неполных семей - 7929, в них детей - 11424.
На 01.01.2020 число малоимущих семей с детьми составляло 26079, что ниже уровня 2019 года на 11%, из них:
1) имеющих детей до 3-х лет - 13464 (-13%);
2) детей до 18-ти лет - 26079 (-11%);
3) неполных семей - 8761 (-10,4%), в них детей - 12276 (-8,5%).
Таким образом, отмечается снижение числа семей с детьми, чьи доходы ниже величины прожиточного минимума.
Анализ уровня доходов малоимущих семей - получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта за 2019 год показывает, что величина среднедушевого дохода в семьях, даже после заключения социального контракта, в среднем составляет 6544 рубля, что равно 53,5% от величины прожиточного минимума, установленного в среднем на душу населения на территории Амурской области. В 2018 году этот показатель составил 5794 рублей (50,9% от величины прожиточного минимума).
С 2019 года в области реализуется национальный проект "Демография". Мероприятия регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография" направлены на обеспечение финансовой стабильности семей при рождении детей и представляют собой перечень мер социальной поддержки, реализуемых в зависимости от очередности рождения детей в семье.
Так при рождении первого ребенка в рамках регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография" семьям предусмотрены 2 выплаты:
1. Единовременная выплата при рождении первого ребенка.
Единовременная денежная выплата предусмотрена женщинам, являющимися гражданами Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Амурской области, родившим первого ребенка с 01.01.2019, являющегося гражданином Российской Федерации. Выплата осуществляется в размере двукратной величины прожиточного минимума для детей, установленной в области за второй квартал года, предшествующего году обращения за выплатой.
В 2019 году размер выплаты составлял 23,8 тыс. рублей, в 2020 - 25,5 тыс. рублей.
Получателями выплаты за 2019 год стали 2278 амурских семьи, родивших первого ребенка, за 6 месяцев 2020 года - 1076 человек.
Единовременная выплата при рождении первого ребенка
2. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.
Данная выплата предоставляется семьям, размер среднедушевого дохода которых не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, срок предоставления выплаты - до исполнения ребенку возраста 3 лет.
Размер ежемесячной выплаты в 2020 году составляет 12,7 тыс. рублей.
За первое полугодие 2020 года выплата произведена 2031 семье; с начала реализации мероприятия (с 01.01.2018) - 4821 семьям.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка
При рождении второго ребенка в области осуществляется предоставление регионального материнского (семейного) капитала (далее - РМСК).
Право на предоставление РМСК имеют женщины, являющиеся гражданами Российской Федерации, проживающие на территории Амурской области, родившие (усыновившие) второго ребенка с 01.01.2019, являющегося гражданином Российской Федерации.
Распоряжение средствами (частью средств) РМСК может осуществляться по следующим направлениям:
1) на приобретение или строительство жилого помещения, осуществляемые посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах, путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения (далее - на приобретение или строительство жилого помещения);
2) на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, выполняемые с привлечением строительной организации;
3) на уплату первоначального взноса при получении кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилого помещения;
4) на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на приобретение или строительство жилого помещения (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному кредиту (займу), в том числе по кредиту (займу), обязательство по которому возникло у гражданина до возникновения права на получение РМСК);
5) на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
6) на оплату платных образовательных услуг и иных связанных с получением образования расходов.
РМСК предоставляется в размере 30% от размера материнского (семейного) капитала на соответствующий год. Размер РМСК в 2020 году составляет 140 тыс. рублей (в 2019 году - 135,9 тыс. рублей).
За 2019 год и первое полугодие 2020 года реализовала РМСК 771 амурская семья (в 2019 году - 408 человек, за 6 месяцев 2020 года 363 человека), выдано 1509 сертификатов.
Предоставление регионального материнского (семейного) капитала
При рождении третьего или последующих детей (а также при усыновлении) семьям предоставляется ежемесячная денежная выплата, выплачиваемая до достижения ребенком возраста трех лет.
