Приказ Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания
от 25 декабря 2020 г. N 128
"Об утверждении Общего руководства по соблюдению обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному надзору (контролю) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Северная Осетия-Алания"
Во исполнение пункта 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Общее руководство по соблюдению обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному надзору (контролю) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Северная Осетия-Алания.
2. Опубликовать настоящий приказ на официальном сайте Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.okn.alania.gov.ru).
3. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вступает в силу с даты его подписания.
Председатель Комитета |
Э. Агаева |
Утверждено
приказом Комитета по охране
и использованию объектов
культурного наследия РСО-Алания
от 25.12.2020 г. N 128
Общее руководство
по соблюдению обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Северная Осетия-Алания
Раздел 1. Общие положения
Глава 1. Назначение руководства по соблюдению обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия
Настоящее руководство по соблюдению обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Северная Осетия-Алания, разработано во исполнение пункта 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в целях профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по следующим видам государственного надзора:
- федеральный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;
- региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Руководство не является нормативным правовым актом и предназначено для использования в качестве методического пособия для самопроверки, подготовки мероприятий по указанным видам государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Северная Осетия-Алания, а также в иных целях, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Глава 2. Понятие объекта культурного наследия, виды объектов культурного наследия
1. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
2. Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации, о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются, в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
3. Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации, о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.
4. Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.
5. Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:
памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;
ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;
достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.
6. Согласно статье 4 указанного Федерального закона объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
7. В соответствии со статьей 48 вышеназванного Федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Отнесение объекта культурного наследия к той или иной форме собственности не связано с категорией объекта культурного наследия.
8. К предмету охраны объекта культурного наследия относятся особенности объекта, являющиеся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащие обязательному сохранению.
9. Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная актом регионального или федерального органа охраны объектов культурного наследия.
10. Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ на территории объекта культурного наследия (памятника или ансамбля):
1) запрещено строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик, существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;
2) разрешено ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
11. На территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению.
12. Индивидуальные режимы использования территории конкретных объектов культурного наследия определены актами регионального или федерального органа охраны объектов культурного наследия.
Границы территорий объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Северная Осетия-Алания, утверждаются приказами Комитета.
Утвержденные границы территорий объектов культурного наследия и их предметы охраны размещаются на официальном сайте Комитета по адресу: http://www.okn.alania.gov.ru.
13. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
14. Сведения об утверждении зон охраны объектов культурного наследия на территории Республики Северная Осетия-Алания размещены на официальном сайте Комитета по адресу: http://www.okn.alania.gov.ru.
15. Защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям, и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) положениями ч. 1 ст. 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ запрещаются:
1) строительство объектов капитального строительства;
2) реконструкция объектов капитального строительства, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
16. Защитные зоны не устанавливаются для объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства, а также памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательного места, в которых соответствующим органом охраны объектов культурного наследия установлены предусмотренное статьей 56.4 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ требования и ограничения.
Защитные зоны устанавливаются в соответствии с Таблицей.
Таблица
|
Памятник находится в границах населенного пункта |
Памятник находится вне границ населенного пункта |
Границы объекта культурного наследия утверждены |
100 метров от внешних границ территории памятника |
200 метров от внешних границ территории памятника |
Границы объекта культурного наследия не утверждены |
200 метров от линии внешней стены памятника |
300 метров от линии внешней стены памятника |
|
Ансамбль находится в границах населенного пункта |
Ансамбль находится вне границ населенного пункта |
Границы объекта культурного наследия утверждены |
150 метров от внешних границ территории ансамбля |
250 метров от внешних границ территории ансамбля |
Границы объекта культурного наследия не утверждены |
200 метров от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию |
300 метров от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию |
17. Комитет вправе принять решение, предусматривающее установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от указанных в таблице расстояний на основании заключения историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
18. Приказы Комитета об изменении границ защитных зон объектов культурного наследия размещаются на официальном сайте Комитета по адресу: http://www.okn.alania.gov.ru.
