Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 декабря 2020 г. N 5.1-01/3130
на проект федерального закона N 1021999-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" в части защиты прав и законных интересов застрахованных лиц при выборе страховщика по обязательному пенсионному страхованию и статью 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате",
принятый Государственной Думой 16 декабря 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1021999-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 16 сентября 2020 года, принят Государственной Думой в первом чтении 22 октября 2020 года, во втором чтении - 15 декабря 2020 года. Во втором чтении изменено наименование Федерального закона, его текст дополнен новой редакцией части шестой статьи 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, конкретизирующей способы установления личности (идентификации) гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия удалённо.
Федеральный закон направлен на обеспечение защиты прав лиц, заключивших договор об обязательном пенсионном страховании в системе негосударственного пенсионного обеспечения, сохранение инвестиционного дохода и пресечение противоправных действий при реализации права застрахованных лиц на досрочный переход к новому страховщику по обязательному пенсионному страхованию.
Федеральным законом вводится запрет на привлечение негосударственными пенсионными фондами посредников (в том числе агентов, поверенных) в целях заключения ими договоров об обязательном пенсионном страховании между застрахованным лицом и негосударственным пенсионным фондом от имени негосударственного пенсионного фонда. При этом дополнительные требования к порядку заключения договора об обязательном пенсионном страховании, лицам, которые вправе заключать от имени негосударственного пенсионного фонда такой договор, могут быть установлены Центральным банком Российской Федерации.
Также Федеральным законом предусматривается, что при поступлении в Пенсионный фонд Российской Федерации заявления застрахованного лица о переходе (о досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд через представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, Пенсионный фонд Российской Федерации проводит проверку подлинности такой доверенности посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия через единую информационную систему нотариата путем направления запроса в электронной форме.
Кроме того, Федеральным законом устанавливается право, позволяющее гражданам запретить рассмотрение Пенсионным фондом Российской Федерации заявлений о переходе (о досрочном переходе), поданных любыми иными способами подачи указанных заявлений, отличными от подачи таких заявлений застрахованным лицом лично. После уведомления гражданином Пенсионного фонда Российской Федерации о таком запрете последующие заявления о переходе (о досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд могут быть поданы только лично самим гражданином, при этом предусматривается возможность застрахованного лица отозвать такое уведомление о запрете.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон принят по предмету ведения Российской Федерации, установленному пунктами "е" (установление основ федеральной политики в области государственного, социального развития Российской Федерации) и "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному пунктом "ж" (социальная защита, включая социальное обеспечение) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон согласно статье 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования.
Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 31 декабря 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.