Право на ежемесячную денежную выплату имеет один из родителей - гражданин Российской Федерации, родивший третьего или последующего ребенка после 31.12.2012, а также усыновивший третьего или последующего ребенка, родившегося после 31.12.2012, проживающий совместно с ребенком на территории области в семье, нуждающегося в социальной поддержке, до достижения ребенком возраста трех лет.
В рамках данной выплаты под нуждающимися в социальной поддержке понимаются семьи, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума на душу населения по области и по северной зоне области, установленной губернатором области.
В случае рождения (усыновления) одновременно двух и более детей, являющихся в семье третьими или последующими детьми, ежемесячная денежная выплата назначается на каждого ребенка.
Размер ежемесячной выплаты в 2020 году составляет 12,8 тыс. рублей; по северным территориям области - 14 тыс. рублей.
Данная выплата осуществляется на территории Амурской области с 2012 года. В целях создания понятной для граждан системы гарантированных выплат при рождении детей в зависимости от очередности их рождения, данная мера включена в состав регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография".
Численность детей, на которых впервые назначена и произведена выплата за 6 мес. 2020 года - 710. С начала реализации мероприятия выплата предоставлена на 4568 детей.
Предоставление ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего или последующих детей (а также при усыновлении)
Все указанные меры поддержки семей, реализуемые в рамках регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография" в отношении первых, а также третьих и последующих детей, осуществляются с учетом определения критерия нуждаемости семьи в предоставляемой выплате.
Нуждающимися в социальной поддержке признаются семьи, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума на душу населения по области - при назначении выплаты на третьего или последующего ребенка - именно такие семьи, где имеется большая иждивенческая нагрузка, больше всего нуждаются в социальной поддержке; и доход которых ниже двукратной величины прожиточного минимума - при назначении выплат на первого ребенка.
Все реализуемые меры в той или иной степени обеспечивают частичную компенсацию потери доходов семьи, связанной с рождением в ней ребенка и нахождением матери (одного из родителей) в отпуске по уходу за ребенком, что, в свою очередь, выступает мерой, предотвращающей попадание такой семьи в разряд бедных.
Снижению уровня бедности в Амурской области способствует реализация отдельных государственных программ Амурской области, которые являются расходным обязательством по реализации на территории области соответствующих национальных и федеральных проектов:
1) государственная программа "Развитие здравоохранения Амурской области", утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 03.07.2013 N 302;
2) государственная программа Амурской области "Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и управления Амурской области", утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 442;
3) государственная программа "Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области", утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 443;
4) государственная программа Амурской области "Развитие системы социальной защиты населения Амурской области", утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 444;
5) государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области", утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 445;
6) государственная программа Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области", утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 446;
7) государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области", утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 447;
8) государственная программа "Развитие образования Амурской области", утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 448;
9) государственная программа "Развитие физической культуры и спорта на территории Амурской области", утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 451;
10) государственная программа "Комплексное развитие сельских территорий Амурской области", утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2019 N 563.
В Амурской области активно реализуются мероприятия в сфере занятости, в том числе направленные на малоимущие население:
1) предоставление субсидии из областного бюджета организациям и индивидуальным предпринимателям на финансовое обеспечение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по организации общественных работ для граждан, находящихся под риском увольнения или потерявших работу в Порядке, утвержденном постановлением Правительства Амурской области от 08.05.2020 N 288;
2) реализация Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Амурской области в 2020 году, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 16.07.2020 N 468.
На территории Амурской области реализуется национальный проект "Повышение производительности труда и поддержка занятости", в котором участвуют средние и крупные предприятия базовых несырьевых отраслей экономики: сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство; обрабатывающие производства; строительство; транспортировка и хранение.
В перечень включено 16 организаций в сфере: сельхозпроизводства, пищевой и перерабатывающей промышленности, строительства и стройиндустрии, жилищно-коммунального хозяйства, машиностроения.
