Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 декабря 2020 г. N 5.1-01/3129
на проект федерального закона N 1025470-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах",
принятый Государственной Думой 16 декабря 2020 года
Досье на проект федерального закона
Законопроект N 1025470-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового мониторинга" внесен в Государственную Думу 24 сентября 2020 года депутатами Государственной Думы A.M. Макаровым, Г.Я. Хором и другими. При рассмотрении законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование и расширен предмет правового регулирования.
Федеральный закон направлен на устранение избыточных мер налогового контроля в рамках налогового мониторинга, а также на расширение сферы применения этой формы налогового контроля и совершенствование его процедур.
Федеральным законом в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) вносятся изменения в части регулирования порядка проведения налоговых проверок в случаях, когда налоговый контроль в отношении налогоплательщика осуществляется в форме налогового мониторинга, возмещения таким налогоплательщикам сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и акциза, а также в части условий и процедуры инициирования, проведения и прекращения налогового мониторинга.
В частности, Федеральным законом с 300 миллионов рублей до 100 миллионов рублей снижен размер совокупной суммы налогов, уплата которых в предыдущем календарном году позволяет обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении мониторинга. При этом в перечень таких налогов кроме НДС, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых включены налог на доходы физических лиц и страховые взносы. Также с 3 миллиардов рублей до 1 миллиарда рублей снижено пороговое значение суммарного объема полученных доходов, а также размер требования о совокупной стоимости активов организации. Таким образом, существенно расширен круг лиц, которые вправе обратиться с заявлением о проведении налогового мониторинга.
Кроме этого, Федеральный закон отменяет целый ряд оснований для проведения в отношении указанных выше лиц налоговых проверок, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 88 и подпунктами 3 и 4 пункта 5.1 статьи 89 Налогового кодекса (исключены такие основания как невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа, нарушение сроков представления налоговой отчетности или налоговой декларации, в которой заявлено право на возмещение НДС и акцизов). При этом Федеральным законом расширены основания проведения повторной выездной налоговой проверки в связи с подачей уточненной налоговой декларации, которая теперь может проводиться не только в связи с уменьшением заявленной в первоначальной налоговой декларации суммы налога, но и в связи с увеличением заявленной к возмещению суммы НДС или акциза, а также полученного убытка.
Федеральный закон предусматривает обязанность налоговых органов уведомлять организацию о наличии оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга или направления мотивированного мнения налогового органа и предоставляет налогоплательщику срок для дачи пояснений, уведомления о согласии с позицией налогового органа, изложенной в мотивированном мнении, или для устранения оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга.
Федеральным законом предусмотрена возможность представлять истребуемые при проведении налогового мониторинга налоговым органом документы (пояснения), составленные на бумажном носителе, в виде электронных образов (сканов) таких документов по утвержденным форматам. При этом согласно части 6 статьи 6 Федерального закона с 2024 года будет прекращена передача налоговому органу документов (информации) по телекоммуникационным каналам связи и информационное взаимодействие налогоплательщика и налогового органа в рамках налогового мониторинга будет осуществляться исключительно с использованием информационной системы организации в соответствии с регламентом информационного взаимодействия.
Кроме этого, Федеральным законом уточняются нормы трех федеральных законов о налогах и сборах, принятых в 2020 году.
Федеральный закон в соответствии с частью 1 статьи 6 вступает в силу со дня его официального опубликования за исключением положений, для которых данной статьей установлен иной порядок вступления в силу. В связи с этим обращаем внимание на то, что порядок вступления в силу указанных положений определен частями 2-5 статьи 6 Федерального закона некорректно, так как в них указаны только даты, с которых отдельные положения Федерального закона могут применяться, но не оговорено, что эти нормы вступают в силу не ранее даты их официального опубликования.
Федеральный закон согласуется с основами налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон регулирует отношения, отнесенные пунктами "ж" и "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федерации (финансовое регулирование, федеральные налоги).
Федеральный закон в соответствии с пунктами "б" и "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования и федеральных налогов. Рассмотрение данного Федерального закона должно быть начато не позднее 31 декабря 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.