Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 декабря 2020 г. N 5.1-01/3132
на проект федерального закона N 1049109-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 8 Федерального закона "О национальной платежной системе",
принятый Государственной Думой 16 декабря 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1049109-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским и другими, сенатором Российской Федерации Н.А. Журавлевым 3 ноября 2020 года. При рассмотрении законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование и предмет правового регулирования.
Федеральным законом предусматривается внесение в статью 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" изменений, направленных на установление возможности резидентов осуществлять операции с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, для переводов денежных средств без открытия банковского счета.
Так, согласно Федеральному закону резиденты могут осуществлять переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, за исключением приема таких электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета на территории Российской Федерации в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также операций с использованием таких электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и (или) договорами займа. При этом указанные ограничения приема электронных средств платежа не распространяются на платежные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платежной системы.
Также Федеральным законом устанавливается обязанность резидентов представлять налоговым органам отчеты о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг с подтверждающими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При этом предусматривается, что резидент не представляет налоговым органам указанный отчет по тому электронному средству платежа, которым резидент вправе распоряжаться, при условии, что общая сумма средств, зачисленных на указанное электронное средство платежа, за отчетный год не превышает сумму, эквивалентную в денежном выражении 600 000 рублей, или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей.
Кроме того, Федеральным законом вносятся в Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" изменения, согласно которым Банк России наделяется правом устанавливать требования об обеспечении поставщиком платежного приложения возможности клиентам оператора по переводу денежных средств использовать национальные платежные инструменты с применением платежного приложения, если условия его применения предусматривают использование платежных карт.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
В соответствии со статей 3 Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "ж" (финансовое, валютное регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации и в соответствии с пунктом "в" (финансовое, валютное регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 31 декабря 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.