Проект предусматривает профессиональную переподготовку руководителей предприятий, а также обучение сотрудников методам бережливого производства и инструментам повышения производительности труда. Предприятия-участники имеют возможность получить доступ к льготным займам от Фонда развития промышленности под 1% годовых.
Цель реализации мероприятий национального проекта - рост показателя производительности труда - не ниже 3,5% в год ежегодно.
III. Информация о мерах социальной поддержки населения Амурской области
В настоящее время Правительством Амурской области предоставляется более 80 видов мер социальной поддержки для порядка 30 категорий получателей - ветераны войны, боевых действий, труженики тыла, ветераны труда, ветераны труда Амурской области, ветераны военной службы, инвалиды, семьи с детьми, в том числе многодетные семьи, специалисты на селе, реабилитированные, пожилые, граждане, нуждающиеся в поддержке и другие категории.
При этом основными получателями пособий и социальных выплат по критерию нуждаемости являются многодетные семьи, семьи с детьми до 3 лет и безработные граждане. В общем объеме на вышеназванные категории лиц приходится 54% всех пособий и социальных выплат по критерию нуждаемости.
Всего, по состоянию на 01.07.2020, получателями мер социальной поддержки, различных пособий и социальных выплат являются 296,7 тыс. амурчан (37,6% жителей области).
Указанным гражданам предоставляется порядка 87 различных мер социальной поддержки, из них:
1) детям, в том числе детям-сиротам, семьям с детьми, многодетным семьям - 32 меры социальной поддержки;
2) гражданам, имеющим заслуги перед государством и областью, гражданам, пережившим лишения, и инвалидам - 55 различных мер поддержки.
Реализация мер социальной поддержки в различных формах в сфере социальной защиты населения области предусмотрена в рамках государственной программы Амурской области "Развитие системы социальной защиты населения Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 444, и государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 446, в части предоставления мер социальной поддержки, направленных на улучшение жилищных условий граждан отдельных категорий.
Всего указанными государственными программами на 2020 год на предоставление различных мер социальной поддержки предусмотрено денежных средств в объеме 10840,2 млн. рублей, из которых 5645,6 млн. рублей (52,1%) - средства областного бюджета; 5194,7 млн. рублей (47,9%) - средства федерального бюджета.
В 2019 году на те же цели было предусмотрено 8164 млн. рублей, из которых 5135,3 млн. рублей (62,9%) - средства областного бюджета; 3028,7 млн. рублей (37,1%) - средства федерального бюджета; в 2018 году - 7027,5 млн. рублей, из которых 5237,8 млн. рублей (74,5%) - средства областного бюджета; 1789,7 млн. рублей (25,5%) - средства федерального бюджета.
Меры социальной поддержки предоставляются гражданам в 2 формах:
1) денежной, путем предоставления единовременных или ежемесячных выплат, социальных пособий или социальных выплат доплат к пенсии и др.;
2) натуральной, путем получения гражданами ряда услуг, стоимость которых органами социальной защиты компенсируется напрямую поставщикам этих услуг. Такая форма предоставления мер социальной поддержки действует при проезде граждан отдельных категорий на городских и межмуниципальных маршрутах с использованием транспортной карты или единого социального проездного билета, организации питания детей из многодетных семей в школе и обеспечения детей до 6 лет из таких семей лекарствами, приобретения гражданами продуктов питания с использованием продуктовой карты или предоставления адресной помощи в натуральном виде.
Меры поддержки гражданам в натуральной форме занимают только 8%, в денежной форме (выплаты и компенсации) - 92% от общего объема всех предоставляемых гражданам мер.
Средний объем выплат (предоставленных мер), приходящихся на одного амурского льготника в год, составляет более 36,5 тыс. рублей, что выше уровня 2019 года на 24,1% (27,5 тыс. рублей); уровня 2018 года - на 35,2% (23,7 тыс. рублей).