19. Защитные зоны являются временной мерой по сохранению объекта культурного наследия в его градостроительной среде и действуют до утверждения в установленном порядке границ зон охраны объекта культурного наследия.
20. Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Комитетом по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания при проведении проверок, мероприятий по контролю, систематического наблюдения в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в отношении объектов культурного наследия, размещен на официальном сайте Комитета.
21. Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Положением о федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2015 года N 740, Порядком организации и осуществления регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29 марта 2016 года N 106, Административным регламентом осуществления федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), утвержденным Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 31 марта 2020 года N 115, Административным регламентом осуществления регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 31 марта 2020 года N 116, осуществляет:
- федеральный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;
- региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Глава 3. Лица, в отношении которых установлены обязательные требования
1. К лицам, в отношении которых законодательством Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия устанавливаются обязательные требования, относятся:
1) органы государственной власти;
2) органы местного самоуправления;
3) юридические лица, их руководители и иные должностные лица;
4) индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители;
5) физические лица.
К основным группам лиц, в отношении которых установлены обязательные требования, относятся:
1) собственники, иные законные владельцы объектов культурного наследия, владеющие объектом культурного наследия на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и безвозмездного пользования, а также (владельцы) пользователи объектов культурного наследия на праве аренды, ином вещном праве в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
2) лица, организующие и (или) проводящие работы на объекте культурного наследия, территории объекта культурного наследия, в зонах его охраны, на территории защитных зон, на земельных участках, непосредственно связанных с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия;
3) лица, организующие и (или) проводящие земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, предусмотренные статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работы по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иные работы в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в ЕГРОКН, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
2. Если объект находится в собственности пользовании нескольких лиц, обязательные требования подлежат исполнению всем лицами, в собственности (пользовании) которых находится объект культурного наследия.
3. Лицо, которому объект культурного наследия, включенный в ЕГРОКН, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, переданы во владение или в пользование на основании договора, обязано выполнять требования в отношении таких объектов, установленные пунктами 1-3 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ (см. пункт 39 Руководства). Распределение обязанностей по выполнению требований, предусмотренных статьей 47.2 Федерального закона N 73-ФЗ (см. пункт 36 Руководства), между сторонами договора о передаче прав владения (пользования) объектом культурного наследия устанавливается указанным договором, если иное не предусмотрено статьей 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки. Слова "пункт 39 Руководства" следует читать: "пункт 4 Главы 5 Раздела 2 Руководства", слова "пункт 36 Руководства" следует читать: "пункт 1 Главы 5 Раздела 2 Руководства"
Глава 4. Источники информации об объектах культурного наследия
1. Основной источник сведений об объектах культурного наследия - Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - ЕГРОКН).
2. ЕГРОКН опубликован на сайте открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn).
3. Сведения об отнесении объекта недвижимости к объектам культурного наследия также вносятся в ЕГРН.
Раздел 2. Обязательные требования
Глава 5. Требования к сохранению объекта культурного наследия
1. Требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 Федерального закона N 73-ФЗ должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
2. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, выявленного объекта культурного наследия (далее - объект культурного наследия), сроки (периодичность) проведения таких работ определяются Комитетом с учетом мнения собственника (иного законного владельца) объекта культурного наследия на основании составленного Комитетом акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, выявленного объекта культурного наследия (далее - Акт технического состояния) с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
Проект Акта технического состояния с перечнем работ по сохранению объекта культурного наследия готовится Комитетом и направляется собственнику (иному законному владельцу) объекта культурного наследия для учета его мнения.
Собственник (иной законный владелец) объекта культурного наследия в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты получения проекта Акта технического состояния и перечня работ направляет в Комитет письмо, содержащее мнение в отношении состава и сроков работ, указанных в перечне. При отсутствии такого ответа Комитет указывает в перечне ранее установленные состав и сроки работ, как принятые с учетом мнения собственника (иного законного владельца) объекта культурного наследия.
