Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 24 декабря 2020 г. N 3.6-03/3493
на проект федерального закона N 1058353-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 23 декабря 2020 года (проект N 1058353-7 внесен депутатом Государственной Думы М.Г. Кудрявцевым), и отмечает следующее.
Федеральный закон уточняет дистанционные процедуры заключения договоров об оказании услуг связи. В частности, фиксируется, что дистанционное заключение указанных договоров может осуществляться с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, усиленной неквалифицированной электронной подписи, а также с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке заявителя при условии его идентификации с использованием информационных технологий. В соответствии с частью 18 статьи 14.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" к таким технологиям относятся единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) и единая биометрическая система.
Федеральным законом вводится определение понятия "идентификатор пользовательского оборудования (оконечного оборудования)" как идентификационного номера пользовательского оборудования (оконечного оборудования), в котором предусмотрена возможность использования идентификационного модуля (далее - идентификатор устройства). При этом Федеральный закон предусматривает право гражданина внести в ЕСИА или исключить из нее сведения как об абонентском номере, так и об идентификаторе устройства. В случае утраты пользовательского оборудования, идентификатор которого внесен в ЕСИА, пользователь услугами связи вправе внести сведения об утрате такого пользовательского оборудования в ЕСИА с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. После получения из ЕСИА информации об утрате пользовательского оборудования и подтверждения уникальности идентификатора устройства, оператор подвижной радиотелефонной связи обязан не оказывать услуги связи абоненту - физическому лицу или пользователю услугами связи.
В целях усиления борьбы с распространением "серых" идентификационных модулей Федеральным законом корректируется процедура предоставления корпоративными абонентами возможности пользования услугами связи физическим лицам. В частности, такая возможность будет предоставляться только при условии подтвержденной учетной записи пользователя услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя в ЕСИА, которая должна содержать сведения о таком пользователе и сведения об используемом им абонентском номере. При этом Федеральным законом операторам связи вменяется в обязанность проверка наличия указанных сведений в ЕСИА с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия до начала оказания услуг связи.
В целях осуществления мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя Федеральным законом предлагается создать соответствующую информационную систему мониторинга. Указанную информационную систему создает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Организационные и технические меры по обеспечению полномочий по данному мониторингу будет осуществлять радиочастотная служба.
Для осуществления указанного мониторинга оператор подвижной радиотелефонной связи обязан обеспечить уполномоченному федеральному органу исполнительной власти доступ к информации о способах подтверждения сведений и результатах проведенных проверок достоверности сведений об абоненте и пользователях услугами связи, об используемом ими пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании), к информации о функционировании идентификационных модулей, используемых абонентами и пользователями услугами связи, а также направлять в указанную информационную систему мониторинга иную информацию в составе, порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует одобрить Федеральный закон.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи".
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.