Наибольший размер единовременной выплаты зафиксирован для семей, родивших (усыновивших) с 01.01.2019 первенца - 25454 рублей;
Наименьший размер фиксированной единовременной выплаты - 1000 рублей (выплата ко Дню Победы, продуктовая карта, адресная помощь пр.).
Наибольший размер ежемесячной денежной выплаты приходится на предоставление единовременной денежной выплаты на 3 или последующих детей до достижения ими возраста 3 лет - 12775 рублей (по северным территориям области - 13954 рублей).
Наименьший размер ежемесячной денежной выплаты - на предоставление пособия на ребенка - 370 рублей.
Подавляющее большинство мер социальной поддержки предоставляется гражданам без учета критерия нуждаемости - это выплаты и меры поддержки гражданам, имеющим определенное звание или статус, а также заслуги перед государством и областью (ветераны войны и труда, ветераны труда Амурской области, почетные доноры России и Амурской области, члены многодетных семей, многодетные матери, специалисты на селе, государственные служащие и др.) и гражданам, пережившим лишения (чернобыльцы, инвалиды и др.).
Из всех мер социальной поддержки только 11,5% предоставляется с учетом размера среднедушевого дохода получателей. При этом при определении права граждан, в зависимости от меры, применяется в расчет одно или двукратная величина прожиточного минимума на члена семьи, а при расчете права и размера назначаемой субсидии - от совокупного дохода семьи.
Доля малоимущих граждан, получающих меры социальной поддержки, в общем числе получателей мер социальной поддержки в Амурской области, на 01.07.2020 составляет 35,4% (105,1 тыс. человек). В 2018 году доля малоимущих получателей мер социальной поддержки составляла - 40,9% (121,4 тыс. человек), в 2019 году - 34,5% (102,5 тыс. человек).
Количество малоимущих граждан, получающих меры социальной поддержки, в общем числе получателей мер социальной поддержки в Амурской области
В Амурской области реализуются меры, направленные на поддержку наиболее уязвимых слоев населения - это, прежде всего, семьи с детьми, одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума.
В рамках Закона Амурской области от 11.07.2014 N 388-ОЗ "О социальной поддержке граждан, имеющих детей" малообеспеченным гражданам предоставляется: ежемесячная денежная выплата беременным женщинам, ежемесячная денежная выплата кормящим матерям, ежемесячная денежная выплата на детей первых трех лет жизни, пособие на ребенка.
Всего за 6 месяцев 2020 года ежемесячная денежная выплата предоставлена:
беременным женщинам (размер 761 рублей) - 473 человек на сумму 1379,9 тыс. рублей;
кормящим матерям (размер 950 рублей) - 3475 человек на сумму 15591,2 тыс. рублей;
детям первых трех лет жизни (размер 950 рублей) - 11039 человек на сумму 62466,6 тыс. рублей;
пособие на ребенка (базовый размер 285 рублей, выплачивается с учетом районного коэффициента) - 25205 человек (на 48331 детей) на сумму 139530,1 тыс. рублей.
Предоставление денежных выплат по Закону Амурской области от 11.07.2014 N 388-ОЗ "О социальной поддержке граждан, имеющих детей", человек
Кроме этого, малоимущим семьям при рождении третьего ребенка (или последующего ребенка) предоставляется единовременная денежная выплата в размере величины прожиточного минимума для детей, установленной в Амурской области.
В соответствии с Законом Амурской области от 19.01.2005 N 411-ОЗ "Об адресной социальной помощи" малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, предоставляется адресная социальная помощь.
Постановлением Правительства Амурской области от 14.02.2011 N 64 "Об утверждении Порядков назначения, периодичности предоставления и размера адресной социальной помощи" установлено, что адресная социальная помощь предоставляется малоимущим гражданам в виде единовременных выплат, в том числе, на приобретение одежды, обуви, предметов домашней обстановки, лекарственных препаратов, медицинских изделий для проведения операции, на ремонт жилого помещения, оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Всего по итогам первого полугодия 2020 года количество получателей адресной социальной помощи составило 6270 человек. Общая сумма средств, направленных на реализацию данной государственной социальной помощи, составила 22,5 млн. рублей.