3. Собственники (иные законные владельцы) объектов культурного наследия обязаны:
1) обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Федеральным законом N 73-ФЗ;
2) организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ;
3) в случае обнаружения при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе объектов археологического наследия, незамедлительно приостановить работы и направить в течение трех рабочих дней со дня их обнаружения заявление в письменной форме об указанных объектах в Комитет. Комитет организует работу по определению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в порядке, установленном законодательством.
Дальнейшее взаимодействие Комитета с собственниками (иными законными владельцами) объекта культурного наследия, в отношении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, осуществляется в порядке, определенном статьей 36 Федерального закона N 73-ФЗ.
4. Требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия с пунктами 1-3 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ включают обязанности собственника (иного законного владельца) объекта культурного наследия:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
5) соблюдать установленные статьей 5.1 Федерального закона N 73-ФЗ требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):
а) под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих, интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
б) под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;
в) под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
7) незамедлительно извещать Комитет обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии;
9) собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
5. В случае если содержание или использование объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния данного объекта культурного наследия и (или) предмета охраны данного объекта культурного наследия, Комитетом устанавливаются следующие требования:
1) к видам хозяйственной деятельности с использованием объекта культурного наследия либо к видам хозяйственной деятельности, оказывающим воздействие на указанный объект, в том числе ограничение хозяйственной деятельности;
2) к использованию объекта культурного наследия при осуществлении хозяйственной деятельности, предусматривающие в том числе ограничение технических и иных параметров воздействия на объект культурного наследия;
3) к благоустройству в границах территории объекта культурного наследия.
Глава 6. Требования к обеспечению доступа к объекту культурного наследия
1. Требования к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 Федерального закона N 73-ФЗ устанавливаются с учетом требований к сохранению указанного объекта культурного наследия, требований к его содержанию и использованию, физического состояния этого объекта культурного наследия и характера его современного использования.
Доступ к объекту культурного наследия осуществляется в целях реализации права граждан на доступ к культурным ценностям, популяризации объекта культурного наследия, использования его при осуществлении научной, культурно-просветительной, образовательной, туристской, экскурсионной и (или) религиозной деятельности.
Установление требований к обеспечению доступа к объекту культурного наследия не должно приводить к невозможности его современного использования собственником (иным законным владельцем) объекта культурного наследия.
2. Условия доступа к объему культурного наследия, включенному в ЕГРОКН (периодичность, длительность и иные характеристики доступа), устанавливаются Комитетом, с учетом мнения собственника (иного законного владельца) такого объекта, а также с учетом вида объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, категории его историко-культурного значения, предмета охраны, физического состояния объекта культурного наследия, требований к его сохранению, характера современного использования данного объекта культурного наследия, включенного в реестр.
3. Условия доступа к объекту культурного наследия указываются в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН (см. пункт 45 Руководства).
Глава 7. Требования к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях
1. В соответствии со статьей 35.1 Федерального закона N 73-ФЗ не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.
2. Запрет или ограничение распространения наружной рекламы на объектах культурного наследия, находящихся в границах территории достопримечательного места и включенных в ЕГРОКН, а также требования к ее распространению, устанавливаются Комитетом, и вносятся в правила землепользования и застройки, разработанные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
3. Запрет на распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в ЕГРОКН, их территорий не распространится на случаи размещения на объектах культурного наследия, их территориях наружной рекламы, содержащей исключительно информацию о проведении на объектах культурного наследия, их территориях театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий или исключительно информацию об указанных мероприятиях с одновременным упоминанием, об определенном лице как о спонсоре конкретного мероприятия при условии, если такому упоминанию отведено не более чем десять процентов рекламной площади (пространства).
4. Требования к распространению на объектах культурного наследия, их территориях наружной рекламы указываются в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН.
Глава 8. Требования к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия
1. В соответствии со статьей 27 Федерального закона 73-ФЗ на объектах культурного наследия, включенных в ЕГРОКН, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственном языке Республики Северная Осетия-Алания.
2. Информационные надписи и обозначения не устанавливаются на выявленные объекты культурного наследия, объекты археологического наследия, достопримечательные места, а также на объекты культурного наследия, являющиеся отдельными захоронениями, некрополями.
3. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников (иных законных владельцев) объектов культурного наследия.
В случае, если объект культурного наследия принадлежит нескольким лицам, установка на него информационных надписей и обозначений осуществляется по соглашению, заключаемому между данными лицами, а при его отсутствии лицом (лицами), которому принадлежит наибольшая площадь объекта культурного наследия.
4. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, содержание этих информационных надписей и обозначений, а также требования к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, определяются Правительством Российской Федерации.
5. Требования к установке на объектах культурного наследия к установке информационных надписей и обозначений указываются в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН.
Глава 9. Требования к обеспечению условий доступа объектов культурного наследия для инвалидов
1. Требования к обеспечению условий доступа объектов культурного наследия для инвалидов устанавливаются в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН.
Обязанность по определению объема и содержанию мер, обеспечивающих доступность для инвалидов объектов культурного наследия, возлагается на собственников (пользователей) таких объектов.
2. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, включенных ЕГРОКН, определен приказом Минкультуры России от 20.11.2015 N 2834 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Глава 10. Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия
1. Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН (далее - Охранное обязательство), утверждается в соответствии со статьей 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ.
2. Охранное обязательство представляет собой документ, содержащий весь комплекс требований, устанавливаемых в отношении конкретного объекта культурного наследия.
3. Охранное обязательство также содержит:
1) паспорт объекта культурного наследия;
2) описание предмета охраны объекта культурного наследия;
3) сведения об утвержденных границах территории объекта культурного наследия;
4) сведения о зонах охраны объекта культурного наследия;
5) иные сведения об объекте культурного наследия, предусмотренные Федеральным законом N 73-ФЗ.
4. Охранное обязательство утверждается Комитетом и направляется собственнику (иному законному владельцу) объекта культурного наследия.
5. В случае если объект культурного наследия находится в собственности (пользовании) нескольких лиц, Охранное обязательство подлежит выполнению всеми такими лицами.
При отчуждении права собственности либо права владения и (или) пользования на объект культурного наследия договор о передаче права должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на объект культурного наследия или право владения и (или) пользования таким объектом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим Охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. Копия Охранного обязательства является неотъемлемой частью вышеуказанного договора.
В случае отсутствия в договоре такого существенного условия сделка является ничтожной.
6. В случае если в отношении объекта культурного наследия до вступления в силу статьи 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ были выданы иные охранные документы: охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии), данные охранные документы являются действующими и подлежат выполнению собственниками (иными законными владельцами) объектов культурного наследия вплоть до утверждения Охранного обязательства в соответствии со статьей 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ.
Глава 11. Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия
1. На объекте культурного наследия в соответствии со статьями 5.1, 40-44 Федерального закона N 73-ФЗ допускается проведение работ по консервации, ремонту, реставрации и приспособлению для современного использования (далее - работы по сохранению объекта культурного наследия).
2. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия установлен статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ и предусматривает обязательное получение задания и разрешения на проведение таких работ в уполномоченном органе охраны объектов культурного наследия.
3. Порядок выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия утвержден приказом Минкультуры России от 08 июня 2016 года N 1278 "Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия".
4. Порядок выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия утвержден приказом Минкультуры России от 21 октября 2015 года N 2625 "Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия".
5. Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании проектной документации, согласованной уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.
6. Порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия утвержден приказом Минкультуры России от 05.06.2015 N 1749 "Об утверждении порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия".
7. Проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия подлежит государственной историко-культурной экспертизе.
Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы установлен Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе".
8. К работам по сохранению объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, выявленного объекта культурного наследия (в том числе научно-исследовательским, изыскательским, проектным и производственным работам) допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Перечень лицензированных организаций опубликован на портале открытых данных Минкультуры России (https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-heritage_safekeeping_licens es).
9. К работам по консервации и реставрации объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, или выявленного объекта культурного наследия допускаются физические лица, аттестованные Минкультуры России и состоящие в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующую лицензию или являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими такую лицензию.