Предоставление адресной социальной помощи
Год реализации |
Количество получателей |
Объем направленных средств, млн. рублей |
2017 |
15000 |
49,5 |
2018 |
13631 |
47,8 |
2019 |
13382 |
60,4 |
Также значимыми мерами социальной поддержки граждан с низким уровнем дохода являются выплаты, направленные на снижение их расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Одной из таких выплат является субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг. Субсидией в Амурской области на 01.07.2020 охвачено 27 069 семей, средний размер субсидии составляет 2 876 рублей.
Субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг
Год реализации |
Количество получателей |
Объем направленных средств, млн. рублей |
2017 |
31526 |
927,9 |
2018 |
27875 |
819,7 |
2019 |
28342 |
971,8 |
Правительством Амурской области принимаются меры, позволяющие обеспечить охват мерами социальной поддержки большего количества граждан отдельных категорий. Так с ноября 2019 года меры социальной поддержки многодетным семьям предоставляются без учета критерия нуждаемости. Отмена нормы определения права многодетных семей на получение мер социальной поддержки исходя из двукратной величины прожиточного минимума позволила воспользоваться помощью государства дополнительно 913 многодетным семьям, ранее ее не получавшим.
В 2020 году в Амурской области отмечен рост уровня безработицы. В декабре 2019 года в государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных зарегистрировано 8,6 тыс. человек, в том числе 6 тыс. человек получали пособие по безработице. Уровень официальной (регистрируемой) безработицы составил 2,1% численности рабочей силы.
Минимальный размер пособия по безработице в 2020 году составил 1500 рублей, максимальный - 12130 рублей.
В период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) минимальный размер пособия по безработице составлял 4500 рублей. Ко всему прочему, безработным гражданам осуществлялась выплата на каждого ребенка в размере 3000 рублей.
Объем выплат по безработице
В период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (7 месяцев 2020 года) объем выплат по безработице составил 1017 млн. рублей.
IV. Информация о практике применения социального контракта
Получателями адресной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта являются малоимущие семьи и малоимущие одинокие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в области на момент обращения.
Адресная социальная помощь в виде социального пособия на оплату стоимости мероприятий, связанных с выполнением обязанностей по социальному контракту, предоставляется один раз в год при условии заключения социального контракта на срок от 3 месяцев до 1 года в размере от 1000 рублей до 10000 рублей.
В период с 2013 по 2019 годы с малообеспеченными семьями с детьми и одиноко проживающими гражданами заключено 2612 социальных контрактов на общую сумму 16,0 млн. рублей.
В 2019 году с гражданами заключено 442 социальных контракта на сумму 6,3 млн. рублей. В 2018 году заключено 422 социальных контракта на сумму 3,3 млн.рублей.
От общего числа заключенных в 2019 году социальных контрактов 54,3% (240) заключены с гражданами, проживающими в сельской местности, 202 контракта - в городской (в 2018 году - 257 контрактов в сельской местности и 165 - в городской). На основании социального контракта государственная социальная помощь оказана 932 гражданам (с учетом всех членов семей) (в 2018 году - 948 гражданам). Все 442 контракта заключены с малоимущими семьями, имеющими в своем составе несовершеннолетних детей.
77,4% социальных контрактов заключены с многодетными семьями, имеющими в своем составе 3 и более детей (342 контракта); участники 98 социальных контрактов имеют в своем составе людей с инвалидностью (22,2%).
В составах семей по 282 заключенным в 2019 году социальным контрактам (63,8%) от заключенных в 2019 году контрактов) имелись неработающие граждане трудоспособного возраста (в 2018 году - по 261 контракту).
Средний срок действия социального контракта в 2018 - 2019 годах составлял 11 месяцев; средний размер единовременной денежной выплаты по контракту - 16,5 тыс. рублей, в 2018 - 13,7 тыс. рублей.
По итогам исполнения социальных контрактов:
численность трудоустроенных граждан из числа получателей государственной социальной помощи на основе социального контракта в 2018 году составила 41 человек (15,7% от числа неработающих граждан на момент заключения социального контракта), в 2019 году - 142 человека (50,4% от числа неработающих граждан на момент заключения социального контракта).
численность граждан, у которых увеличился доход от трудовой деятельности по окончании срока действия социального контракта в 2018 году составила 22 человека, в 2019 году - 14 человек;
численность граждан, у которых увеличились натуральные поступления из личного подсобного хозяйства по окончании срока действия социального контракта в 2018 году составила 24 человека, в 2019 году - 47 человек;
численность граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию в результате реализации условий социального контракта, 2018 году составила 102 человека - 10,8% от общего числа получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта, заключенных и реализованных в 2018 году, в 2019 году 313 человек или 33,6%.
В среднем по итогам реализации условий, определенных в социальном контракте, среднедушевой доход семей в 2018 году увеличился на 10,4%; в 2019 году - на 13,6% относительно размера среднедушевого дохода семей до заключения социального контракта.
Количество досрочно расторгнутых социальных контрактов в течение 2018 года составило 21, в 2019 году - 31.
По итогам применения социального контракта прослеживается тенденция к увеличению количества граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию в результате выполнения условий контракта по трудоустройству, разведению личного подсобного хозяйства или начала предпринимательской деятельности. Значение данного показателя увеличилось с 10,8% в 2018 году до 33,6% в 2019 году.
3. Цели и задачи региональной программы
Цель региональной программы - снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в два раза к уровню 2017 года и повышение уровня жизни населения Амурской области.
Региональной программой предусмотрено решение следующих задач:
1) повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в том числе средней заработной платы, над темпом роста инфляции;
2) развитие системы социальной помощи и социального контракта;
3) организация занятости и переобучение населения;
4) создание условий для организации новых рабочих мест.
4. Перечень основных мероприятий региональной программы
Перечень основных мероприятий региональной программы представлен в приложении N 1 к региональной программе.
Региональная программа предусматривает следующие направления реализации:
По первой задаче "Повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в том числе средней заработной платы, над темпом роста инфляции" запланированы мероприятия:
1) повышение инвестиционной привлекательности Амурской области;
2) содействие занятости отдельных категорий граждан.
По второй задаче "Развитие системы социальной помощи и социального контракта" запланированы мероприятия:
1) мониторинг граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории Амурской области, в разрезе муниципальных районов, муниципальных и городских округов;
2) оказание социальной помощи и социальной поддержки гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации и многодетным семьям;
3) развитие системы социального контракта;
4) оказание протезно-ортопедической помощи;
5) выплата региональных социальных доплат к пенсии;
6) улучшение жилищных условий отдельным категориям граждан;
7) установление налоговых преференций по уплате налогов отдельным категориям граждан.
По третьей задаче "Организация занятости и переобучение населения" запланированы мероприятия:
1) содействие занятости безработных граждан;
2) организация профессионального обучения и переобучения отдельных категорий граждан.
По четвертой задаче "Создание условий для организации новых рабочих мест" запланировано мероприятие по оказанию поддержки гражданам для организации и развития малого и среднего предпринимательства.
5. Механизмы управления региональной программой
Региональная программа предусматривает механизм организации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Амурской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, статистических органов и органов местного самоуправления.
Ответственные исполнители мероприятий региональной программы определены в приложении N 1 к региональной программе.
Реализация региональной программы осуществляется при непосредственном участии межведомственной рабочей группы по разработке и реализации региональной программы "Снижение доли населения Амурской области с доходами ниже величины прожиточного минимума в два раза по сравнению с показателем 2017 года" (далее - Рабочая группа), состав которой утверждается первым заместителем председателя Правительства Амурской области.
Рабочая группа формируется из представителей органов исполнительной власти Амурской области, являющихся ответственными исполнителями по мероприятиям региональной программы, Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области, представителей общественности.