Перечень аттестованных физических лиц опубликован на портале открытых данных Минкультуры России (https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-certified_specialist).
10. В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
11. Для проведения указанных работ по сохранению объекта культурного наследия помимо разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренного статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ, необходимо получить также разрешение на строительство в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. По результатам выполненных работ оформляется разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
12. Работы по сохранению объектов культурного наследия проводятся при обязательном условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
13. Научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия и авторский надзор за их проведением осуществляет лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения таких работ.
14. Государственный надзор за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия на территории Республики Северная Осетия-Алания осуществляет Комитет.
15. После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах (далее - отчетная документация). Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ.
16. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия установлены приказом Минкультуры России от 25 июня 2015 N 1840 "Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы" (далее - приказ Минкультуры России от 25.06.2015 N 1840).
17. Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется собственником (иным законным владельцем, указанного объекта культурного наследия) либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.
Обязательными условиями приемки работ являются:
1) утверждение уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации;
2) выдача уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Порядок приемки работ утвержден приказом Минкультуры России от 25.06.2015 N 1840.
18. Выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (в том числе разрешения на строительство), согласование проектной документации на проведение таких работ, рассмотрение и утверждение отчетной документации, участие в приемке работ и выдача акта приемки выполненных работ осуществляются:
1) в отношении объектов культурного наследия федерального и регионального значения - Комитетом;
2) в отношении объектов культурного наследия (местного) муниципального значения - муниципальным органом охраны объектов культурного наследия при Администрации муниципального образования, на территории которого расположен объект культурного наследия.
Выдача задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение таких работ относятся к государственным (муниципальным) услугам.
Информация о предоставлении Комитетом указанных государственных услуг (в том числе Административные регламенты), иных государственных услуг и функций необходимых для организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, а также информация о графике приема документов и консультаций специалистов Комитета размещена на официальном сайте http://okn.alania.gov.ru/.
Глава 12. Требования к проведению работ, не затрагивающих непосредственно объект культурного наследия, но могущих оказать влияние на объекты культурного наследия
1. В соответствии со статьей 36 Федерального закона N 73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона N 73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в ЕГРОКН, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований данной статьи.
Таким образом, до начала проведения работ лицам, организующим или производящим работы, необходимо получить информацию о наличии на землях, подлежащих хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в ЕГРОКН, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия.
2. Информацию о наличии на подлежащей хозяйственному освоению территории объектов культурного наследия, включенных в ЕГРОКН, и выявленных объектов культурного наследия можно получить путем ознакомления с размещенными на официальном сайте Комитета перечнями.
Информацию о наличии (отсутствии) на землях, подлежащих хозяйственному освоению, объектов археологического наследия, а также объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, можно получить в Комитете путем направления соответствующего запроса.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4. В случае если у Комитета отсутствуют сведения о наличии (отсутствии) на земельном участке, подлежащем хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в ЕГРОКН, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, такой земельный участок подлежит государственной историко-культурной экспертизе согласно статье 30 Федерального закона N 73-ФЗ.
На основании заключения государственной историко-культурной экспертизы Комитетом принимается решение о возможности хозяйственного освоения земельного участка.
5. Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 Федерального закона N 73-ФЗ работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, проводятся при соблюдении следующих условий:
1) соблюдение требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, установленных статьей 5.1 Федерального закона N 73-ФЗ, а также приказом Комитета об утверждении границ территории объекта культурного наследия;
2) разработка и реализация согласованных Комитетом обязательных разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
6. Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
7. Проектная документация, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона N 73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, подлежит государственной историко-культурной экспертизе.
8. В случае обнаружения в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона N 73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, заказчик указанных работ, технический заказчик (застройщик) объекта капитального строительства, лицо, проводящее указанные работы, обязаны незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения такого объекта направить в Комитет письменное заявление об обнаруженном объекте культурного наследия.
Комитет организует работу по определению историко-культурной ценности такого объекта в порядке, установленном законодательством.