Заседания Рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал.
К функциям Рабочей группы относится:
1) анализ текущей ситуации, связанной с уровнем жизни населения;
2) подготовка предложений по корректировке региональной программы (при необходимости);
3) ежегодное утверждение детального плана-графика реализации региональной программы по форме в соответствии с приложением N 2 к Методическим рекомендациям по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.06.2020 N 326 (далее - Методические рекомендации);
4) проведение мониторинга исполнения региональной программы и оценка ее результативности и эффективности. Периодичность проведения мониторинга плановых показателей реализации региональной программы, плановых мероприятий/контрольных событий устанавливается Рабочей группой самостоятельно и может быть ежеквартальной или полугодовой;
5) рассмотрение отчетов по результатам мониторинга реализации региональной программы, подготовленных по форме в соответствии с приложением N 3 к Методическим рекомендациям;
6) рассмотрение и анализ достижения установленных значений плановых показателей, выявление степени достижения исполнителями мероприятий региональной программы плановых показателей.
Секретарем Рабочей группы назначается представитель министерства социальной защиты населения Амурской области.
Секретарь Рабочей группы во взаимодействии и при непосредственном участии соисполнителей региональной программы:
1) организует заседания Рабочей группы;
2) осуществляет подготовку материалов и формирует пакеты документов для заседаний Рабочей группы;
3) осуществляет свод предложений соисполнителей региональной программы по формированию детального план-графика реализации региональной программы, с выделением контрольных событий региональной программы по форме в соответствии с приложением N 2 к Методическим рекомендациям;
4) осуществляет сбор информации, в том числе отчетной, по реализации региональной программы;
5) осуществляет свод информации, поступившей от соисполнителей региональной программы, по промежуточным показателям результативности реализации региональной программы по форме в соответствии с приложением N 3 к Методическим рекомендациям;
6) представляет Рабочей группе материалы для проведения оценки эффективности реализации региональной программы, представленные соисполнителями региональной программы;
7) осуществляет подготовку сводных предложений по корректировке региональной программы;
8) осуществляет свод предложений в повестку заседаний Рабочей группы.
Соисполнители региональной программы:
1) реализуют мероприятия региональной программы, по которым являются исполнителями;
2) ежегодно в срок до 15 января осуществляют подготовку предложений для включения в детальный план-график реализации региональной программы, с выделением контрольных событий региональной программы по форме в соответствии с приложением N 2 к Методическим рекомендациям, и представляют их секретарю Рабочей группы;
3) ежеквартально в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формируют и представляют секретарю Рабочей группы промежуточные показатели результативности реализации мероприятий региональной программы, отчетную информацию по форме в соответствии с приложением N 3 к Методическим рекомендациям;
4) осуществляют подготовку информации и иных материалов и их направление для обобщения секретарю Рабочей группы, а также для рассмотрения на заседаниях Рабочей группы, по мероприятиям региональной программы, по которым они являются ответственными исполнителями;
5) обеспечивают достижение плановых показателей, предусмотренных региональной программой, а также положительного эффекта от реализации мероприятий региональной программы, по которым являются ответственными исполнителями;
6) несут ответственность за организацию работы по реализации мероприятий региональной программы, а также за достижение плановых значений курируемых показателей реализации региональной программы.
6. Результаты реализации региональной программы
Региональная программа предусматривает к 2030 году достижение следующих основных показателей:
1) численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума до 8,35%;
2) доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь - 16,5%;
3) доля граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта - 47,0%;
4) доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет - 100%;
5) количество субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе, получивших комплексную поддержку с момента начала предпринимательской деятельности до выхода на уровень развития, предполагающий интеграцию в более крупные единицы бизнеса (количество субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе, получивших государственную поддержку, в том числе в результате услуг, оказанных центрами компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров, накопленным итогом) - 120 чел.
Сведения о показателях реализации региональной программы и их значения представлены в приложении N 2 к региональной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.