9. Изыскательские, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 Федерального закона N 73-ФЗ работы по использованию лесов и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком указанных работ, техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, лицом, проводящим указанные работы, после получения предписания Комитета о приостановлении указанных работ.
10. В случае ликвидации опасности разрушения объектов, либо устранения угрозы нарушения их целостности и сохранности приостановленные работы могут быть возобновлены по письменному разрешению Комитета.
Раздел 3. Критерии правомерного поведения по соблюдению обязательных требований
1. Собственникам и пользователям объектов культурного наследия в целях недопущения нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия необходимо:
1) своевременно (в сроки, указанные в перечне работ) проводить работы по сохранению объектов культурного наследия;
2) выполнять все требования, установленные пунктами 1-3 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ. При содержании объекта культурного наследия следовать Методическим рекомендациям;
3) в случае, если Комитетом в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ будут установлены дополнительные требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, выполнять эти требования;
4) обеспечивать доступ к объекту культурного наследия в соответствии с условиями, определенными Комитетом совместно с собственником (иным законным владельцем) объекта культурного наследия;
5) не распространять и не допускать распространения на объекте культурного наследия наружной рекламы. Соблюдать требования к размещению наружной рекламы на объекте культурного наследия, и на его территории, если ее размещение допускается в соответствии со статьей 35.1 Федерального закона N 73-ФЗ и Охранным обязательством;
6) обеспечить размещение на объекте культурного наследия информационных надписей и обозначений;
7) принять меры по обеспечению доступности объекта культурного наследия для инвалидов в соответствии с установленным порядком и Охранным обязательством;
8) обеспечить направление в Комитет в срок не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, уведомление о выполнении требований Охранного обязательства в отношении принадлежащего ему объекта культурного наследия;
9) проводить работы на объекте культурного наследия только в соответствии с порядком, установленным статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ.
2. Лицам, организующим и (или) проводящим работы на объекте культурного наследия, территории объекта культурного наследия, в зонах его охраны, на территории защитной зоны, на земельных участках, непосредственно связанных с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, иных территориях, необходимо:
1) перед планированием любой хозяйственной деятельности на конкретной территорий изучить вопрос о том, не находится ли подлежащая хозяйственном освоению территория в границах зон охраны объектов культурного наследия, защитной зоны объектов культурного наследия, в границах территорий объектов культурного наследия.
В случае если земли, подлежащие хозяйственному освоению, находятся в границах, указанных выше территорий, неукоснительной соблюдать установленные соответствующими нормативными правовыми актами режимы использования территорий, градостроительные регламенты;
2) перед планированием земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, получить в Комитете информацию о наличии (отсутствии) на землях, подлежащих хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в ЕГРОКН, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
В случае отсутствия в Комитете данной информации обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы земельного участка до начала его хозяйственного освоения;
3) работы на территории объекта культурного наследия и земельных участках, смежных с земельным участком в границах объекта культурного наследия проводить при обязательном наличии раздела проектной документации (самостоятельного проекта), содержащего мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, прошедшего государственную историко-культурную экспертизу и согласованного Комитетом;
4) при обнаружении в ходе проведения хозяйственных работ объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, немедленно приостановить работы и уведомить Комитет о выявленных объектах.
3. При осуществлении мероприятий государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, лицам, в отношении которых проводятся проверки, собственникам (пользователям) объектов культурного наследия необходимо:
1) выполнять предписания об устранении выявленных нарушений в установленные сроки и в полном объеме;
2) немедленно приостанавливать работы в случае получения соответствующего предписания Комитета;
3) не препятствовать проведению проверок;
4) не препятствовать проведению мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, а также систематическому наблюдению.
Раздел 4. Юридические последствия несоблюдения обязательных требований
Глава 13. Привлечение к административной ответственности
1. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрены составы правонарушений за нарушения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия в соответствии со статьями 7.13-7.16 и 7.33 данного кодекса.
2. К наиболее распространенными нарушениями законодательства об охране объектов культурного наследия, выявляемыми в ходе осуществления государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, относятся следующие.
Статья 7.13. КоАП РФ - Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Часть 1 статьи 7.13 КоАП РФ: "нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (федерального, регионального и муниципального значения), нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей".
Часть 3 статьи 7.13 КоАП РФ: "действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, влекут наложение административного штрафа: на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей".
Статья 7.14. КоАП РФ - Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
"Организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей".
Статья 7.14.1. КоАП РФ - Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения.
"Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия, в том числе выявленных объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до двадцати миллионов рублей".
3. К правонарушениям за неисполнение предписаний, выданных Комитетом, относятся следующие.
Статья 7.14.2. КоАП РФ - Неисполнение обязанности по приостановлению работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность.
"Неисполнение заказчиком и (или) лицом, проводящим земляные, строительные, дорожные или иные работы, обязанности по приостановлению указанных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность, после получения письменного предписания государственного органа охраны объектов культурного наследия влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей".
Часть 18 статьи 19.5 КоАП РФ Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль.
"Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей".
Часть 19 статьи 19.5 КоАП РФ: "повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 18 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей".
Глава 14. Привлечение к уголовной ответственности
Статья 243 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) - Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей.
Часть 1 статьи 243 УК РФ: "уничтожение или повреждение объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок".
Часть 2 статьи 243 УК РФ: "деяния, предусмотренные частью 1 данной статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия, или выявленных объектов археологического наследия, наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет.
Статья 243.1 УК РФ - Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Примечание. Повреждением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия в крупном размере в настоящей статье признается причинение вреда, стоимость восстановительных работ для устранения которого превышает пятьсот тысяч рублей, а в отношении объектов археологического наследия - стоимость мероприятий, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сохранения объекта археологического наследия, превышающая пятьсот тысяч рублей.
Глава 15. Объявление предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований
1. В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона N 243-ФЗ при наличии у Комитета сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации Комитет объявляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - Предостережение).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "со статьей 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ"
2. Обязательным условием объявления предостережения является отсутствие подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований, причинило вред объектам культурного наследия либо создало угрозу причинения такого вреда.
3. При получении Предостережения юридическому лицу индивидуальному предпринимателю необходимо принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить Комитет об исполнении Предостережения в указанный в Предостережении срок.
4. Обязательным условием объявления предостережения является отсутствие подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований, причинило вред объектам культурного наследия либо создало угрозу причинения такого вреда.
5. При получении Предостережения юридическому лицу индивидуальному предпринимателю необходимо принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить Комитет об исполнении Предостережения в указанный в Предостережении срок.
6. В случае несогласия с фактами, изложенными в Предостережении, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе представить в Комитет возражения на Предостережение в указанный в Предостережении срок.
7. Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения".
Глава 16. Обращение в суд с исковым заявлением
1. В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 73-ФЗ:
в случае неисполнения собственником (иным законным владельцем) обязательств в области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Комитет вправе подать в отношении данных лиц в суд иск о понуждении исполнения указанных обязательств в натуре;
в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия либо собственник земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности объекта культурного наследия и влекущие утрату им своего значения, иски об изъятии из собственности указанных лиц объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия;
в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, уничтожен по вине собственника данного объекта или пользователя данным объектом либо по вине владельца земельного участка, в границах которого располагался объект археологического наследия, иски о безвозмездном изъятии у указанных лиц земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, являющегося неотъемлемой частью объекта, культурного наследия, либо земельного участка, в границах которого располагался объект археологического наследия.
2. Информация о результатах анализа и обобщения правоприменительной практики Комитетом публикуется на официальном сайте Комитета http://okn.alania.gov.ru/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания от 25 декабря 2020 г. N 128 "Об утверждении Общего руководства по соблюдению обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному надзору (контролю) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Северная Осетия-Алания"
Вступает в силу с 25 декабря 2020 г.
Текст приказа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 31 декабря 2020 г. N 1501202012310005
Приказом Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания от 9 сентября 2024 г. N 298 настоящий документ признан утратившим силу с 14 сентября 2024 г.